План воспитательной работы с трудными детьми

14729

Содержание статьи:

  • Выявление причин девиантного поведения
  • Задачи классного руководителя (скачать)
  • Программа школы "Проблемные дети и семьи"
  • Примерные планы работы с "трудными" детьми (скачать)
  • Методическое обеспечение программ воспитания

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" подросток. Многие огрехи семейного образования и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Однако это предполагает определенную работу с детьми из группы риска в школе. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.

По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого процессу социализации и педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении. В чем же причины такого отставания?

План работы классного руководителя с "трудными" детьми: выявление причин девиантного поведения

Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.

Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семейном кругу.

Малыши отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной деятельности со стороны родителей с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к ним;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с учащимися.

План работы с "трудными" детьми: задачи классного руководителя

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции внутрисемейных отношений. Именно классрук должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Педагогический коллектив в процессе реализации плана работы с трудными детьми в школе классного руководителя и родителями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классруку более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Таблица
Скачать в .docx

Типы проблемных семей Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой сын или дочт мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в таком доме, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с сыном или дочерью, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких домах родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с подростками
  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом среди родственников, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическое взаимодействие школы с родителями.
  • Пробудить интерес к самообразованию.
  • Внушить мысль о том, что все малыши нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Малыши в таких домах растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
  • Изменить жизненную ориентацию родителей.
  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Мальчиков и девочек часто наказывают физически , в результате чего они растут озлобленными и жестокими
  • Доказать родителям, что с малышом надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
  • Относиться к подростку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  • Доказать, что терпение и снисходительность к сыну или дочери – главное средство в воспитании

Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:

  • дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
  • семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Педагогически запущенных учеников можно классифицировать по разным признакам.

По типу запущенности:

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):

– 46% – с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");

– 31% – с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы);

– 23% – с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);

  • социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

  • с нарушениями в сфере общения;
  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  • с односторонним умственным развитием;
  • с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции:

  • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
  • неудовлетворенные своим положением в доме;
  • с преобладанием связей с дезорганизаторами;
  • с надломленной психикой;
  • с избыточной энергией, не нашедшей применения. 

В школе остаются без внимания план работы с трудными детьми классного руководителя и бывают нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных школьников. ​Они обусловлены:

  • недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
  • недостаточной индивидуального воздействия классруков на воспитанников данной категории и их родителями;
  • недостаточным усердием школьного психолога по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и их родителей;
  • низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;
  • недоработками классруков и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных учеников в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.

Чтобы вывести систему воспитания на качественно новый уровень, необходимо:

  • повышение профессиональной компетенции классруков, старших вожатых, психолога, инспектора по охране прав детства;
  • освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
  • объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита), формирующих культурное пространство города;
  • привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности, Комитета общественного самоуправления (далее – КОС), отдела по делам несовершеннолетних (далее – ОДН);
  • введение в штатное расписание образовательного учреждения должности социального педагога.

План работы с "трудными" детьми в рамках воспитательной работы "Проблемные дети и семьи"

Основная концептуальная идея программы воспитательной направленности школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной деятельности, реализацию плана работы с трудными детьми классного руководителя; укрепление положительных качеств ученика; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику. Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю с трудными учащимися должно проводится с учетом положений этой программы.

Цели программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, родителей и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" ученикам, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие подростка с внутришкольного учета в ОДН.

Основными направлениями плана работы с "трудными" детьми классного руководителя и школы являются:

1. Изучение проблемных мальчиков и девочек.

2. Составление индивидуального плана работы с трудными детьми классным руководителем.

3. Организация помощи педагогически запущенным подросткам.

Прежде всего классруку следует выявить всех проблемных учеников в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  • определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за школьниками, их родственниками, результатами их деятельности);
  • установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  • изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  • установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
  • ознакомиться с положением мальчика/девочки в доме;
  • изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала родителей и коллектива;
  • выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Для облегчения деятельности всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ученика и план работы с трудными детьми классного руководителя. Для этого понадобится:

  • составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
  • проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых в классе;
  • установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
  • определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своему дому, к группировкам микрорайона;
  • изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Во взаимодействии с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Мальчики и девочки не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять задачи. Очень важно на данном этапе выявить школьников, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Классный руководитель должен:

  • научить учащихся самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать школьника в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

На данном этапе необходимо:

  • подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
  • учить различать истинную и ложную красоту человека;
  • воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
  • формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
  • правильно подобрать поручение в классе с учетом детских интересов и сообщества сверстников;
  • создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
  • организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Классному руководителю необходимо организовать:

  • общение в микрогруппах ближайшего окружения;
  • деятельность, направленную на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании учащихся, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к мальчику или девочке.

Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.

Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.

При наличии у школьника отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния малыша. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.

Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.

При составлении плана работы классного руководителя с трудными детьми рекомендуется:

  • провести анализ результатов воспитательных мероприятий за прошедший учебный год;
  • поставить задачи воспитательной деятельности;
  • выделить основные разделы плана.

Примерные планы работы с "трудными" детьми 

В ниже предствленных таблицах приведены примерные планы работы с трудными детьми классными руководителями.

Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения

Таблица
Скачать в .docx

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

1. Взаимодействие с коллективом учащихся.

1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

1. Взаимодействие с коллективом учащихся.

2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных учащихся через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.

3. Индивидуальные занятия со слабоуспевающими

2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных учащихся.

3. Определение форм индивидуальной помощи.

4. Организация медицинской помощи, включение секций и кружков.

5. Совместная деятельность классрука с семьями, общественностью и правоохранительными органами

2. Деятельность подростков, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.

3. Индивидуальная деятельность

Таблица 3

Таблица
Скачать в .docx

Организация помощи педагогически запущенным детям

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

Классный руководитель

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

Администрация, учителя-предметники

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию

Учителя-предметники

1.4. Укрепление положения малышей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

Классрук, старший вожатый, зам. директора по ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

Классрук, психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных подросткам и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

Классрук, психолог, администрация

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся 1–11-го классов, родителей;
  • заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
  • заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

  • "Психология ранней наркомании" 6–7-й кл.;
  • "Проба наркотика – шаг в пропасть" 9-й кл.;
  • "Сигарет, не приносящих вреда, – нет" 5-й кл.;
  • "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года по планам классных рукоководителей

Классруки, фельдшер, психолог

2.3. Половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации

В начале года

Классный руководитель, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Психолог

3.3. Психологическое консультирование с целью помочь школьнику разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Психолог

3.5. Организация психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю

Психологи школы и наркодиспансера

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В течение года

Классный руководитель

4.2. Вовлечение учеников в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

Классруки, старший вожатый, одители

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Классруки

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического детского творчества  и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Классрук, старший вожатый

4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь

Классрук, начальник лагеря,администрация,старший вожатый

Таблица 4

Таблица
Скачать в .docx

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически запущенных учащихся и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными подростками

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности 

По мере выявления

Классрук, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными учащимися, ОДН

3. Ведение картотеки педагогически запущенных учащихся и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классрук, инспектор по работе с педагогически запущенными подростками

4. Собеседование с классруками 1–11-го классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Администрация

5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков

Сентябрь – октябрь

Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР

6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее – ОППН)

7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных школьников

По мере необходимости

Администрация, классные руководители

8. Психологический тренинг "Толерантность"

1 раз в неделю

Психологи школы и наркодиспансера

9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных подростков

По мере необходимости

Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными учащимися

10. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, психолог

11. Консультации для школьников и родителей

Систематически

Администрация, психолог, врач

12. Беседа с подростками и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

КОС, ОДН, администрация

13. Лекции для родителей и педагогически запущенных учеников

Систематически

Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения, психолог

14. Единый день отказа от курения

Ноябрь

Классные руководители, зам. директора по ВР

15. Единый день профилактики правонарушений

Декабрь

Администрация, классные руководители

16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"

Март

Администрация, классные руководители

17. Всемирный день здоровья

Апрель

Администрация, классные руководители

План работы с "трудными" детьми : методическое обеспечение

Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания, включенное в план работы классного руководителя с трудными детьми. Воздействие в этом направлении также должно проводиться в соответствии с планами (табл. 5).

План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми

Таблица
Скачать в .docx

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1. Деятельность МО классных руководителей

В течение года

Зам. директора по ВР, руководитель МО

2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы"

1 раз в четверть

Руководитель творческой группы

3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по взаимодействию с запущенными школьниками и неблагополучными семьями

Апрель

Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными школьниками, руководитель МО

4. Взаимодействие с правоохранительными органами, КОС, ОППН

В течение года

Администрация

5. Подготовка выставок книг по данной проблематике

1 раз в четверть

Библиотекарь

6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета

Октябрь

Зам. директора по ВР

7. Составление плана школы по профилактике курения и наркомании

Декабрь

Заместители директора по ВР и УВР

8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности

Сентябрь

Администрация

Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:

  • создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
  • интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
  • снижение количества запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;
  • создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".

М.Ю. Солдатова, директор МОУ СОШ № 20, г. Муром Владимирской обл.

Читайте также по теме работы с трудными учащимися:

  • Работа с трудными подростками в школе на примере сотрудничества школы и СРЦ
  • Проектирование профилактических мероприятий с трудными подростками в образовательной организации
  • Работа с детьми группы риска в школе
  • Психолого-педагогические аспекты работы с родителями
  • План взаимодействия с неуспевающими учащимися



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль