Возможности образовательного процесса в развитии нравственных ориентаций подростков

396
Возможности образовательного процесса в развитии нравственных ориентаций подростков

Нравственные ориентации являются составной частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру и придающей смысл и направление личностным позициям и поступкам. Они, с одной стороны, детерминированы факторами среды и воспитания, с другой – индивидуальностью и уровнем психического развития личности.

Нравственная ориентация как вид ценностных ориентаций – духовное образование, социально-психологический феномен, являющийся результатом отражения в сознании человека общественных воздействий, их индивидуальной интерпретации, точки зрения, морали как формы общественного сознания и способа духовнопрактического освоения действительности. Этот результат интернализации личностью нравственных ценностей выражает ее позицию к другому человеку, себе, социальным и межличностным взаимосвязям, окружающим объектам, выступающим в виде превращенных общественных отношений.

Она носит максимально обобщенный и достаточно устойчивый характер, оказывает влияние на все формы проявления сознания, простраивание собственного образа, включает особенности социальной установки в виде предрасположенности к определенной направленности деятельности, содержит в себе момент выбора поведения, стимулирует глубокие эмоциональные переживания человека. Нравственное становление представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации. Анализ педагогической литературы, материалов научно-практических конференций, посвященных проблемам духовно-нравственного развития детей и подростков, позволяет сделать выводы о том, что степень значимости нравственных ориентаций школьников в нравственном становлении достаточно велика.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями". Таким образом, духовно-нравственное развитие в школе есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для школы.

Существующий педагогический подход к воспитанию нравственных ориентаций в большей степени ориентирован на воспитание посредством оценки обобщенных примеров. Несмотря на всю ценность такого подхода, он явно недостаточен, поскольку практически не учитывает конкретные представления о добре и зле, субъективный нравственный опыт детей.

Духовно-нравственное становление личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа должна сотрудничать с его родителями. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы образовательная организация (далее – ОО) была не только местом, где учат, но и "социальной семьей" ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для полноценного нравственного становления личности.

Для преодоления негативных влияний постперестроечного времени, в результате которых произошли изменения в нравственных ориентациях молодого поколения россиян, к которому относятся родители нынешних школьников, необходима разработка новой модели воспитания.

Воспитательная работа школы должна быть направлена:

  • на обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями и формирование нравственных ценностей и ориентаций;
  • вооружение обучающихся знаниями о нравственности, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности нравственных норм;
  • привитие культуры, формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности;
  • развитие нравственных качеств личности: ответственности за свои решения, действия и поступки, терпимости по отношению к ближайшему окружению, близким людям, способности к совершению хороших поступков и сохранению собственного достоинства в трудных ситуациях, умению жить в ладу с другими народами и культурами, терпимости в общении.

В полной версии статьи читайте:

  • Примеры методик изучения нравственных ориентаций.
  • Шкала самых ценных качеств человека.
  • Диагностика знания и понимания обучающимися нравственных понятий.
  • Исследование нравственных ориентаций.
  • Результаты проведенных исследований.

А так же:

  • Возможности ОО в развитии нравственных ориентаций.
  • Дискуссия, как возможность развития нравственных ориентаций.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Возможности образовательного процесса в развитии нравственных ориентаций подростков" полностью вы можете в журнале "Справочник классного руководителя" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль