Реформирование нормативной правовой базы в области охраны труда

18683

В ходе административной реформы в 2004 г. из перечня полномочий почти всех федеральных органов исполнительной власти было исключено нормативно-правовое регулирование в области охраны труда. Вследствие этого полностью прекратилась работа по совершенствованию нормативного обеспечения охраны труда в соответствующих сферах деятельности, несмотря на принятие в 2007 г. поправок в Феде­ральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", которым мероприятия и нормативно-правовое регулирование в области охраны труда были выведены из сферы действия закона.

В результате в большинстве министерств, в т. ч. в Минобрнауки России, были сокращены или ликвидированы подразделения и службы по безопасности и охране труда, в функции которых ранее были включены:

  • организация и координинация работы по охране труда;
  • разработка и принятие нормативных правовых актов по охране труда в системе образования РФ, контроль за их исполнением;
  • обработка и анализ государственной статистической отчетности по охране труда (формы 1-Т и 7-Т) и др.

На протяжении последних 10 лет практически не обновлялась нормативно-правовая база по охране труда в сфере образования, что не могло не сказаться на нормативно-правовом регулировании и решении вопросов, связанных с охраной труда в учебных заведениях и организациях системы образования, включая профессиональное образование.

Проблема реформирования нормативного правового регулирования в области охраны труда назрела так остро, что Минздравсоцразвития России, в соответствии с пп. 5, 6 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда",в настоящее время проводит серьезный пересмотр и реформирование всей нормативной правовой базы по охране труда.

В настоящее время в сфере охраны труда действует более тысячи нормативных правовых актов. Среди них свыше 30 межотраслевых правил по охране труда, 110 отраслевых правил, 140 государственных санитар­но-
эпидемиологических правил и нормативов, 129 правил безопасности и пра­вил устройств и безопасной эксплуатации, 28 строительных норм и правил и сводов правил по проектированию и строительству и 554 Государственных (национальных) стандарта Системы стандартов безопасности труда (далее – ССБТ). Однако многие из них не пересматривались по пять и более лет, т. е. содержат нормы, не соответствующие требованиям действующего законодательства и современной экономической ситуации.

К этому следует добавить отсутствие системного подхода к формированию правил по охране труда и их дублирование. В результате чего их действие распространяется как на отдельные виды работ (работы на высоте, обработка металлов, древесины и других материалов), так и на отдельные отрасли (текстильная и легкая промышленность, металлургия и др.).

По данным Роструда, в результате несчастных случаев на производстве в 2010 г. в Российской Федерации в организациях всех видов экономической деятельности погибло 3244 работника. В учреждения здравоохранения Российской Федерации с травмами (в т. ч. микротравмами), связанными с производством, обратились более 345 тыс. чел. Из них 183 тыс. чел., работающих в промышленном производстве, 16 тыс. – в сельском хозяйстве и почти 17,7 тыс. – на транспорте.

В прошлом году 4664 чел. стали инвалидами в результате производственных травм. Более 85% граждан, впервые признанных инвалидами, находятся в трудоспособном возрасте.

Продолжается увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В прошлом году количество таких работников составило 29% от всех работающих (в 2009 г. – 27,5%).

Не снижается уровень травматизма с летальным и тяжелым исходом в сфере обра­зования, считающейся нетравмоопасной. В 2010 г. произошло 1284 несчастных случая среди работников образовательных учреж­дений (в 2009 г. – 1345), из них 120 случаев с тяжелым и 28 – с летальным исходом. По-прежнему высок уровень травматизма среди обучающихся во время учебного процесса. Так, в 2009 г. произошло 19 136 несчастных случаев с обучающимися образовательных учреж­дений, из них 33 – со смертельным исходом, 14 обучающихся стали инвалидами.

Проблемы, связанные с производственным травматизмом и с охраной труда в целом, обусловлены в основном отсутствием государственного подхода к вопросам охраны труда как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В связи с этим в сфере управления охраной труда назрела острая необходимость в устранении тех причин, которые связаны с повышенным уровнем смертности и заболеваемости, в т. ч. вследствие воздействия вредных производственных факторов. Решением указанных проблем, в первую очередь, является реформирование системы нормативных правовых актов в области охраны труда, устанавливающих обязательные требования по обеспечению безопасных условий труда.

Новая структура подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, нашла свое отражение в постановлении Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160. Его принятие позволяет сформировать прозрачную нормативную структуру и организовать работу по планомерному пересмотру подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством.

Основной частью новой системы подзаконных нормативных правовых актов становятся стандарты безопасности труда, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и устанавливающие обязательные к исполнению нормы, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников. Разработка их осуществляется на основе уже имеющихся стандартов ССБТ, которые устанавливают требования в области охраны труда, нормы, правила, методы оценки состояния безопасности труда и не подпадают под действие законодательства о техническом регулировании. Будет сформирована новая структура стандартов безопасности труда, включающая в себя пять групп стандартов:

I – организационно-методические стандарты, содержащие требования к нормированию условий труда, системам управления охраной труда, структуре служб охраны труда и др.;

II – стандарты аттестации рабочих мест;

III – стандарты эргономики рабочего места, устанавливающие требования к организации рабочих мест;

IV – стандарты мероприятий в области условий и охраны труда, куда будут включены требования к обучению по охране труда (далее – ОТ), правильному применению средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и др.;

V – стандарты по проведению оценки профессиональных рисков у работодателей и управлению этими рисками.

Одновременно Минздравсоцразвития России проводит работу по комплексному пересмотру действующих правил по охране труда. С учетом этого трансформируется их структура. Она будет иметь три основных блока:

  • правила по ОТ по видам экономической деятельности;
  • межотраслевые правила по ОТ (одинаковые для всех отраслей);
  • правила по ОТ при проведении наиболее травмоопасных работ (работы на высоте и т. п.).

Уже подготовлены к пересмотру 8 действующих межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, в т. ч. для работников угольной и сланцевой промышленности, утверждены и рассматриваются в настоящее время межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, при работах на высоте и др.

Наиболее актуальным направлением деятельности является реформирование системы предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Для объективного предоставления льгот компенсации предлагается устанавливать персонально для каждого работника в зависимости от класса условий труда, определенного по результатам аттестации его рабочего места. При этом аттестация должна проводиться в соответствии с новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н,основными нововведениями которого являются:

  • определение статуса аттестующей организации как независимого (неаффилированного по отношению к работодателю) аккредитованного оценщика условий труда;
  • определение состава комиссии по аттестации рабочих мест, в соответствии с которым в работе аттестационной комиссии в обязательном порядке предусмотрено участие представителей профсоюзов или иного представительного органа работников.

В настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда одна из самых злободневных проблем не только в области охраны труда, но и всей сферы социально-трудовых отношений.

Острота данной проблемы т. ч. в системе образования, обусловлена тем, что с аттестацией рабочих мест напрямую связаны вопросы:

  • лицензирования образовательных учреж­дений;
  • предоставления компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда;
  • установления диагноза и профилактики профзаболеваний;
  • проведения периодических медицинских осмотров;
  • установления режимов труда и отдыха и многое другое, самым непосредственным образом касающееся защиты прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда.

По данным за 2010 г., в образовательных учреждениях проведена аттестация только 472 тыс. рабочих мест, что составляет всего 13,3% от общего количества рабочих мест, подлежащих аттестации. Не видно завершения этого процесса в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Действующая на сегодняшний день нормативная база в этом вопросе безнадежно устарела. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда (утв. постановлением Гоструда СССР и Президиума ВЦСПС от 24.11.1974 № 298/П-22) и отраслевые перечни, на основе которых и по сей день устанавливаются доплаты за вредность и другие компенсационные выплаты, включают 7 тыс. наименований.

Основные их недостатки заключаются в отсутствии механизма установления компенсаций для тех работников, чьи должности (профессии) не поименованы в действующих в настоящее время списках и перечнях. При этом компенсации продолжают предоставляться работникам, которые в этих списках находятся, но условия их труда на рабочих местах уже не относятся к вредным и опасным.

Для выработки единого подхода к ус­тановлению компенсаций и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда, занятым на работах с вредными и/или опасными условиями труда" по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса РФ;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;
  • повышение оплаты труда – не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

В настоящее время Минздравсоцразвития России подготовлен проект приказа, регламентирующего условия предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда по результатам аттестации рабочих мест.

В ходе подготовки и согласования данного проекта Профсоюзу работников народного образования и науки удалось:

сохранить право применения на переходный период (не менее 5 лет) вышеуказанного Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда и отраслевых Перечней работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, утвержденных приказом Гособразования СССР от 20.08.1990 № 579 "Об утверждении положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреж­дений системы Гособразования СССР" и аналогичным приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 07.10.1992 № 611 "О доплатах за неблагоприятные условия труда работникам системы комитета по высшей школе" (вместе с Положением о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда специалистам и служащим учебных заведений, предприятий, учреж­дений и организаций системы комитета);

установить отдельным категориям работников (педагогическим и медицинским работникам, работникам культуры и т. д.), которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предусмотрено несколько видов компенсаций, выплату недостающего вида компенсаций (в зависимости от класса условий труда по результатам аттестации рабочих мест).

В соответствии с новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н,аттестация рабочих мест по условиям труда должна быть проведена на всех рабочих местах, в т. ч. и в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Необходимо обеспечить качественное проведение аттестации рабочих мест независимыми, специализированными и аккредитованными организациями, которые в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда и, что не менее важно, по ценам значительно ниже рыночных могли бы проводить аттестацию рабочих мест в образовательных учреждениях системы образования Российской Федерации.

В этой связи издан приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".

В настоящее время подготовлен проект стандарта безопасности труда "Критерии оценки и классификация условий труда", в соответствии с которым будут утверждены Классификация рабочих мест по условиям труда и Критерии гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса. Перечень и предельно допустимые уровни факторов производственной среды, оцениваемые при проведении аттестации рабочих мест, будут гармонизированы с международными нормами.

С целью создания независимого института оценки условий труда, в объективности которого не сомневались бы ни работники, ни работодатели, а также для подтверждения компетентности организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, трудовым законодательством предусмотрен механизм, регламентирующий:

  • оказание услуг по вопросам, касающимся проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • обучение по охране труда;
  • предоставление иных услуг в этой сфере.

По состоянию на 25 апреля 2011 г. аккредитовано 1616 организаций. Из них 423 – аттестующих организаций; 992 – обучающих и 477 организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 чел.

Подготовлен и в ближайшее время будет размещен на сайте Минздравсоцразвития России проект Положения о проведении государственной экспертизы условий труда. Введение понятной и прозрачной системы оценки условий труда на рабочих местах обеспечит:

  • установление работникам гарантированных компенсаций;
  • организацию и проведение соответствующих профилактических мероприятий;
  • построение адекватной системы защиты жизни и здоровья работника.

В настоящее время Минздравсоцразвития России работает над новым проектом Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований безопасности работников организаций. Система обучения вопросам охраны труда должна базироваться на дифференциации видов обучения в зависимости от сроков, глубины и направленности обучения, категорий работников (на основе государственных требований к образованию), образовательных цензов и квалификации, потребностей производства.

Сейчас порядок проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда во всех сферах экономической деятельности, в т. ч. и в системе образования, регламентируют следующие нормативные правовые акты:

  • ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения";
  • постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01. 2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

В соответствии с этими нормативными документами ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций (в т. ч. и бюджетных учреждений) несет работодатель (руководитель), который устанавливает порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда.

Руководители образовательных учреждений, специалисты по ОТ, работники, на которых работодателем возложены обязанности по организации работы по ОТ, члены комиссий по проверке знаний требований ОТ, члены комитетов (комиссий) по ОТ, уполномоченные (доверенные лица) по ОТ профсоюза образовательных учреждений проходят обу­чение в специализированных обучающих организациях (учебных центрах) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прошедших аккредитацию в установленном порядке, а также при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда.

Обучение по охране труда работников вышеперечисленных категорий проводится на основе разработанных и утвержденных в обучающих организациях программ в объеме 40 ч. Периодичность очередной проверки знаний требований охраны труда этих работников – не реже одного раза в 3 года.

Для проверки знаний требований охраны труда остальных работников (педагогические работники, учебно-вспомогательный и технический персонал) приказом руководителя образовательного учреждения создается комиссия по проверке знаний требований в составе не менее 3 человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний в обучающей организации (учебном центре) и имеющих соответствующие удостоверения. В образовательном учреждении такая комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

Процедура проверки знаний, а также программа обучения по охране труда (в объеме не менее 20 ч) для работников данных категорий разрабатываются и утверждаются руководителем образовательного учреждения, согласуются с профсоюзным комитетом в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность и охрану труда конкретных видов работ.

В настоящее время в Правительство РФ внесен законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части определения понятия "профессиональный риск", установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений в организации работы по профилактике профессиональных заболеваний и профессиональной реабилитации работников. В связи с этим планируется принять такие основополагающие подзаконные нормативные правовые акты в области оценки и управления профессиональными рисками, как:

  • Положение о системе управления профессиональными рисками в Российской Федерации;
  • Стандарт по оценке профессиональных рисков;
  • Порядок оценки профессиональных рисков, включающий методики оценок и регламенты выполнения работ.

До конца 2011 г. Правительство РФ внесет этот законопроект на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Вышеперечисленные меры по реформированию нормативного правового регулирования в области охраны труда, принимаемые Правительством РФ и Минздравсоцразвития России, помогут улучшить положение с охраной труда, которое сложилось на сегодняшний день в российской системе образования.

Учитывая высказывания Председателя Правительства РФ В.В. Путина, касающиеся ответственности руководителей исполнительной власти всех рангов в вопросах охраны труда, и Президента РФ Д.А. Медведева, определившего на совещании в апреле нынешнего года улучшение условий труда одной из важнейших составляющих модернизации нашей экономики, руководство Общероссийского Профсоюза образования обратилось к заместителю Председателя Правительства РФ А.Д. Жукову с предложением принять необходимые меры для решения вопроса об определении полномочий Министерства образования и науки РФ по заключению и реализации отраслевых соглашений, а также по вопросам охраны труда в системе образования.

Главным техническим инспектором труда Общероссийского Профсоюза образования направлено письмо в Генеральную прокуратуру РФ для проведения соответствующих мероприятий в порядке государственного надзора за реализацией Министерством образования и науки РФ функций по соблюдению законодательства об охране труда по указанным выше вопросам.

Рассчитываем, что эти обращения, а также соответствующие публикации в средствах массовой информации позволят сдвинуть с мертвой точки ситуацию, сложившуюся с охраной труда в системе образования, и положительно повлияют на принимаемые решения, касающиеся сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся, что также обеспечивает охрана образовательной организации.

Заведующий отделом охраны труда и здоровья – главный технический инспектор труда
ЦС Профсоюза работников народного
образования и науки РФ Ю.Г. Щемелев

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль