Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

2621
Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Термин "дети с ограниченными возможностями здоровья" не вполне корректен, так как возможности полноценной жизнедеятельности, обучения, передвижения есть у самого гражданина (ребенка), а не у здоровья.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций и систем организма. Ограничения жизнедеятельности у гражданина (ребенка) возникают в связи со значительными нарушениями здоровья.

В документах Всемирной организации здравоохранения используется понятие "дети с особыми потребностями, обусловленными нарушениями здоровья".

Вместе с тем, принимая во внимание, что термин "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" используется в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", допустима следующая трактовка понятия "дети с ограниченными возможностями здоровья" – это несовершеннолетние, у которых возможности жизнедеятельности в обществе ограничены из-за нарушений здоровья и/или патологических состояний в соматической, психической и сенсорных сферах. Данная формулировка была согласована с Минздравом России осенью 2014 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Стандарт будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение детей, зачисленных до 1 сентября 2016 г., по адаптированным образовательным программам будет осуществляться по ним до завершения обучения.

Введение ФГОС для детей с ОВЗ в школе весьма актуально, поскольку в России проживает свыше 0,5 млн детей-инвалидов, ежегодно 27–28 тыс. несовершеннолетних признаются инвалидами впервые, примерно столько же человек достигают возраста 18 лет и становятся взрослыми инвалидами. Вместе с тем все дети нуждаются в получении начального и/или общего образования по адаптированным программам в пределах своих возможностей, способностей и состояния здоровья.

Новый стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации, результатам освоения и реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования (далее – АООП НОО; адаптированные программы) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Адаптированные программы разработаны для детей с наиболее часто встречающимися тяжелыми нарушениями здоровья: глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и сочетанной патологией (далее – обучающиеся в ОВЗ).

Условия реализации адаптированных образовательных программ разрабатываются в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, способностей обучающихся и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях. В нем учтены возрастные, типологические и индивидуальные особенности, образовательные потребности детей с различными тяжелыми нарушениями здоровья.

Стандарт является основой:

  1. для разработки примерных АООП для детей с ОВЗ;
  2. разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  3. определения требований к условиям реализации АООП НОО, в т. ч. на основе индивидуального учебного плана;
  4. определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
  5. разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
  6. объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям ФГОС НОО ОВЗ, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
  7. проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
  8. осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
  9. разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

В полной версии статьи читайте:

  • какие задачи решает стандарт;
  • из каких частей состоит адаптированная программа для детей с ОВЗ;
  • варианты адаптированной программы в зависимости от вида заболевания;
  • как выбрать подходящий вариант АП.

А также:

  • какие требования предъявляются к образовательной среде для детей с ОВЗ;
  • особенности программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • коррекционные курсы "адаптивная физическая культура".

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ" полностью вы можете в журнале "Нормативные документы ОУ" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль