Мастер-класс: "Меня это не касается"

3245

Классному руководителю необходимо умение выявлять конфликтные ситуации, анализировать их, а затем – что является самым сложным – вместе с детьми, родителями, педагогами урегулировать их таким образом, чтобы ликвидировать "почву" для возобновления или повторения подобной негативной ситуации. Здесь просто необходимы научные знания, а также простые житейские мудрость и опыт. Но очень часто решения "сердцем" дают лучшие результаты, чем решения, построенные на строго научных теориях и подходах.

Правильно урегулированный конфликт может дать новый виток развития взаимоотношений между личностями – это скорее желаемый результат, к которому порой непросто прийти.

Хочется, чтобы каждому в классном коллективе было комфортно и уютно. А это значит, необходимо научить воспитанников искусству ладить с людьми, ценить в них лучшее, уметь сотрудничать, а если понадобится – определять свою позицию по отношению к поступку другого человека и находить "бескровное" решение назревшей проблемы.

Конфликт произошел в конце прошлого учебного года в 7-м классе.

В коллективе дети из семей современной интеллигенции, в основном государственных служащих со средним экономическим положением. Воспитанием детей в семьях занимаются, но получилось так, что большая часть класса – ребята, тяжело переживающие распад своей семьи – отсутствие постоянного мужского внимания особенно сказывается на мальчиках. Кроме этого ребята чутко воспринимают современную жизнь и все ее проблемы приносят в школу: их разговоры касаются, увы, совсем недетских вопросов, в частности проблем благосостояния. В классе есть лидеры – девочки, с их мнением считаются все, есть ребята, стремящиеся к лидерству, но пытающиеся достичь этого силой – их грубости побаиваются. В целом же отношения до определенного момента не выходили за рамки "штатных ситуаций", и казалось, что начавшийся с середины 7-го класса бурный процесс взросления мы переживем благополучно.

О разыгравшемся конфликте я узнала через три дня, когда расстроенная, плачущая бабушка пострадавшей девочки (назовем ее Полина) пришла ко мне с сообщением, что забирает внучку из школы. Оказывается, Полина уже несколько дней ходила в школу с модной в молодежной среде и очень дорогой, полученной в подарок от родственников умершего отца, брошкой-значком. Я безделушку эту на Полине не заметила, а вот ребята проявили интерес: стильный, дорогой (о стоимости значка спрашивали, и, уменьшенная тактичной девочкой вдвое, она, похоже, произвела впечатление), он стал предметом разговоров. Как вспоминала Полина, разговоры эти были обычной их болтовней, не обнаруживавшей в себе жгучей зависти или злобы. Очень быстро они утихли. Полина продолжала носить брошку, на которую, казалось, уже никто не обращал внимания.

И тут произошла трагедия. После урока физической культуры Полина поднялась в раздевалку и, подойдя к своей одежде, увидела скомканную жилетку, в которую была запрятана исковерканная, разломанная брошка, а на джинсах, лежащих рядом, девочка увидела расплывшиеся мокрые пятна (как потом обнаружилось, это были плевки). Полина – человек сдержанный, слезы у нее появились только дома, и не по поводу уничтоженной вещи, а как реакция на душевную боль – она не понимала, за что ее так унизили. Весь следующий учебный день я видела слезы в глазах девочки. Она была совершенно рассеянна, схватила две двойки, на мои расспросы Полина ничего не рассказывала. Ей было и стыдно, и обидно, и она не знала толком, кого подозревать и винить: все в классе шло как обычно, все вели себя ровно и спокойно. Семью Полины подтолкнуло к решению забрать ее в другую школу именно молчание ребят и их родителей – проявленные жестокость и равнодушие.

Для того чтобы добиться положительного результата, была выстроена целая система мер по разрешению конфликта:

  • сбор и анализ информации о конфликтной ситуации, консультации с психологом, социальным педагогом, омбудсменом;
  • классный час на тему "Я в ответе за себя и других";
  • родительское собрание по теме "Знаем ли мы наших детей?";
  • индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят для совместного моделирования разговора об ответственности за поступок;
  • собеседование с активом класса о возможных формах определения позиции детского коллектива по отношению к конфликтной ситуации;
  • презентация спектакля на общем собрании детей и родителей, публичное определение своей позиции, принесенные от имени класса извинения за случившееся, сформированное сознание того, что совместными усилиями можно предотвратить беду.

Я долго не могла прийти в себя: страшно, что такое вообще могло произойти, и что произошедшее воспринимается моими ребятами как обыденное. Искала выход: надо было успокоить Полину и ее семью; объяснить ребятам, что унижать другого человека ни при каких обстоятельствах нельзя; найти виновных, чтобы помочь им раскаяться; совершить что-то, чтобы подобная ситуация не повторилась в жизни моих ребят. Как все это сделать?

Про материальную компенсацию я не думала: не в этом видела главную проблему. Действительно, эта сторона конфликта была решена легче и быстрее всего не нами, а Полиниными родными: ей подарили такую же брошку и еще какие-то красивые вещи. Полинину бабушку мне удалось уговорить не спешить с переводом из школы. Я извинилась перед ней за случившееся и пообещала найти выход из сложившейся ситуации.

Полина помогла мне сама: девочка по природе добрая, она быстро "восстановилась", вела себя с одноклассниками как обычно, никому никак не напоминала о случившемся.

Я старалась ответить себе на вопросы: кто это сделал? за что? как поступить? Понимая, что свидетелей, скорее всего, нет, решала проблему, как побудить к раскаянию совершившего зло, как объяснить ребятам, что они все тоже виноваты – своим равнодушным молчанием.

Почему эта история произошла именно с Полиной, могло ли это случиться с кем-то из других девочек класса? Пожалуй, да, могло случиться и еще с некоторыми. Поэтому нельзя принять содеянное как прямое выражение отношения ребят к Полине. Хотя она и не всеобщая любимица, каких-то негативных эмоций у одноклассников девочка к себе не вызывала. Итак, это не ситуация "масса против индивидуальности", это элементарная зависть, проявленная кем-то из ровесников… Пугало, что на защиту Полины никто из одноклассников не встал…

наверх

Сбор и анализ информации о конфликтной ситуации

Получив первые сведения о конфликте, классному руководителю необходимо изучить их, используя все возможные источники, и, по возможности, пополнить достоверными фактами, чтобы владеть информацией в полной мере.

В моей ситуации информационными источниками были:

  • потерпевшая Полина;
  • ее бабушка – свидетель первой реакции девочки;
  • учитель, на чьем уроке произошел конфликт.

Из этого списка исключены одноклассники Полины: они – соучастники конфликта. К тому же как был совершен поступок – никто не видел.

Вопросы для собеседования:

  1. Как узнали о ситуации?
  2. По возможности, более подробное описание ситуации.
  3. Какова реакция на случившееся – участника разговора и, если ему известно, одноклассников Полины?
  4. Каковы предположения: почему это случилось? кто и почему мог это совершить?
  5. Для учителя физкультуры еще и дополнительные вопросы:
  • Кто отсутствовал на уроке, как долго, по какой причине?
  • Каков режим работы раздевалок спортзала?
  • Кто из ребят, по его мнению, был излишне возбужден, вел себя необычно?

Для классного руководителя в момент собеседования необходимо:

  • руководствоваться психологическим правилом "отложенного наказания":
    – не торопиться с выводами;
    – не оказывать давления на расспрашиваемого в виде наводящих или заведомо оценочных вопросов;
    – не открывать до поры детям своего отношения к событию;
    – не обнаруживать, что идет расследование;
  • постараться всеми возможными способами успокоить пострадавшего, дать надежду, что вместе конфликтная ситуация будет преодолена.

Следующий шаг этого этапа – анализ и предварительная оценка собранной информации.Он тоже должен проходить в спокойной, сдержанной обстановке.

Основные вопросы классного руководителя к самому себе:

  1. Насколько случайна или неслучайна произошедшая в классе ситуация?
  2. Почему она произошла именно с этим ребенком?
  3. Что именно стало абсолютно непредсказуемым (неожиданным) в поведении класса?
  4. Кто из ребят (одноклассников или чужих) мог совершить этот проступок? Что толкнуло его на это?

Когда будут определены ответы на эти вопросы, следует сделать новый шаг – попросить консультации профессионалов: психолога, социального педагога, омбудсмена.

Чтобы сформировать для себя абсолютно объективную позицию, необходимо каждому из специалистов подробно, но без эмоций, без своей личностной оценки описать конфликтную ситуацию и задать каждому конкретные вопросы:

  • психологу: Как можно объяснить с позиции подростковой психологии совершенный проступок и инертную позицию детей по поводу случившегося? Каковы психологические способы выхода из данной ситуации?
  • омбудсмену: Каковы права пострадавшего ребенка? Какими действиями его можно защитить? Какими могут стать правовые действия, способствующие ликвидации в дальнейшем позиции "меня это не касается"?
  • социальному педагогу: Насколько разыгравшийся конфликт типичен или нетипичен для школьного коллектива? Есть ли опыт позитивного решения подобных ситуаций?

Представив социальному педагогу рекомендации психолога и омбудсмена, совместно с ним следует разработать действия по устранению конфликта и пропедевтике его возможного повторения.

наверх

Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"

Тема классного часа и его содержание должны стать известными ребятам только в процессе его проведения. Важен эффект неожиданности.

Наилучшим представляется вариант проведения этого мероприятия совместно с социальным педагогом: присутствие нескольких взрослых настраивает ребят на серьезные размышления и ведет к осознанию ответственности за свои шаги в жизни.

Тон разговора должен быть выдержанный, уважительный, но с внутренним эмоциональным накалом. В этом мероприятии классный руководитель должен выразить свое отношение к конфликту.

Ход мероприятия

В начале мероприятия двум ученикам (абсолютно разным, возможно, несовместимым друг с другом или даже подозреваемым в совершенном проступке) даются карточки с одинаковым, не известным никому в классе заданием. А задание такое – "смоделировать человека" с двумя-тремя серьезными недостатками, которые автор ни при каких условиях не принимает в людях (задание выполняется на компьютерах и потом выводится на интерактивную доску).

В это же время все остальные ребята заполняют анкеты, выданные им заранее.

Анкета "Каким человеком я себя вижу"(Анкета подписывается по желанию.)

  1. Что значит "обидеть человека"?
  2. За что, по моему мнению, можно обидеть человека?
  3. Каким способом можно нанести обиду?
  4. Обижаю ли я окружающих меня людей?
  5. Когда подобное случилось со мной в последний раз?
  6. Извинился ли я, осознав свою вину?
  7. Обижают ли меня?
  8. Когда подобное случилось со мной в последний раз?
  9. Извинились ли передо мной?
  10. Как поступаю я, если при мне обижают другого человека?

Комментарии к полученным ответам на вопросы анкеты (их зачитывает сразу классный руководитель – важен полученный общий фон в классе) дает социальный педагог. Обсуждаются вопросы:

  • Как мы относимся к обидам, которые наносят нам и наносим мы?
  • Как мы реагируем на то, когда обижают других?
  • За что обижаем мы и за что обижают нас?

На классной доске для наглядности можно параллельно строить схемы, выводимые из полученных ответов.

Очень важно, если это не прозвучит в ответах ребят, подвести их к выводу о том, что часто ситуация обиды вызвана пустяками, но, к сожалению, бывают отвратительные случаи, когда причина этой ситуации более серьезная: например, зависть или оскорбление.

Перед классом ставится вопрос: можно ли жить, не нанося друг другу обиду?

Для нахождения на него ответа к интерактивной доске приглашаются ученики, выполнявшие индивидуальное задание. Сначала ребята оценивают серьезность смоделированных "недостатков", если необходимо – корректируют их; потом, разбившись на 4 группы, включаются в деловую игру (3–4 мин отводится на обсуждение, 2 мин – на презентацию своих вариантов решений и ответов на возможные вопросы других участников).

Например: найти способы нормального сосуществования с одним из смоделированных людей, если:

  • ты сидишь с ним за одной партой;
  • он – приятель твоего друга;
  • вам дали совместное задание;
  • он – твой одноклассник.

Подвести итоги игры целесообразно предложить кому-нибудь из ребят (возможно, лидеру класса).

В выступлении должно быть озвучено два важных момента: какова коллективная позиция класса и насколько она правильна.

Далее классный руководитель задает вопрос:

– Кто из ребят догадывается, почему вдруг выбрана именно эта тема сегодняшнего классного часа?

Если вдруг что-то мешает ребятам говорить, можно констатировать, что в классе произошло ужасное ЧП. В любом случае второй вопрос обязательно адресуется всем ребятам: "Ответьте на вопрос честно. Поднимите руки те, кто знал, что произошло". (Поднятые руки и их количество дадут классному руководителю новую информацию для размышления.)

На интерактивной доске (для большего эмоционального воздействия) открыта презентация, подготовленная педагогами: Что плохого в произошедшем конфликте?

1. Человеку анонимно нанесено незаслуженное тяжелое оскорбление.

2. Боль от совершенного отразилась на многих людях.

3. Человек, совершивший злодеяние, нанес обиду и себе самому.

4. Пострадавший человек остался один на один со своей бедой.

5. Молчание окружающих означает, что:

  • они потакают злу;
  • возникает повод подозревать в содеянном каждого, т. е. не доверять никому.

6. Ты хотел бы оказаться на месте пострадавшего?

7. Конфликт возник, потому что:

  • кто-то решил, что он имеет право обидеть другого, абсолютно равного ему человека;
  • этот кто-то считает, что демонстрирует своим поступком свою силу и исключительность;
  • кто-то вовремя не задумался о серьезности совершаемого им;
  • кто-то решил, что его это не касается.

Очень кстати дополнит презентацию рассказанный взрослыми какой-либо похожий жизненный случай или прочитанный отрывок из художественной литературы (например, сон Раскольникова в эпилоге романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" – конечно, с комментариями учителя).

Заключительные слова классного руководителя:

"У сегодняшнего классного часа будет домашнее задание. Его можно выполнить в течение трех дней (это время нужно классному руководителю для определения дальнейших мер): каждому необходимо один на один, с товарищами, с родными подумать и обсудить наш конфликт и участие конкретно каждого из нас в нем.

  • В чем виноват или не прав я?
  • Как это поправить?
  • Как сделать так, чтобы подобное больше не повторилось ни с кем?

Особое домашнее задание для провинившегося: найти в себе мужество самому признаться в проступке, найти слова извинения для Полины и всех, кому принес страдание, дать себе слово никогда больше такого не повторять".

Классный час начался с моего сообщения, что, скорее всего, Полина уходит из школы. Спросила, догадываются ли ребята, по какой причине это произойдет, знают ли они, что случилось в коллективе? Подняли руки примерно половина ребят. Не помню, были ли среди них виновные… Я сдерживала свою реакцию: кто знает – молчит (правда, Полина говорила, что кто-то подходил к ней с сочувствиями), а другая часть ничего не ведает о том, что рядом страдает их одноклассница… Помогла интуиция. Рассказала свою давнюю историю. В эпоху "пристального внимания к письмам трудящихся" в разные инстанции города пришло письмо (якобы за моей подписью) о беспорядках в школе. Очень быстро обнаружили, что подпись подделана, но мне пришлось давать какие-то объяснения. Не это было самым страшным. Я знала, что человек, написавший этот пасквиль, – в нашем коллективе, смотрела на каждого и так же, как сейчас, всех подозревала.

Далее мы говорили, что, помня о презумпции невиновности, никому не предъявляем обвинений, что хотим только, чтобы извинились (один на один!) перед Полиной, что не продолжим публичного разбора ситуации, если найдут в себе мужество повиниться, что наказания никакого не последует, потому что все достаточно наказаны случившимся. Отдельные слова адресовали невиновным в проступке, пытаясь объяснить, что молчание в такой ситуации – прямое соучастие, которое в любую минуту может обернуться против каждого их них. Ребята молчали. Но показалось, что дети задумались о случившемся.

Очень неожиданная реакция последовала в тот же день: бабушка Полины сообщила, что после собрания к внучке подошел одноклассник и извинился. Он очень волновался, говорил, что осознал, что просит прощения – но только за себя одного, о тех, кто был рядом с ним, говорить не будет. Еще сказал, что решение совершить все пришло спонтанно, от безделья, и он виноват в том, что, не думая, поддержал его, что не наказания он боится, а просто стало стыдно. В том разговоре бабушка решилась назвать имена двух других ребят. Ничего нового для себя я не открыла: если бы меня спросили, кто может преступить в определенных условиях нравственную черту, я назвала бы эти имена. Но не предполагала, что один из них способен раскаяться. Это был урок мне и, конечно, радость, что человек меняется к лучшему.

наверх

Родительское собрание по теме "Знаем ли мы наших детей?"

Классный руководитель пересказывает собравшимся родителям произошедший в классе конфликт, не называя имен, места действия, не давая своих оценок случившемуся (читать).

После родительского собрания я сделала попытку поговорить наедине с мамами мальчиков, не извинившихся перед Полиной.

Одна восприняла мои слова эмоционально, пообещала наказать ребенка, плакала. Я убедила ее поступить иначе: спокойно поговорить, обсудить с сыном ситуацию, рассказать ему о своих чувствах, обязательно сказать, что представила на месте обиженной кем-то Полины свою маленькую дочку – его сестру. Просила обязательно сдержаться, ни в чем не обвинять сына, не высказывать своих подозрений. И обязательно позвонить мне после такого разговора.

С другой мамой, с которой я уже беседовала ранее, разговор оказался труднее. Я постаралась очень спокойно сказать ей, что все-таки ее сын участвовал в этом конфликте, что самое главное для нас с ней сейчас – убедить его правильно оценить ситуацию, сделать для себя нужные выводы. И ее просила ни в коем случае не обвинять сына, не высказывать подозрений, а вместе с ним поразмышлять о случившемся.

Первая мама мне так и не позвонила, поэтому, как прошел ее разговор с сыном, я не знаю. Но мальчик подошел утром (когда никто не видел) к Полине, что-то очень бессвязно попытался сказать. Суть его слов сводилась к следующему: он уверял Полину, что относится к ней вполне хорошо, что никогда не было мыслей обидеть ее. Главных слов он не произнес.

Второй – не сказал ни слова. Его мама сообщила, что сын отрицает свое участие в конфликте, сердится, что ему не доверяют. Я пообещала ей прервать обсуждение вопроса о виновности ее сына. Не пойман – не вор…

Индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят

Беседа обычно проходит в откровенной и доброжелательной атмосфере. В отличие от общего родительского собрания необходимо сразу сообщить родителю о том, что среди виновных – его ребенок. При этом классный руководитель должен сразу же объяснить, что задача, которую надо постараться решить, – общая для школы и семьи. И состоит она вовсе не в наказании, а в доказательном убеждении ребенка, что сложившийся конфликт следует разрешить достойно и никогда больше не допускать возможности его повторения в своей жизни и в жизни близких людей.

Далее следует попробовать смоделировать ход домашнего разговора с ребенком исходя из конкретных особенностей личности и семьи.

Настоять на категорическом исключении из методов разговора скандала, крика, угроз, обвинений, каких-либо подозрений вообще, т. к. вина ребенка не доказана, и значит, надо действовать на сознание и совесть сына, пытаясь разбудить чувство ответственности и раскаяния.

Можно предложить следующие возможные формы разговора:

1. Поговорить с подростком о том:

  • кто из одноклассников мог бы, по его мнению, совершить такое зло;
  • почему, на его взгляд, это произошло;
  • какую позицию в конфликте занял он сам и почему.

Что бы ни сказал на это ребенок, обязательно объяснить ему, в чем он был в своих суждениях не прав, как стоило бы поступить в этом случае ему и тем, кто виноват.

2. Пересказать случившееся, удивляясь, что узнали о событии не от сына, а со слов классного руководителя, всем видом своим демонстрируя абсолютную уверенность, что виновный – кто-то из одноклассников сына, осудить его, посетовать, что неразумным своим поведением принес горе и сложности себе и другим. Сказать, что выход, конечно, есть, но для этого нужно мужество просто сознаться, и все поправится, ведь всем свойственно совершать ошибки, надо только уметь их признавать и пытаться обязательно исправить.

3. Рассказать сыну о своей очень острой, болезненной реакции, если таким образом обидели бы его младшую сестру. Спросить его, стал бы он на защиту родного человека и как бы отнесся к обидчику?

4. Обсудить конфликтную ситуацию всей семьей (со старшим поколением), предлагая каждому высказаться (в т. ч. и сыну), как отреагировал бы он, если бы виновным был кто-то из очень близких к семье людей. Вместе предложить решение, наиболее благоприятное для всех участников конфликта.

5. В беседе по поводу конфликта привести сыну убедительные примеры из своей жизни, жизни своих знакомых или из литературных произведений, доказывающие, что взрослый человек начинается с ответственности за свои поступки.

В любом случае, как бы ни пошла домашняя беседа, нельзя доводить ее до накала страстей, нельзя выпытывать информацию из ребенка, заставлять его говорить, если он "уходит" от разговора. Можно вернуться к нему позже, в другом варианте, например поинтересовавшись, как разрешился конфликт.

Необходимо убедить родителей для обеспечения согласованности действий обязательно рассказать все течение беседы классному руководителю. Совместными усилиями можно скорректировать какие-то моменты или принять нужное решение (например, даже о прекращении попыток убедить ребенка, если он активно сопротивляется).

наверх

Работа с активом класса

Классный руководитель приглашает также к отдельному разговору ребят, небезразлично относящихся к жизни классного коллектива.

Перед собравшейся группой детей ставится следующая задача: в связи со сложившейся ситуацией, когда виновные не признаются в содеянном, обвинять их и наказывать нет оснований (да это и не самое главное), для дальнейшего развития межличностных отношений нужно попытаться найти достойную форму завершения конфликта. Подобрать своеобразное "последнее слово", которое должно: остаться за коллективом и определить мнение всего класса о случившемся; создать в классе настроение, обеспечивающее невозможность подобных инцидентов в будущем.

Форма работы – "мозговой штурм", обсуждение задач и адекватности возможных форм их решения.

Роль учителя при этом – слушать ребят, задавать уточняющие вопросы, быть в этой ситуации на равных с ними.

В связи с произошедшей конфликтной ситуацией ребята определили задачи:

  • достойно, от имени класса извиниться перед Полиной и ее бабушкой;
  • дать понять виновным, что их поступок осужден, а малодушие будет "вознаграждено";
  • дать понять всем ребятам, что только вместе можно противостоять злу и победить его.

Далее обсуждался вопрос о форме, которая позволила бы решить все поставленные задачи.

Каждое из обсуждаемых предложений (классный час, газета, индивидуальная беседа, психологический тест и т. д.) оценивалось: совместно определялись его сильные и слабые стороны, прогнозировалась возможная реакция класса.

В процессе обсуждения классный руководитель подводит ребят к мысли о колоссальной ответственности за предстоящее мероприятие: оно должно "бить в точку", запомниться надолго всем, стать настоящим уроком жизни.

Вполне, возможно, что первая такая беседа не даст желаемого результата. Можно отложить принятие решения, предложить подумать, определиться, но с важным условием – не обсуждать этого в классе: для всех одноклассников задуманное должно стать сильным эмоциональным потрясением, а потому должно быть неожиданным.

На второй встрече с этими ребятами (через 2 дня) стояла та же цель, но пути решения ее виделись уже более конкретно и четко: в процессе обсуждения возникло слово "игра", осторожно подведенное классным руководителем к слову "спектакль". И начался новый виток бурного обсуждения.

Ученики решили написать пьесу и сыграть спектакль в присутствии всех ребят и их родителей. Пьеса должна:

  • быть небольшой, динамичной, с сюжетом, "зеркально" отражающим конфликтную ситуацию, не называющую конкретных фактов нашей истории;
  • предоставить право главному герою самому раскаяться в проступке.

Корректировку некоторых деталей этого ученического решения классный руководитель может и должен взять на себя и провести ее очень осторожно в процессе подготовки спектакля.

Пьеса была написана очень быстро.

Удивили и порадовали в ней: достаточно четкие очертания личности главного героя (в котором все узнавали подростка, струсившего признаться в своей вине); искренняя заинтересованность ребят; их азарт; стремление довести дело до конца; отзывчивость, которую продемонстрировали приглашенные играть в спектакле.

Больше всего порадовала какая-то житейская мудрость детей, декларировавших в спектакле мысль о том, что всегда человеку воздается по делам его.

Репетиции проводились постоянно, но в атмосфере полной секретности. Классному руководителю был показан уже сыгранный спектакль. Вносить в него какие-либо значительные изменения не было необходимости. Актеры сами все хорошо прочувствовали и сами находили более верные жесты, слова, эмоции.

Впереди была премьера.

Для нее был выбран особый день – последний праздник учебного года, мероприятие, на которое были приглашены родители всех ребят. Подготовленному спектаклю отводится важное, но не единственное место в празднике.

Начало праздника стало неожиданным для всех. Перед ребятами развернулся рассказ о мальчишке, незаслуженно обидевшем девочку, отобравшем у нее куклу, с которой она играла, разломавшем ее. Далее сюжет развивался так: девочку, с плачем рассказывающую об обиде, бабушка успокаивает словами: "Прости ему, он сам себя наказал!". А "герой" ссорится без видимой причины со своим одноклассником, вслед ему произносящим слова о том, что плохое всегда возвращается к совершившему его. Мальчишка – "герой" не верит этому, но очень быстро на него неожиданно начинают сыпаться со всех сторон неприятности. Он прибегает к маме со словами: "Это все кукла, кукла!" Последняя сцена представляла мальчишку, пришедшего к обиженной им девочке (очень испуганной этой новой встречей) со словами прощения и новой куклой в подарок.

Завершая спектакль, ребята выстроились все вместе, и исполнитель главной роли от имени всех участников обратился к Полине и ее бабушке со словами о том, что ребята просят у них прощения за своих одноклассников и за себя, обещают, что никогда больше не позволят повториться подобному в нашем классе. "Актеры" подарили Полине очень симпатичного львенка – доброго, забавного и в то же время задиристого. Последние слова ребят звучали в полной, звенящей тишине. Только те трое наших "героев" очень неестественно засмеялись…

Слезы были на глазах у Полины, ее бабушки, других родителей. Полинина бабушка похвалила ребят за мужество и добрые чувства, подаренные всем нам. Знаю, что львенок стал любимой игрушкой Полины, она с ним не расстается.

Вот такая история произошла в моем классе. Считаю, что мы сумели найти достойное разрешение возникшего конфликта. Чуда не произошло: совершившие зло не превратились благодаря нашим действиям в ангелов. Но все в классе теперь знают: злу нельзя давать права побеждать. И еще ребята поняли, что к беде, случившейся с твоим соседом, нельзя относиться равнодушно, надо обязательно деятельно соучаствовать в уничтожении ее. Тогда злу придется "туго" и мы не будем чувствовать себя перед ним беззащитными.

Реакция на спектакль одноклассников и их родителей, постоянное возращение к теме спектакля в процессе дальнейшего разговора, какие-то достаточно откровенные признания, искренние слова (и наоборот, неестественное, натянутое и наигранное поведение трех антигероев и торопливые, оправдательные, общие слова их родителей) – лучшее доказательство того, что с проблемой удалось справиться. Достигнутая победа не сиюминутная: ребята чуть-чуть повзрослели и приобрели жизненный опыт в построении взаимоотношений.

Е.К. Иванова,
учитель русского языка и литературы гимназии № 1520 им. Капцовых, г. Москва

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль