Возможности гетерогенной группы в решении личностных проблем подростков

147
Возможности гетерогенной группы в решении личностных проблем подростков

Современные подростки все чаще сталкиваются с ситуациями, связанными с адаптацией в новом коллективе, проблемами взаимоотношений, проявлением умения самоутвердиться и требующими адекватных реакций, а также социально-психологической компетентности.

Социально-психологическая компетентность – система знаний (о социальной действительности, о себе) и умений. Адекватное поведение в ситуациях, когда надо «отстоять свое право», «завязать отношения», «завоевать симпатии» и др., по мнению большинства специалистов, не передается по наследству, однако может быть освоено за сравнительно недолгое время в ходе участия в личностно-ориентированном тренинге. Он дает возможность организовать непрерывный процесс саморазвития, самокоррекции и самосовершенствования личности.

Тренинговая работа по формированию у учащихся социально-психологической компетентности – творческий процесс, разносторонне воздействующий на личность. В последние годы к проблеме развития тренинговых программ, которая еще недавно привлекала большое внимание педагогов-психологов и педагогов, снизился профессиональный интерес. Тем не менее, тренинг как форма активного социального обучения представляет собой постоянно адаптирующийся к социальной среде модуль с широкими возможностями усовершенствования.

Личностно-ориентированный тренинг представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии. Данная психотехнология качественно отличается от традиционных методов обучения (лекции, семинара и т. п.) и заключается в следующих принципах работы участников тренинга:

  • творческой активности;

  • объективации поведения (наличие обратной связи);

  • оптимизации познавательных процессов в условиях общения;

  • партнерского общения.

Созданию благоприятных условий для работы группы способствует положительная эмоциональная атмосфера, снижающая психическую напряженность. К основным правилам работы относятся:

  • активность;

  • обсуждение того, что происходит здесь и сейчас;

  • выявление положительных качеств личности каждого участника;

  • искренность и доверие;

  • недопустимость непосредственных оценок участников;

  • конфиденциальность.

Главная цель личностно-ориентированного тренинга – повышение уверенности участников в себе. Он направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т. д.).

  2. Укрепить чувство собственного достоинства.

  3. Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.

  4. Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

В ходе работы применяются следующие методы и психотехники, способствующие достижению цели и решению поставленных задач:

  • игры, развивающие вербальную и невербальную активность;

  • тематические обсуждения и дискуссии;

  • задания, способствующие стабилизации повышению самооценки;

  • различные виды драматизации и ролевых игр;

  • выход в город для выполнения заданий с социальным взаимодействием.

Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социализацию и личностное развитие. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдается душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Они, как правило, хуже учатся, в то время как ровесники с позитивными установками учатся лучше. Подростковый возраст – это период личностного самоутверждения, и подобные тренинги уверенности в себе могут облегчить закрепление этого новообразования.

О преимуществах гетерогенной группы и о применении на практике ведения гетерогенных тренинговых групп читайте в полной версии статьи в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» - № 11, 2015 Подписаться на журнал >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль