Оптимизация временных затрат и мобилизация личностного ресурса при подготовке к экзаменам

602
Оптимизация временных затрат и мобилизация личностного ресурса при подготовке к экзаменам

В статье представлены схемы повторения материала и методики подготовки к экзаменам. Предлагаемый материал будет полезен школьникам не только при подготовке к экзаменам, но и при ежедневной подготовке домашних учебных заданий.

Л.С. Обласова, канд. пед. наук, зам. директора по НМР БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск,
Л.А. Шарикова, педагог-психолог БОУ «Гимназия № 75», г. Омск

Основные проблемы, препятствующие, по мнению старшеклассников, успешной подготовке и сдаче экзаменов – нехватка времени, трудности в запоминании больших объемов информации, боязнь неудачи. В связи с этим чрезвычайно важно познакомить обучающихся с приемами рационального чтения, методиками и упражнениями, позволяющими оптимизировать временные затраты на подготовку к экзаменам, повысить продуктивность запоминания.

Формы знакомства с подобной информацией могут быть разными: ознакомительный классный час, групповая работа, индивидуальные консультации.

Практически каждый обучающийся хоть раз задавался вопросом: «Что нужно сделать с усвоенной информацией для того, чтобы сохранить ее на заданный срок, например, на экзаменационный период?». То есть как информацию из кратковременной памяти перенести в долговременную?

Очевидно, что информацию нужно повторять, но многие не раз убеждались, что повторения дают разные результаты в зависимости от того, как это делать.Повторение – это работа с ранее изученной информацией, проводимая с целью закрепления содержания изучаемого материала в долговременной памяти, а также расширения и углубления имеющихся знаний.

Повторения проводятся в одной из следующих форм:

  1. Самостоятельное припоминание.
  2. Пересказ вслух.
  3. Мысленный пересказ (про себя).
  4. Письменное изложение основных пунктов материала.
  5. Письменное подробное изложение.
  6. Выборочное подглядывание в материал.
  7. Повторное углубленное чтение/изучение.
  8. Повторное поверхностное чтение.

А также разнообразные сочетания и модификации вышеназванных форм.

Исходя из практического опыта, можно утверждать, что максимально эффективно проводить повторения в следующих сочетаниях: 1 + 2 + 4 или 1+ 8 + 5 формы повторения.

Как правило, многие повторяют бессистемно или по принципу: «чем больше, тем лучше». Однако это нерационально по отношению к затратам времени, усилий и получаемым результатам. Кроме того, при недостаточном внимании к изучаемому материалу количество повторений не всегда сказывается на качестве запоминания.

Рассмотрим один из наиболее рациональных методов повторений при подготовке к экзаменам, семинарам, конференциям и при разучивании наизусть больших объемов текстов.

Разбейте материал для запоминания на части, каждая из которых требует примерно 15–20 мин при первом повторении (но не первом изучении). Для удобства пронумеруйте части: № 1, № 2 и т. д., № К – конечный. Под первым повторением будем понимать работу с ранее изученным материалом, проводимую в одной из вышеуказанных форм.

После первого повторения информация должна излагаться так, как этого требует поставленная задача.

СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ
опубликована в №5- 2015 г. журнала "Справочник классного руководятеля". Подпишитесь на это издание прямо сейчас  и в вашем распоряжении будут лучшие статьи из практики воспитательной работы

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль