Программа внеурочной деятельности в начальной школе

9022

Учебно-тематический план во 2-м классе

Цель: развитие ценностных отношений к природе, познанию, другим людям.

Наименования модулей и тем

Количество часов

Теоретическое/практическое занятие

Аудиторное занятие

Неаудиторное занятие

Познавательные процессы (9 ч)

Задания для агента 007

1

п

 

1

Верни все на свои места

1

п

1

 

Раз словечко, два словечко

1

п

1

 

Все в Цифропарк!

1

п

1

 

В стране Вымышляндии

1

п

1

 

Наколдуй себе сказку!

1

п

1

 

Фокусы с числами и буквами

1

п

 

1

Черные и белые

1

п

 

1

В стране Звуков и Цветов

1

п

 

1

Исследовательские умения (7 ч)

Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя

1

т

1

 

Методы исследования

1

т, п

 

1

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов

1

п

1

 

Учимся работать с книгой

1

т, п

 

1

Учимся работать с научным текстом

1

т, п

 

1

Учимся работать с научно-познавательной литературой

1

т, п

 

1

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса

1

п

 

1

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

Мини-курс "Тайны великих открытий"

2

т, п

 

2

Мини-курс "К царице всех наук"

1

т

 

1

Мини-курс "Там, на неведомых дорожках"

1

т

 

1

Мини-курс "От древнего человека до наших дней"

1

т

 

1

Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования

2

п

2

 

Как подготовить защиту исследовательской работы

1

п

 

1

Презентация результатов исследования на "Школе исследователя"

1

п

 

1

Научно-практическая конференция младших школьников "Молодость. Творчество. Талант"

1

п

 

1

Наблюдения, опыты и эксперименты (8 ч)

Опыт "Невидимые чернила"

1

т, п

 

1

Опыт "Картофельные штампы"

1

т, п

1

 

Опыт "Как проткнуть воздушный шарик так, чтобы он
не лопнул"

1

т, п

 

1

Опыт "Пуговица – погремушка"

1

т, п

1

 

Опыт "Цветы лотоса"

1

т, п

 

1

Опыт "Как выйти сухим из воды"

1

т, п

 

1

Опыт "Чудесные спички"

1

т, п

 

1

Резервный урок

1

п

1

 

Итого:

34

 

12

22

 

Содержание программы во 2-м классе

Модуль I "Познавательные процессы" (9 ч)

Занятие 1. Задания для агента 007.

Цель: совершенствовать произвольный компонент слуховой, зрительной и моторной памяти.
Содержание: Передача воображаемого предмета. Живая фотография. Игра "Слова-невидимки" (найти в словах другие "спрятавшиеся" слова. Например, в слове "столб" "спряталось" слово "стол"). Корректурная проба. Игра "Слушай и исполняй" (дети должны повторить за ведущим действия в той же последовательности, в которой они были исполнены). 
Форма занятия: тренинг.

Занятие 2. Верни все на свои места.

Цель: развивать конвергентное мышление, приучать к стандартным мыслительным операциям.

Содержание: Корректурная проба. Закончить ряд цифр. Исключение 4-го лишнего. Угадать предмет по его признакам. Дедукция.
Форма занятия: тренинг.

Занятие 3. Раз словечко, два словечко.

Цель: развивать дивергентное мышление; развивать умение давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

Содержание: Корректурная проба. Слова с заданной буквой. Дорисовать рисунок. Установление причинно-следственных связей. Слова рассыпались. Игра «Белый, черный не берите, "да" и "нет" не говорите».
Форма занятия: тренинг.

Занятие 4. Все в Цифропарк!

Цель: развивать восприятие, зрительный анализ, ориентирование в пространстве, расширять поле зрения.

Содержание: Игра "Помоги пчелке собрать урожай" (на доске – квадрат, расчерченный на клеточки. В каждой клеточке – буква. Ведущий говорит, на сколько клеток и в какую сторону должна сместиться пчелка, чтобы "собрать" буквы, из которых в итоге складывается слово). Игры "Фигурное лото", "Расставь цифры в нужном порядке".
Форма занятия: игровой тренинг.

Занятие 5. В стране Вымышляндии.

Цель: развивать способность фантазировать, креативно мыслить.
Содержание: Корректурная проба. Нарисовать увиденное. Закончить сказку "Колобок" иначе. На что похожи облака. Игра "Испорченный телефон".
Форма занятия: продуктивная игра.

Занятие 6. Наколдуй себе сказку!

Цель: развивать память; развивать способность к воссозданию мысленных образов.

Содержание: Корректурная проба. Что такое пиктограмма? Наколдуй себе сказку! Как дружат слова. Игра "Форма предметов".
Форма занятия: игровой тренинг.

Занятие 7. Фокусы с числами и буквами.

Цель: совершенствовать концентрацию внимания и способность к произвольному (волевому) запоминанию.

Содержание: Математические фокусы. Перестановка букв в слове.
Форма занятия: продуктивная игра.

Занятие 8. Черные и белые.

Цель: развивать умение переключать и распределять внимание.
Содержание: Корректурная проба. Игра "Слова-невидимки". Соревнования по рисованию с препятствиями. Игра "Запретное движение" (дети за ведущим повторяют все движения, кроме того, которое они договорились считать "запретным", а вместо запретного слова хлопают в ладоши).
Форма занятия: интеллектуальный конкурс.

Занятие 9. В стране Звуков и Цветов.

Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, внимание.

Содержание: Перечислить возможные виды использования кирпича. Нарисовать свое настроение в цвете. Живая картина. Игра "Испорченный телефон".

Форма занятия: игра-соревнование.

Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений.

 

Модуль II. "Исследовательские умения" (7 ч)

Занятие 1. Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя.

Цель: формировать представление об исследовании как способе познания окружающего мира; о качествах исследователя; развитие дивергентного мышления, развитие информационных умений.
Содержание: Работа в группах с энциклопедией "Почемучка". Проведение игры "Угадай предмет". Постановка проблемы. Работа в группе "Способы решения проблемы". Когда предмет легко узнать? Выводы. Беседа с использованием компьютерной презентации "Что такое исследование".
Форма занятия: познавательная беседа, продуктивная игра.

Занятие 2. Методы исследования.

Цель: формировать представление о методах исследования, развивать креативность, исследовательские умения.
Содержание: Способы познания окружающего мира. Презентация "Как мы познаем мир". Познавательная беседа по организации исследования "Как составить план работы".
Форма занятия: познавательная беседа, продуктивная игра.

Занятие 3. Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Цель: развитие у учащихся поисковой активности, логического мышления, оригинальности, гибкости и продуктивности мышления; способности ассоциировать предметы; развитие качеств психосоциальной сферы.

Содержание: Познавательная беседа "Как узнать что-то новое самому". Составление плана исследования. Самостоятельная исследовательская практика. Составление доклада. Выступление двух активных ребят с докладом. Обсуждение доклада. Вопросы к докладчикам.
Форма занятия: исследовательская лаборатория, презентация продуктов деятельности.

Занятие 4. Учимся работать с книгой.

Цель: развитие информационной грамотности.

Содержание: Беседа "Книга – источник знаний". Знакомство со структурой книг. Правила работы с книгой. Беседа с библиотекарем.
Форма занятия: тематическая экскурсия.

Занятие 5. Учимся работать с научным текстом.

Цель: формирование навыков работы с текстом, отбор содержания.

Содержание: Понятие "научный текст", его особенности. Пересказ научного текста. Преобразование художественных и научных текстов.

Форма занятия: продуктивная игра.

Занятие 6. Учимся работать с научно-познавательной литературой.

Цель: формирование навыков работы с текстом, отбор содержания.

Содержание: Знакомство с научно-познавательной литературой. Виды научно-познавательной литературы. Классификация научно-познавательной литературы по областям человеческого знания. Работа в группах: составление библиотеки юного натуралиста; составление каталога знатока математики, составление перечня литературы для юного техника.

Форма занятия: творческий проект.

Занятие 7. Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.

Цель: формировать представление о методах анкетирования и опроса.

Содержание: Методы анкетирования и опроса. Практикум по группам "Учимся анкетировать", "учимся проводить опрос". Как обработать и представить результаты.

Форма занятия: тренинг.

Форма подведения итогов реализации модуля: "Папка исследователя".

 

Модуль III "Самостоятельная исследовательская практика" (10 ч)

Занятие 1. Мини-курс "Тайны великих открытий".

Цель: развитие познавательного интереса в области естественнонаучных дисциплин.

Содержание занятия: Таинственное царство растений. Многообразие растений в природе: растения-людоеды, растения-светильники, растения-индикаторы и др. Строение растений. Опыты по изменению окраски растений.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.

Занятие 2. Мини-курс "Тайны великих открытий".

Цель: развитие познавательного интереса в области естественно-научных дисциплин.

Содержание занятия: Откуда появились домашние животные. Животные, которые живут у нас дома. Все ли животные поддаются дрессировке? Опыт по изучению повадок домашних животных.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт.

Занятие 3. Мини-курс "К царице всех наук".

Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук.

Содержание занятия: Появление науки математики. Великие математики древности. Измерение длины древности. Практикум "Семь раз измерь – один раз отрежь". Математические фокусы.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт.

Занятие 4. Мини-курс "Там, на неведомых дорожках".

Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук.

Содержание занятия: Тема природы в стихотворениях Саши Черного, Романа Сефа и других поэтов. Легко ли быть поэтом? Понятие рифмы и ритма. Проба пера. Буриме. Синквейн.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт, литературные пробы.

Занятие 5. Мини-курс "От древнего человека до наших дней".

Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук.

Содержание занятия: Знакомство с электронной энциклопедией "Путешествие по Древнему миру".

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.

Занятие 6. Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).

Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Оформление титульного листа индивидуальной Папки. Презентация промежуточных результатов исследования.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Занятие 7. Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).

Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности, выставка – демонстрация папок исследователя.

Занятие 8. Как подготовить защиту исследовательской работы.

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления).

Содержание занятия: Учимся пользоваться мимикой и жестами. Дыхание – наш помощник. Культура выступления. Культура внешнего вида. Что такое ораторское мастерство. Как эффектно начать свое выступление.

Форма занятия: тренинг.

Занятие 9. Презентация результатов исследования на "Школе исследователя".

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления).

Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Рекомендации для выступлений на конференции.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Занятие 10. Научно-практическая конференция младших школьников "Молодость. Творчество. Талант".

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления).

Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Награждение участников конференции.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Форма подведения итогов реализации модуля: публичная презентация результатов проведенного исследования.

 

Модуль IV "Наблюдения, опыты и эксперименты"

Занятие 1. Опыт "Невидимые чернила".

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение.

Содержание: Беседа о разведчиках и способах передачи кодированной информации. Изучение памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 2. Опыт "Картофельные штампы".

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение.

Содержание: Беседа "Универсальные свойства картофеля". Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изготовление картофельного штампа. Создание коллективного панно. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа. Коллективная творческая деятельность.

Занятие 3. Опыт "Как проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул".

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений.

Содержание: Беседа "Воздушный шарик как украшение праздника". Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 4. Опыт "Пуговица-погремушка".

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.

Содержание: Беседа "Мои любимые игрушки". Знакомство со старинной забавой "Пуговица-погремушка". Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 5. Опыт "Цветы лотоса".

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений.

Содержание: Беседа о свойствах воды и бумаги. Знакомство с растением лотос. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 6. Опыт "Как выйти сухим из воды".

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить доказывать.

Содержание: Знакомство с загадкой "Как выйти из воды сухим". Постановка проблемной ситуации. Изучение памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Анализ результатов опыта. Нахождение научного обоснования опыта. Изготовление коллективного панно.

Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа. Коллективная творческая деятельность.

Занятие 7. Опыт "Чудесные спички".

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений.

Содержание: Беседа "Свойства дерева". Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Нахождение научного обоснования опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 8. Резервный урок.

Форма подведения итогов реализации модуля: протокол эксперимента.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса "Школа исследователя" во 2-м классе

Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале
    в учебном сотрудничестве с учителем;
  • форма выполнения учебных действий – материальная/материализованная, речевая, умственная;
  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета;
  • понимание относительности оценок или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться, находить общее решение.

Воспитательные результаты программы представлены на трех уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Также следует отметить, что внеурочные занятия в начальной школе способствуют достижению воспитательных результатов.

Формы достижения воспитательных результатов
на занятиях "Школы исследователя" во 2-м классе

Класс

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

2-й

Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интелектуальный марафон

Опыт, эксперименты, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, исследовательская лаборатория, практикум

Выставка – демонстрация папок исследова­теля.

Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне

 

 

 

От редакции.

В следующих номерах будет опубликовано продолжение программы внеурочной деятельности "Школа исследователя" для 3–4-х классов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль