Проектирование профилактической работы с трудными подростками в образовательной организации

838

Скачать книгу «Воспитательная работа» в формате pdf >>>

Отклоняющееся от нормы поведение детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Подростки и молодежь нуждаются сегодня в особой заботе государства, в помощи со стороны воспитателей и наставников, повышается значение воспитательной и психологической работы в образовательных организациях. Рассмотрим программу мониторинга, разработанную в КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области".

Данный мониторинг призван оценить масштабы и характер проблемы в регионе (Кировская область), проанализировать особенности и меру эффективности деятельности ОО, направленную на профилактику отклоняющегося поведения детей и подростков, обеспечить слаженную работу педагогов с трудными детьми.

Теоретические основы мониторинга

В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу:

  • "трудновоспитуемый ребенок" (Ю.В. Гербеев, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов);
  • "трудный подросток" (С.А. Беличева, Л.М. Зюбин);
  • "педагогически запущенный ребенок" (Г.П. Медведев, О.В. Свиридов);
  • "социально-педагогически запущенный ребенок" (И.А. Невский);
  • "подросток с асоциальным поведением" (В.Ф. Володько, И.А. Фурманов);
  • "подросток с отклоняющимся поведением" (В.Н. Кудрявцев).

Термин социальное отклонение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего они и нарушаются. В эту группу попадают: преступники, отшельники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы.

Социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Позитивные – служат средством, механизмом развития системы, повышения уровня ее организованности, устраняя устаревшие стандарты поведения. Негативные – дезорганизуют систему (Я.И. Гилинский).

Виды социальных отклонений (К.Ю. Добрин):

  • корыстной направленности (хищения, кражи, спекуляции – в основе материальная выгода),
  • агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои, убийство – направлены против личности),
  • социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружение в мир иллюзий, разрушающих психику, самоубийство – уход от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы).

Виды социальных отклонений (Г.И. Забрянский):

  • невыполнение социальных обязанностей;
  • нарушение норм морали;
  • нарушение норм права (не уголовного);
  • нарушение уголовного закона.

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся – это и есть девиантное поведение.

Виды девиантного поведения:

  • непротивоправное (уголовно ненаказуемое, собственно девиантное);
  • преступное (делинквентное, уголовно наказуемое);
  • криминальное (противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль