Учебный план образовательной организации общего образования: актуализация вопроса

1856
Губанова Елена Владимировна
профессор, и.о. заведующего кафедрой менеджмента и управления проектами МИОО
Саратовский ордена Почёта государственный педагогический институт им. К.А. Федина. Получен диплом с отличием о высшем образовании. Профессор кафедры экономики образования.

Процесс формирования учебного плана образовательной организации общего образования по ряду причин вызывает много вопросов. Поэтому его рассмотрение всегда актуально. Автор статьи анализирует отдельные вопросы, возникающие при конструировании учебного плана в рамках двух действующих стандартов – федерального государственного образовательного стандарта общего образования (по уровням) и федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Обращение к вопросу о конструировании учебного плана образовательной организации общего образования (далее – ОО) не случайно, а вызвано настоятельной потребностью. Во-первых, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Каждому уровню общего образования соответствует федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) общего образования, которым утверждены требования к структуре и содержанию основной образовательной программы (далее – ООП), в т. ч. и к учебному плану ОО (исключение составляет ФГОС дошкольного образования).

Во-вторых, на уровне основного общего и среднего общего образования ОО в настоящее время работают в рамках двух действующих стандартов – федерального компонента государственного стандарта (далее – ФКГОС* [Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».]) и ФГОС общего образования (по уровням общего образования), что влечет за собой существенные различия в подходах к разработке учебного плана.

В-третьих, второе полугодие учебного года – время коррекции**[ Под коррекцией образовательной программы понимаем внесение изменений и (или) дополнений в нее по результатам соответствующего анализа. ] и (или) создания на следующий учебный год основных общеобразовательных программ по уровням общего образования, разрабатываемых, как в рамках ФГОС общего образования, так и в рамках ФКГОС согласно требованиям Федерального закона № 273-ФЗ (ст. 12, 28).

Коррекция ООП, как правило, касается следующих ее разделов:

  • содержательного (рабочие программы учебных предметов, курсов по обязательной части учебного плана, части, формируемой участниками образовательных отношений, по внеурочной деятельности и т. п.;
  • анализ учебно-методического (программно методического) обеспечения);
  • организационного (разработка учебного плана, плана внеурочной деятельности, а также работа администрации по расстановке кадров (предварительная тарификация)).

Обозначенные выше вопросы выносятся на заседание педагогического совета ОО для обсуждения, по итогам которого принимается решение, как правило, закрепляющееся распорядительным актом руководителя ОО, например приказом «О коррекции (разработке) основной образовательной программы (указывается уровень) общего образования ОО на 20 / уч. г.» или «О разработке учебного плана в рамках реализации ФКГОС на 20 / уч. г.».

Коррекция образовательных программ в рамках ФКГОС предусматривает некоторое отличие – требования к их структуре и содержанию не установлены законодательно, потому ОО самостоятельно их определяют, а в остальном логика действий и содержание работы аналогичны предложенным выше.

В-четвертых, во все ФГОС общего образования внесены изменения:

  • приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 в приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
    приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 в приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
    приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 в приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

А также утверждены два новых стандарта – ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)* и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)**.

В-пятых, принятые в сфере образования за последний год*** стратегические и концептуальные документы на государственном уровне значительно влияют на подходы к определению содержания образования в ОО.

В-шестых, с 1 сентября 2015/16 уч. г. все ОО РФ на уровне основного общего образования должны в обязательном порядке перейти на обучение по ФГОС общего образования.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных вопросов, отметим, что в статье сделан акцент на общих подходах к формированию учебного плана основного общего образования и среднего общего образования и частных – в рамках требований ФГОС основного общего образования и ФКГОС среднего общего образования.

ВАЖНО! В полной версии статьи, опубликованной в журнале "Справочник заместителя директора школы" №5, на который вы можете подписаться, читайте:

  • разработка учебного плана в рамках ФГОС и ФКГОС
  • логика подхода к определению количества учебных планов в условиях реализации ФГОС общего образования
  • промежуточная аттестация обучающихся отражение
  • форм промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане

А также  - представление этнокультурного компонента в учебном плане, индивидуальный учебный план, формирование учебного плана конкретного профиля обучения



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль