Методические рекомендации по составлению годового плана работы школьной библиотеки

15332

Каждая школьная библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный руководителем образовательного учреждения (далее – ОУ).

Сбор и анализ необходимой информации

При составлении плана следует учитывать:

  • специфику режима работы ОУ (одна смена, две смены, "школа полного дня" и т. д.);
  • основные направления общешкольного плана учебно-воспитательной работы и крупные мероприятия, запланированные на следующий год. Для того чтобы их узнать, необходимо побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе, руководителями методических объединений или предметных кафедр, а также учителями-предметниками, которые могут быть привлечены к организации мероприятий;
  • главные литературные и памятные даты года. Узнать о них можно из календарей для педагогов-библиотекарей, а также из изданий Российской государственной библиотеки, например "Памятные даты 2011 года: литература, искусство". Отобрав даты, нужно продумать формы работы с читателями (книжная выставка, конкурс и т. д.), а также основные темы (например, основной темой в 2009/10 учебном году было 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.);
  • ошибки при проведении мероприятий в прошлом году;
  • планы работы учреждений (библиотек, музеев и т. д.), с которыми налажено сотрудничество;
  • основные виды деятельности (работа с учебным фондом, каталогами и задолжниками, проведение библиотечных уроков, выставок и т. д.);
  • количество сотрудников библиотеки;
  • количество рабочих часов в году;
  • трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включенные в план, а также на текущие дела.

Составление календарно-тематического плана

После того как указанная информация собрана и проанализирована, необходимо составить календарно-тематический план, указав в нем основные направления работы библиотеки (табл. 1).

Таблица 1

Скачать календарно-тематический план
Скачать в .docx

Основные направления работы

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Работа с основным фондом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с фондом учебников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение справочно-библиографического аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-массовые мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотечно-библиографические занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с обучающимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с активом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение структуры и содержания основных разделов плана

Структура плана работы школьной библиотеки на учебный год состоит из двух частей: текстовой и статистической.

Текстовая часть плана должна отражать все направления деятельности, указанные в положении о библиотеке данного ОУ, поэтому, прежде чем расписывать разделы плана, необходимо заполнить таблицу, рекомендованную авторами Краткого справочника школьного библиотекаря (табл. 2):

Таблица 2

Скачать таблицу краткого справочника школьного библиотекаря
Скачать в .docx

Направление работы
и ее содержание

Ответственный, исполнитель

Срок
выполнения
Объем
в часах

Объем проделанной работы

Отметки
о выполнении

1

Каталогизация новых поступлений

Иванова А.А.

1 раз в месяц

160

800 библ. описаний

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В статистической части плана намечаются количественные показатели, которых должна достичь библиотека в течение учебного года, т. е. контрольные цифры, определяющие объем ее работы в планируемый период. Они могут выражаться как в абсолютных величинах (количество читателей, объем фонда, число посещений, выдачи, мероприятий и др.), так и в относительных (читаемость, обращаемость, книгообеспеченность и др.).

Основное содержание разделов плана работы школьной библиотеки на учебный год

Рассмотрим основное содержание разделов плана работы школьной библиотеки на учебный год.

1. Цели и задачи работы библиотеки

  • должны быть конкретны,
  • должны отражать специфику ОУ
  • соответствовать задачам, указанным в положении о библиотеке.

2. Основные функции библиотеки

К основным функциям библиотеки относятся:

  • образовательная;
  • информационная;
  • культурная.

3. Общие сведения о библиотеке

Часто библиотекари при составлении плана работы пропускают данный раздел, однако это неправильно. Он необходим для того, чтобы проследить динамику показателей в течение года. Ниже приведены основные из них.

Количество обучающихся _______ , из них читателей _______ 
Количество учителей _______ , из них читателей ________
Количество других работников _____ , из них читателей ______
Объем библиотечного фонда ____ , книгообеспеченность _______
Обращаемость ____ , читаемость ___ , объем учебного фонда ____

4. Индивидуальная работа с читателями

Индивидуальная работа с читателями предполагает проведение опросов, анкетирования, бесед, консультаций и т. д. с целью оказания им помощи в использовании библиотечных ресурсов, а также с целью изучения читательских интересов.

5. Воспитательная работа с обучающимися

В этом разделе необходимо указать основные мероприятия по привлечению обучающихся к систематическому чтению, повышению их информационной и общей культуры.

К основным формам работы с читателями относятся:

  • подготовка выставок, стендов;
  • организация литературных вечеров, конкурсов, викторин, читательских конференций, Недели детской книги, экскурсий и других массовых мероприятий;
  • проведение уроков внеклассного чтения, занятий и индивидуальных консультаций по формированию у обучающихся навыков грамотного библиотечного пользователя;
  • создание клубов и кружков ("Юные корреспонденты", "Клуб любителей чтения", "Интеллект-клуб" и др.).

Количество планируемых мероприятий должно соответствовать нормативам времени, указанным в письме Минобразования России от 20.07.2000 № 06-21ин/25-06 "О штатном расписании библиотек образовательных учреждений". Кроме того, его необходимо соотнести со штатным расписанием ОУ.

Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции:

  • Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.
  • Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей и других категорий работников общеобразовательных учреждений с использованием как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.
  • Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.
  • Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Проект концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года

6. Справочно-библиографическая работа с читателями

Справочно-библиографическая работа с читателями предполагает:

  • ознакомление читателей с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда;
  • обучение их приемам работы со справочно-библиографическим аппаратом (СБА), справочными изданиями и т. д.

В современных библиотечно-информационных центрах для повышения информационной грамотности читателей проводятся специальные уроки, факультативные занятия, организуются элективные курсы. Их могут вести не только работники библиотеки, но и учителя-предметники, а также приглашенные специалисты. Желательно, чтобы перед началом учебного года была подготовлена программа таких занятий и календарно-тематический план.

7. Информационная работа

В этом разделе планируется информационная работа с разными категориями читателей: педагогическими работниками, обучающимися и их родителями.

Информационное обеспечение педагогов включает:

  • подготовку обзоров периодической печати и новых поступлений,
  • подбор документов в помощь проведению предметных недель, педсоветов, заседаний и работы школьных методических объединений и других общешкольных и классных мероприятий,
  • оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету и пр.

Для библиотечно-информационных центров актуальны также более крупные формы справочно-библиографического и информационного обслуживания педагогов – например, проведение Дней информации.

Информационное обслуживание обучающихся осуществляется на абонементе и в читальном зале. Оно включает в себя:

  • подбор литературы для написания рефератов и докладов,
  • оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям,
  • проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

Информационное обслуживание родителей предусматривает информирование их о пользовании библиотекой обучающимися, оформление выставок на актуальные темы, а также выступления на родительских собраниях.

8. Работа с библиотечным фондом

Данный раздел включает информацию:

  • об изучении состава фонда и анализе его использования;
  • о комплектовании фонда традиционными и нетрадиционными носителями информации (в т. ч. периодикой) в соответствии с образовательной программой школы;
  • об оформлении подписки на периодику и контроле за ее доставкой;
  • о приеме, систематизации, технической обработке и учете новых поступлений, в т. ч. полученных в дар;
  • о выдаче документов пользователям библиотеки;
  • о расстановке документов в фонде в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией (ББК), оформлении фонда (наличии разделителей и др.);
  • об обеспечении свободного доступа пользователей библиотеки к информации;
  • о работе по сохранности фонда (контроле за своевременным возвратом изданий, обеспечении мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации, мелком ремонте и переплете изданий, соблюдении требуемого режима хранения);
  • о списании документов по установленным правилам и нормам, инвентаризации;
  • об организации работы читального зала и Межбиблиотечного абонемента (МБА) (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

9. Работа с фондом учебников

В этом разделе отражается весь комплекс мероприятий по работе со школьными учебниками:

  • формирование заказа на учебники;
  • изучение и анализ использования учебного фонда, оформление отчетных документов (анализ школьной программыанализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности обучающихся и др.);
  • прием и техническая обработка поступивших учебников (запись в учетные документы, штемпелевание, оформление картотеки или занесение в электронный каталог);
  • информирование читателей о новых поступлениях учебных изданий;
  • работа с резервным фондом учебников (учет, хранение, передача в другие школы и др.);
  • прием и выдача учебников, расстановка изданий в фонде;
  • работа по сохранности учебного фонда (например, рейды по проверке сохранности фонда школьных учебников);
  • списание ветхих и устаревших учебников;
  • инвентаризация учебного фонда и его переоценка.

В школах, где предусматривается работа с родительскими средствами на приобретение учебников, необходимо планировать предполагаемую сумму средств и количество учебников, которые нужно приобрести.

10. Внедрение информационных технологий

В этом разделе отражаются мероприятия по компьютеризации библиотеки, автоматизации библиотечных операций, использованию электронных носителей, созданию медиатеки, а также внедрению информационных технологий в процесс обслуживания читателей.

11. Методическое обеспечение библиотеки

В данном разделе можно указать планируемые выступления библиотекарей на семинарах, методических объединениях, конференциях, а также работу по подготовке массовых мероприятий (если работники библиотеки сами пишут их сценарии).

12. Взаимодействие с другими структурными подразделениями
и организациями

В этом разделе освещается деятельность библиотеки в рамках сотрудничества с различными подразделениями школы, другими библиотеками и учреждениями культуры.

13. Повышение квалификации работников библиотеки

Повышение квалификации работников библиотеки включает в себя:

  • обучение на курсах повышения квалификации, в т. ч. дистанционно;
  • работу по самообразованию: чтение профессиональных печатных и интернет-изданий, посещение семинаров, мастер-классов коллег, участие в конкурсах, самостоятельное освоение новых технологий и т. д.

План работы школьной библиотеки на учебный год не обязательно должен быть подробным – достаточно указать в нем темы, перечислить формы работы и назвать примерный срок их выполнения (четверть, месяц и т. д.). В качестве приложений могут быть представлены планы работы по отдельным направлениям или крупным датам. Более подробный план составляется на месяц. В нем должны быть указаны не только точные сроки, но и место проведения мероприятий, а также ответственные за их организацию.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (ред. от 27.12.2009)
  • Письмо Минобразования России от 23.03.2004 № 14-51-70/13 <О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения>
  • Письмо Минобразования России от 20.07.2000 № 06-21ин/25-06 <О штатном расписании библиотек образовательных учреждений>

Т.А. Рыженко, зав. Библиотечно-информационным центром МОУ "Гимназия № 25", руководитель Методического объединения библиотекарей г. Ставрополя



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль