Психолого-педагогическое сопровождение инновационного образовательного процесса (школа)

4599

Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности образовательного учреждения различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы школы. Вместе с тем можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала школьного психолога.

Разработка или участие в разработке концепции эксперимента – задача педагога-психолога.

1. Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности школы.

Первый этап – выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не принимает уже готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач.

Второй этап – оценка ресурсов школы для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога – анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей воспитанников, диагностика психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п.

Третий этап – разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога-психолога – рефлексия по поводу пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­ческих основ, определяющих содержание эксперимента.

Четвертый этап – реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей. Занятия педагога-психолога с детьми в школе предусматривает оценивание текущих результатов эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психическое развитие детей.

Пятый этап – трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационные сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.

Шестой этап – корректировка (возможно изменение) целей и задач школы в соответствии с результатами экспериментальной работы. На последнем, как и на первом этапе, у педагога-психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.

Следует отметить, что исключение педагога-психолога из какого-либо этапа фактически выводит его как активного участника из всего эксперимента.

наверх

2. Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой.

Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации школы.

Вырабатывая единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности.

наверх

3. Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в школе.

Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию образовательного процесса в школе и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.

наверх

4. Обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований учебно-образовательного процесса.

Всякая экспериментальная инновационная деятельность в школе является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любом и тем более экспериментальной школе педагоги-психологи должны решать следующие задачи:

  1. диагностика и коррекция психического развития детей;
  2. психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред;
  3. психологическое просвещение педагогов, обучающихся и их родителей.

Наиболее остро это направление деятельности педагога-психолога востребовано в школах, где обучаются дети с различными проблемами в здоровье. Анализируя данные педагогического наблюдения, учитель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребенку в процессе обучения, но и изменении учебного содержания, подборе дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Таким образом, структурируется видение ребенка учителем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам учебный процесс. Вместе с тем меняется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать учебный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики.

наверх

5. Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности.

В настоящее время в сфере образования вращается много различных образовательных технологий. Их внедрение в конкретную школу требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и ее технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения в учебно-воспитательный процесс. Это новая и сложная для педагога-психолога задача.

Здесь возникают две проблемы во взаимопонимании педагогического коллектива или администрации школы с педагогами-психологами. Во-первых, необходимо определиться с типом обучения, который реализуется в рамках учебного процесса по отдельным дисциплинам. Дело в том, что вне соотнесения с конкретной программой нельзя дать психологическую оценку приемлемости внедрения той или иной образовательной технологии, а также результатов ее использования. Определение вида программы должно быть предметом специальной совместной работы учителя и педагога-психолога именно внутри учебного процесса на уроках.

Во-вторых, в психологической оценке успешности экспериментального воспитательного процесса большое значение имеет учет социального и культурного развития детей. Он может способствовать или мешать успеху экспериментального обучения. Педагоги часто склонны недооценивать этот фактор в случае успеха эксперимента и переоценивать его в противном случае. На этой почве возможны серьезные конфликты. Надо помнить, что объективный анализ роли данного фактора – важный момент всей научно-методической части эксперимента.

Перспективные направления в функционале педагога-психолога

  1. Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-вос­пи­та­тель­ного процесса. В первую очередь это вызвано необходимостью обеспечивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся. В частности, педагог-психолог вместе с учителем должен создавать условия для психологически комфортного существования детей в различных образовательных областях, определять психологически обоснованные "коридоры" перехода обучающихся из одной образовательной страты в другую, обеспечивать необходимый уровень компетентности обучающихся в рамках конкретного уклада школы. В совокупности это и составляет психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий.
  2. Диагностика состояния учебного процесса в школе. Задача состоит в том, чтобы дать оценку текущего состояния учебного процесса как по отдельным учебным дисциплинам одного класса, так и в целом по всей параллели предметов с точки зрения требуемых компетенций обучающихся при выпуске из школы или по завершении определенного этапа обучения. Это новая для психологической диагностики задача. Особенно актуальной она стала в связи с распространением новых методов оценки качества образования типа PIZA и PIRLS.
  3. Профессиональная коммуникация. Раньше это называлось психологическим просвещением. Необходимость введения нового термина связана с задачей преодоления широко распространенных в последнее время ложных и надуманных психологических знаний. То есть стоит задача преодоления поверхностного психологического просвещения, последствий распространения информации, наукой не подтвержденной. В качестве примера можно привести слухи о "детях индиго". Надо преодалеть и другие мифы относительно психологических закономерностей обучения и развития современных детей, которые широко бытуют как среди воспитателей, так и родителей.

наверх

6. Популяризация достижений экспериментальной деятельности педагогического коллектива.

Важно довести до широкой образовательной общественности все ценное, что сделано в школе, принимать участие в дискуссиях по развитию современного общего образования. В настоящее время есть много изданий, заинтересованных в соответствующих публикациях.

наверх

7. Участие в развитии психологической службы. Обновление функционала деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическое сопровождение в школе приводит к развитию психологической службы. Как результат – педагоги-психологи постоянно сталкиваются с необходимостью создания или совершенствования модели своей деятельности.

Актуальность этих направлений вызвана утверждением Федерального государственного стандарта начального общего образования, а также скорым введением аналогичных стандартов для основного и полного среднего общего образования. Эти стандарты ориентированы на привитие ученикам предметных, метапредметных и личностных компетенций. Особую тревогу вызывает судьба метапредметных компетенций. Дело в том, что данный аспект развития учеников в процессе обучении еще мало проработан в традиционной педагогике. Определенные достижения в решении этой проблемы есть в теории развивающего обучения.

Практика развивающего обучения показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с учителем по анализу условий и результатов развития ученика в реальном учебно-воспитательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку учителей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с учителем в деле организации учебно-воспитательного процесса.

наверх

В.А. Гуружапов,д-р психолог. наук, зав. кафедрой педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль