Обеспечение физической доступности образовательной организации для лиц с ОВЗ

719
Леонтьева Елена Геннадьевна
Эксперт по доступной для маломобильных граждан архитектурной среде и универсальному дизайну

Скачать книгу «Оснащение и ремонт» в формате pdf >>>

Одно из условий развития инклюзивного образования и воспитания – создание доступной среды в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Такая среда формируется как в ходе строительства новых зданий, так и при реконструкции уже существующих.

Создание доступной среды при строительстве

Итогом реализации государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011–2015 гг. стало увеличение количества школ и детских садов, в которых созданы необходимые условия для лиц с ОВЗ. Однако удельный вес доступных учреждений пока невысок.

Проще и дешевле создавать доступную среду при строительстве новых зданий.

До недавнего времени основным документом для проектировщиков и строителей любых зданий общественного назначения, в том числе образовательных организаций, были строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73. Однако с 1 июля 2015 г. вступил в действие Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – Перечень), утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521.

Согласно Перечню основным обязательным документом стал СП 59.13330.2012 – свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605.

Необходимо подчеркнуть, что обязательным к применению является не весь документ, а только его отдельные части. СП 59.13330.2012 был разработан на основе ранее действовавших строительных норм и правил, но отдельные требования претерпели заметные изменения.

Так, при благоустройстве территории необходимо понижать бортовой камень в местах пересечения тротуара с проезжей частью для обеспечения свободного передвижения инвалидов-колясочников и опорников. Если ранее максимально допустимая высота пониженного бордюра не должна была превышать 0,04 м, то теперь она уменьшена на 2,5 см и составляет 0,015 м (п. 4.1.8 СП 59.13330.2012). Минимальная высота пониженного бордюра осталась неизменной – 0 см, то есть на одном уровне с проезжей частью.

Ранее уклон пандуса составлял не более 8% (1:12), то есть длина пандуса была в 12 раз больше высоты крыльца. Для крыльца высотой 30 см нормативная длина пандуса составляла 3,6 м (0,3 Ч 12 = 3,6 м). По новым требованиям пандус необходимо делать более пологим – с уклоном не более 5% (1:20) (п. 5.2.13 СП 59.13330.2012). Таким образом, для заезда на кресле-коляске на крыльцо высотой 30 см должен быть построен 6-метровый пандус (0,3 Ч 20 = 6,0 м). Такой небольшой уклон пандуса сравним с уклоном тротуара.

СП 59.13330.2012 устанавливает общие требования к разработке проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать инвалидам и иным лицам с ограниченными возможностями передвижения равные с другими категориями населения условия, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна). То есть, при проектировании школ и детских садов необходимо руководствоваться общими нормами этого свода правил.

Впервые документ содержит отдельный раздел, в котором приводятся специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в зданиях и помещениях учебно-воспитательного назначения (разд. 7.2 СП 59.13330.2012).

В полной версии статьи читайте:

  • какие требования предъявляются к строительству зданий;
  • как создать доступную среду при реконструкции зданий;
  • санитарные требования к доступной образовательной среде.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Обеспечение физической доступности образовательной организации для лиц с ОВЗ" полностью вы можете в журнале "Нормативные документы ОУ" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль