Назначение досрочной трудовой пенсии

12490

Специфика педагогической деятельности предполагает повышенную концентрацию психических и интеллектуальных ресурсов человека, что позволяет выделять данную деятельность в качестве особо сложной и напряженной и, в свою очередь, дает лицам, занимающимся этой деятельностью, право уйти на пенсию до наступления общего пенсионного возраста – досрочно.

Основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области пенсионного законодательства, является на сегодняшний день Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон).

Согласно данному Закону лица, работающие на основании трудового договора, за которых работодателем в установленном порядке уплачиваются страховые взносы обязательного пенсионного страхования, в т. ч. и педагогические работники, имеют право на получение трудовой пенсии по старости.

По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст. 7 Закона). При этом трудовая пенсия назначается при наличии не менее пятилетнего периода работы, в течение которого уплачивались страховые взносы в

Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Однако для отдельных категорий работников Законом установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К их числу, согласно подп. 10 п. 1 ст. 28 Закона, относятся лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, т. е. педагогические работники. Как следует из указанной нормы Закона, досрочная трудовая пенсия по старости назначается педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж не менее 25 лет.

Сразу же заметим, что указанное выше определение педагогической пенсии является единственно законным и верным, каким бы нелепым или парадоксальным оно ни казалось. В просторечии ее называют "льготная пенсия", однако такого понятия Закон не содержит. Поэтому для официальных обращений необходимо использовать только одно определение – "трудовая пенсия по старости" и добавлять, что речь в данном случае идет о ее досрочном назначении в связи с педагогической деятельностью.

Если буквально толковать смысл нормы подп. 10 п. 1 ст. 28 Закона, из нее следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью имеют лишь те работники, которые отработали не менее 25 лет в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом разработчиками Закона не был учтен тот факт, что большое количество педагогических работников (особенно в период существования советского государства) осуществляло свою деятельность в так называемых ведомственных образовательных учреждениях, не находившихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, на языке Закона указанные лица лишены права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (далее – пенсия). Данное недоразумение разрешилось судебной практикой: постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» указанная норма Закона признана не соответствующей Конституции РФ в части лишения права на назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, не относящихся к государственным или муниципальным.

Данное положение подкреплено и п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Таким образом, на сегодняшний день право на досрочное назначение пенсии имеют педагогические работники образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.

Дополнительное судебное и нормативное регулирование принципов до­срочного назначения пенсии осуществлено:

  • определением Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О;
  • постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П;
  • разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 № 4 (утв. постановлением Минтруда России от 17.10.2003 № 70);
  • письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.06.2004 № МЗ-637.

В соответствии с указанными актами при определении права на досрочное назначении пенсии по выбору педагогического работника могут применяться два порядка исчисления трудового (педагогического) стажа:

  • порядок, непосредственно вытекающий из норм действующих законов и иных нормативных правовых актов на момент назначения пенсии;
  • порядок, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы.

При этом такие порядки могут применяться и комбинированно к разным периодам педагогической деятельности.

Основным нормативно-правовым актом для реализации первого порядка на сегодняшний день является постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"». Как следует из названия, данным нормативно-правовым актом утверждены:

  • Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Список);
  • Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Правила).

Что же касается реализации второго порядка, то здесь основными нормативно-правовыми актами являются:

  • постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей";
  • постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет".

В целом порядок досрочного назначения пенсии, в силу многообразия указанных выше нормативных актов, подкрепленных судебной практикой, представляет собой достаточно сложный и подчас запутанный процесс. Однако, опираясь на нормы действующего законодательства, попытаемся все же сформулировать основные принципы назначения пенсии.

  1. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке с учетом требований Правил.
  2. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Однако работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, и в должности учителя в расположенных в сельской местности общеобразовательных школах всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

3. В стаж педагогической работы с учетом ограничений, предусмотренных Правилами, засчитывается:

  • работа в должности директора (начальника, заведующего) общеобразовательного учреждения за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Выполнение указанной работы после 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж педагогической работы при условии преподавания в том же или в другом образовательном учреждении для детей не менее 6 ч в неделю (240 ч в год);
  • работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в т. ч. санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы;
  • работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) дошкольных образовательных учреждений за период до 1 ноября 1999 г.

4. Работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г.

5. Работа в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г.

6. Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типов, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания.

7. В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет):

  • общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);
  •  гимназия;
  • межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат);
  • школа-интернат;
  • детский сад;
  • ясли-сад (сад-ясли);
  • детские ясли;
  • техникум;
  • колледж;
  • училище;
  • лицей.

8. Работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.

9. Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами.

10. Педагогические работники подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. При этом они могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

К заявлению о досрочном назначении пенсии педагогический работник обязан приложить документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
  • о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • о среднемесячном заработке за 2000–2001 гг. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности;
  • подтверждающие стаж на соответствующих видах педагогических работ.

Кроме того, в необходимых случаях от педагогического работника могут быть затребованы другие документы, предусмотренные постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"».

Пенсия педагогических работников, так же как и любая трудовая пенсия, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

По общему правилу, установленному ст. 14 Закона, размер страховой части пенсии напрямую зависит от сумм отчислений, производимых работодателем в Пенсионный фонд РФ за конкретного работника.

Размер данных отчислений, в свою очередь, зависит от размера дохода (заработка) педагогического работника.

Следовательно, педагогические работники, имеющие большее количество часов педагогической нагрузки, а также более высокую квалификацию и получающие в связи с этим более высокую заработную плату, могут рассчитывать на более высокий размер пенсии.

  • Кроме этого повышенный размер пенсии (базовой части) устанавливается в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 14 Закона, следующим педагогическим работникам:
  • достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени;
  • на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи;
  • проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин;
  • проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего
  • Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин.

Практика применения действующего пенсионного законодательства в части, касающейся порядка и условий досрочного назначения пенсии, свидетельствует о большом количестве законодательных пробелов и недоработок. В первую очередь это касается Списка, который не всегда предусматривает те наименования должностей или учреждений, которые содержатся в трудовых книжках педагогических работников.

По этой причине в последние годы рядом нормативно-правовых актов было установлено тождество "неправильных" (в соответствии со Списком) наименований должностей и учреждений тем наименованиям, которые предусмотрены Списком. Таким образом, педагогические работники, имеющие трудовой стаж в "неправильных" учреждениях или на "неправильных" должностях, по которым установлено тождество с наименованиями учреждений и должностей, предусмотренных Списком, имеют право на досрочное назначение пенсии без какой-либо дискриминации со стороны пенсионных органов.

В настоящее время установлено тождество:

  • наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель", предусмотренному Списком (постановление Минтруда России от 23.06.2003 № 39);
  • наименования учреждения "экспериментальная детская школа искусств" наименованию учреждения "детская школа искусств, в т. ч. по виду (видам) искусств", предусмотренному Списком (постановление Минтруда России от 25.07.2003 № 57);
  • наименований учреждений "школа-лицей", "школа-гимназия" наименованиям учреждений "лицей", "гимназия", предусмотренным Списком (приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 278);
  • наименований должностей "воспитатель школьной группы", "воспитатель школьного отделения", "воспитатель дошкольной группы", "воспитатель дошкольного отделения", "воспитатель логопедической группы", "воспитатель речевой группы", "воспитатель специальной (коррекционной) группы", "воспитатель коррекционной группы", "воспитатель группы коррекции", "воспитатель пришкольного интерната", "воспитатель группы продленного дня", "воспитатель интерната (при школе)", "воспитатель ясельной группы", "воспитатель садовой группы", "воспитатель санаторной группы", "воспитатель интернатной группы", "воспитатель подготовительной группы" наименованию должности "воспитатель", предусмотренному Списком (приказ Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 № 440).

К сожалению, вышеуказанного не всегда бывает достаточно: существует еще целый ряд наименований учреждений и должностей, не предусмотренных Списком, по которым тождество не установлено.

Кроме того, из смысла Правил следует, что для приобретения права на досрочную пенсию необходимо, чтобы педагогическая работа происходила в образовательных учреждениях, предусмотренных в Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях. В противном случае педагогический работник теряет право на досрочное назначение пенсии. К сожалению, в жизни такие примеры встречаются довольно часто.

Однако, как показывает практика, в большинстве случаев суды идут навстречу педагогическим работникам, обязывая пенсионные органы досрочно назначить пенсии. В частности, такая позиция базируется на следующих положениях судебной практики:

1. В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и подп. 7–13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периоды работы, подлежащие, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, судам необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условиях и характере его деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).

2. Конституционный Суд РФ в упомянутом выше постановлении от 03.06.2004 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» указал на обязанность правоприменителя в ситуации, когда законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных лицами в результате профессиональной деятельности, отсутствует, руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ в целях недопущения неравенства прав граждан, относящихся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, на пенсионное обеспечение.

3. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 68-О, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

Указанные акты высших судебных инстанций Российской Федерации позволяют судам на местах принимать решения в пользу педагогических работников, добросовестно исполнявших свой долг в течение установленного Законом 25-летнего срока, независимо от того, соответствуют ли наименования их должностей или учреждений, в которых они работали, тем наименованиям, которые предусмотрены Списком.

Как уже отмечалось выше, все вопросы, связанные с пенсионным обеспечением педагогических работников, невозможно осветить в рамках одной статьи, однако знание основ пенсионного законодательства поможет любому заинтересованному лицу защитить свои права на достойное социальное обеспечение со стороны государства.

П.В. Гулидов, юрист, консультант информационного центра "Ресурсы образования"

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль