Диагностика готовности учащихся к обучению в средней школе

7123

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТАдиагностика грамотности чтения

Вариант 2

Князь Александр Ярославич Невский родился в мае 1220 г. в г. Переславле. С 4-летнего возраста его обучали владеть мечом, стрелять из лука и биться палицей, учили письменности и счету. Князь Ярослав наставлял сына защищать Русскую землю.

С юных лет Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность молодой князь сразу пришелся по нраву жителям города. Время его княжения совпало с трудным периодом в истории Руси. С востока приходили кочевники, с запада надвигались крестоносцы – воинственные рыцари, чьи плащи были украшены изображением креста. Новгород к тому времени был одним из самых богатых и крупных городов Европы. Сюда не дошли полчища монгольского хана Батыя, разорившего Русскую землю. Поэтому крестоносцы надеялись на богатую добычу. Они знали, что при внезапном нападении Новгороду неоткуда ждать помощи, и ожидали легкой победы.

В июле 1240 г. шведы-крестоносцы на ста кораблях вошли в устье реки Невы. Однако Александр опередил неприятеля: подойдя к лагерю незамеченными, русские неожиданно ударили по врагам. "И была сеча великая, и перебил их князь великое множество". У русских же потери были невелики. Радостная весть разнеслась по всей Руси, ведь это была первая победа над чужеземцами после страшного нашествия хана Батыя. За победу на Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским.

Но через два года теперь уже немецкие рыцари-крестоносцы двинулись на Псков и Новгород. Когда до Александра дошла их наглая похвальба: "Возьмем Александра живым в плен!", он сам двинулся навстречу рыцарям. На рассвете 5 апреля 1242 г. со скалы Вороний камень, которая звалась так потому, что и зимой, и летом кружили тут стаи ворон, высматривая добычу, князь наблюдал, как по льду Чудского озера приближаются рыцарские полчища. С восходом солнца немецкий строй, прозванный "свиньей" за сходство с рылом животного, вклинился в полки князя. Битва была жестокой. Как и рассчитывал князь Александр, весенний лед, не выдержав конников, начал ломаться, и неповоротливые в своих тяжелых доспехах рыцари исчезали под водой. Русские воины с легким вооружением получили преимущество, и к вечеру грозного войска крестоносцев уже не было. Жители Пскова встретили князя Александра в праздничных одеждах. Князь подъехал к ликующему народу верхом на коне во главе своих воинов, а за ними, понурив головы, шли немецкие пленники. Так показал князь иноземцам, что нельзя безнаказанно совершать набеги на Русь: "Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет".

Но, как ни высоки воинские подвиги во славу Отечества, еще выше – смирение для блага Родины. Нелегко жилось на Руси под гнетом Золотой Орды – так называлось монгольское государство. Но русские земли были еще не готовы восстать против ханов, поэтому приходилось платить им большую дань. Батый, услышав о блистательных победах русского князя, велел передать ему: "Князь Новгородский, известно ли тебе, что я покорил множество народов? Если хочешь властвовать спокойно, явись в моем шатре!". На этот зов можно было бы ответить отказом и за то подвергнуть всю Русь новому опустошительному набегу. Александр же любил родное Отечество более чем свою честь, и потому смог подавить в себе гордость и отправиться в Орду. Хан Батый был поражен умными речами Александра Ярославича, тем чувством собственного достоинства, с которым держался князь в столь невыгодной для него ситуации, и сказал своим приближенным: "Правду говорили мне: нет князя, равного этому!".

В 1252 г. Александр Невский, чтобы "соблюсти землю свою невредимой", становится великим князем Руси. Александр стремился облегчить положение русского народа, покоренного чужеземными завоевателями, и отвести угрозу от родной земли. Для выкупа пленных он посылал в Орду золото и серебро. Князь Александр Невский стал надеждой средневековой Руси.

Инструкция для учащегося:

Выполняя задания 1–6, обведи номер правильного ответа кружком, а затем запиши его в бланк ответов.

При выполнении заданий 7, 8 и 9 сначала запиши ответ в указанном месте в тесте, а затем в бланке ответов.

Задание 1

Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том, как:

  1. Были одеты рыцари-крестоносцы
  2. Князь Александр защищал Русскую землю
  3. Отец воспитывал будущего князя
  4. Александр Ярославич ездил в Золотую Орду

Задание 2

Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:

  1. Со скалы Вороний камень удобно наблюдать за перемещением рыцарских полчищ
  2. Крестоносцам Русская земля казалась легкой добычей
  3. Для защиты Отечества надо быть не только смелым воином, но и умным правителем
  4. В невыгодной ситуации трудно держаться с достоинством

Задание 3

Прочитав текст, ты узнал, что:

  1. Переславль расположен на берегу Невы, поэтому Александра прозвали Невским
  2. Новгород и Псков были бедными маленькими городами
  3. В первый раз Александр поехал в Орду по своему желанию
  4. Победа на Неве была первой победой после опустошительного нашествия войск Батыя

Задание 4

Из текста понятно, что в битве на Чудском озере Александр Невский сделал верный расчет на то, что:

  1. Русское войско легко вклинится в немецкий строй
  2. Стаи ворон отвлекут грозного противника от боя
  3. Лед проломится под рыцарями в тяжелых доспехах
  4. Жители Пскова встретят его в праздничных одеждах

Задание 5

Прочитав текст, ты понял, что юный князь Александр сразу понравился новгородцам, потому что:

  1. Такой человек мог подчинить себе все русские земли
  2. Его с детства научили и читать, и писать, и считать
  3. Они надеялись с его помощью сделать Новгород богаче
  4. Он мог стать рассудительным и отважным правителем

Задание 6

Если ты захочешь побольше узнать о жизни Александра Невского, какую книгу тебе следует взять в библиотеке?

  1. "Былины о русских богатырях"
  2. Рассказы о замечательных людях
  3. Русские народные сказки
  4. Толковый словарь

Задание 7

Почему Александр Невский был надеждой Руси? Выбери из перечня два верных утверждения и обведи кружком соответствующие буквы.

А. Он не жалел серебра и золота на выкуп пленных
Б. Князь возглавил восстание русского народа против Золотой Орды
В. Александр сохранял мир на Руси, договариваясь с монгольскими ханами
Г. С 4-летнего возраста он умел владеть мечом и стрелять из лука

Обведенные буквы запиши в ответ без дополнительных символов.

Ответ: ________

Задание 8

Чтобы пересказать текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очередности.

А. Надежда Русской земли
Б. Начало княжения Александра в Новгороде
В. Первая поездка Александра Невского в Орду
Г. Воспитание будущего князя
Д. Александр получает прозвище Невский
Е. Ледовое побоище на Чудском озере

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1

2

3

4

5

6

Задание 9

При чтении тебе встретились слова, которые употребляются редко, но их значение в тексте вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди из второго столбца его верное толкование, обозначенное буквой.

Слово

Толкование слова

1. "Свинья"

а) Домашнее животное

2. Сеча

б) Воинское построение в форме клина

3. Палица

в) Холодное оружие в виде длинного ножа с рукояткой

г) Тяжелая деревянная дубинка с утолщенным концом

д) Жестокое сражение, кровопролитная битва, побоище

Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1

2

3

Инструкция для учащегося:

Ответы на задания С1, С2 и С3 запиши в соответствующих таблицах на обратной стороне бланка ответов.

Задание С1

Как проявились верность долгу и любовь Александра Ярославича к своему Отечеству? Заполни таблицу. Слева кратко запиши подвиги и поступки князя, которые спасали страну, а справа запиши соответствующие им даты.

Главные события в жизни князя Александра

Год, когда это произошло

1)

1)

2)

2)

3)

3)

Задание С2

Как ты думаешь, почему хан Батый после встречи с Александром Невским сказал, что "нет князя, равного" ему? Назови две причины.

Задание С3

Что ты считаешь самым интересным в этом тексте? Почему?

Ответы и критерии оценивания

Ответы на задания с выбором ответа и кратким ответом

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

3

3

4

3

4

2

АВ (ВА)

ГБДЕВА

БДГ

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Указания к оцениванию ответа

Баллы

Задание С1

В левой части таблицы:

  1. Победа над шведами (Невская битва).
  2. Победа на Чудском озере.
  3. Александр Невский стал великим князем Руси, спасая страну от опустошительных набегов Орды.

В правой части таблицы соответственно:

  1. 1240
  2. 1242
  3. 1252

Верно заполнены все пустые клеточки таблицы

2

Приведено хотя бы по одному элементу соответственно для обеих частей таблицы

1

Приведены элементы только для одной из частей таблицы.

Приведены элементы для разных частей таблицы, но не соответствующие друг другу.

Ответ отсутствует

0

Задание С2

  1. Победы Александра Невского над крестоносцами вызвали уважение у покорителя многих народов хана Батыя.
  2. Хан Батый был поражён умными речами русского князя, его выдающимися личными качествами, достоинством, с которым тот держался.
  3. Хан Батый понимал, что Александру пришлось смирить свою гордость, чтобы явиться в его шатер

Приведено не менее двух элементов

2

Приведен только один элемент

1

Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует

0

Задание С3

Указания к оцениванию ответа

Баллы

Выполнены обе части задания.

Для самостоятельно сформулированного элемента ответа в верхней части приведено подтверждение личного мнения в виде законченного высказывания в нижней части таблицы

2

Заполнена только одна часть таблицы или обе, но причина интереса сформулирована нечётко

1

Ответ отсутствует или не имеет прямого отношения к содержанию текста

0

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТАдиагностика естественно-математической грамотности

Вариант 2

Инструкция для учащегося:

Выполняя задания 1–10, запиши ответ в тесте в указанном месте или обведи номер выбранного варианта ответа, а затем запиши его в бланк ответов. Пиши разборчиво и аккуратно.

Прочитай текст задачи и выполни задания 1, С1 и С2

В коробке лежат яблоки, груши и сливы – всего 67 плодов. Сколько в коробке слив, если яблок 19, а груш 22?

Задание 1

Какая схема соответствует условию задачи?

1)

2)

3)

4)

Ответы на задания С1 и С2 запиши на обратной стороне бланка тестирования, указав сначала номер С1 или С2

Задание С1

Составь числовое выражение для решения этой задачи и запиши его на обратной стороне бланка тестирования. Найди значение этого выражения.

Задание С2

Придумай и запиши текст своей задачи для схемы:

Прочитай текст и выполни задания 2–4.

В один из летних дней девочки решили устроить соревнования по сбору ягод — клубники и малины. В таблицу они записали, сколько клубники и малины собрала каждая из них, а затем решили подсчитать сколько всего ягод собрала каждая из девочек.

Имя девочек

Клубника

Малина

Всего собрано ягод

Аня

4 кг

1 кг 250 г

5 кг 250 г

Катя

3 кг 200 г

2 кг 300 г

5 кг 500 г

Света

2 кг 800 г

2 кг 100 г

Оля

3 кг 500 г

1 кг 500 г

5 кг

Ира

2 кг 300 г

5 кг 400 г

Задание 2

Рассмотри таблицу. Cколько всего ягод собрала Света? Ответ запиши в граммах.

Ответ: ________ г.

Задание 3

Ира записала свои результаты в граммах. Используя таблицу, определи, сколько граммов клубники собрала Ира?

Ответ: ________ г.

Задание 4

Кто из девочек занял призовые места в этом соревновании? На каком рисунке правильно указаны имена победителей?

1)

2)

3)

4)

Прочитай текст и выполни задания 5, 6 и С3

В школе ребята изучали, нужны ли для прорастания семян растений вода, воздух, тепло и свет. Алеша решил дома провести исследования с семенами фасоли.

В первом опыте он взял два одинаковых стакана и в каждый из них насыпал по десять семян фасоли. В первый стакан под семена Алеша положил влажную марлю, чтобы к семенам поступали вода и воздух, а во втором – полностью залил семена водой, чтобы к ним не поступал воздух. Оба стакана мальчик поставил в одно и то же теплое место на солнечный свет.

Что проверял Алеша в первом опыте?

  1. Какое количество семян фасоли сохранили всхожесть?

  2. Необходим ли для прорастания семян фасоли солнечный свет?

  3. Необходим ли для прорастания семян фасоли воздух?

  4. Зависит ли скорость прорастания семян фасоли от температуры воздуха?

Задание 5

Через некоторое время Алеша обнаружил, что семена проросли только в первом стакане. Какой вывод можно сделать по результатам этого опыта?

Задание 6

  1. Семена фасоли прорастают только при наличии воды.
  2. Семена фасоли прорастают только при наличии воды.
  3. Для прорастания семян фасоли нужны только тепло, свет и вода.
  4. Для прорастания семян фасоли, кроме тепла и воды, нужен воздух.

Задание С3

Во втором опыте Алеша решил проверить, нужен ли для прорастания семян фасоли солнечный свет. Он положил в два стакана на мокрую марлю по десять семян фасоли. Один стакан Алеша оставил на столе возле окна, а второй убрал в холодильник, чтобы на него не попадал свет. Какую ошибку допустил Алеша при постановке этого опыта?

Прочитай текст и выполни задания 7–10

Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет. Они отличаются друг от друга цветом, размерами и массой. Самые маленькие по размеру звезды называют карликами, самые большие – гигантами. Цвет звезды зависит от ее температуры. Самые холодные звезды – красные. Самые горячие – белые и голубые.

В нашей Солнечной системе в настоящее время насчитывают 8 крупных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планеты кажутся на небе яркими звездами, но, в отличие от звезд, не испускают собственного света. Кроме крупных планет в Солнечной системе множество малых тел: астероидов, комет и метеоритов. Между орбитами Марса и Юпитера находится целое скопление малых тел – это пояс астероидов.

Земля – самая удивительная из планет Солнечной системы. Только на ней есть жизнь. Земля имеет единственный спутник – Луну, которая вращается вокруг Земли. Как и планеты, Луна светит нам отраженным от Солнца светом. Все планеты Солнечной системы, кроме Венеры и Меркурия, также имеют спутники.

Задание 7

В каком ряду перечислены только те планеты Солнечной системы, у которых есть спутники?

  1. Сатурн, Луна, Земля
  2. Сатурн, Луна, Земля
  3. Марс, Меркурий, Солнце
  4. Венера, Нептун, Марс

Задание 8

Пусть необходимо сравнить температуру и размеры двух звезд – белого карлика и красного гиганта. Можно сказать, что белый карлик:

  1. Холоднее и меньше красного гиганта
  2. Холоднее и больше красного гиганта
  3. Горячее красного гиганта и меньше его по размеру
  4. Горче красного гиганта и больше его по размеру

Задание 9

Ученые открыли новое космическое тело. Оказалось, что оно твердое и вращается вокруг Юпитера – пятой планеты Солнечной системы. Это небесное тело:

  1. Спутник крупного астероида
  2. Еще один спутник Юпитера
  3. Шестая планета Солнечной системы
  4. Метеорит, падающий на Юпитер

Задание 10

Первоклассник попросил тебя показать ему на небе созвездие Орион, а ты не знаешь, как оно выглядит и где на небе его искать. Каким из указанных ниже справочных изданий тебе надо воспользоваться?

  1. Атлас звездных карт
  2. Энциклопедия юного математика
  3. Справочник о звездах (размеры, температура)
  4. Толковый словарь

Ответы и критерии оценивания

Ответы на задания с выбором ответа и кратким ответом:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4

4900

3100

2

3

4

3

3

2

1

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Указания к оцениванию ответа

Баллы

Задание С1

Записано выражение: 400 – (120 + 170) =…

Правильно вычислено: 110

Приведены оба элемента верного ответа

1

Ответ не содержит элементов верного ответа

или ответ отсутствует

0

Задание С2

Записан текст задачи, соответствующий схеме, например:

"Турист в первый день прошел 10 км, а во второй день он проехал на велосипеде в 4 раза больше. Сколько километров преодолел турист за 2 дня?"

1

Текст не соответствует схеме или ответ отсутствует

0

Задание С3

Указания к оцениванию ответа

Баллы

Второй стакан надо было убрать в темное место, но без охлаждения

1

Заполнена только одна часть таблицы или обе, но причина интереса сформулирована нечетко

1

Ответ отсутствует или не имеет прямого отношения к содержанию текста

0

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль