Основные тенденции развития начального образования. Современный выпускник начальной школы.

9847

Об основных тенденциях и особенностях развития начального образования, в т. ч. о стандартах второго поколения, редактору Ольге Журавлевой рассказывает Наталия Васильевна Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования АПК и ППРО, научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова.

Уважаемая Наталия Васильевна, расскажите о вашем отношении к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования – стандарту второго поколения.

Отношение позитивное. Концептуальные положения нового стандарта вытекают из главных факторов масштабного характера: глобализации, формирования поликультурного общества, объективных изменений мирового уклада. В эпоху информационной культуры большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современной системы образования РФ в Концепции стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе. Но каковы психолого-педагогические условия, способствующие достижению оптимального общего развития каждого ученика? Как согласовать ведущую роль обучения (внешнее воздействие) с бережным отношением к внутреннему миру школьника, с предоставлением простора его индивидуальности? Эти вопросы являются основными в исследовательской работе нашего Центра. Они весьма существенны и для современного образования.

Какое отражение нашли главные факторы, влияющие на образование, в последнем варианте системы Л.В. Занкова?

Остановлюсь на факторе глобализации. В настоящее время человек должен уметь целостно воспринимать мир, видеть и изучать сложные взаимоотношения множества фактов и явлений. Такой взгляд можно развить, опираясь на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные как по горизонтали, так и по вертикали. Кстати, задачей занковской системы является представление целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. При этом связи между знаниями постепенно усложняются по мере введения нового материала. Создаются условия для формулирования продуктивных заданий, которые нацеливают ребенка на исследование, а значит, не только включают его в активную деятельность, но и способствуют взаимодействию детей друг с другом.

Например, в курсе "Окружающий мир" (Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) заложено постепенное усложнение исследуемых школьниками связей между знаниями о развитии Земли, ее природы и общественно-культурной жизни человека в определенные исторические периоды. Вначале ученики исследуют связи только между объектами неживой природы, затем – внутри живой и между живой и неживой природой, далее изучают особенности жизни человека в разных природных условиях, формирование его взглядов, идей в разное историческое время.

Интегрированный курс предполагает одновременное обращение к знаниям, уже приобретенным, изучаемым в настоящий момент и тем, которые предстоит усвоить в будущем. Разные аспекты действительности воплощены в форме реального, наглядного, словесного образа, в виде теории, что создает условия для индивидуализации обучения и прочности знаний.

Но самое главное в том, что представление содержания образования на интегрированной основе в наибольшей мере соответствует синкретическому (целостному) восприятию мира младшим школьником. Кажется, что авторам новых стандартов надо было бы подчеркнуть их ориентированность не только на требования времени, но и на психофизиологические особенности детей.

В чем, по вашему мнению, заключается значимость начальной ступени обучения учащихся в системе школьного образования?

Синкретическое сознание младшего школьника раньше считалось препятствием к обучению, а теперь оказалось его сильной стороной: в философской литературе сознание человека информационной эпохи характеризуется как неосинкретическое, когда восприятие мира происходит целостно без разделения на части. Кроме того, известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для обучения в силу высокой активности процессов в интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфере и нравственном росте ребенка. При этом внешнее воздействие на ребенка обязательно должно соответствовать его возрастным и индивидуальным особенностям, потребностям и интересам.

В стандарте говорится, что современная школа должна воспитать "готовность человека к инновационному поведению". На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности свойствена именно младшему школьнику.

Нейропсихологи утверждают, что у детей младшего школьного возраста ведущим является правое полушарие, которое специализируется на невербальной информации – символах, образах. Поэтому акцент, сделанный в стандарте на целостном восприятии учениками мира, на их поисковой, самостоятельной деятельности, совершенно соответствует психофизиологическим особенностям младших школьников.

Систему обучения Л.В. Занкова называют развивающей. Ее цель сформулирована как достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Расскажите о ней с точки зрения образовательных стандартов второго поколения.

В 1996 г. она была введена как параллельная государственная система начального обучения. Эта целостная система, разработанная во всех ее частях: цель; задача; дидактические принципы (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение программного материала быстрым темпом, осознание школьниками процесса учения, систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых); типические свойства методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность); предметные методики; организационные формы; система изучения успешности обучения и развития школьников; полный учебно-методический комп­лект для начальных классов и адаптационного периода (5–6-е классы).

Обучение по системе Л.В. Занкова позволяет получить качественно иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. К тому же отмечается высокий процент участников и победителей олимпиад, медалистов и поступающих на следующие ступени образования.

Одним из основных показателей воспитательной системы обучения служит психологическая и информационная безопасность личности. Наши дети спокойны и уверены в себе, они никогда не испытывают на уроках чувство страха. Без сомнения, можно сказать, что в будущем они обязательно реализуют свои возможности. Это существенное достижение обучения.

В нашей системе есть то, что сейчас называется технологией включения ребенка в активную деятельность, найдены принципы структурирования учебных курсов, которые создают для этого реальные условия. Таким образом, мы можем говорить о передаваемом опыте реализации требований стандартов нового поколения – опыт наших учителей, тьюторская деятельность авторского, методического коллектива Центра и четырех выпусков лекторов по нашей системе, а также учебно-методический комплекс, литература по теории и практике развивающего обучения.

Многие сетуют: "Развивающая система Л.В. Занкова нелегка. В ней даже есть принцип обучения на высоком уровне трудности. Значит, она не для всех". Но развитие невозможно без преодоления трудностей. Важно, чтобы трудность в обучении была преодолима или самостоятельными усилиями, или при помощи одноклассников, учителя.

Как вы можете охарактеризовать современного педагога и выпускника начальной школы?

Среди множества качеств выпускника я бы выделила три важнейших: умение действовать в новой ситуации, информационную грамотность, в т. ч. коммуникативную, способность к самоконтролю, самоанализу. Этот перечень показывает, что выйти на конечный результат можно только в том случае, если принципиально изменится методика обучения, если она будет стимулировать самостоятельную деятельность ученика. Для этого нужен специалист (учитель, завуч, методист), который обладает набором профессиональных знаний, умений и навыков в сочетании с умением непрерывно развивать все три компонента, а также ориентированный на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.

Развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, т. е. индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Всякое усвоение нового идет через собственные внутренние усилия ученика, его поиски вопросов и ответов.

А педагог создает условия для самостоятельной работы детей. В этом учителю-занковцу поможет тщательно разработанная дидактическая и методическая система.

Мощнейшим стимулом освоения современных технологий, cогласно стандартам второго поколения, становится требование к результату обучения. Например, для развития у младшего школьника умения действовать в новой ситуации нужны особые задания. Представьте такую ситуацию. В 1-м классе учитель написал на доске пять согласных букв и предложил детям составить из них как можно больше слов. Но слова никак не составляются! Почему? Первоклассники начинают сердиться. Преподаватель добавляет еще две согласные буквы. Опять не получается! И только когда на доске появляются две гласные буквы, неважно какие, – "процесс пошел". Уже слышится: "Как же мы сразу не догадались, что из одних согласных слово не составишь!" Важно то, что учитель, используя разные меры помощи, подвел детей к осознанию причины нерешаемости первой учебной задачи: недостающее данное.

Сравните по развивающему эффекту два столбика слов для чтения (период обучения грамоте):

Коля – Коленька

Коля – Коленька

Поля – Поленька

Поля – Поленька

Маша – Машенька

Тоня – ?

Давайте предложим читателям проанализировать приведенные выше примеры заданий и ответить на вопросы: в какую деятельность они вовлекают ребенка, какие качества личности воспитывают, – добавив еще один пример из учебника для 5-го класса: "Прочитайте, что здесь записано: Мы ед_м и ед_м."

Создавая условия для активной мыслительной деятельности, мы приближаем детей к планируемому результату и всегда готовы делиться накопленным опытом.

Обучение по системе Л.В. Занкова продолжается в среднем звене. Расскажите, пожалуйста, о его преимуществах.

В 2004 г. Национальный фонд подготовки кадров и Минобразования России объявили конкурс учебно-методических комплектов, обеспечивающих адаптационный период (5–6-е классы) при переходе младшего школьника, закончившего обучение по занковской системе, в основное звено. Авторы нашего Центра победили по всем объявленным номинациям: русскому языку, литературе, математике и природоведению. Тогда же Минобразования России опубликовало письмо "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную". В составлении документа принимали участие и сотрудники Центра.

Федеральным советом по учебникам утверждены учебные комплекты по литературе и природоведению. Перерабатываются в соответствии с требованиями сегодняшнего дня учебники по русскому языку и математике. Весь комплекс проходит проверку в нескольких территориях РФ. Мы рады активности педагогов и положительной оценке учебников учащимися. Недавно в Нальчике, Тюмени, Минске, Туле состоялись конференции по проблемам преемственности, на которых выступали и учителя основного звена, работающие по системе Л.В. Занкова.

Приведу несколько показателей, характеризующих овладение учениками занковских и параллельных 6-х классов некоторыми компонентами учебной деятельности: осознание целей учебной деятельности – до 88% и около 30%; планирование действий, направленных на реализацию цели, – около 70% и около 40%; осуществление самоконтроля усвоения нового материала с помощью краткой записи объяснений учителя, составления графиков, таблиц, схем – до 70% и до 30%; использование при подготовке к урокам справочной дополнительной литературы – до 85% и около 30%.

Преимущества неоспоримы. Таковы они и в начальном звене. Видимые достигаемые результаты привлекают все больше учителей к нашей системе.

Совместно с Центром систему обучения Л.В. Занкова поддерживает Объединение профессионалов. Что о нем можно сказать?

Объединение было организовано в 2001 г., перед ним были поставлены весьма масштабные задачи: обмен информацией и опытом работы; распространение занковских идей и опыта учебно-методической деятельности через СМИ, сеть Интернет, выставки, конкурсы, учебно-методическую литературу. Сейчас можно сказать, что многое удалось сделать.

Так, с 2003 г. при поддержке Минобразования России ежегодно проводится Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев – уникальная олимпиада для учеников начальной школы и прекрасное средство выявления и поддержки одаренных детей. Число участников конкурса постоянно растет. Заключительный третий тур проходит в марте, во время весенних каникул, в разных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Казани, Самаре. Ежегодно организуются Всероссийские Занковские чтения, "Вернисаж занковцев", "Мы – занковцы". Традиционными стали выставки студенческих работ, конкурсы "Шаг в основную школу", "В содружестве с родителями", межрегиональные педагогические форумы. Учителей Москвы и Московской области объединяет "Фестиваль педагогических идей". Лучшие конкурсные работы публикуются, участники получают градированные грамоты и дипломы.

Постоянно проводятся курсы подготовки и переподготовки работников образования по освоению теории и методики развивающего обучения. Занятия проводятся в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, подразделением которой является центр, а также в регионах России, где с выходом материалов стандарта второго поколения резко вырос спрос на наши услуги. За сентябрь – декабрь 2008 г. методисты Центра провели занятия в 78 городах, приняли участие в работе 9 научно-практических конференций.

Итак, системе Л.В. Занкова уже более 50 лет. Расскажите о перспективах ее развития, о планах на будущее.

Думаем, что вопрос о будущем волнует всех занковцев. Система, способствующая развитию личности каждого ребенка, должна быть развивающейся, это очевидно. Ее будущее мы видим во взаимодействии со смежными науками – психологией, физиологией, дефектологией. Только с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ученика можно найти наиболее продуктивные пути структурирования содержания учебных предметов и построения процесса обучения.

Мы встали на верный путь: через изучение ребенка и ожиданий исторического времени – к совершенствованию системы, способствующей его общему развитию на базе прочных знаний, умений и навыков.

Система Л.В. Занкова выдерживает конкуренцию, как известно, на ее основе разработано большинство так называемых новых учебно-методических комплектов. Занковцы могут гордиться тем, что современная цель модернизации российской школы буквально совпадает с целью их работы, обеспечивая развитие поликультурного образования в школе.

Будущее не только российского, но и мирового образования связано с теми приоритетами, которые более пятидесяти лет назад были названы академиком Л.В. Занковым. Это доказывают международные исследования. Самыми лучшими были признаны учащиеся Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Японии, Финляндии и Канады, где приоритетные направления в работе школ довольно схожи. Например, в Сингапуре определено, что к моменту окончания начальной школы ребенок должен "уметь рассуждать и выражать свои мысли, уметь отличать хорошее от плохого, уметь строить дружеские отношения, любить Сингапур". Как видите, первичны личностные качества ученика, которые и приводят к высоким показателям в усвоении знаний, умений и навыков, что всегда подчеркивал Л.В. Занков.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль