Оптимизация временных затрат и мобилизация личностного ресурса при подготовке к экзаменам

587
Оптимизация временных затрат и мобилизация личностного ресурса при подготовке к экзаменам

В статье представлены схемы повторения материала и методики подготовки к экзаменам. Предлагаемый материал будет полезен школьникам не только при подготовке к экзаменам, но и при ежедневной подготовке домашних учебных заданий.

Л.С. Обласова, канд. пед. наук, зам. директора по НМР БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск,
Л.А. Шарикова, педагог-психолог БОУ «Гимназия № 75», г. Омск

Основные проблемы, препятствующие, по мнению старшеклассников, успешной подготовке и сдаче экзаменов – нехватка времени, трудности в запоминании больших объемов информации, боязнь неудачи. В связи с этим чрезвычайно важно познакомить обучающихся с приемами рационального чтения, методиками и упражнениями, позволяющими оптимизировать временные затраты на подготовку к экзаменам, повысить продуктивность запоминания.

Формы знакомства с подобной информацией могут быть разными: ознакомительный классный час, групповая работа, индивидуальные консультации.

Практически каждый обучающийся хоть раз задавался вопросом: «Что нужно сделать с усвоенной информацией для того, чтобы сохранить ее на заданный срок, например, на экзаменационный период?». То есть как информацию из кратковременной памяти перенести в долговременную?

Очевидно, что информацию нужно повторять, но многие не раз убеждались, что повторения дают разные результаты в зависимости от того, как это делать.Повторение – это работа с ранее изученной информацией, проводимая с целью закрепления содержания изучаемого материала в долговременной памяти, а также расширения и углубления имеющихся знаний.

Повторения проводятся в одной из следующих форм:

  1. Самостоятельное припоминание.
  2. Пересказ вслух.
  3. Мысленный пересказ (про себя).
  4. Письменное изложение основных пунктов материала.
  5. Письменное подробное изложение.
  6. Выборочное подглядывание в материал.
  7. Повторное углубленное чтение/изучение.
  8. Повторное поверхностное чтение.

А также разнообразные сочетания и модификации вышеназванных форм.

Исходя из практического опыта, можно утверждать, что максимально эффективно проводить повторения в следующих сочетаниях: 1 + 2 + 4 или 1+ 8 + 5 формы повторения.

Как правило, многие повторяют бессистемно или по принципу: «чем больше, тем лучше». Однако это нерационально по отношению к затратам времени, усилий и получаемым результатам. Кроме того, при недостаточном внимании к изучаемому материалу количество повторений не всегда сказывается на качестве запоминания.

Рассмотрим один из наиболее рациональных методов повторений при подготовке к экзаменам, семинарам, конференциям и при разучивании наизусть больших объемов текстов.

Разбейте материал для запоминания на части, каждая из которых требует примерно 15–20 мин при первом повторении (но не первом изучении). Для удобства пронумеруйте части: № 1, № 2 и т. д., № К – конечный. Под первым повторением будем понимать работу с ранее изученным материалом, проводимую в одной из вышеуказанных форм.

После первого повторения информация должна излагаться так, как этого требует поставленная задача.

СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ
опубликована в №5- 2015 г. журнала "Справочник классного руководятеля". Подпишитесь на это издание прямо сейчас  и в вашем распоряжении будут лучшие статьи из практики воспитательной работы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль