Требования основных образовательных программ начального общего образования

23546

С 1 января 2010 г. в действие вступает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Предлагаем ознакомиться с новыми требованиями к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования (далее – основную образовательную программу или ООП), должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребнос­тей и запросов обучающихся, воспитанников план обучения согласной требованиям основных образовательных программ начального общего образования, включающий в себя иные локальные акты по вопросам применения образовательных технологий, осуществления воспитательного процесса, определенные уставом учреждения.

Требования основных образовательных программ начального общего образования: разделы

Разделы примерной основной образовательной программы начального общего образования:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной ООП общего образования;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • план формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • рабочие программы отдельных предметов;
  • план духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • план формирования ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования.

Структура образовательной программы и написание пояснительной записки

С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – стандарт) к структуре основной образовательной программы стали предъявляться новые требования.

Пояснительная записка к основной образовательной программе должна раскрывать:

  • цели реализации ООП, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения обучающимися ООП;
  • принципы и подходы к формированию ООП и состава участников образовательного процесса конкретного учреждения;
  • общую характеристику программы.

Требования основных образовательных программ начального общего образования: планируемые результаты 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:

  • обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценок при промежуточной аттестации;
  • являться основой для разработки ООП образовательных учреждений;
  • являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися ООП в соответствии с требованиями стандарта.

Структура образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения

Обязательная часть учебного плана (таблица) определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих ООП начального общего образования, и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана

Предметные области

Предметы

Основные задачи реализации содержания

1

2

3

Филология

Русский язык; родной (нерусский) язык (государственный язык субъекта Российской Федерации); литературное чтение; литературное чтение на родном языке; иностранный язык

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

Математика

Математика, информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

Формирование уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем

Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддистской культуры, основы иудейской культуры, основы культуры религий народов России, основы светской этики

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Искусство

Музыка, изобразительное искусство

Развитие способностей к художественно-образ­ному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

Технология

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности

Физическая культура

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

  • на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов обязательной части;
  • введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в отличных от учебных занятий формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, научные исследования.

Структура образовательной программы начального общего образования, нацеленной на формирование УУД

Программа формирования универсальных учебных действий учащихся на ступени начального общего образования должна содержать:

  • описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
  • связь универсальных учебных действий с содержанием предметов;
  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • описание преемственности программы формирования универсальных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Структура образовательной программы начального общего образования и содержание рабочих программ учебных предметов

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования является основой разработки рабочих планов отдельных учебных предметов.

Рабочие программы отдельных учебных предметов должны содержать:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета;
  • общую характеристику предмета;
  • описание места предмета в учебном плане;
  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
  • содержание учебного предмета;
  • примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического обеспечения для преподавания предмета.

Структура образовательной программы и духовно-нравственного воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В ее основу должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

План должен содержать рекомендации:

  • по организации урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
  • ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
  • формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций, гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в творческой деятельности;
  • развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
  • формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром;
  • воспитанию экологической культуры.

Структура образовательной программы начального общего образования, формирования здорового образа жизни

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (далее – программа) должна представлять собой комплексный план формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП.

Программа должна обеспечивать:

  • формирование установки на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • применение рекомендуемого врачами режима дня;
  • формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, другие вещества);
  • становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.

Структура образовательной программы начального общего образования и оценка достижения планируемых результатов 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы должна:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
  • предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП)
    и оценку эффективности деятельности школы;
  • позволять вести оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Подготовила А.В. Герасимова по материалам сайта www.mon.gov.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль