Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ

25873

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Даже незначительные речевые недостатки могут ограничивать общение дошкольника со сверстниками и взрослыми, создавать трудности при обучении письму и чтению, отрицательно повлиять на формирование его психики. В настоящее время в детских садах все чаще формируются логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Это сложное речевое расстройство, при котором у дошкольников нарушена грамматическая сторона речи, страдает связная речь, отмечается бедный словарь.

Коррекционно-педагогическая работа с такими воспитанниками проводится в детских садах в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Она организуется согласно программе обучения детей с ОНР с использованием комплексно-тематических и развлекательно-игровых методик.

Эффективными являются различные варианты организации занятий с использованием логопедических игр; литературных или придуманных персонажей; сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, поездок, приключений; настольно-печатных игр; рисунков и других работ детей; игр-драматизаций; элементов речедвигательной ритмики. Темы и сюжеты занятий могут планироваться с учетом пожеланий дошкольников или развиваться в форме совместного творчества учителя-логопеда и детей при ведущей и руководящей роли специалиста.

Разделяя общепризнанные методические направления коррекции и формирования речи, а также учитывая тот факт, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, коллектив детского сада наиболее продуктивным считает проведение в учреждении логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем.

наверх

Виды логопедической
досуговой деятельности

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные навыки звукопроизношения.

Педагоги ДОУ разработали и в соответствии с планом досугово-речевой деятельности проводят разнообразные мероприятия с воспитанниками (приложение 1). Например, два раза в год организуется Неделя театра. Дети вместе с учителем-логопедом и воспитателями могут участвовать в постановках сказок и сценок или просто быть зрителями.

На досуговых мероприятиях, посвященных Неделе игры и игрушки, дошкольники вместе с педагогами и родителями разучивают стихи, потешки, чистоговорки и загадки, речевые игры, участвуют в речевых мини-презентациях.

В течение года учителем-логопедом, педагогами и родителями организуются тематические досуги, конкурсы, посвященные разным темам (Осенины, Масленица, День Победы, "Моя любимая книга", "Веселая чистоговорка"). Вместе с родителями дошкольники составляли мини-рассказ о любимой книге, делились впечатлениями о прочитанном, придумывали веселые чистоговорки, иллюстрировали их рисунками. В группах были организованы выставки детских книг.

Особым интересом у дошкольников пользуются логопедические досуги, проходящие на территории Автогородка[1]. Это уникальное место, где в процессе игры дети имеют возможность совершенствовать свои речевые навыки в рамках темы "Правила дорожного движения".

Физкультурно-речевые досуги и досуги, посвященные Дню здоровья, позволяют дошкольникам совершенствовать навыки не только моторного развития, но и произношения. Они разучивают стихи и загадки ко Дню защитника Отечества и Дню космонавтики, участвуют в эстафетах, произносят несложные заклички.

Весело и зрелищно проходят музыкально-речевые досуги. Учитель-логопед вместе с воспитателями, музыкальным руководителем и родителями готовит дошкольников для участия в сценках и драматизациях. В своей работе педагоги используют элементы речедвигательной ритмики и биоэнергопластики. Эти приемы позволяют работать не только над произношением, но и темпоритмической стороной речи, интонацией, развивать мелкую и артикуляционную моторику.

В подготовке досугов участвуют разные специалисты. Подбор хореографических элементов, разучивание с детьми движений, а также песен, музыкальных шуток осуществляются музыкальным руководителем на индивидуальных занятиях. Необходимое наглядное оформление для проведения досуга (афиши, декорации, костюмы, атрибуты) изготавливаются педагогом по изобразительной деятельности или воспитателями. В качестве примера в помощь педагогам предлагаются конспект логопедического досуга "Город красивой речи" (приложение 2) и физкультурно-речевого досуга "Всей семьей на старт!" (приложение 3).

наверх

Участие родителей
в логопедических досугах

К участию в досуговых мероприятиях педагоги также привлекают родителей. Необычная, инновационная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи.

Как показывает практика, эффективность коррекционно-развивающих видов деятельности во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняют рекомендации учителя-логопеда и участвуют в развитии речи ребенка. Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.

Неосведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного принятия мер, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей свидетельствуют о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Задача педагогов – сделать этот процесс интересным и продуктивным.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.

Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

Таким образом, различные досуговые мероприятия в логопедических группах детского сада значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.

Необычно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями позволяет им стать более грамотными, осознанно и действенно, а главное – творчески участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Но положительный результат коррекционная работа может дать только в том случае, если учитель-логопед и родители будут действовать согласованно.

Приложение 1

наверх

Перспективное планирование
досугово-речевой деятельности учителя-логопеда с детьми

Месяц

Мероприятия с детьми

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Конкурс чтецов "Москва и москвичи"

Музыкально-речевой досуг "Знайка"
(День знаний).

Досуг "Наш дом – Россия"

Октябрь

Досуг по развитию речи "Путешествие в город звуков"

Развлечение-досуг "Азбука нашего автогородка"

Ноябрь

Музыкально-речевой досуг "Осенины".

Досуг "Играй, город", посвященный Неделе игры и игрушки

Музыкально-речевой досуг "Осенние мотивы".

Досуг "Играй, город", посвященный Неделе игры и игрушки

Декабрь

Речевой досуг-викторина "Язык родной, дружи
со мной"
Речевой досуг-викторина "Язык родной, дружи
со мной"

Январь

Конкурс проектов "Моя любимая книга"

Конкурс проектов "Мой любимый сказочный
персонаж"

Февраль

Физкультурно-логопедический досуг "Сильным, смелым вырастай".

Досуг-развлечение "Масленица"

Физкультурно-логопедический досуг "Всей семьей на старт!".

Досуг-развлечение "Масленица"

Март

Музыкально-речевой досуг "Лучше мамы друга нет на свете".

Игра-развлечение "Мы идем в театр" в рамках
Недели театра

Музыкально-речевой досуг "Мамин портрет".

Игра-развлечение "Театральное волшебство"
в рамках Недели театра

Апрель

Физкультурно-речевой досуг "Космические дали"

Физкультурно-речевой досуг "Готовимся к космическому полету".

Конкурс проектов "Мой рассказ о космосе"

Май

Музыкально-речевой досуг "Веснянка".

Досуг "Спасибо деду за Победу!"

Музыкально-речевой досуг "На родной сторонушке".

Досуг "Спасибо деду за Победу!"

Июнь

Досуг-развлечение "Наши таланты" на сцене летнего театра.

Музыкально-речевой досуг "Русская березка"

Досуг-развлечение "Минута славы" на сцене летнего театра.

Музыкально-речевой досуг "Русская березка"

 

Приложение 2

наверх

Конспект логопедического досуга "Город красивой речи"

Цель: обучение грамоте.

Задачи:

  • закрепление знаний о звукобуквенных связях и словообразующей роли гласных;
  • закрепление понятия "ударение", его значения в слове;
  • обучение эмоциональному высказыванию в игре-драматизации.

Оборудование: план города Красивой речи, костюм и замок Ударения, домики гласных и согласных звуков, костюмы гласных и согласных звуков, пластиковая доска, на которой написаны слова с пропущенными гласными, маркеры.

Речевой материал: МиР, ШаР, СыР, МаК, КоМ, ЛуК, СоК, ПоТ, ЗуБ, ДоМ, НоС, СыН, ПаР, РоТ, СуП, МэР, ЛаК, КоТ, СоН, ПуХ, КиТ, ТаЗ, ДаР.

Сценарий логопедического досуга "Город красивой речи"

Приложение 3

наверх

Физкультурно-речевой досуг "Всей семьей на старт!"
для детей подготовительной группы

Физкультурные задачи: 

  • закрепление умения бросать мяч в кольцо двумя руками от груди;
  • умений прыгать с продвижением вперед, сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности;
  • совершенствование умений бегать по всему залу, не наталкиваясь друг на друга, прыгать в длину;
  • формирование у детей желания принимать участие в досуге, создавать эмоциональный, положительный настрой при выполнении заданий и упражнений, стремления внести свой вклад в успех своей команды.

Речевые задачи:

  • развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики рук;
  • совершенствование навыка произношения коротких стихов и закличек;
  • закрепление навыка слогового анализа и синтеза трехсложных слов.

Предварительная работа:

  • разучивание логоритмической гимнастики, игр и эстафет на занятиях по физкультуре;
  • разучивание стихов, закличек на спортивную тему;
  • рисование на тему "Моя семья", создание эмблем для команд на занятиях по изодеятельности;
  • консультация для родителей "Движение – жизнь";
  • оформление стенда для родителей "Как организовать спортивный праздник с детьми дома";
  • беседы с детьми об Олимпиаде;
  • подготовка на роль Чебурашки ребенка-школьника, выпускника детского сада.

Оборудование: эмблемы для команд, скамьи гимнастические (2 шт.), баскетбольные корзины (2 шт.), мячи большие (2 шт.), обручи малые (14 шт.) и большие (4 шт.), скакалки (2 шт.), конусы (4 шт.), карточки с цифрами (от 1 до 10), медали, грамоты.

Сценарий Физкультурно-речевого досуга "Всей семьей на старт!"для детей подготовительной группы

 


[1]    О создании автогородка в ДОУ см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 6.

[2]    Авторы стихотворного текста логопедического досуга: О.Ю. Мовчан, О.Л. Ронина, родители воспитанника детского сада К. Мовчана. – Примеч. авт.

 

О.Л. Ронина, 
учитель-логопед ГОУ "Детский сад
компенсирующего вида № 1505"  г. Москвы

Е.А. Миронова,воспитатель по физической культуре
ГОУ "Детский сад компенсирующего вида № 1505" г. Москвы

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль