text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Экспресс-диагностика адаптации первоклассников к школе

  • 25 августа 2015
  • 4959

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка. в статье рассматривается экспресс-диагностика, осуществляемая с помощью пяти методик. Проводить ее может и педагог-психолог, и учитель начальных классов.

В последнее время все больше детей уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Им требуется особое внимание педагога и педагога-психолога, т. к. хроническое отставание в начальной школе может отрицательно сказаться на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. И учителю, и родителям следует знать, с какими проблемами сталкивается ребенок (или может столкнуться в будущем), как можно помочь ему и что необходимо сделать для создания благоприятной атмосферы и условий, способствующих его успешной адаптации к обучению в школе.

На сегодняшний день психолого-педагогическая литература предлагает немало программ для исследования адаптации первоклассников к школе. Однако большинство из них носит характер индивидуальной диагностики, что требует много сил и времени в ходе реализации и при обработке полученных результатов.

В большинстве школ насчитывается от трех до восьми первых классов, в связи с чем актуальной стала проблема разработки программы исследования психологической адаптации первоклассников с использованием надежных, апробированных методов, удобной в использовании и применении, а кроме того – не требующей каких-либо существенных временных ресурсов и затрат. В СОШ № 31 г. Сыктывкара эту проблему решили, создав экспресс-диагностику, осуществляемую с помощью пяти методик:

  1. "Беседа о школе" (Т.А. Нежнова) – помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как он воспринимает учебный процесс, понимает ли, для чего ходит в школу.
  2. Методика исследования мотивации учения (М.Р. Гинзбург) – направлена на изучение сформированности мотивов учения и выявление ведущего мотива.
  3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) – позволяет определить уровень школьной тревожности, проанализировать школьные ситуации, вызываю- щие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
  4. Цветовой тест Люшера (модификация Л.А. Ясюковой) – направлен на определение эмоционального состояния ребенка в школе, выявление положительных и отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях, исследование эмоциональной самооценки ребенка, а также особенностей его работоспособности.
  5. Методика изучения поведенческих особенностей учащихся – позволяет выявить формы дезадаптированного поведения ребенка, особенности его взаимоотношений с окружающими.

Экспресс-диагностику может проводить как педагог-психолог, так и учитель начальных классов. Оптимальное время проведения исследования – октябрь – ноябрь, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомить- ся с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре педагог- психолог может присутствовать на уроках и наблюдать за детьми, отмечать особенности их поведения во время перемен.

ВАЖНО! Подробное описание методик, а также условия проведения экспресс-диагностики и методика обработки и интерпретации результатов - в полной версии статьи, опубликованной в №9 журнала "Справочник педагога-психолога. Школа".

ПОДПИШИТЕСЬ на журнал прямо сейчас - не пропускайте САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.