Система работы классного руководителя

10477

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: "Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство". В самом деле, доплата за это небольшая, а работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время учителя. Для того, чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, учителя и руководители школ стремятся привести функции и основные направления деятельности классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного.

Технологизация деятельности классного руководителя

Возможно ли технологизировать работу классного руководителя? Если да, то допустима ли эта технологизация в гуманитарной педагогической деятельности, которая основана на признании множественности взглядов, ценностей, смыслов? Ответы на эти вопросы имеют прежде всего практическое значение.

Поскольку в буквальном переводе технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение) – это учение о мастерстве, то вопрос о возможности педагогических технологий звучит как "можно ли говорить о мастерстве классрука". Ответ очевиден – не можно, а нужно! Учитель, освоивший педагогическую технологию, – это человек, владеющий педагогическим мастерством. Современная социально-педагогическая ситуация побуждает педагога наиболее рациональным образом строить свою деятельность, приводит к необходимости ее технологизации.

Многие исследователи полагают, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования". В своей опытно-экспериментальной работе с педагогическими коллективами ряда школ г. Волгограда мы предприняли попытку технологизации деятельности классного руководителя через ее систематизацию и разумное нормирование.

Первым шагом на этом пути является выделение специфических функций классного руководителя. В чем его особое назначение? Что не в силах выполнить учителя-предметники? Без каких действий классного руководителя невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс в школе? При этом наряду с общими выводами формулируются специфические требования к работе классрука, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся. В последнее время потребовалось внести дополнительные коррективы в связи с национальным проектом "Образование" и предусмотренной в его рамках доплатой классному руководителю.

Результаты проведенного анализа оформляются, как правило, в Положение об осуществлении функций классного руководителя, которое после утверждения его директором образовательного учреждения становится локальным нормативным актом. Творческим коллективом педагогов и руководителей ряда школ, гимназий и лицеев г. Волгограда было разработано Примерное положение, утвержденное затем приказом Комитета по образованию администрации Волгоградской области (приложение).

Такой документ помогает упорядочить работу классрука. Однако требуют дальнейшей детализации установления: в пределах каких временных рамок классному руководителю планировать свою работу? как велик может быть объем требований, предъявляемых к нему со стороны администрации?

наверх

Расчет рабочего времени классного руководителя

В одном из лицеев г. Волгограда в результате коллективного анализа и с учетом опыта работы других школ на педагогическом совете, организованном в рамках нашего исследования, были в качестве ориентиров утверждены следующие нормы учета и принципы расчета рабочего времени (табл. 1).

Принципы расчета:

  • для выполнения каждого вида работ, включенных в обязанности, должно быть предусмотрено определенное время;
  • суммарное время на выполнение функций классрука предусматривается из расчета 6 ч воспитательной работы в неделю (20% от 30 ч педагогической работы с детьми, т. е. от объема работы воспитателя);
  • различные виды фунций и основных направлений деятельности классного руководителя могут выполняться в одно и то же время;
  • ненормированность рабочего времени педагога не означает возможности превышения общей его продолжительности: увеличение одних видов работы возможно только за счет сокращения других, а переработки в один день недели должны компенсироваться разгрузкой в другие дни.

Таблица 1

Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем

Вид работы

Периодичность

Норма затрат времени, мин в неделю

Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации ученика Еженедельно 25
Работа с активом класса Еженедельно 10
Классный час: анкетирование, тестирование Еженедельно 40
Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной воспитательной работы 2 раза в четверть по 1,5 ч 20
Наблюдение учащихся на уроках 1 урок в 2 недели 20
Посещение семей 10 семей в год (1–1,5 ч на посещение) 20
Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Участие в малых педсоветах, педагогических консилиумах 3–4 встречи в неделю, 2–3 педсовета в год 30
Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей 1 раз в четверть 20
Контроль посещаемости, организация питания Ежедневно 20
Дежурство по лицею По графику 5
Организация уборки кабинета Ежедневно 40
Организация трудовых дел Ежемесячно по 1 ч 15
Проверка дневников Еженедельно 60
Ведение журнала Еженедельно 15
Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчето По мере необходимости 10
Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий 1 раз в год 10
Итого: 360

Определив формальные рамки, функции и основные направления деятельности классного руководителя, педагоги лицея продолжили поиск путей по оптимизации ее содержания с использованием результатов экспериментальной работы временного творческого коллектива "Классный воспитатель" (руководитель – канд. пед. наук О.С. Газман) и разработали следующий документ.

наверх

Основные направления деятельности классного руководителя

1. Здоровье

1.1. Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий.

1.2. Загородные экскурсии и походы.

1.3. Консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций.

1.4. Индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

2. Обучение

2.1. Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразование.

2.2. Совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины.

2.3. Посещение уроков с целью выявления способностей и возможностей учащихся.

2.4. Организация консультативной помощи по предметам.

2.5. Включение учащихся в исследовательскую работу.

3. Общение

3.1. Организация систематической работы по нравственному воспитанию.

3.2. Овладение правилами выживания и сосуществования в урбанизованной среде.

3.3. Обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

4. Досуг

4.1. Педагогическое руководство и влияние на досуговую сферу школьников.

4.2. Создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т. д.

4.3. Отработка методики внешних взаимосвязей.

5. Семья

5.1. Изучение условий воспитания детей в семье.

5.2. Организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье.

5.3. Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания, обеспечение соответствия предъявляемых требований возможностям и стремлениям ребенка, а также осуществления родителями психотерапевтической помощи своим детям.

Возможны и другие функции и основные направления деятельности классного руководителя. Они предусматриваются

Положением о классном руководителе и спецификой конкретного региона, учреждения, класса.

При планировании работы многие классруки сначала определяют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Такой раздел плана часто называют "циклограмма". В ходе проводимой нами методической учебы классруки, например, выделили следующие циклически повторяющиеся виды деятельности (табл. 2).

наверх

Циклограмма деятельности классного руководителя

Таблица 2

Вид деятельности и проводимые мероприятия

Периодичность
Встреча детей. Уборка кабинета. Контроль посещаемости. Встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Организация питания Ежедневно
Классный час. Проверка дневников. Индивидуальная работа с родителями и детьми. Внеклассные мероприятия по планам предметных недель. Ведение классного журнала. Работа с активом класса Еженедельно
Посещение уроков своего класса. Линейка Ежемесячно
Родительское собрание. Генеральная уборка кабинетов. Экскурсии и культпоходы. Подведение итогов четверти Каждую четверть
Проверка личных дел учащихся. Получение учебников Август
День знаний, День здоровья, "трудовой десант" Сентябрь
Осенний бал Октябрь
Классные вечера; экскурсии Ноябрь
Предметные олимпиады, новогодние праздники Декабрь
Культпоходы на каникулах Январь
Вечер встречи выпускников; мероприятия, посвященные годовщине Сталинградской битвы и Дню защитника Отечества Февраль
Праздник "8 Марта" Март
Юморина; "трудовой десант" Апрель
День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены Май
Заполнение личных дел учащихся. Сдача классных журналов. Выпускные экзамены и выпускной вечер. Ремонт учебных кабинетов. Сдача учебников Июнь

Н.М. Борытко, д-р пед. наук, проф., зав. Научно-исследовательским центром современных проблем воспитания, г. Волгоград

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль