Развитие коммуникативной компетентности учащихся

14392

Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

  • определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
  • применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
  • выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

наверх

Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся

Наш подход учитывает разработки И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко.

Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

В ее структуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

  • содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
  • все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
  • более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Раскроем смысл каждого компонента, обозначим его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для младшего школьника.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто никому ничего не должен", и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в начальной школе: ученик плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае "работает" личностный смысл, который не позволяет просить.

Начиная с дошкольного периода и продолжая в младшем школьном возрасте следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует манипулятивные способы общения.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сензитивен для воспитания личностных черт, в младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших детей коррекция потребует существенных усилий.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у младшего школьника.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.

Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. В основе нашей позиции – ориентация на опыт детей.

На наш взгляд, условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

  • базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;
  • процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.

наверх

Технологии развития коммуникативной компетентности

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе начальной школы. Сегодня существуют лишь отдельные ее положения.

Основные субъекты: завуч, учителя и психолог, работающие во взаимодействии. Завуч организует работу по формированию компетентности учащихся и обеспечению школьной адаптации.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника должно: включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями и педагогами; согласованным образом осуществляться в процессе учебной, внеучебной деятельности и специально организованных занятий (например, "Уроки общения").

Этапы работы в рамках данной системы: 1) диагностический; 2) коррекционно-развивающий; 3) контрольный. Диагностический этап осуществляется педагогом и психологом. Педагог на основе наблюдений определяет уровень и особенности сформированности общения детей, психолог с помощью проективных методик – черты самовосприятия и самоотношения (уверенность, неуверенность, завышенную самооценку). Полученная информация используется для индивидуально-типологического подхода в процессе коррекционно-развивающей работы, проводимой психологом или педагогом, овладевшим необходимыми технологиями, либо совместно двумя специалистами. На заключительном этапе с помощью повторной диагностики определяется эффективность работы.

наверх

Активное социально-психологическое обучение в начальной школе

Основной метод для специально организованных занятий ("Уроков общения") по развитию коммуникативной компетентности учащихся – активное социально-психологическое обучение (далее – АСПО). Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.

Существенные преимущества АСПО по сравнению с традиционными (не активными) формами состоят в следующем.

Во-первых, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Оно тесно связано с личными переживаниями, поэтому более существенно может влиять на изменение личностных отношений, качеств и поведения.

Во-вторых, ребенок не устает, не воспринимает происходящее как скучную, формализованную учебу. Наоборот, предлагаемые формы АСПО, как правило, связаны с эмоциями интереса и радости.

Но достижение преимуществ требует определенных "затрат" или условий получения нужного результата. К ним относятся, прежде всего, умение педагога (учителя или педагога-психолога), ведущего занятия, применять метод АСПО, правильное определение времени (места в учебно-воспитательном процессе) для урока, оптимальное число обучаемых.

Группы следует комплектовать с учетом индивидуальных особенностей детей (7–12 чел.). В процессе АСПО каждому ребенку должна быть предоставлена возможность что-либо сделать, сказать и быть услышанным и понятым. Обычно класс делится на две-три подгруппы с переменным составом. Однако некоторые занятия рассчитаны на работу с целым классом.

Проведение занятий (два-четыре раза в месяц в зависимости от конкретных условий) возможно в 1-м, 2-м или 3-м классах с начала учебного года. Целесообразнее начинать в 1-м классе (с продолжением во 2-м классе), потому что в таком случае лучше обеспечивается благоприятная социально-психологическая адаптация в школе. За основу предлагаем взять примерное целеполагающее планирование "Уроков общения" (приложение), которое в зависимости от индивидуальных личностных и коммуникативных особенностей детей и условий в школе можно корректировать. Приведенное далее планирование базируется на следующем:

  • нравственные ценности, чувства и связанные с ними нравственные качества личности как компоненты коммуникативной компетентности должны быть предметом воспитания у детей дошкольного возраста;
  • в начальной школе коммуникативная ключевая компетентность школьников может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты "вплетаются" в них, сопровождают это развитие.

В ценностно-смысловом компоненте мы развиваем позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям (одноклассникам) через расширение понимания их, принятия и уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в классе, облегчает адаптацию в нем.

В поведенческом компоненте мы прежде всего ориентируемся на развитие конкретных коммуникативных умений.

Приложение

наверх

Примерное целеполагающее планирование
"Уроков общения"в начальной школе 

Месяц

Основные цели занятий

Примерное количество занятий

Сентябрь

  • Создание условий для более полного знакомства детей между собой, самопознания, самопринятия и самоуважения, познания и принятия других людей (одноклассников), уважения к ним.
  • Развитие представлений об обращении как коммуникативном умении

2

Октябрь

 

  • Развитие умения сотрудничать в паре.
  • Развитие коммуникативных умений приветствия и прощания

2

Ноябрь

 

  • Развитие умения сотрудничать в команде. Продолжение развития самоуважения и уважения к другим.
  • Развитие целеустремленности, ориентированности на достижение успеха

2

Декабрь

 

  • Обогащение понимания эмоций детьми.
  • Продолжение развития самопонимания и самоуважения, понимания и уважения к другим

2

 

Январь

 

  • Продолжение обогащения понимания детьми эмоций.
  • Продолжение развития умения сотрудничать с другими, развитие умения управлять (командовать) и подчиняться

2

 

Февраль

Развитие стрессоустойчивости, нетревожности

2

Март

 

  • Профилактика и коррекция завышенной самооценки.
  • Продолжение развития уважения к другим и позитивных межличностных отношений.
  • Развитие оптимизма

2

 

Апрель

 

  • Продолжение развития самопонимания и самоуважения, понимания и уважения к другим.
  • Продолжение развития целеустремленности, умения ставить цели и достигать их

2

 

Сентябрь

Развитие интеллектуальных чувств

2

Октябрь

Развитие просьбы как коммуникативного умения

2

Ноябрь

Развитие отказа как коммуникативного умения

2

Декабрь

Продолжение формирования позитивных межличностных отношений через осознание и прочувствование детьми своей общности с другими и своей индивидуальности

2

И.Н. Агафонова,
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль