Психолого-педагогическое сопровождение инновационного воспитательно-образовательного процесса

17682
  1. Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности ДОУ.
  2. Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой (педагог-психолог – соавтор преобразований образовательной среды).
  3. Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в ДОУ.
  4. Обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований воспитательно-образовательного процесса.
  5. Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности.
  6. Популяризация достижений экспериментальной деятельности педагогического коллектива.
  7. Участие в развитии психологической службы ДОУ. Обновление функционала деятельности педагога-психолога в детском саду.

Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности образовательного учреждения различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы ДОУ. Вместе с тем можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала педагога-психолога.

Разработка или участие в разработке концепции эксперимента – задача педагога-психолога.

1. Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности ДОУ.

Первый этап – выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не принимает уже готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач.

Второй этап – оценка ресурсов ДОУ для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога – анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей воспитанников, психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п.

Третий этап – разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога-психолога – рефлексия по поводу пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­ческих основ, определяющих содержание эксперимента.

Четвертый этап – реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психическое развитие детей.

Пятый этап – трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационные сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.

Шестой этап – корректировка (возможно изменение) целей и задач ДОУ в соответствии с результатами экспериментальной работы. На последнем, как и на первом этапе, у педагога-психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.

Следует отметить, что исключение педагога-психолога из какого-либо этапа фактически выводит его как активного участника из всего эксперимента.

наверх

2. Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой (педагог-психолог – соавтор преобразований образовательной среды).

Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации детского сада.

Вырабатывая единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности.

наверх

3. Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в ДОУ.

Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.

наверх

4. Обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований воспитательно-образовательного процесса.

Всякая экспериментальная инновационная деятельность в детском саду является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любом и тем более экспериментальном ДОУ педагоги-психологи должны решать следующие задачи:

  1. диагностика и коррекция психического развития детей;
  2. психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред;
  3. психологическое просвещение педагогов, воспитанников и их родителей.

Наиболее остро это направление деятельности педагога-психолога востребовано в ДОУ, где воспитываются дети с различными проблемами в здоровье. Анализируя данные педагогического наблюдения, воспитатель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения, но и изменении учебного содержания, подборе дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Таким образом, структурируется видение ребенка воспитателем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам воспитательный процесс. Вместе с тем меняется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать воспитательно-образовательный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики.

наверх

5. Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности.

В настоящее время в сфере образования вращается много различных образовательных технологий. Их внедрение в конкретное ДОУ требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и ее технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения в воспитательно-образовательный процесс. Это новая и сложная для педагога-психолога задача.

Здесь возникают две проблемы во взаимопонимании педагогического коллектива или администрации ДОУ с педагогами-психологами. Во-первых, необходимо определиться с видом общеобразовательной программы, по которой осуществляется воспитание и обучение детей. Дело в том, что вне соотнесения с конкретной программой нельзя дать психологическую оценку приемлемости внедрения той или иной образовательной технологии, а также результатов ее использования. Определение вида программы должно быть предметом специальной совместной работы воспитателя и педагога-психолога именно внутри воспитательно-образовательного процесса. Во-вторых, в психологической оценке успешности экспериментального воспитательного процесса большое значение имеет учет социального и культурного развития детей. Он может способствовать или мешать успеху экспериментального обучения. Педагоги часто склонны недооценивать этот фактор в случае успеха эксперимента и переоценивать его в противном случае. На этой почве возможны серьезные конфликты. Надо помнить, что объективный анализ роли данного фактора – важный момент всей научно-методической части эксперимента.

3 перспективных направления в функционале педагога-психолога

  1. Консультирование воспитателей по вопросам совершенствования вос­пи­та­тель­но-образовательного процесса. В первую очередь это вызвано необходимостью обеспечивать индивидуальные образовательные маршруты детей. В частности, педагог-психолог вместе с воспитателем должен создавать условия для психологически комфортного существования детей в различных образовательных областях, определять психологически обоснованные "коридоры" перехода воспитанников из одной образовательной страты в другую, обеспечивать необходимый уровень компетентности воспитанников в рамках конкретного уклада ДОУ. В совокупности это и составляет психологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута.
  2. Диагностика состояния воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Задача состоит в том, чтобы дать оценку текущего состояния воспитательно-образовательного процесса. Это новая для психологической диагностики задача.
  3. Профессиональная коммуникация. Или психологическое просвещение. Необходимость введения нового термина связана с задачей преодоления широко распространенных в последнее время ложных и надуманных психологических знаний. То есть стоит задача преодоления поверхностного психологического просвещения, последствий распространения информации, наукой не подтвержденной. В качестве примера можно привести слухи о "детях индиго". А также другие мифы относительно психологических закономерностей обучения и развития современных детей, которые широко бытуют как среди воспитателей, так и родителей.

наверх

6. Популяризация достижений экспериментальной деятельности педагогического коллектива.

Важно довести до широкой образовательной общественности все ценное, что сделано в ДОУ, принимать участие в дискуссиях по развитию современного дошкольного образования. В настоящее время есть много изданий, заинтересованных в соответствующих публикациях.

наверх

7. Участие в развитии психологической службы ДОУ. Обновление функционала деятельности педагога-психолога в детском саду.

Участие педагогов-психологов в инновационной работе объективно приводит к развитию психологической службы в ДОУ. Как результат – педагоги-психологи постоянно сталкиваются с необходимостью создания или совершенствования своего профессионализма, в том числе оценочной деятельности педагога.

Практика развивающего обучения показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогом по анализу условий и результатов развития воспитанника в реальном воспитательно-образовательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку воспитателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в деле организации воспитательно-образовательного процесса.

наверх

В.А. Гуружапов,
д-р психолог. наук, зав. кафедрой педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль