Экспресс-диагностика адаптации первоклассников к школе

4386

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка. в статье рассматривается экспресс-диагностика, осуществляемая с помощью пяти методик. Проводить ее может и педагог-психолог, и учитель начальных классов.

В последнее время все больше детей уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Им требуется особое внимание педагога и педагога-психолога, т. к. хроническое отставание в начальной школе может отрицательно сказаться на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. И учителю, и родителям следует знать, с какими проблемами сталкивается ребенок (или может столкнуться в будущем), как можно помочь ему и что необходимо сделать для создания благоприятной атмосферы и условий, способствующих его успешной адаптации к обучению в школе.

На сегодняшний день психолого-педагогическая литература предлагает немало программ для исследования адаптации первоклассников к школе. Однако большинство из них носит характер индивидуальной диагностики, что требует много сил и времени в ходе реализации и при обработке полученных результатов.

В большинстве школ насчитывается от трех до восьми первых классов, в связи с чем актуальной стала проблема разработки программы исследования психологической адаптации первоклассников с использованием надежных, апробированных методов, удобной в использовании и применении, а кроме того – не требующей каких-либо существенных временных ресурсов и затрат. В СОШ № 31 г. Сыктывкара эту проблему решили, создав экспресс-диагностику, осуществляемую с помощью пяти методик:

  1. "Беседа о школе" (Т.А. Нежнова) – помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как он воспринимает учебный процесс, понимает ли, для чего ходит в школу.
  2. Методика исследования мотивации учения (М.Р. Гинзбург) – направлена на изучение сформированности мотивов учения и выявление ведущего мотива.
  3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) – позволяет определить уровень школьной тревожности, проанализировать школьные ситуации, вызываю- щие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
  4. Цветовой тест Люшера (модификация Л.А. Ясюковой) – направлен на определение эмоционального состояния ребенка в школе, выявление положительных и отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях, исследование эмоциональной самооценки ребенка, а также особенностей его работоспособности.
  5. Методика изучения поведенческих особенностей учащихся – позволяет выявить формы дезадаптированного поведения ребенка, особенности его взаимоотношений с окружающими.

Экспресс-диагностику может проводить как педагог-психолог, так и учитель начальных классов. Оптимальное время проведения исследования – октябрь – ноябрь, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомить- ся с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре педагог- психолог может присутствовать на уроках и наблюдать за детьми, отмечать особенности их поведения во время перемен.

ВАЖНО! Подробное описание методик, а также условия проведения экспресс-диагностики и методика обработки и интерпретации результатов - в полной версии статьи, опубликованной в №9 журнала "Справочник педагога-психолога. Школа".

ПОДПИШИТЕСЬ на журнал прямо сейчас - не пропускайте САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль