Подготовка педагогов к введению ФГОС

67622

МОУ «Гимназия № 2» (далее – гимназия) является пилотной школой по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС). В 2010/2011 уч. г. в гимназии был реализован комплексный проект введения ФГОС, цель которого – приведение образовательной системы гимназии в соответствие с требованиями ФГОС. Обеспечение готовности педагогов к реализации требований ФГОС в школе – прио­ритетное направление развития гимназии и необходимое условие эффективности образовательного процесса. В рамках комплексного введения ФГОС в гимназии осуществлялся проект «Формирование готовности
педагогов к введению ФГОС» (далее – проект). Содержание этапов реализации проекта представлено в приложении 1.

Задачи проекта «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:

  • определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;
  • составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического сопровождения педагогов гимназии в связи с введением ФГОС;
  • разработка программы научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.

Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение ими проблемных курсов, изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.

На диагностическом этапе было проведено заседание кафедры начального образования гимназии, участники которого разработали критерии готовности учителей к введению ФГОС. Также всем учителям начальных классов на заседании кафедры было предложено заполнить диагностическую карту «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» (приложение 2). Помимо учителей их готовность к введению ФГОС оценили эксперты – представители администрации гимназии. Педагоги заполнили также анкету «Готовность к введению ФГОС» (приложение 3).

Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в гимназии, но и явился сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.

Кроме того, были выделены конкретные запросы педагогов по организации научно-методической помощи.

Результаты диагностики готовности учителей начальных классов к введению ФГОС выявили:

  • средний уровень когнитивной готовности педагогов по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными доку­ментами;
  • средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС по причине предпочтения стереотипных стратегий деятельности;
  • неадекватную самооценку педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков.

В рамках реализации этапа планирования работы прошло заседание научно-методического совета, целью которого было составление перечня изменений в образовательной системе гимназии, необходимых для успешного введения федеральных государственных образовательных стандартов, как в начальном, так и в среднем звене. Перечень изменений стал причиной корректировки программы научно-методического сопровождения образовательного процесса, создания плана работы кафедры начальных классов на период введения ФГОС (приложение 4), а также планов саморазвития учителей, которые они составляли на основе примерного плана разработки программы саморазвития педагога (приложение 5). В приложении 6 представлен примерный план саморазвития педагога.

Основной этап проекта включал в себя реализацию планов работы кафедры начальных классов и планов саморазвития педагогов. При составлении планов саморазвития обязательным мероприятием было проектирование рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС. Учи­телям было предложено воспользоваться планом разработки рабочей программы учебного предмета (курса) (приложение 7).

Итоговый этап работы в рамках проекта был посвящен повторной диагностике готовности педагогов начального звена к введению и реализации ФГОС, анализу итогов реализации ФГОС в 1-х классах.

Приложение 1

Содержание этапов реализации проекта
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»

Цель

Мероприятия

Особенности

Результат

Информационно-аналитический этап

Формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС

Прохождение педагогами проблемных курсов, изучение тематической литературы, ресурсов Интернета, обсуждение на педагогических советах возникающих проблем и предложений

Необходимо четкое распределение обязанностей членов рабочей группы. Целесообразно привлечение к работе членов общешкольного родительского комитета, Совета гимназии

Готовность членов рабочей группы к введению и реализации ФГОС.

Составление перечня изменений в научно-методической работе гимназии

Диагностический этап

Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС. Формирование мотивационного компонента готовности педагогов

Заседание кафедры начального образования:

  • групповая работа педагогов: разработка критериев готовности учителей к введению ФГОС;
  • самооценка уровня готовности педагогов к введению ФГОС;
  • составление перечня затруднений.

Заседание рабочей группы с целью проектирования листа оценки урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Посещение и взаимопосещение уроков с последующим анализом (самоанализом)

Важно заранее распределить педагогов на группы.

Членам управленческой команды необходимо продумать требования к результату (продукту) деятельности групп

Разработка критериев готовности педагогов к введению ФГОС.

Создание анкеты для педагогов «Уровень готовности педагогов к введению ФГОС».

Создание листа оценки урока

Этап планирования работы

Разработка стратегических и тактических планов научно-методической работы гимназии

Заседание научно-методического совета: составление перечня изменений в работе гимназии в связи с введением ФГОС. Составление плана научно-методической работы, принятие его на заседании кафедры начального образования «От саморазвития учителя к развитию гимназии». Проектирование планов саморазвития педагогов

При составлении планов учитываются педагогические затруднения, выявленные на диагностическом этапе.

Необходимо предусмотреть организацию индивидуальной помощи по запросам педагогов

План научно-методической работы.

Планы саморазвития педагогов

Основной этап

Формирование готовности педагогов к введению ФГОС

Проведение семинаров, курсовая подготовка учителей, совместное проектирование уроков и занятий, их анализ.

Анализ промежуточных результатов

Возможна корректировка плана работы в зависимости от возникающих трудностей

Изменение уровня готовности педагогов к введению ФГОС

Итоговый этап

Анализ динамики уровня готовности педагогов к введению ФГОС

Рефлексивная итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОС. Анализ деятельности педагогов по введению ФГОС в 1-х классах. Анализ результатов деятельности: уровень развития и качество знаний обучающихся, степень удовлетворенности родителей.

Постановка задач на следующий учебный год

Важно совместное обсуждение достижений и трудностей, а также индивидуальная работа с педагогами, направленная на развитие рефлексивной деятельности участников образовательного процесса

Перечень педагогических достижений и затруднений.

Перечень задач научно-методической работы на следующий год.

Планы саморазвития педагогов на следующий год

 

Приложение 2

Диагностическая карта
«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.

Критерий

Самооценка педагога

Оценка эксперта

Когнитивный аспект

Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе

 

 

Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:

• Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

 

 

• ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

 

 

Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании

 

 

Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС

 

 

Мотивационный аспект

Понимание значения ФГОС для современного образования

 

 

Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС

 

 

Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС

 

 

Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем

 

 

Настойчивость в преодолении затруднений

 

 

Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя

 

 

Личностный аспект

Умение выстраивать субъект-субъектные отношения

 

 

Демократический стиль общения с обучающимися

 

 

Индивидуальный подход к обучающимся

 

 

Толерантность

 

 

Технологический аспект

Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:

• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;

 

 

• элементов развивающего характера;

 

 

• проблемы (противоречий);

 

 

• возможности организовать учебное исследование;

 

 

• вариативности

 

 

Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:

• целеполагания;

 

 

• контроля и оценки;

 

 

• учебного интереса;

 

 

• содержательной рефлексии

 

 

Умение организовать учебное исследование

 

 

Умение организовать проектную деятельность обучающихся

 

 

Умение предоставлять самостоятельность обучающимся

 

 

Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)

 

 

Умение работать с ошибками учеников

 

 

Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)

 

 

Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)

 

 

 

Анализ результатов диагностики

Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:

  • определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов);
  • сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов).

По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного – низком. При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который определяется совпадением отметок учителя и эксперта.

Приложение 3

Анкета для педагога
«Готовность к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.

1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?

а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?

а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?

4. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го поколения) от федерального компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1-го поколения).

5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).

6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?

7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?

8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?

а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?

10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?

а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 4

План работы кафедры начальных классов
на период введения ФГОС

Срок

Мероприятие

Ответственные

Организация работы с педагогическими кадрами

Август

Корректировка рабочих программ учебных предметов, планов воспитательной работы с учетом требований ФГОС

Педагоги

Совещание «Организация образовательного процесса в начальной школе в 2011/2012 учебном году» (знакомство с должностными инструкциями работников образования, составленными в соответствии с ФГОС, анализ изменений в ведении документации в связи с введением ФГОС)

Заместитель директора по УВР

Семинар с молодыми специалистами и вновь принятыми учителями «Организация безотметочного обучения в гимназии»

Сентябрь

Совещание с учителями 1-х классов «Организация образовательного процесса в 1-х классах»

Заместитель директора по УВР

Заседание творческой группы по корректировке положения о безотметочном обучении и положения о портфолио достижений обучающегося начальных классов

Работа группы по проектированию листа оценки урока с точки зрения ФГОС

Заместитель директора по УВР, члены рабочей группы

Октябрь

Взаимопосещение уроков в 1-х классах

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС»

Ноябрь

Работа творческих групп по созданию рабочих программ учебных предметов 2–4-х классов

Руководители групп

Подготовка к "Неделе наук" в начальной школе

Педагог – руководитель научного общества младших школьников

Декабрь

Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС»

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Диагностика педагогов 2–4-х классов по критериям готовности к введению ФГОС

Заместитель директора по УВР

Январь

Взаимопосещение уроков по теме «Формирование УУД обучающихся»

Март – апрель

Создание планов саморазвития педагогов 2–4-х классов по теме перехода на ФГОС

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Работа групп по параллелям по созданию комплексных проверочных работ, направленных на диагностику УУД и предметных знаний и умений обучающихся

Руководители групп

Март

Создание банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД

Заместитель директора по УВР

Апрель

Подготовка педагогов к участию в семинаре «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС»

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Участие в работе научно-методического совета гимназии

Ноябрь

Утверждение рабочих программ учебных предметов (курсов) во 2–4-х классах на будущий учебный год

Руководитель научно-методического совета

Декабрь

Проектирование перечня изменений в начальной и основной школе в связи с введением ФГОС

Руководители научно-методического совета и кафедр

Март

Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности на будущий учебный год

Руководители научно-методического совета и кафедр

Июнь

Анализ научно-методической работы за учебный год

Руководители научно-методического совета, методического объединения и кафедр

Тематика заседаний кафедры начальных классов

Август

Определение целей и задач на новый учебный год. Утверждение плана работы кафедры начальных классов

Заместитель директора по УВР

Сентябрь

Анализ и утверждение рабочих программ учебных предметов, планов воспитательной работы с учетом требований ФГОС

Октябрь

Подготовка к областному семинару «Реализация ФГОС в 1-х классах»

Ноябрь

Результаты адаптации обучающихся 1-х классов

Педагог-психолог, педагоги 1-х классов

Декабрь

Подготовка к городскому семинару «Формирование УУД обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Презентация программ саморазвития педагогов «От саморазвития педагога к развитию гимназии»

Заместитель директора по УВР

Январь

Анализ итогов первого полугодия учебного года

Март

Итоги внутришкольного контроля 3-х классов

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Апрель

Итоги внутришкольного контроля «Анализ результатов готовности педагогов 2–4-х классов к переходу на ФГОС». Корректировка планов саморазвития педагогов

Заместитель директора по УВР

Утверждение графика и содержания итогового контроля в начальной школе

Май

Анализ итогов учебного года

Обобщение и распространение опыта

Октябрь

Областной семинар «Введение ФГОС в 1-х классах»

Заместитель директора по УВР

Декабрь

Городской семинар «Формирование УУД обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Семинар для учителей гимназии «Критерии готовности педагогов к введению ФГОС. Самооценка. Выявление педагогических затруднений»

Январь

Семинар для учителей гимназии «Критерии отбора заданий, направленных на формирование УУД учащихся в рамках введения ФГОС»

Заместитель директора по УВР

Март

Областной семинар «Метод проектов на уроках»

Апрель

Городской семинар «Предварительные итоги работы пилотного ОУ по введению ФГОС»

Май

Областной семинар «Развивающий урок в современной школе»

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Организация внутришкольного контроля

В течение учебного года

Проверка ведения рабочей документации

Заместитель директора по УВР

Сентябрь

Проверка тематического планирования

Октябрь – ноябрь

Контроль реализации требований ФГОС при организации образовательного процесса в 1-х классах

Октябрь

Контроль организации адаптационного периода в 1-х классах

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Ноябрь

Контроль работы классных руководителей и воспитателей по профилактике правонарушений обучающихся

Заместитель директора по УВР

Январь

Контроль работы педагогов по формированию УУД обучающихся на уроках

Февраль

Классно-обобщающий контроль в 1-х классах

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Апрель – май

Классно-обобщающий контроль в 4-х классах

Апрель

Диагностика готовности педагогов 2–4-х классов к переходу на ФГОС

Май

Организация рефлексии педагогической деятельности учителей 1-х и 4-х классов

Организация работы с родителями обучающихся

В течение учебного года

Создание системы электронного информирования родителей через сайт гимназии

Заместитель директора по УВР, классные руководители
и воспитатели

Оформление стенда о ФГОС

Заместитель директора по УВР

Участие в работе Совета гимназии и общешкольного родительского комитета

Председатели Совета и родительских комитетов классов

Август

Родительское собрание в 1-х классах «Организация образовательного процесса в 1-х классах. Знакомство с основной образовательной программой начального общего образования»

Заместитель директора по УВР, воспитатели 1-х классов

Сентябрь

Заключение договоров с родителями обучающихся 1-х классов

Заместитель директора по УВР

Октябрь

Участие в выборах нового состава Совета гимназии

Директор, классные руководители

Декабрь

Круглый стол «К новой школе Вологодчины»

Директор

Март

Общешкольная родительская конференция «Введение ФГОС – основное направление развития гимназии»

Май

Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности организацией образовательного процесса

Классные руководители и воспитатели

Организация работы с обучающимися. Реализация программы «Одаренный ребенок»

В течение учебного года

Обеспечение участия обучающихся гимназии в дистанционных олимпиадах

Заместитель директора по УВР

Обеспечение участия обучающихся гимназии в конкурсе «Интеллект будущего»

Педагог – руководитель научного общества младших школьников

Сентябрь

Выявление детей с повышенной познавательной мотивацией. Формирование НОУ «Гимназическое научное общество малышей» (далее – НОУ «ГНОМ»)

Утверждение программы работы НОУ «ГНОМ», плана и содержания занятий по развитию познавательных способностей обучающихся

Октябрь – апрель

Работа НОУ «ГНОМ»

Декабрь

Организация "Недели наук"

Апрель

Участие обучающихся в областном очном конкурсе исследовательских работ по фольклору и этнографии «Мы – исследователи»

Заместитель директора по УВР

 

Приложение 5

Примерный план разработки программы саморазвития педагога

Сроки

Этап

Содержание

Ожидаемый результат

Сентябрь

Рефлексия педагогической концепции учителя

Формулировка ценностных установок учителя.

Характеристика используемых технологий.

Выделение педагогических принципов

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Педагогическая концепция»

Октябрь

Определение места педагогической системы учителя в образовательной системе гимназии

Формулировка цели гимназии.

Характеристика степени соответствия педагогической системы учителя образовательной системе гимназии.

Определение степени соответствия педагогической системы учителя требованиям ФГОС

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Место педагогической системы учителя в образовательной системе гимназии»

Анализ ресурсов саморазвития учителя

Анализ имеющихся ресурсов саморазвития.

Определение внешних и характеристика внутренних ресурсов саморазвития

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Анализ ресурсов саморазвития»

Ноябрь

Целеполагание

Изучение целевых установок ФГОС.

Определение целей, которые раньше не ставились.

Постановка целей и задач в соответствии с требованиями к составлению рабочей программы по ФГОС

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Цели и задачи учителя»

Составление плана саморазвития педагога

Выявление видов работ по саморазвитию.

Соотнесение собственных планов с планами работы гимназии, учебных заведений повышения квалификации работников образования.

Определение времени выполнения работ.

Проектирование разных вариантов образовательных траекторий

Разработка раздела программы саморазвития педагога «План саморазвития»

Декабрь

Описание планируемых результатов саморазвития педагога

Характеристика личностных, когнитивных, технологических результатов саморазвития педагога.

Планирование участия в профессиональных конкурсах разного уровня

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Планируемые результаты саморазвития»

Подготовка педагога к защите программы саморазвития

Выделение основных особенностей программы.

Подготовка выступления.

Подготовка презентации

Защита программы саморазвития педагога

 

Приложение 6

Примерный план саморазвития педагога

Срок

Мероприятие

Результат

Август

Изучение основных нормативных документов, связанных с ФГОС

Знание основных нормативных документов, связанных с ФГОС

Составление перечня изменений в собственной педагогической системе

Перечень изменений. Выступление на педсовете «Роль учителя в процессе введения и реализации ФГОС»

Внесение изменений в поурочное планирование с учетом включения в образовательный процесс исследовательской деятельности обучающихся

Поурочное планирование, составленное с учетом включения в образовательный процесс исследовательской деятельности обучающихся

12–23 сентября

Курсовая переподготовка по ФГОС в профессиональном учебном заведении

Защита проекта «Формирование УУД на уроках русского языка в 1-х классах»

3–14 октября

Посещение уроков в 1-х классах

Анализ уроков. Подготовка отзыва об уроке для портфолио учителя

17–28 октября

Подготовка к областному семинару «Формирование у обучающихся УУД в период обучения грамоте»

Совместное с педагогами образовательного учреждения проектирование уроков

28 октября

Посещение открытого урока на семинаре «Формирование у обучающихся УУД в период обучения грамоте»

Участие в анализе урока

1–30 ноября

Работа в творческой группе по созданию рабочих программ учебных предметов 2–4-х классов

Защита рабочей программы по русскому языку для 1–4-х классов на заседании научно-методического совета школы

5 декабря – 10 января

Подготовка к городскому семинару «Формирование УУД обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Совместное с педагогами образовательного учреждения проектирование уроков с применением проектной деятельности

 

 

Проведение открытого урока в 4-м классе

Изучение видов УУД, отбор заданий

9–27 января

Взаимопосещение уроков по теме «Формирование УУД обучающихся»

Анализ уроков. Выявление приемов формирования у обучающихся УУД

27 января – 17 февраля

Отбор материала для программы внеурочной деятельности «Учиться – это здорово!»

Составление банка материала для разработки программы внеурочной деятельности «Учиться – это здорово!»

17 февраля – 9 марта

Подготовка к семинару «Метод проектов на уроках»

Подготовка педагогами выступлений из опыта работы. Совместное с педагогами образовательного учреждения проектирование уроков

12–14 марта

Участие в работе семинара «Метод проектов на уроках»

15–26 марта

Оформление программы внеурочной деятельности «Учиться – это здорово!»

Защита программы внеурочной деятельности «Учиться – это здорово!» на заседании научно-методического совета школы

26–30 марта

Подготовка материалов для составления банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД

Создание банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД

2–13 апреля

Подготовка к семинару «Предварительные итоги работы по введению и реализации ФГОС»

Подготовка выступления и открытого урока. Совместное с педагогами образовательного учреждения проектирование уроков

16 апреля

Участие в семинаре «Предварительные итоги работы по введению и реализации ФГОС»

Выступление «Роль проектной деятельности в формировании УУД». Подготовка открытого урока, его самоанализа

17 апреля – 18 мая

Подведение итогов саморазвития педагога

Анализ результатов деятельности

 

Приложение 7

Примерный план разработки рабочей программы учебного предмета (курса)

Этап

Содержание

Ожидаемый результат

Целеполагание

Изучение целевых установок ФГОС.

Внесение изменений в цели и задачи учебного предмета.

Характеристика учебного предмета и его места в учебном плане

Разработка пояснительной записки к рабочей программе учебного предмета

Описание планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Изучение требований ФГОС к результатам освоения ООП.

Внесение изменений в перечень планируемых результатов обучения (предметные, метапредметные, личностные).

Выделение двух видов результатов обучения: базового и повышенного

Разработка раздела рабочей программы учебного предмета «Планируемые результаты обучения»

Определение содержания учебного предмета

Включение в программу учебного предмета регионального и гимназического компонентов

Разработка содержания рабочей программы учебного предмета

Разработка тематического планирования учебного предмета

Распределение учебного материала в соответствии с учебными задачами.

Определение целей и задач по темам учебного предмета.

Определение видов деятельности по формированию и развитию УУД обучающихся

Разработка тематического планирования учебного предмета

Определение необходимых и достаточных условий реализации рабочей программы учебного предмета

Характеристика учебно-методического и материально-техничес­кого обеспечения образовательного процесса

Разработка раздела рабочей программы учебного предмета «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение»

 

 

О.В. Кузнецова,
зам. директора по УВР МОУ «Гимназия № 2», г. Вологда,

Н.В. Дудырева,
педагог-психолог МОУ «Гимназия № 2», г. Вологда 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль