Определение учебной самостоятельности выпускников начальной школы

6103

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Проверить, насколько самостоятелен учащийся, помогут тесты.

Стратегическая задача модернизации российской образовательной системы – выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных ориентироваться в меняющихся социально-экономических условиях, быстро и правильно находить свое место в обществе.

Самостоятельность – ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами. Самостоятельность – основной вектор взросления человека.

Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.

Умение учиться (учебная самостоятельность) – это умение, прежде всего, совершать рефлексивные и продуктивные действия и операции.

Рефлексивные действия и операции необходимы для того, чтобы определить новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на следующие вопросы самообучения: "Чему учиться?"; "Почему имеющихся у меня средств и способов действия недостаточно для решения этой задачи?"; "Чего именно я не знаю, не могу, не умею в данной ситуации?".

Отделение известного от неизвестного, знание о собственном незнании обеспечивается определяющей рефлексией. Следовательно, первое условие формирования умения учиться у младших школьников – это целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности.

Продуктивные действия и операции необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: "Как выучиться?".

Источником знаний может стать любое "хранилище культуры" – книги и людские судьбы, орудия и предметы труда, ЭВМ и наскальные изображения – все, в чем выражаются человеческие способности. Особенно значима в этом контексте фигура учителя, который является не просто живой копилкой знаний, умений, способностей, но специально обучен их передавать другому.

Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя. Кроме того, важно уметь фиксировать результаты для осуществ­ления преемственности процесса образования.

Учебная самостоятельность включает в себя следующие составляющие:

  • способность к обнаружению учебной задачи;
  • умение сделать выбор;
  • способность обобщать;
  • развитие речевых умений;
  • самоконтроль и рефлексию;
  • способность планировать.

Для человека, умеющего учиться, всякая новая задача – это задача с недостающими условиями. "Это мне известно, а вот это не известно. Вот чего мне недостает для решения задачи", – так в общем виде выглядит ответ на вопрос "чему учиться", так формулируется суть проблемы самообучения. Решение этой проблемы начинается с вопроса о том, как найти неизвестное.

Человек, умеющий учиться, ясно осознает свои возможности, а следовательно, свою ограниченность: недостатки знаний, неспособность справиться с той или иной ситуацией (задачей), неумелость, некомпетентность. И, сталкиваясь с задачей, для решения которой ему не хватает определенных знаний, умений, способностей, он не уклоняется от нее, а ищет средства расширить свои возможности, изучает чужой опыт (в т. ч. и книжный) или изобретает то, чего в опыте других людей, в культуре еще не было. Умеющий учиться также умеет, любит сам искать такие задачи, для которых у него недостает средств решения.

Известны три способа решить задачу с недостающими данными:

  • самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, т. е. перевести учебную задачу в творческую;
  • самостоятельно найти недостающие условия в любом "хранилище информации", и прежде всего – в учебнике, справочнике, книге;
  • запросить недостающие данные у преподавателя, поставившего эту задачу.

Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению.

Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Какое бы средство ни использовалось для организации самостоятельной работы, важно, чтобы оно развивало деятельность учащихся и влияло на ее конечный результат.

Самостоятельная работа учащихся является важнейшим условием духовного и физического развития человека, так как она побуждает его расширять кругозор, приобретать знания, помогает преодолевать трудности, добиваться высоких результатов.

Самостоятельная работа учащихся связана с мотивами и потребностями, желанием овладеть учебным предметом, стремлением активно работать над его освоением. Развитие самостоятельной работы учащихся – задача чрезвычайной важности, так как от ее решения во многом зависит успех овладения детьми учебным процессом.

Отдельную немаловажную роль в развитии детской самостоятельности играют детские взаимоотношения, взаимоотношения ровесников. Ведь возможность практиковать "взрослые" функции контроля и оценки, согласовывать замыслы и координировать планы – развивать свою самостоятельность – ребенок обретает во взаимодействии со сверстниками.

Общение и сотрудничество с равными, равнонесовершенными – мощный фактор психического развития, воздействующий на процесс становления самостоятельности качественно иначе, нежели взаимодействие со взрослым, с совершенным.

Объединение усилий детей в решении задач имеет свои преимущества:

  • возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • растут познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
  • снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • меняется характер взаимоотношений между учениками;
  • резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
  • ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
  • учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;
  • "воспитательная" работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

В младшем школьном возрасте учебная самостоятельность проявляется уже в способности ученика вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя с помощью учителя.

Экспериментально доказано, что у младших школьников существует тенденция в ситуации недоопределенности обращаться за помощью к взрослому, приглашать взрослого к сотрудничеству. Чтобы развить у ребенка тенденцию к самостоятельному построению взаимоотношений с учителем и, погрузив ее в учебное содержание, придать ей форму учебного сотрудничества, необходимо перевернуть привычные школьные отношения и вместо ученика, хорошо отвечающего на вопросы учителя, воспитывать того, кто хорошо спрашивает.

С первых шагов обучения, вливаясь в целенаправленный образовательный процесс, ребенок начинает постигать способы познания, азы работы с информацией, учиться организовывать свою деятельность. На этой основе вырабатывается индивидуальный стиль учебной деятельности, позволяющий продвигаться в постижении основ наук, обрабатывать большие объемы информации и, самое главное, ориентироваться в быстро меняющемся мире. Для выработки индивидуального стиля ведущее значение имеет активность ребенка в процессе учения, его самостоятельность в учебной деятельности, являющаяся для учителя как целью, так и следствием в развитии учебных умений младшего школьника.

Предлагаем примеры тестов (приложения 1–6) на основе учебного предмета начального общего образования "Литературное чтение" для определения степени формирования самостоятельности школьников. Тесты проводятся в выпускном классе начальной школы на уроках в течение 3–20 мин. Темы и время проведения указаны в каждом тесте. Анализ данных тестов показал их универсальность и независимость от учебно-методического комплекса, используемого учителем.

Приложение 1

Тест на определение учебной самостоятельности
"Способность к обнаружению учебной задачи"

Цель: проверить умение понимать учебную задачу.

Срок проведения: март, конец третьей четверти.

Тема: Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

Задание

Баллы

Прочитай текст и подчеркни слова, которые являются формулировкой учебной задачи.

Мы третий урок рассматриваем произведение Н.А. Некрасова "Дед Мазай и зайцы". Сегодня мы должны научиться составлять цитатную характеристику героя. Попробуем составить характеристику деда Мазая. Обратимся к тексту.

1

Ответ: Сегодня мы должны научиться составлять цитатную характеристику героя.

Оценивание: Максимальное количество баллов – 1 балл.

Уровни выполнения: высокий: 1 балл, низкий: 0 баллов.

Приложение 2

Тест на определение учебной самостоятельности
"Умение сделать выбор"

Цель: проверить умение выбирать действия по выполнению учебной задачи.

Срок проведения: четвертая четверть.

Тема: Стихи Е.А. Благининой, Б.В. Заходера, Ю.И. Коринца.

Задание

Баллы

Задание на дом: выучи понравившееся стихотворение.

Вспомни алгоритм, дополни его недостающими шагами.

1. Прочитай стихотворение вслух. Объясни смысл непонятных слов.

2.

3. Прочитай стихотворение 2–3 раза, стараясь его запомнить.

4.

5. Расскажи наизусть все стихотворение, при необходимости заглядывая в текст.

6.

7. Перед школой прочитай стихотворение еще раз, а потом расскажи его наизусть.

3

Ответ:

2. Определи настроение, ритм стихотворения. Прочитай выразительно.
4. Если стихотворение большое, то раздели на отрывки и выучи по отрывкам.
6. Повтори стихотворение вслух по памяти еще 2–3 раза, не заглядывая в текст.

Оценивание: Максимальное количество баллов – 3 балла.

Уровни выполнения: высокий: 3 балла, выше среднего: 2 балла, средний: 1 балл, низкий: 0 баллов.

Приложение 3

Тест на определение учебной самостоятельности
"Способность обобщать"

Цель: проверить умение обобщать, делать выводы.

Срок проведения: апрель, четвертая четверть.

Тема: Обобщающий урок. Любимые книги.

Задание

Баллы

Восстанови пропущенные слова 
 

3

 Ответ:

  1. Рассказ.
  2. Много героев.
  3. Несколько фантастических событий.

Оценивание: Максимальное количество баллов – 3 балла.

Уровни выполнения:

  • Высокий: 3 балла.
  • Выше среднего: 2 балла.
  • Средний: 1 балл.
  • Низкий: 0 баллов.

Приложение 4

Тест на определение учебной самостоятельности
"Развитие речевых умений"

Цель: проверить умение устно излагать свои мысли по ранее заготовленному плану.

Срок проведения: апрель, четвертая четверть.

Тема: В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка".

Задание

Пересказать подробно от первого лица рассказ В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка".

План

  • "Я люблю Шопена".
  • "Любишь как много! Целый мир".
  • "Все, что ты любишь, какое-то одинаковое".

Оценивание: Задание оценивается по 5-балльной системе. При оценивании учитываются следующие умения: умение передавать текст от первого лица; умение передавать подробно пересказываемый текст; умение логично и последовательно строить повествование; использование средств выразительности.

Уровни выполнения:

  • Высокий: 5 баллов.
  • Выше среднего: 4 балла.
  • Средний: 3 балла.
  • Низкий: 2 балла.

Приложение 5

Тест на определение учебной самостоятельности
"Самоконтроль и рефлексия"

Цель: проверить способность учащихся к самоконтролю и рефлексии.

Срок проведения: апрель, четвертая четверть.

Тема: Урок обобщения. Работа с текстом.

 Задание

  1. Прочитай текст, озаглавь его и составь план.
  2. Проверь свой план и оцени его, заполнив таблицу.

Текст

Летом на полях, огородах, в садах, парках люди ухаживают за посевами и посадками: борются с сорняками, проводят подкормку и поливку растений, рыхлят почву. Только при тщательном уходе растения дадут хороший урожай. Летом поспевают вишня, слива, ранние яблоки, различные ягоды и овощи. Поэтому уже летом начинается уборка урожая. Выращивать и убирать урожай людям помогают машины.

В это время в городах несколько раз в день с помощью специальных машин подметают и поливают улицы, поливают и зеленые насаждения вдоль улиц, во дворах, в скверах.

Осенью продолжают уборку урожая зерновых. Повсюду их убирают машинами-комбайнами. Осенью убирают также овощи: картофель, капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем их вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибают часть семян сорняков, насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огородах сеют морковь, петрушку, укроп.

В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской. Известь убивает насекомых, побеленные стволы не будут грызть зайцы. Поздней осенью после листопада плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает им перенести зимний холод и увеличивает урожай на следующий год.

Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи.

Таблица оценки плана текста

Алгоритм оценки плана текста

Да

Частично

Нет

1. Проверь, отражает ли твой заголовок тему и основную мысль текста (известно, что тема – это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль – это то, что говорится)

2. Проверь, все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане 

3. Проверь, соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста 

4. Проверь, правильно ли графически оформлен план 

5. Сделай итоговую оценку плана, можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст

6. Было ли тебе трудно выполнять работу?

7. Все ли у тебя получилось хорошо?

Ответ:

  • Труд людей летом и осенью
  • Посадка и уход за посевами летом.
  • Летний сбор урожая.
  • Уход за улицами и растениями в городе.
  • Осенняя уборка урожая зерновых и овощей.
  • Подготовка полей и огородов к выращиванию нового урожая.
  • Подготовка деревьев и кустарников к зиме.
  • Заготовка топлива, фруктов и овощей на зиму.

Оценивание:

  • Составление плана – 7 баллов.
  • Самоконтроль по таблице – 7 баллов.
  • Максимальное количество баллов – 14 баллов.

Уровни выполнения:

  • Высокий: 13–14 баллов.
  • Выше среднего: 9–12 баллов.
  • Средний: 6–8 баллов.
  • Низкий: менее 6 баллов.

Приложение 6

Тест на определение учебной самостоятельности
"Способность планировать"

Цель: проверить умение планировать свои действия.

Срок проведения: май, четвертая четверть.

Тема: Кукла с хорошим аппетитом.

Задание

Баллы

Пронумеруй учебные действия в алгоритме "Составление рассказа о сказочном герое" в порядке их последовательного выполнения 

6

Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их 

Посмотри еще раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки

Перечитай текст, отметь в нем те отрывки, которые относятся к герою 

Расскажи о герое, пользуясь планом

Определи, о чем говорится в каждом отрывке

Подбери к отрывкам заглавия 

Ответ: 3, 5, 1, 6, 2, 4.

Оценивание: Максимальное количество баллов – 6 баллов.

Уровни выполнения:

  • Высокий: 6 баллов.
  • Выше среднего: 4–5 баллов.
  • Средний: 3 балла.
  • Низкий: 2 балла.

Приложение 7

Анализ данных тестов на определение учебной самостоятельности

Список учащихся

№ 1 

№ 2 

№ 3 

№ 4 

№ 5 

№ 6 

Общее
количество баллов

Уровень развития учащегося

Показатели:  

№ 1. Способность к обнаружению учебой задачи; 

№ 2. Умение сделать выбор;

№ 3. Способность обобщать;

№ 4. Развитие речевых умений; 

№ 5. Самоконтроль и рефлексия;
№ 6. Способность планировать.

Уровень развития учащегося:

  • Высокий – 31–32 балла;
  • Выше среднего – 21–25 баллов;
  • Средний – 14–16 баллов;
  • Низкий – меньше 10 баллов.

В письменном анализе необходимо отразить: положительные результаты в развитии учащихся; сформированность каждого показателя (в динамике); проблемы в сформированности показателей учебной самостоятельности; динамику развития каждого учащегося по овладению компонентами учебной самостоятельности.

С.Ю. Прохорова,
канд. пед. наук, доцент кафедры начального образования Ульяновского ИПК и ПРО
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль