Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Программа внеурочной деятельности в начальной школе

15 октября 2019
9474
Средний балл: 5 из 5

В статье приводятся примеры программ внеурочной деятельности младших школьников. Программы созданы в рамках ФГОС НОО. Описывается нормативно-правовая и документальная основой разработки программы внеурочной деятельности.

Разработка программы внеурочной деятельности в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач:

1. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.
2. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.
3. Формировать навыки коммуникативного общения.
4. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.
5. Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
6. Обучение правилам и формам совместной работы.

Разработка программы внеурочной деятельности младших школьников

Программа внеурочной деятельности младших школьников реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Внеклассные занятия тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Основа разработки программы внеурочной деятельности

Нормативно-правовой и документальной основой разработки программы внеурочной деятельности младших школьников являются:

  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

В основу программы внеурочной деятельности должны быть положены следующие принципы:

  • интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства
    ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального
    самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов,
    учащихся и их родителей;
  • преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется во второй половине дня и рассматривается как дополнительное пространство для развития различных способностей учащихся, их самовыражения и самореализации. Внеурочные занятия в начальной школе по фгос не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования.

Основу программ составляют инновационные технологии:
  • личностно ориентированные,
  • адаптированного обучения,
  • индивидуализации,
  • ИКТ.

Данные программы способствуют развитию познавательной активности, формируют у обучающихся потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Пример программы внеурочной деятельности младших школьников

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа внеурочной деятельности предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Результативность программы внеурочной деятельности

В начале года специальные тесты позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов.

Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

К ним относятся, например:

  • тест Равена,
  • тест Амтхауэра,
  • тест Векслера и т.д.,
  • а также тесты-задания.

В конце года тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

Содержание программы внеурочной деятельности в начальной школе (во 2-м классе)

Модуль I "Познавательные процессы" (9 ч)

  • Занятие 1. Задания для агента 007

Цель: совершенствовать произвольный компонент слуховой, зрительной и моторной памяти.
Содержание: Передача воображаемого предмета. Живая фотография. Игра "Слова-невидимки" (найти в словах другие "спрятавшиеся" слова. Например, в слове "столб" "спряталось" слово "стол"). Корректурная проба. Игра "Слушай и исполняй" (дети должны повторить за ведущим действия в той же последовательности, в которой они были исполнены). 
Форма занятия: тренинг.

  • Занятие 2. Верни все на свои места

Цель: развивать конвергентное мышление, приучать к стандартным мыслительным операциям.

Содержание: Корректурная проба. Закончить ряд цифр. Исключение 4-го лишнего. Угадать предмет по его признакам. Дедукция.
Форма занятия: тренинг.
  • Занятие 3. Раз словечко, два словечко

Цель: развивать дивергентное мышление; развивать умение давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

Содержание: Корректурная проба. Слова с заданной буквой. Дорисовать рисунок. Установление причинно-следственных связей. Слова рассыпались. Игра «Белый, черный не берите, "да" и "нет" не говорите».
Форма занятия: тренинг.
  • Занятие 4. Все в Цифропарк!

Цель: развивать восприятие, зрительный анализ, ориентирование в пространстве, расширять поле зрения.

Содержание: Игра "Помоги пчелке собрать урожай" (на доске – квадрат, расчерченный на клеточки. В каждой клеточке – буква. Ведущий говорит, на сколько клеток и в какую сторону должна сместиться пчелка, чтобы "собрать" буквы, из которых в итоге складывается слово). Игры "Фигурное лото", "Расставь цифры в нужном порядке".
Форма занятия: игровой тренинг.
  • Занятие 5. В стране Вымышляндии
Цель: развивать способность фантазировать, креативно мыслить.
Содержание: Корректурная проба. Нарисовать увиденное. Закончить сказку "Колобок" иначе. На что похожи облака. Игра "Испорченный телефон".
Форма занятия: продуктивная игра.
  • Занятие 6. Наколдуй себе сказку!

Цель: развивать память; развивать способность к воссозданию мысленных образов.

Содержание: Корректурная проба. Что такое пиктограмма? Наколдуй себе сказку! Как дружат слова. Игра "Форма предметов".
Форма занятия: игровой тренинг.
  • Занятие 7. Фокусы с числами и буквами

Цель: совершенствовать концентрацию внимания и способность к произвольному (волевому) запоминанию.

Содержание: Математические фокусы. Перестановка букв в слове.
Форма занятия: продуктивная игра.
  • Занятие 8. Черные и белые
Цель: развивать умение переключать и распределять внимание.
Содержание: Корректурная проба. Игра "Слова-невидимки". Соревнования по рисованию с препятствиями. Игра "Запретное движение" (дети за ведущим повторяют все движения, кроме того, которое они договорились считать "запретным", а вместо запретного слова хлопают в ладоши).
Форма занятия: интеллектуальный конкурс.
  • Занятие 9. В стране Звуков и Цветов

Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, внимание.

Содержание: Перечислить возможные виды использования кирпича. Нарисовать свое настроение в цвете. Живая картина. Игра "Испорченный телефон".

Форма занятия: игра-соревнование.

Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений.

Модуль II. "Исследовательские умения" (7 ч)

  • Занятие 1. Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя

Цель: формировать представление об исследовании как способе познания окружающего мира; о качествах исследователя; развитие дивергентного мышления, развитие информационных умений.
Содержание: Работа в группах с энциклопедией "Почемучка". Проведение игры "Угадай предмет". Постановка проблемы. Работа в группе "Способы решения проблемы". Когда предмет легко узнать? Выводы. Беседа с использованием компьютерной презентации "Что такое исследование".
Форма занятия: познавательная беседа, продуктивная игра.

  • Занятие 2. Методы исследования

Цель: формировать представление о методах исследования, развивать креативность, исследовательские умения.
Содержание: Способы познания окружающего мира. Презентация "Как мы познаем мир". Познавательная беседа по организации исследования "Как составить план работы".
Форма занятия: познавательная беседа, продуктивная игра.

  • Занятие 3. Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов

Цель: развитие у учащихся поисковой активности, логического мышления, оригинальности, гибкости и продуктивности мышления; способности ассоциировать предметы; развитие качеств психосоциальной сферы.

Содержание: Познавательная беседа "Как узнать что-то новое самому". Составление плана исследования. Самостоятельная исследовательская практика. Составление доклада. Выступление двух активных ребят с докладом. Обсуждение доклада. Вопросы к докладчикам.
Форма занятия: исследовательская лаборатория, презентация продуктов деятельности.
  • Занятие 4. Учимся работать с книгой

Цель: развитие информационной грамотности.

Содержание: Беседа "Книга – источник знаний". Знакомство со структурой книг. Правила работы с книгой. Беседа с библиотекарем.
Форма занятия: тематическая экскурсия.
  • Занятие 5. Учимся работать с научным текстом

Цель: формирование навыков работы с текстом, отбор содержания.

Содержание: Понятие "научный текст", его особенности. Пересказ научного текста. Преобразование художественных и научных текстов.

Форма занятия: продуктивная игра.

  • Занятие 6. Учимся работать с научно-познавательной литературой
Цель: формирование навыков работы с текстом, отбор содержания.

Содержание: Знакомство с научно-познавательной литературой. Виды научно-познавательной литературы. Классификация научно-познавательной литературы по областям человеческого знания. Работа в группах: составление библиотеки юного натуралиста; составление каталога знатока математики, составление перечня литературы для юного техника.

Форма занятия: творческий проект.

  • Занятие 7. Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса

Цель: формировать представление о методах анкетирования и опроса.

Содержание: Методы анкетирования и опроса. Практикум по группам "Учимся анкетировать", "учимся проводить опрос". Как обработать и представить результаты.

Форма занятия: тренинг.

Форма подведения итогов реализации модуля: "Папка исследователя".

Модуль III "Самостоятельная исследовательская практика" (10 ч)

  • Занятие 1. Мини-курс "Тайны великих открытий"

Цель: развитие познавательного интереса в области естественнонаучных дисциплин.

Содержание занятия: Таинственное царство растений. Многообразие растений в природе: растения-людоеды, растения-светильники, растения-индикаторы и др. Строение растений. Опыты по изменению окраски растений.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.

  • Занятие 2. Мини-курс "Тайны великих открытий"

Цель: развитие познавательного интереса в области естественно-научных дисциплин.

Содержание занятия: Откуда появились домашние животные. Животные, которые живут у нас дома. Все ли животные поддаются дрессировке? Опыт по изучению повадок домашних животных.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт.

  • Занятие 3. Мини-курс "К царице всех наук"

Цель: развитие познавательного интереса в области точных наук.

Содержание занятия: Появление науки математики. Великие математики древности. Измерение длины древности. Практикум "Семь раз измерь – один раз отрежь". Математические фокусы.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт.

  • Занятие 4. Мини-курс "Там, на неведомых дорожках"

Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук.

Содержание занятия: Тема природы в стихотворениях Саши Черного, Романа Сефа и других поэтов. Легко ли быть поэтом? Понятие рифмы и ритма. Проба пера. Буриме. Синквейн.

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, познавательный опыт, литературные пробы.

  • Занятие 5. Мини-курс "От древнего человека до наших дней"

Цель: развитие познавательного интереса в области исторических наук.

Содержание занятия: Знакомство с электронной энциклопедией "Путешествие по Древнему миру".

Форма занятия: познавательные беседы с участием специалистов, предметная экскурсия.

  • Занятие 6. Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования

Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).

Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Оформление титульного листа индивидуальной Папки. Презентация промежуточных результатов исследования.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

  • Занятие 7. Учимся работать с Папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования

Цель: развитие исследовательских умений (умение структурировать информацию).

Содержание занятия: Презентация индивидуальных Папок исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности, выставка – демонстрация папок исследователя.

  • Занятие 8. Как подготовить защиту исследовательской работы

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления).

Содержание занятия: Учимся пользоваться мимикой и жестами. Дыхание – наш помощник. Культура выступления. Культура внешнего вида. Что такое ораторское мастерство. Как эффектно начать свое выступление.

Форма занятия: тренинг.

  • Занятие 9. Презентация результатов исследования на "Школе исследователя"

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления).

Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Рекомендации для выступлений на конференции.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

  • Занятие 10. Научно-практическая конференция младших школьников "Молодость. Творчество. Талант"

Цель: развитие исследовательских умений (умений публичного выступления).

Содержание занятия: Презентация результатов индивидуальных и коллективных исследований в разных предметных областях. Подведение итогов. Награждение участников конференции.

Форма занятия: презентация продуктов деятельности.

Форма подведения итогов реализации модуля: публичная презентация результатов проведенного исследования.

Модуль IV "Наблюдения, опыты и эксперименты"

  • Занятие 1. Опыт "Невидимые чернила"

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение.

Содержание: Беседа о разведчиках и способах передачи кодированной информации. Изучение памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

  • Занятие 2. Опыт "Картофельные штампы"

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение.

Содержание: Беседа "Универсальные свойства картофеля". Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изготовление картофельного штампа. Создание коллективного панно. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа. Коллективная творческая деятельность.

  • Занятие 3. Опыт "Как проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул"

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений.

Содержание: Беседа "Воздушный шарик как украшение праздника". Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

  • Занятие 4. Опыт "Пуговица-погремушка"

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.

Содержание: Беседа "Мои любимые игрушки". Знакомство со старинной забавой "Пуговица-погремушка". Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

  • Занятие 5. Опыт "Цветы лотоса"

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений.

Содержание: Беседа о свойствах воды и бумаги. Знакомство с растением лотос. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

  • Занятие 6. Опыт "Как выйти сухим из воды"

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить доказывать.

Содержание: Знакомство с загадкой "Как выйти из воды сухим". Постановка проблемной ситуации. Изучение памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Анализ результатов опыта. Нахождение научного обоснования опыта. Изготовление коллективного панно.

Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа. Коллективная творческая деятельность.

  • Занятие 7. Опыт "Чудесные спички"

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, развивать умение планировать наблюдение, учить строить логическую цепь рассуждений.

Содержание: Беседа "Свойства дерева". Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Нахождение научного обоснования опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

  • Занятие 8. Резервный урок

Форма подведения итогов реализации модуля: протокол эксперимента.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.