Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ

70348

Скачать книгу «Работа с педагогами» в формате pdf >>>

Эффективное руководство и управление профессиональной деятельностью педагогов в дошкольном учреждении предусматривает систематическую оценку ее качества.

Для улучшения результативности педагогической деятельности с учетом потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 90 "Золотой ключик"» г. Вологда была разработана и внедрена модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ (далее – модель комплексной оценки).

В процессе ее разработки учитывались требования следующих законодательных актов и нормативно-правовых документов:

  • документы федерального уровня, отражающие государственную политику в области образования (Законы РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164), и др.;
  • документы регионального уровня, устанавливающие региональную политику в области образования;
  • документы локального уровня дошкольного образовательного учреждения (Устав, должностные инструкции педагогических работников, положения об Административном совете, о Педагогическом совете, Родительском комитете, об оплате труда и др.).

Модель комплексной оценки включает в себя сбалансированное сочетание нормативно-ориентированного, содержательно-целевого, организационно-технологического, мотивационно-личностного, контрольно-диагностического и коррекционно-аналитического компонентов, с учетом которых определены критерии и показатели[1].

Под критерием комплексной оценки понимается признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Под показателем – количественная и качественная характеристика профессиональной деятельности педагога, являющаяся результатом измерения.

Основные направления обеспечения комплексной оценки профессиональной деятельности педагогов ДОУ

Основные направления обеспечения комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов как открытой образовательной системы основаны на концептуальных положениях А.И. Остроуховой.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю подобран комплекс методов:

  1. изучение документов, анализ педагогической работы, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, самооценка профессиональных качеств педагога, самоанализ;
  2. педагогическая диагностика, мониторинг, контроль (оперативный, текущий, предупредительный, срезовый, тематический, результативный), аттестация, методы статистической обработки данных.

В качестве примера в приложениях 1–2 соответственно представлены анкеты "Удовлетворенность родителей деятельностью педагогических и руководящих работников ДОУ" и "Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов".

Осуществляет комплексную оценку качества профессиональной деятельности педагогов экспертная группа, деятельность которой строится в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, нормативных правовых документов регионального и муниципального органов управления образованием, локальных актов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих вопросы качества педагогического труда, включая Положение об экспертной группе.

При организации и проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов экспертная группа опирается на рабочие инструкции, использует комплекс специально подобранных методов, действуя по следующему алгоритму:

  1. на каждого педагога эксперты заполняют оценочные листы, куда заносятся полученные результаты,
  2. формируют предварительные выводы, определяющие качество профессиональной деятельности педагогов,
  3. оформляют экспертные листы и заключения.

Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная) деятельность педагогов оценивается экспертами по 5-балльной шкале.

Председатель экспертной комиссии подводит итоги работы членов группы, составляет итоговый экспертный лист (по педагогическому коллективу) и дает заключение с окончательными результатами оценки качества, уровня профессионализма педагогов и выводами.

План корректирующих действий и мероприятий, направленных на достижение, поддержание и улучшение качества профессиональной деятельности педагогов, выносится на обсуждение и утверждение руководителем дошкольного учреждения. С каждым педагогом составляется индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий. В качестве примера в приложениях 3–4 представлены экспертный лист результатов комплексной оценки и индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий для педагога.

Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы:

  • схемы анализа планирования,
  • нормативно-документационного обеспечения,
  • непосредственно образовательной деятельности,
  • режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса,
  • оценочные листы педагогов,
  • карты, в т. ч. разработанные Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции.

Методика оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ

Рассмотрим методику данной оценки. Например, значения показателей 1.1–1.5, используемых при расчете по критерию 1, определяются с помощью порядковой шкалы измерения (от 1 до 5 баллов). Она устанавливает порядковые отношения предпочтительности и позволяет судить об отношениях "лучше – хуже" между сравниваемыми объектами по измеряемому качеству.

Порядковая шкала в данной методике представляет собой ряд чисел, которые соответствуют определенной степени выраженности оцениваемой профессиональной деятельности педагогов, ее качества применительно к дошкольному образовательному учреждению. Несколько оценок (от 1 до 5 баллов) характеризуют степень выраженности качества оцениваемой характеристики. Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.

Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из шести критериев по формуле:

S (к) =  (Б (п) + Б (п) + … + Б (п))/К (п),

где: Б (п) – балл по показателю;

        К (п) – количество показателей;

        S (к) – средний балл по критерию.

Каждый показатель в данной методике состоит из двух частей: содержательной и оценочной. 

Содержательная часть включает в себя качественную характеристику профессиональной деятельности педагога, оценочная часть – шкалу оценок по пятибалльной системе, что позволяет наиболее объективно оценить специалиста по каждому показателю:

  • 4–5 баллов – профессиональная деятельность педагога полностью отражает качественную характеристику, ярко выражена и стабильна;
  • 3–4 балла – в профессиональной деятельности педагога в основном отражается данная характеристика и проявляется достаточно устойчиво, педагог стремится достичь качества;
  • 2–3 балла – данная характеристика проявляется в профессиональной деятельности педагога нестабильно, но в пределах допустимой нормы, педагог не в совершенстве овладел теоретическими знаниями и методами использования их на практике;
  • 1–2 балла – характеристика профессиональной деятельности по данному показателю выражена недостаточно, проявляется нестабильно, уровень развития педагога на грани критического.

При определении итогового среднего балла их максимальное число (или максимальная сумма?) может достичь 30. Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.

О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.

20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.

Работник ДОУ, получивший от 25 до 30 баллов, находитсяна высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих:

  • соответствующие методы;
  • составные части и этапы оценки;
  • характер их связей между собой и со всей деятельностью.

Использование модели комплексной профессиональной самооценки педагога помогает выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма.

Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).

Представленные материалы не претендуют на полное освещение всех аспектов рассмотренной проблемы, но дают импульс к дальнейшему изучению вопросов оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы субъектов оценивания указывает на актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения темы комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

Приложение 1

Анкета "Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов"
(по Н.В. Немовой)

Анкета
Скачать в .docx

Значения баллов оценки реализации потребностей педагогов в профессиональном развитии:

  • 5 – да (препятствуют или стимулируют);
  • 4 – скорее да, чем нет;
  • 3 – да и нет;
  • 2 – скорее нет;
  • 1 – нет.

Факторы, препятствующие профессиональному развитию педагогов

Препятствующие факторы

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Собственная инерция

 

 

 

 

 

Разочарование из-за прежних неудач

 

 

 

 

 

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей

 

 

 

 

 

Недоброжелательность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему

 

 

 

 

 

Состояние здоровья

 

 

 

 

 

Нехватка времени

 

 

 

 

 

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

 

Факторы, стимулирующие профессиональное развитие педагогов

Стимулирующие факторы

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Методическая работа в ДОУ

 

 

 

 

 

Обучение на курсах

 

 

 

 

 

Пример и влияние коллег

 

 

 

 

 

Пример и влияние руководителей

 

 

 

 

 

Организация труда в ДОУ

 

 

 

 

 

Внимание к этой проблеме руководителей

 

 

 

 

 

Доверие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование

 

 

 

 

 

Интерес к работе

 

 

 

 

 

Возрастающая ответственность

 

 

 

 

 

Возможность получения признания в коллективе

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла. Коэффициент профессионального развития (Кр) вычисляется по формуле:

Кр = Кфактмакс 

где:  Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;

       Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Количество педагогических работников

Факторы

Стимулирующие

Препятствующие

В процентном выражении

 

 

Коэффициент профессионального развития

 

 

 

Приложение 2

Анкета "Удовлетворенность родителей деятельностью педагогических и руководящих работников ДОУ"

Анкета
Скачать в .docx

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Не знаю

абс. цифры

%

абс. цифры

%

абс. цифры

%

1. Вы получаете информацию:

а) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка;

 

 

 

 

 

 

б) режиме работы дошкольного учреждения
(часах работы, праздниках, нерабочих днях);

 

 

 

 

 

 

в) питании (меню)

 

 

 

 

 

 

2. В дошкольном учреждении проводится специальная работа по адаптации детей (беседа
с родителями, возможность их нахождения
в группе в первые дни посещения ребенком
дошкольного учреждения и т. д.)

 

 

 

 

 

 

3. Воспитатели обсуждают с родителями вопросы, касающиеся пребывания ребенка в дошкольном учреждении (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и т. п.)

 

 

 

 

 

 

4. Вы имеете возможность присутствовать
в группе, участвовать в экскурсиях с детьми

 

 

 

 

 

 

5. Вы получаете информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка в обучении и т. п. (информационный стенд, устные сообщения сотрудников)

 

 

 

 

 

 

6. Вас информируют о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках в еде и т. д.

 

 

 

 

 

 

7. Вы имеете возможность обсудить с сотрудниками ДОУ успехи детей на совместных собраниях (не реже раза в год)

 

 

 

 

 

 

8. Сотрудники ДОУ интересуются, насколько их работа удовлетворяет вас (беседы, анкетирование)

 

 

 

 

 

 

9. Вас удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т. д.), которые получает ваш ребенок в дошкольном учреждении

 

 

 

 

 

 

10. Вы чувствуете, что сотрудники дошкольного учреждения доброжелательно относятся к вам и вашему ребенку

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворенность родителей деятельностью педагогических и руководящих работников ДОУ

Год

Количество заполненных анкет

Ответы

Да

Нет

Не знаю

абс. цифры

%

абс. цифры

%

абс. цифры

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

Экспертный лист результатов комплексной оценки

Экспертный лист
Скачать в .docx

Критерий

Показатель

Метод исследования показателя

Оценка (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Реализация нормативно-правового и документационного обеспечения

1.1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования

Изучение и анализ документов

 

 

 

 

 

1.2. Применение на практике основных положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии

Анкетирование, беседа, наблюдение, контроль

 

 

 

 

 

1.3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья детей

Наблюдение, контроль

 

 

 

 

 

1.4. Культура делопроизводства педагогов

Анализ документов, контроль

 

 

 

 

 

1.5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей), общества

Анкетирование, беседа, самооценка, мониторинг

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 1:

 

 

 

 

 

 

2. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования

2.1. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий ГОС дошкольного образования

Наблюдение, экспертиза, аттестация

 

 

 

 

 

2.2. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования

Наблюдение, экспертиза, контроль, мониторинг

 

 

 

 

 

2.3. Эффективность педагогических приемов и технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Тестирование, анкетирование, самооценка, анализ, мониторинг

 

 

 

 

 

2.4. Использование информационных технологий

Беседа, анализ

 

 

 

 

 

2.5. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников

Изучение документов, анализ планирования, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

2.6. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 2:

 

 

 

 

 

 

3. Создание предметно-развивающей среды

3.1. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования

Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза

 

 

 

 

 

3.2. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды

Наблюдение, экспертиза, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

3.3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста

Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза

 

 

 

 

 

3.4. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологической комфортности в детском коллективе

Наблюдение, анализ, экспертиза

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 3:

 

 

 

 

 

 

4. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности

4.1. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования

Анкетирование, самооценка, анализ, беседа, аттестация, мониторинг

 

 

 

 

 

4.2. Осуществление самовоспитания и самообразования

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа

 

 

 

 

 

4.3. Использование профессиональной компетентности в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа, контроль, мониторинг

 

 

 

 

 

4.4. Дисциплинированность, ответственность

Наблюдение, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 4:

 

 

 

 

 

 

5. Результативность образовательного процесса

5.1. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме

Анкетирование, самооценка, беседа, анализ, контроль

 

 

 

 

 

5.2. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки)

Мониторинг, анализ, беседа

 

 

 

 

 

5.3. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) детей

Наблюдение, контроль, мониторинг, анализ

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 5:

 

 

 

 

 

 

6. Коррекция педагогической деятельности

6.1. Координация образовательного процесса, степень его соответствия требованиям ГОС дошкольного образования

Наблюдение, контроль, анализ

 

 

 

 

 

6.2. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования

Беседа, наблюдение, экспертиза, анализ

 

 

 

 

 

 

6.3. Педагогическое образование родителей (или законных представителей) воспитанников

Анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, анализ

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 6:

 

 

 

 

 

 

Итоговый средний балл:

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Методы исследования того или иного показателя представлены в приложении 3 в качестве дополнительной информации и не включаются в оригинал экспертного листа результатов комплексной оценки.

Приложение 4

Индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий для педагога

Индивидуальный план
Скачать в .docx

Направление

Корректирующее действие и мероприятие

Срок

Отметка
о выполнении

Изучение законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования

 

 

 

Интеграция комплексных и парциальных образовательных программ, практическое применение

 

 

 

Планирование образовательной деятельности с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников

 

 

 

Реализация эффективных педагогических приемов, технологий в образовательном процессе

 

 

 

Использование современных информационных технологий

 

 

 

Создание предметно-развивающей среды с учетом направленности реализуемой образовательной программы, возрастных особенностей воспитанников, эстетической привлекательности

 

 

 

Диагностическое обследование развития воспитанников, аналитическая деятельность.

 

 

 

Взаимодействие с педагогами ДОУ, специалистами социальных институтов

 

 

 

Повышение квалификации , обучение

 

 

 

Опытно-экспериментальная деятельность

 

 

 

Л.Ф. Медведникова,канд. пед. наук,
заведующий МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 90
"Золотой ключик"» г. Вологда

[1]    О критериях и показателях комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов также см.:
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. № 9.

Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль