Ознакомление детей с трудом взрослых на занятиях тестопластикой

11383

Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к деятельности взрослых. Во все времена родители учили своих детей тому, что знают и умеют сами. В современных семьях недооценивают возможности ребенка, освобождая его от домашних обязанностей. Однако воспитать самостоятельность и уважение к труду других можно только в процессе собственного трудадошкольника.

Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе. Знакомить детей с трудом взрослых можно в ходе непосредственно образовательной деятельности через рассказы, беседы, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций. При этом необходимо понимать, что знания могут оказаться формальностью, если их усвоение не будет сочетаться с непосредственной трудовой деятельностью. Дети должны прочувствовать, что такое усталость, успех или неудача. Только тогда можно будет сформировать у них ответственное отношение к труду.

Так, средством ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых педагоги МБДОУ "Детский сад № 16" г. Усть-Лабинска выбрали занятия тестопластикой в рамках деятельности кружка "Страна Тестопландия"[1] по реализации проекта "Путешествие в мир ремесел" (далее – Проект).

Тестопластика – лепка из соленого теста – позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность, развиваются общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук. Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысли и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Хлеб – один из старейших продуктов. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а дрожжевой хлеб появился в Египте.

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считается делом ответственным и почетным. В XVI в. пекари подразделялись
на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги и пряники. Кроме них хлеб готовили в каждом доме и выполняли эту работу обычно женщины.

До XIX в. хлебопечение было тяжелым ручным трудом. И лишь во второй половине прошлого столетия были изобретены механизированные тестомесильные машины, тестоделители и конвейерные печи.

 

Труд дошкольников тесно связан с игрой, так как в ней содержатся элементы трудовой деятельности и формируются ее предпосылки. Сама трудовая деятельность наиболее эффективна, когда в ней используются игровые моменты. Поэтому основу занятий тестопластикой составляют игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается представить себя в роли пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д.

Работа с дошкольниками в рамках Проектапроводится по следующим направлениям:

  • обогащение представлений детей о труде пекаря, повара, кондитера и дизайнера, формирование знаний о результатах их труда;
  • совершенствование умений и навыков лепки из соленого теста, обогащение опыта творческой деятельности, опыта работы с различными материалами и инструментами;
  • ознакомление с некоторыми приемами работы представителей той или иной профессии: раскатываем тесто, как пекарь, украшаем торт, как кондитер, оформляем оригинальную рамку, как дизайнер, и т. д.;
  • общее развитие детей, направленное на формирование умений: ставить цель; определять промежуточные задачи; искать и находить решение; выбирать средства и доводить дело до получения результата; осознавать и оценивать индивидуальный опыт; находить речевое соответствие своим действиям;
  • воспитание общественно-направленных мотивов труда: "испечем булочки для малышей", "слепим красивые украшения в подарок девочкам" и т. д.

Последовательное ознакомление дошкольников с трудом взрослых осуществляется в процессе основных тематических циклов:

  • "Выпекали мы в печи пироги и калачи" (труд пекаря);
  • "Мы ребята поварята" (труд повара);
  • "Школа юных кондитеров" (труд кондитера);
  • "Дизайн-клуб" (труд дизайнера).

Остановимся на каждом из них более подробно. Цикл "Выпекали мы в печи пироги и калачи" включает следующие темы: "Хлебушек душистый, теплый, золотистый", "Не красна изба углами, а красна пирогами", "Веселое чаепитие". Изучая их, дети, как настоящие пекари, лепят изделия из теста. Получившиеся хлеб и булочки они используют в тематических играх. Педагоги рассказывают дошкольникам, что с древнейших времен выпечка хлеба на Руси считается делом ответственным и почетным, что хлеб нужно беречь, уважать труд взрослых, благодаря которому он появляется у нас на столе[2]. Подробное содержание данного цикла представлено в приложении.

Цикл "Мы ребята поварята" включает такие темы, как "Завтрак на тарелочке", "Обед на блюде", "Вкусные бутерброды", "Мини-пиццы". Изучая их, дети не только изготавливают поделки, отрабатывают новые способы и приемы лепки, но и узнают много нового о труде повара.

Особый интерес у дошкольников вызывает цикл "Школа юных кондитеров". Дети с удовольствием и радостью лепят именинный торт, желе и мороженое, шоколадные кексы и конфеты, сахарное печенье, рулеты и пирожные. Каждое такое занятие превращается для них в настоящий праздник: в процессе лепки кондитерских изделий, украшения тортов и пирожных они испытывают чувства радости и восторга. В завершении деятельности дети разыгрывают сценки с готовыми изделиями.

Темы "Красивый подсвечник", "Шкатулка в подарок маме", "Украшения в подарок девочкам", "Рамка для фотографии в подарок папе" изцикла "Дизайн-клуб" носят творческий характер. Изучая их, дошкольники становятся участниками увлекательного процесса лепки полезных и красивых изделий из соленого теста. Дети знакомятся с дизайном как видом изопространственного искусства, технологией декорирования готовых изделий, с правилами росписи поделок из соленого теста. Эта деятельность обогащает дошкольников творчески, помогает им осознать тесную связь лепки, аппликации и декоративного рисования. Большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, инструментами и техниками. Дети учатся комбинировать и видоизменять приобретенные умения и навыки.

Во время занятий с дошкольниками лепкой из соленого теста педагогам необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и соответствующее физическое и психологическое пространство.

Дети трудятся с удовольствием, если у них достаточно материалов и инструментов. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов: скалки, чесноковыжималку, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.

Для того чтобы дети могли войти в роль взрослого той или иной профессии, педагоги должны обеспечить их специальными атрибутами, например поварскими шапочками и фартуками, если запланировано знакомство с трудом повара.

Педагогу следует приучить детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда, чувства удовлетворения и привычки работать аккуратно.

Необходимо также создавать творческую доброжелательную атмосферу, надлежащим образом мотивировать труд ребенка и в процессе лепки поощрять его, заинтересовывать трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности.

В процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к дошкольникам, их возможностям, формировать у них желание выполнять самостоятельно все то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются.

Не следует допускать, чтобы дети испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным заданием. В этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия. Педагог должен вызывать у дошкольника чувство внешней безопасности, понимание того, что результаты его труда не получат отрицательной оценки взрослого.

Дети должны получать радость от достигнутых результатов, своей полезности другим. Для этого их работами можно украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дошкольники могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещений ДОУ помогают сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками.

Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, они могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда.

Не стоит забывать также, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки и детского экспериментирования с инструментами и материалами, в тех чудесных превращениях, которые обеспечивает столь универсальный пластический материал, как соленое тесто.

Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируются творческое начало, умение выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности, ее талантов.

На занятиях тестопластикой ребенок приобретает умения и навыки, которые будут иметь большое значение в его трудовой деятельности в дальнейшем (независимо от выбранной профессии). Прежде всего к ним относятся ручная умелость, умение организовывать и планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, привычка прилагать усилия и др.

Изготавливая поделки своими руками, дети начинают осознавать полезность своего труда для окружающих и уважать труд других. Таким образом, используя возможности тестопластики, можно успешно знакомить дошкольников с трудом людей разных профессий, формировать бережное отношение к его результатам, воспитывать желание трудиться и интерес к трудовой деятельности, развивать любознательность и стремление к творчеству.

Приложение

Тематический цикл "Выпекали мы в печи пироги и калачи"

Предварительная работа (проводится совместно с воспитателями группы):

  • беседа с детьми о том, как хлеб приходит на стол, о труде пекаря;
  • чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;
  • знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;
  • рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;
  • проращивание семян пшеницы;
  • экскурсия в пекарню (на хлебозавод), в хлебный магазин;
  • рисование на тему "Откуда хлеб пришел" и оформление выставки рисунков;
  • составление коллажа "Берегите хлеб!".

Работа с родителями:

  • подготовка рекомендаций для родителей "Как научить ребенка бережно относиться к хлебу";
  • проведение конкурса "За самоваром" на лучшую выпечку или блюдо, приготовленное родителями из сухого хлеба;
  • организация и проведение конкурса поделок из соленого теста "Папа, мама, я – творческая семья", выполненных совместно родителями и детьми;
  • выпуск буклета "Как организовать занятия с детьми по тестопластике в домашних условиях" с рекомендациями для родителей.

Материалы, инструменты и оборудование: соленое тесто – неокрашенное (натуральное), "ржаное" (с добавлением коричневого пищевого красителя), "шоколадное" (с добавлением какао), дополнительный материал для посыпания хлебобулочных изделий из соленого теста (манная крупа, зерна тмина, семена кунжута, укропа, мака и т. д.), инструменты (стеки, скалки, пластиковые вилочки, трубочки для коктейля, зубочистки и др.), пищевая пленка, салфетки, одноразовые тарелочки, основа с рамкой для панно "Веселое чаепитие", фартуки и пекарские шапочки для детей, ржаной и пшеничный колоски или их иллюстрации.

Тема

Задачи

Содержание деятельности

Хлебушек душистый, теплый, золотистый

Воспитательные: воспитание у детей интереса к лепке из соленого теста; формирование положительного отношения к труду пекаря; воспитание бережного отношения к хлебу как продукту, особо почитаемому людьми.

Дидактические: обогащение знаний детей о труде взрослых, благодаря которому хлеб появляется на столе; обучение детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д.; формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

Развивающие: развитие глазомера, мелкой моторики рук; расширение и обогащение словаря детей (пекарь, пекарня, хлебозавод, пшеничный и ржаной хлеб, формовой и подовый хлеб, батон, калач, каравай и др.)

Загадывание детям загадок о хлебе.

Рассматривание колосков ржи и пшеницы.

Физкультминутка "Каравай".

Ознакомление детей с правилами выпечки вкусного хлеба:

  • тесто не любит суеты, пустословия да и со злыми помыслами к печи лучше не подходить;
  • приготовленное с любовью и душою тесто всегда добрее, выпечка из него получается нежнее, пышнее и вкуснее.

Демонстрация способов и приемов лепки калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д.

Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для игры "Булочная"».

Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.

Подведение итогов (презентация вылепленных изображений, оценка результатов деятельности)

Не красна изба углами, а красна пирогами

Воспитательные: формирование у детей социальных мотивов деятельности; воспитание таких личностных качеств, как трудолюбие, усидчивость и аккуратность.

Дидактические: расширение представлений детей о труде пекаря; закрепление навыков лепки из соленого теста, умения пользоваться различными способами и приемами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание и т. д.; формирование ручных умений; умения пользоваться скалкой для раскатывания теста.

Развивающие: развитие инициативы, самостоятельности и активности при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т. д.); расширение и обогащение словаря детей (закрытый и открытый пироги, яблочный пирог, кулебяка, рыбник, курник, начинка и др.)

Ознакомление детей со старинной русской пословицей: "Не красна изба углами, а красна пирогами" и обсуждение с ними значения этого выражения.

Рассказ взрослого "Любимые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники, рыбники и др." с показом слайдов презентации.

Демонстрация способов и приемов лепки пирогов и пирожков.

Мотивация творческой деятельности: "испечем, как настоящие пекари, пирожки не только для себя, но и для других (для гостей)".

Лепка детьми пирогов и пирожков из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.

Обыгрывание детьми готовых изделий в сценках на тему "Встречаем гостей пирогами".

Называние пословиц о труде и хлебе.

Подведение итогов. Определение дальнейшей судьбы изготовленных пирогов (для игры, подарка и пр.)

Веселое чаепитие

(оформление коллективной композиции)

Воспитательные: воспитание у детей бережного отношения к хлебу как продукту труда взрослых, привитие уважения к труду других.

Дидактические: обобщение и систематизация знаний детей о том, как хлеб появляется на столе; формирование навыков лепки хлебобулочных изделий: булок, кренделей, ватрушек, рогаликов, плюшек, плетенок; формирование умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

Развивающие: развитие эстетической оценки вылепленных изображений, инициативности, самостоятельности, укрепление уверенности в себе и своих способностях; развитие детского творчества в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т. д.), расширение и обогащение словаря детей (рогалик, плюшка, плетенка, крендель, сдоба и др.)

Чтение детям стихотворения С. Погореловского "Вот он хлебушек душистый…".

Дидактическая игра "От зернышка до каравая". Прослеживание цепочки изготовления хлеба.

Демонстрация способов и приемов лепки из соленого теста булок, кренделей, ватрушек, рогаликов, плюшек, плетенок и т. д.

Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для панно "Веселое чаепитие"».

Лепка детьми различных хлебобулочных изделий.

Оформление коллективной композиции "Веселое чаепитие".

Подведение итогов занятия. Определение дальнейшей судьбы изготовленного панно (для украшения группы, лестничного пролета детского сада и пр.)

 

 

И.Ю. Глебова,

воспитатель высшей категории
МБДОУ "Детский сад № 
16"
г. Усть-Лабинска Краснодарского края

[1]    Работа с детьми в кружке строится на основании разработок следующих авторов: М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Г.Н. Пантелеева и др.

[2]    О знакомстве детей с производством хлеба в рамках проекта "Хлеб – всему голова" см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. № 9.

 

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль