Оценка качества образования на основе метода кластерного анализа

14036

В 2006 г. руководителем Центра качества образования ГОУ ВПО "Академия социального управления Московской области" В.Ф. Солдатовым при активном участии школ была разработана кластерная модель для оценки уровня качества образования. В 2007 г. была проведена апробация кластерной модели, в которой участвовали все общеобразовательные учреждения Московской области. Кластерная модель стала единой признанной основой для оценки состояния образовательных систем во всех муниципалитетах Московской области. Автор статьи представляет опыт использования метода кластерного анализа на уровне ОУ.

Традиционный анализ работы ОУ не позволяет оценить влияние того или иного фактора (например, воспитанности учащихся) на результат образовательной деятельности. Поэтому в 2008 г. мы решили применить для оценки качества образования метод кластерного анализа, разработанный Академией социального управления[1].

Этот метод предполагает оценку трех основных составляющих качества образования – условий, процесса и результата. Он позволяет с помощью диагностических и оценочных процедур выявить степень соответствия ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательным результатам, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, а также соответствие процесса и условий результатам по классам, параллелям, ступеням.

После распределения классов лицея по кластерам[2], характеризующимся определенным набором значений показателей процесса и результата образования, следует факторный анализ причин попадания класса в тот или иной кластер.

Алгоритм формирования кластерной модели

В общем виде алгоритм формирования кластерной модели оценки качества образования можно представить следующим образом.

1. Формирование перечня показателей для оценки качества образования:

  • определение перечня показателей, характеризующих качество процесса, условий и результата образования;
  • определение перечня первичных данных для расчета необходимых показателей;
  • заполнение форм сбора первичной информации;
  • расчет показателей;
  • оценка качества процесса и результата;
  • распределение показателей процесса и результата по блокам;
  • присвоение весовых баллов показателям;
  • расчет суммарных баллов процесса и результата по блокам.

2. Группировка классов по показателям качества процесса, условий и результата:

  • определение границ интервалов качества классов по суммарным показателям качества процесса и результата;
  • кластеризация классов по качеству процесса и результата.

3. Анализ деятельности классов по наполняемости кластеров.

4. Проблемный анализ качества образования лицея.

 Рассмотрим технологию применения указанного алгоритма проверки системы оценки качества образования.

Формирование перечня показателей для оценки качества образования

Начнем с формирования перечня показателей для оценки качества образования. Этот вопрос очень важен, поскольку на данном этапе определяются предполагаемые факторы, влияющие на конечные результаты. В дальнейшем при подтверждении зависимости мы получаем "рычаг", с помощью которого можно изменять ситуацию в лучшую сторону.

Для отбора показателей были организованы семинары с руководителями школьных кафедр и инициативными группами педагогов. В ходе семинаров обсуждались основные понятия качества образования и отбирались критерии и показатели, которые подтверждали бы результаты работы и определяли уровень развития ОУ. Дальнейшее обсуждение проходило на заседаниях кафедр, методических и педагогических советах. В результате нами были сформированы показатели и разработаны методики их расчета.

Перечень показателей состоит из двух частей – инвариантной и вариативной. Инвариантная часть включает в себя набор обязательных показателей, которые традиционно предоставляются в отчетных формах в органы управления образованием и родителям. Вариативная часть включает в себя показатели, характеризующие специфику образовательного учреждения.

Показатели результата

Рассмотрим определяемые для каждого класса показатели результата, методы их расчета, а также первичные данные для расчета показателей (абсолютных и относительных).

Абсолютные величины отражают количественное обозначение показателя, уровень развития явления и представляют собой некие первичные данные (табл. 1).

Таблица 1

Количество учащихся, окончивших полугодие на "4" и "5"

17

16

16

 

 

Абсолютные показатели не дают возможности видеть происходящие изменения и сравнивать результаты, например по полугодиям, поэтому возникает необходимость в относительных показателях.

Относительные величины – это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин.

Относительные показатели позволяют проводить сравнение и рассчитываются как отношение абсолютного показателя к общему значению, например, отношение количества учащихся, окончивших полугодие на “4” и “5”, к общему числу учащихся в классе. Относительные показатели измеряются в процентах или показывают долю в общем значении (табл. 2).

Таблица 2

 

Показатели

Класс

Количество учащихся, окончивших полугодие на "4" и "5"

17

16

16

Всего учащихся в классе

21

24

30

Доля учащихся, окончивших полугодие на "4" и "5"

0,81

0,67

0,53

 

 

Перейдем к рассмотрению показателей результата.

 

Инвариантная часть.

1. Доля учащихся, окончивших полугодие на "4 и "5" (табл. 2).

2. Доля учащихся, окончивших полугодие на "5"[3].

 

Класс

Абсолютный показатель

Относительный показатель

Количество учащихся,
окончивших полугодие на "5"

Всего учащихся в классе

Доля учащихся, окончивших
полугодие на "5"

3

21

0,14

1

24

0,04

 

3. Доля выпускников, получивших оценки "4" и "5" по математике и русскому языку (в начальной школе – по результатам независимого районного тестирования, в 9-х классах – по результатам экзаменов в новой форме).

4. Сведения об участии выпускников 11-х классов в ЕГЭ (выпускники, набравшие больше минимального количества баллов).

5. Доля выпускников, получивших аттестаты особого образца.

6. Доля учащихся, занявших призовые места в районных олимпиадах.

7. Доля учащихся, занявших призовые места в областных олимпиадах.

8. Доля учащихся, ставших лауреатами, призерами различных творческих конкурсов.

9. Доля учащихся, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности.

10. Доля учащихся, посещающих кружки и секции лицея.

Вариативная часть.

1. Уровень воспитанности (используется методика проф. М.И. Рожкова) – относительный показатель определяется как среднее значение по классу в целом.

2. Качество усвоения программ, обеспечивающих дополнительную подготовку, т. е. изучаемых на расширенном или профильном уровне в соответствии с учебным планом (доляучащихся, получивших оценки "4" и "5" по профильным предметам).

3. Доля выпускников 11-х классов, поступивших в СПО, ВПО на бюджетной основе. Определяется как отношение количества поступивших выпускников к общему количеству учащихся класса.

4. Доля учащихся, подтвердивших годовые оценки по результатам итоговой аттестации (для 9-х классов), и получивших средний балл по результатам ЕГЭ выше среднего балла по району (для 11-го класса).

5. Доля учащихся, выбывших из ОУ по т. н. неуважительным причинам. Определяется как отношение суммы строк 09, 12, 13 по форме 76-РИК (приказ Росстата от 27.07.2009 № 150 "Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений") к общему количеству учащихся класса.

6. Доля учащихся – участников лицейских мероприятий.

7. Количество лицейских мероприятий, подготовленных классом. Определяется как отношение количества мероприятий к общему количеству учащихся класса.

8. Количество родителей, вовлеченных в организацию и проведение лицейских мероприятий.

9. Доля учащихся, окончивших учебный год с одной "3". Определяется как отношение количества таких учащихся к общему количеству учащихся класса.

10. Доля учащихся, окончивших учебный год с одной "4". Определяется как отношение количества таких учащихся к общему количеству учащихся класса.

11. Заболеваемость.

 

Класс

Абсолютный показатель

Относительный показатель

Количество дней,
пропущенных учащимися по болезни за полугодие

Всего
учащихся
в классе

Заболеваемость (количество дней,
пропущенных учащимися по болезни
за полугодие / всего учащихся в классе)

 

 

 

 

 

Класс

Абсолютный показатель

Относительный показатель

Количество учащихся, не болеющих в течение полугодия

Всего
учащихся
в классе

Эффективность здоровьесберегающей деятельности (количество учащихся,
не болеющих в течение полугодия /
всего учащихся в классе)

 

 

 

 

 

 

 

12. Доля учащихся, состоящих на учете в ОДН, КДН. Определяется как отношение количества таких учащихся к общему количеству учащихся класса.

13. Доля учащихся с высоким и средним уровнем мотивации (данные предоставляет психолог лицея).

14. Количество организованных познавательных поездок с классом в течение учебного года (абсолютный показатель).

Обратите внимание, что некоторые показатели, например заболеваемости, имеют знак "минус" для результата. Меньшему значению показателя будет присваиваться больший весовой балл. К "отрицательным" показателям относятся также: "Доля учащихся, состоящих на учете в ОДН, КДН", «Доля учащихся, имеющих по одной отметке "3", "4"» и др.

наверх

Критерии и показатели условий

 

 

 

 В качестве показателей условий мы определили следующие.

1. Обеспеченность горячим питанием. Данный показатель определяется социологом как отношение количества учащихся, обеспеченных горячим питанием, к общему количеству учащихся класса.

2. Техническое оснащение кабинетов. По каждому кабинету составлен электронный паспорт, в котором указано суммарное количество техники.

 

Класс

Абсолютный показатель

Относительный показатель

Количество кабинетов,
оснащенных техникой
для занятий класса

Всего кабинетов,
в которых занимается класс

Доля технически
оснащенных кабинетов

5

9

0,56

6

9

0,67

 

3. Соблюдение СанПиН, обеспеченность кабинетов дидактическими материалами.

Перед началом учебного года комиссия оценивает каждый кабинет по следующим критериям: подбор мебели, маркировка, расстояние от доски до задней стены, наличие раздаточного, дидактического материала, программного обеспечения, справочной литературы и его соответствия образовательной программе и др. В результате работы комиссии каждый кабинет получает балл.

 

Класс

Абсолютный показатель

Относительный показатель

Количество баллов
по кабинетам,
в которых занимается класс

Общая сумма баллов по всем кабинетам ОУ

Соблюдение СанПиН (количество
баллов по кабинетам, в которых
занимается класс / общая сумма баллов по всем кабинетам ОУ)

56

278

0,20

61

278

0,22

 

 

4. Состав семьи. Определяется социологом как отношение полных семей в классе к общему количеству учащихся класса.

5. Образовательный уровень семьи. Определяется социологом как отношение количества родителей с высшим образованием (по результатам анкетирования) к общему количеству родителей класса.

6. Доля учащихся с 1-й группой здоровья. Определяется как отношение количества таких учащихся к общему количеству учащихся класса.

7. Критерий успешности лицея. Определяется социологом как среднее значение по классу, на основании результатов анкеты "Оценка деятельности школы глазами родителей"(приложение 1).

8. Психологический климат класса. Определяется психологом лицея на основании тестирования учащихся, родителей как среднее значение по классу.

9. Отношение к классному руководителю. Определяется психологом лицея как среднее значение по классу на основании анкетирования учащихся.

10. Количество "трудных" детей в классе. Определяется как отношение количества таких учащихся к общему количеству учащихся класса.

11. Количество "трудных" семей в классе. Определяется как отношение количества таких семей к общему количеству учащихся класса.

12. Уровень физического развития учащихся. Определяется как среднее значение по классу на основании ПТК "ПараГраф: Учебное заведение 21 века", модуль "Медицинский кабинет"[4].

наверх

Критерии и показатели процесса

 

 

В качестве показателей процесса мы определили следующие.

1. Доля педагогов с высшим образованием, работающих в классе[5].

2. Доля педагогов с высшим педагогическим образованием, работающих в классе.

3. Доля учителей с высшей категорией, работающих в классе.

4. Доля учителей с первой категорией, работающих в классе.

5. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации или переподготовку.

6. Доля педагогических работников, прошедших курсы компьютерной грамотности.

7. Доля учителей, применяющих ИКТ в обучении.

8. Обеспеченность класса учебниками. Определяется как отношение количества учащихся, полностью обеспеченных учебниками, к общему количеству учащихся класса.

9. Количество уроков, проведенных с использованием ИКТ (абсолютный показатель).

10. Количество внеклассных мероприятий, проведенных с использованием ИКТ (абсолютный показатель).

наверх

Система сбора показателей

 

 Приказом директора были назначены лица, ответственные за сбор первичных данных, необходимых для расчета показателей. Система сбора всех показателей состоит их нескольких уровней (см. рисунок на с. 28).

Операторами 1-го уровня являются органы самоуправления лицея: совет старшеклассников, совет дела, совет командиров. На первом уровне осуществляется сбор показателей деловой активности учащихся в лицейских, районных и других мероприятиях.

К операторам 2-го уровня относятся службы: психологическая, социологическая, МО классных руководителей, кафедра "Здоровье", а также предметные кафедры и медиацентр. На этом уровне с помощью методов анкетирования, интервьюирования определяются такие показатели, как психологический климат класса, уровень воспитанности, самоуправления, социального благополучия класса и др.

К операторам 3 уровня относится административный персонал лицея.На этом уровне отслеживаются показатели процесса, показатели технического оснащения, соблюдения СанПиН, количество учащихся, выбывших из ОУ по т. н. неуважительным причинам, доля учащихся с одной "3" и одной "4", показатели итоговой аттестации, количество призеров районных, областных олимпиад, конкурсов и др.

 Оценка качества образования на основе метода кластерного анализа

 

наверх

Расчет относительных показателей

 

 Все собранные первичные данные (абсолютные показатели) по классам лицея делятся на показатели условий, процесса и результата. Проводится расчет относительных показателей в электронных таблицах Excel.

Среди рассчитанных относительных показателей, с помощью функции электронных таблиц "СРЗНАЧ", "МИН", "МАКС", определяется минимальное и максимальное значения для каждого показателя, а затем среднее (обозначим его Sr).

 

 

Затем определяется среднее значение между минимальным и рассчитанным средним (обозначим его Sr1), а также среднее между рассчитанным средним и максимальным (обозначим его Sr2).

 

 

В результате получается четыре интервала: (МИН – Sr1), (Sr1 – Sr), (Sr – Sr2), (Sr2 – МАКС).

 

Оценка качества образования на основе метода кластерного анализа 

Каждому интервалу присваивается индекс (балл) от 1 до 4. Если показатель взят со знаком "+", например "Доля отличников", то интервалам присваиваются индексы (баллы) 1, 2, 3 и 4 соответственно, т. е. меньшему по значениям интервалу присваивается меньшее значение. Если же показатель со знаком "-", например "Заболеваемость", то меньшему по значениям интервалу присваивается большее значение – 4.

 

 

Далее каждому классу присваивается индекс, в зависимости от того, в какую группу попало значение относительного показателя класса (используя в электронных таблицах условную функцию и логические "И", "ИЛИ", можно автоматизировать расчеты).

 

 

наверх

Группировка классов по показателям качества процесса
и результата

 

 Полученная таблица с индексами дает возможность определить суммарные значения индексов в классах по условиям и процессу, с одной стороны, а с другой – по результатам (с помощью формулы "автосуммирование"). Это позволяет сформировать таблицу зависимости качества образования от качества процесса и условий.

 

 

Для установления интервалов "низкий", "средний", "высокий" определяются минимальное и максимальное значения среди суммарных значений по процессу и условиям и отдельно – минимум и максимум для суммарных значений результатов. Отдельно для процесса и условий и результата находится разность между максимальным и минимальным значением. Полученная разность делится на 3 – по количеству интервалов.

Полученный коэффициент используется для расчета границ кластеров.

Технология расчета границы результата:

•    "ниже среднего" – (МИН, МИН + коэф.);

•    "средний" – (МИН + коэф., МАКС – коэф.);

•    "выше среднего" – (МАКС – коэф., МАКС).

Технология расчета границы процесса:

•    "низкий" – (МИН, МИН + коэф.);

•    "средний" – (МИН + коэф., МАКС – коэф.);

•    "высокий" – (МАКС – коэф., МАКС).

После необходимых вычислений каждый класс вписывается в соответствующие кластеры (ячейки). В итоге должна получиться такая таблица:

1

2

3

4

Процесс

Результат

Низкий
(МИН + коэффициент)

24–32

Средний

32–40

Высокий

(МАКС – коэффициент)

40–48

Низкий

26–32,3

1

2а, 4а, 5а, 5б, 6б, 6в

2

1в, 2б

3

 

Средний

32,3–38,7

4

7а, 7б, 9б

5

1а, 1б, 3б, 4б, 8б, 8в

6

3а, 9а

Высокий

38,7–45

7

8

10б

9

6а, 8г, 10а,11а, 11б

 

 

Классы 2а, 4а, 5а, 5б, 6б, 6в, 1а, 1б, 3б, 4б, 8б, 8в, 6а, 8г, 10а,11а, 11бпопалив "нормальные" кластеры; классы 1в, 2б, 3а, 9а находятся в "аномальных" кластерах, но выше диагонали; классы 7а, 7б, 9б, 8а, 10б находятся в "аномальных" кластерах и ниже диагонали.

 

наверх

Анализ наполняемости кластеров

 

В практике анализа "нормальными" считаются кластеры 1, 5, 9, расположенные на диагонали. Параметры этих кластеров отражают прямую зависимость качества результата обучения от качества основных характеристик процесса как доминирующую тенденцию.

Оставшиеся кластеры отклоняются от диагонали. От "нормальных" кластеров "аномальные" отличает то, что при сходном характере процесса показатели результата в них отклоняются в ту или другую сторону. Так, кластеры 7 и 8 уступают по результативности кластеру 9, расположенному на диагонали таблицы. Результаты в кластерах 2, 3, 6, напротив, превышают показатели кластеров 1 и 5, идентичных им с точки зрения формальных характеристик процесса.

В результате анализа мы выявили 8 классов из 26, попавших в "аномальную" зону: 5 классов – ниже диагонали (высокому уровню процесса соответствуют низкие и средние результаты), 3 класса – выше диагонали (низкому процессу соответствуют средние результаты).

Полученные данные позволяют провести факторный анализ причин попадания класса в тот или иной кластер, принять управленческое решение и спланировать дальнейшую работу.

ПРИМЕР

В частности, в 10б классе были выявлены такие “западающие” факторы, как неактивное участие в конкурсах различного уровня, большое (относительно других классов) количество учащихся, имеющих среди годовых оценок по одной "3" или "4".

На результате 7а и 7б негативно сказалось слияние трех шестых классов. Также отрицательную роль сыграли факторы пассивного участия в олимпиадах, низкий уровень воспитанности и мотивации.

Для классов, оказавшихся в "аномальной" зоне, разработан план работы на новый учебный год (приложение 2), скорректирован план ВШК.

 

В зависимости от поставленных задач некоторые показатели могут перемещаться из блока "условия" в блок "результат". Например, если ставится задача повысить уровень мотивации, то показатель "уровень мотивации" перемещается в блок "результат", а если он просто принимается как данность – то это блок "условия".

Применение метода кластерного анализа только к классам дает неполную картину, поскольку учитель-предметник остается в стороне, и ответственность за проблемы класса морально принимают на себя только классные руководители. Для создания целостной картины качества образования разработанный нами алгоритм может применяться и для распределения по кластерам преподавателей.

наверх

АНКЕТА
"Оценка деятельности школы глазами родителей"

Приложение 1

Уважаемые родители!

Поставьте, пожалуйста, "галочку" напротив тех утверждений, с которыми вы согласны.

Ф.И.О. ______________

Класс: ______________

 

1. Удовлетворенность учебным процессом в лицее

• Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на развитие личности ребенка.

• Методы обучения и воспитательного воздействия, используемые учителями по отношению к моему ребенку, в основном приводят к хорошему результату.

• Мой ребенок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков.

• Результаты учения моего ребенка педагоги оценивают объективно, справедливо.

• Учителя правильно и своевременно контролируют результаты обучения моего ребенка.  

• Учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.

• Я согласен с содержанием, формами, способами воспитания в школе.

2. Удовлетворенность организационным процессом в лицее

• Считаю, что в нашей школе хорошая материально-техническая база.

• В школе уютно, красиво, чисто.

• В школе проводится много интересных мероприятий.

• У детей есть возможность интересно проводить в школе свободное (внеурочное) время.

• Организацию питания в школе считаю удовлетворительной.

• Для решения задач обучения и воспитания школа успешно сотрудничает с другими организациями, школами, детскими центрами.

• В нашей школе хорошо организована работа с родителями.

• Я доволен условиями, которые созданы для детей в нашей школе.

• Учебная нагрузка в школе равномерно распределена в течение недели.

3. Удовлетворенность социально-психологическим климатом в лицее

• Учителя относятся к моему ребенку так, как он этого заслуживает.

• Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.

• При решении школьных (классных) вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.

• У моего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.

• Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.

• В школе доброжелательная психологическая атмосфера.

• Мой ребенок доволен обучением в школе.

• У ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками.

4. Удовлетворенность работой администрации

• Управление школой, которое осуществляет администрация, способствует, по моему мнению, улучшению образовательного процесса.

• В школе заботятся о здоровье наших детей, о предупреждении перегрузок.

• При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей.

• У администрации школы я всегда могу получить ответы на интересующие меня вопросы, касающиеся учебы, личностного развития моего ребенка.

• Контроль учебно-воспитательного процесса, осуществляемый администрацией, приносит явную пользу.

• В школе произошли и происходят изменения к лучшему.

• Нас, родителей хорошо информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.

• Деятельность администрации школы считаю эффективной.

• Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.

• Я доволен тем, что мой ребенок обучается именно в этой школе.

 

Спасибо!

Обработка результатов

Социолог подсчитывает количество положительных ответов, на основании которых определяется процент удовлетворенности деятельностью школы конкретным родителем (100% – если получены положительные ответы на все 34 вопроса). Далее подсчитывается средний процент по классу, который используется как один из показателей условий.

наверх

ПЛАН коррекционной работы с классами кластерной зоны
“качество результата ниже качества процесса”

Приложение 2

Сроки

Мероприятие

Цель

Корректируемый показатель

Классы

Ответственные

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

Педагогический консилиум

Постановка проблемы.

Разработка целостной системы психолого-педагогического сопровождения с целью повышения качества образования

Все показатели

8а, 8б, 9а, 11б

Заместитель директора по УВР, психолог

В течение года

Круглый стол с родителями
"Здоровым быть здорово!".

Рациональная организация режима труда (учебы) и отдыха, питания.

Тестирование "Дети и здоровье".

Диагностика предрасположенности к компьютерной зависимости.

Активное внедрение здоровьесберегающих технологий.

Повышение квалификации педагогов.

Выполнение учителями требований СанПиН по организации
и проведению уроков и занятий
с учащимися.

Ежемесячный контроль дозировки домашних заданий.

Ежемесячный мониторинг состояния здоровья учащихся.

Организация спортивных мероприятий

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в классе с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов

Уровень заболеваемости

8а, 8б, 9а

Классные руководители, учителя-предметники, учителя физической культуры, социолог, родители

Сентябрь – декабрь

"Ликбез" для педагогов "Развитие мотивации учения".

Анкетирование учащихся, педагогов о степени удовлетворенности уровнем образовательной среды.

Создание условий, способствующих повышению мотивации на уроках и внеурочных занятиях

Создание оптимальной мотивации с целью улучшения микроклиматата в ученических коллективах, образовательной среде

Учебная мотивация

8а, 8б, 9а

Психолог, классные руководители, учителя-предметники

В течение года

Разработка системы диагностик по оценке уровня усвоения содержания образовательных программ.

Совершенствование работы предметных кружков, факультативов, проведение предметных недель.

Разработка системы индивидуальных занятий по программе, адаптированной для конкретного ученика.

Разработка карты успеваемости класса

Выявление уровня и динамики усвоения каждым учеником содержания образовательных программ по учебным предметам.

Выявление значимых психолого-педагогических факторов, влияющих на уровень обученности учащихся.

Составление типологии профессиональных проблем учителя, организация психолого-педагогической поддержки педагогов

Повышение качества знаний, СОУ, уменьшение доли учащихся, имеющих одну оценку "4" или "3"

8а, 8б, 9а, 11б

Классные руководители, учителя-предметники, психолог, социолог

В течение года

Разработка программ подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня.

Диагностирование одаренности учащихся.

"Ликбез" для педагогов "Уровень развития ребенка. Виноваты ли мы?".

Тренинги для учащихся "Представь себя!"

Вовлечение учащихся в конкурсы, соревнования.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

Доля участников олимпиад, конкурсов различного уровня

9а, 11б

Классные руководители, учителя-предметники, психолог

Январь

Педагогический консилиум

Промежуточные итоги.

Коррекция системы психолого-педагогического сопровождения с целью повышения качества образования

Все показатели

8а, 8б, 9а, 11б

Заместитель директора по УВР, психолог

Июнь

Кластерный анализ за учебный год

Формирование системы оценки качества образования в школе, оценка эффективности системы психолого-педагогического сопровождения с целью повышения качества образования

Все показатели

8а, 8б, 9а, 11б

Заместитель директора по УВР

 

От редакции.

Данная статья имеет электронное приложение, в котором вы найдете шаблоны электронных таблиц Excel, необходимые для кластерного анализа. Ознакомиться с электронным приложением можно в Интернете по адресу: www.zam.resobr.ru.

 

[1]                                            Комплексный проект модернизации региональной системы образования Московской области. / Под ред. А.И. Адамского. М.: Эврика, 2008. – Примеч. авт.

 

[2]                                            См. с. 95.

 

[3]                                            Далее расчеты ведутся аналогично. – Примеч. авт.

 

[4]                                            Может быть взят самостоятельно разработанный показатель. – Примеч. авт.

 

[5]                                            Показатели 1–7 определяются как отношение количества таких педагогов к общему количеству учителей, работающих в классе. – Примеч. авт.

 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль