Флеш-семинар как новая форма обучающего тренинга: формируем и развиваем УУД обучающихся

1965
Флеш-семинар как новая форма обучающего тренинга: формируем и развиваем УУД обучающихся

Продолжаем изучение активных форм методического сопровождения педагога в ходе его подготовки к работе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.

РАНЕЕ В ЭТОМ ЖУРНАЛЕ
Подробнее об активных формах методического сопровождения педагога см.: Гоглова М.Н., Покосовская О.В. Скрининг-педагогический совет как активная форма методического сопровождения введения ФГОС основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 7. С. 54.Подпишитесь на это издание прямо сейчас!

Проблемы формирования УУД

Одной из насущных образовательных проблем, которые можно раз- решить через использование флэш-семинара (предлагаемой формы про- ведения обучающего тренинга), является формирование и развитие универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающихся, осваивающих уровень основного общего образования. Актуальность этой темы обусловлена двумя причинами. Первая причина связана с недостаточным пониманием педагогической общественностью сущности УУД и, как следствие, возникает вторая причина – отсутствие системы методических и технологических подходов к их формированию на уровне начального общего образования и развитию при освоении основного общего образования.

Отход педагога от знаниевой парадигмы происходит достаточно болезненно. Остаются за пределами понимания образовательные результаты, от- личные от предметных. Почему это происходит? До появления ФГОС общего образования процесс образования трактовался как неразрывное единство обучения (получение определенного набора предметных знаний, умений, навыков) и воспитания (формирование заданных качеств личности). Если провести упрощенную аналогию между требованиями к образовательным результатам: обучение по государственным образовательным стандартам – формирование предметных результатов по ФГОС общего образования, соответственно, воспитание – формирование личностных результатов, то группа метапредметных результатов аналогии не находит. И неудивительным становится неприятие нового подхода педагогами, которых формированию метапредметности ни в школе, ни в институте не учили. Учили профессии, позволяющей отдавать знания, делиться знаниями, внедрять знания. При этом мало заботясь о том, сможет ли наполненный знаниями выпускник успешно применить их во взрослой жизни.

Категория "метапредметные результаты" неразрывно связана с понятием "универсальные учебные действия", определяемые и как способы познания, с одной стороны, и как способы организации практической деятельности с целью применения полученных знаний – с другой. Таким образом, необходимость формирования УУД снимает противоречие между накоплением знаний и умением применять их в самостоятельной образовательной деятельности и в жизненной практике.

В течение четырех учебных лет педагоги обучают учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Несмотря на это, в ходе многочисленных обучающих активностей, проведенных авторами статьи для педагогов, руководителей образовательных организаций (далее – ОО) г. Москвы и Московской обл., выявилось, что в понимании педагогической общественности по-прежнему существует смешение понятий "метапредметные результаты" и "межпредметные понятия", т. е. сохраняется непонимание структуры и сущности метапредметности. Такое непонимание ярко отражается в проектируемых в ОО основных образовательных программах (далее – ООП) всех уровней образования: в качестве планируемых результатов из ФГОС общего образования, примерных ООП активно "переписываются" требования к результатам.

Поэтому содержание предлагаемого в данной статье флеш-семинара ставит целью осознание его участниками дефиниции «универсальные учебные действия» с позиции метапредметных результатов и механизма их формирования и развития. Форма флеш-семинара инициирует самостоятельный поиск педагогическими работниками сущности изучаемого понятия.

Флеш-семинар

Флеш-семинар как форма методического сопровождения имеет некоторые черты, характерные для трансформационных тренингов, участники которых стремятся найти выход из некоторой проблемной ситуации или открыть для себя новые профессиональной возможности.

При проведении флеш-семинара ведущим создаются условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных профессиональных проблем. Участники взаимодействуют друг с другом, выполняют персональные, групповые и общие задания, активизируют собственный опыт, генерируют новые идеи. Развитие, формирование нового знания, понимание решения проблемы происходят через интенсивное взаимообучение.

Уже в ходе обучающего события происходят озарение, прорыв, инсайт в понимании проблемы, в отличие от обычного семинара, цель которого, как правило, состоит в доведении до участников некоторого объема информации без гарантии ее усвоения. Таким образом, флеш-семинар – это форма проведения обучающего тренинга, в основе которого лежат обсуждение нововведений и обмен профессиональным опытом.

А ДАЛЬШЕ

  • Флеш-семинар "Универсальные учебные действия обучающихся: как формировать и развивать?" - цели, задачи
  • План проведения флеш-семинара
  • Структура и содержание презентации для проведения флеш-семинара
  • Таблица детализации метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования


 ЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОМ В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ СТАТЬИ в №8 "Справочника заместителя директора школы" Подпишитесь на это издание прямо сейчас!

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль