Диагностика компетентностей учащихся

2329

В современной школе все чаще в качестве одного из основных результатов образования называют уровень сформированности компетентностей учащихся. Компетентностно-ориентированный подход в обучении способствует успешной адаптации школьников в социуме, решению ключевых проблем современной жизни, их профессиональному самоопределению. В изучении компетентностей учащихся поможет опыт педагогов брянской гимназии.

К основным идеям педагогики, ориентированной на компетентность учащегося как результат обучения, относятся следующие:

  • результатом образования является способность учащегося самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, в т. ч. и его собственного опыта;
  • содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
  • образовательный процесс должен создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения разнообразных образовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание.

Понятие "компетентность" в современной отечественной педагогике широко распространено, однако у специалистов нет однозначного понимания его содержания. Достаточно часто можно встретить употребление в качестве синонимов терминов "компетентность" и "компетенция". В данной статье под компетентностью мы понимаем способность (умение) ученика действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (обеспечивающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний, применимых для решения проблем в разных предметных областях.

Компетентностный подход к целям образования с этой точки зрения обуславливает определение в качестве результатов образования следующие способности ученика:

  1. Разбираться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.
  2. Ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.
  3. Реализовать себя в определенных социальных ролях (избирателя, граж­данина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.).
  4. Решать задачи, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. п.).
  5. Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

В связи с этим перед педагогическим коллективом школы встала задача: определить методы контроля результатов образования и его эффективности, но не в ЗУНовской парадигме. В настоящее время диагностический инструментарий для определения уровня развития компетентностей учащихся еще только разрабатывается. Поэтому школьной психологической службой был подготовлен собственный вариант опросного листа для изучения компетентностей учащихся с высказываниями, требующими либо дальнейшего продолжения, либо оценки степени соответствия собственным убеждениям учащегося.

Диагностировалась социальная и коммуникативная компетентности. По каждому виду компетентности оценивались определенные параметры.

Социальная компетентность:

  • Принятие общественных норм (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремление к его пониманию. (Высказывания № 1–13.)
  • Осознание необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний и умений с целью достижения высокого уровня адаптивности. (Высказывания № 14–17.)
  • Осмысление и адекватная оценка, соотнесение конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации. (Высказывания № 18–25.)
  • Умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации. (Высказывания № 26–28.)
  • Определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения. (Высказывания № 29–31.)
  • Готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия. (Высказывания № 32–36.)
  • Толерантность. (Высказывания № 37–41.)

Коммуникативная компетентность:

  • Навыки позитивного отношения к собственной личности. (Высказывания № 42–50.)
  • Навыки позитивного общения. (Высказывния № 51–64.)
  • Навыки самооценки и понимания других. (Высказывания № 65–73.)

Опросный лист

Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, если ты считаешь, что это "абсолютно про тебя", – оцени свое согласие с высказыванием в 7 баллов; если ты категорически не согласен, это точно "не про тебя", – твоя оценка 1 балл. Если ты сомневаешься, – начисли от 2 до 6 баллов, в зависимости от того, какая позиции тебе ближе. Если ты не знаешь, как можно ответить, – 0 баллов. Если в опроснике фраза не закончена, – продолжи ее.

1. Я знаю правила, по которым живет моя школа. Эти правила такие: ___________________________

______________________________________________________________________________________

2. Правила, по которым живет моя школа, мой класс я принимаю и считаю, что они разумны.

3. У меня была возможность узнать, по каким правилам живет моя школа.

4. Для того, чтобы существовать, школа, класс, государство должны иметь свои правила.

5. Может быть, правила, по которым живет мой класс, моя школа, мне и не нравятся, но я считаю, что их нужно соблюдать.

6. Если мне не нравятся те правила, по которым живет мой класс, моя школа, их можно изменить, и я знаю, как это можно сделать. Изменить эти правила можно следующим образом: _________________

7. У меня есть возможность изменить правила, по которым живет мой класс, моя школа.

8. Мне хотелось бы больше знать о правилах или законах, по которым живет наше государство.

9. Мне хотелось бы больше знать о правилах или законах, по которым живет наше общество.

10. Я чувствую себя гражданином своего государства.

11. Как гражданин государства я имею права и обязанности, и я знаю их.

12. Как у гражданина государства у меня есть права: __________________________________________

_______________________________________________________________________________________

13. Как у гражданина государства у меня есть обязанности: ____________________________________

_______________________________________________________________________________________

14. У меня достаточно знаний и умений, чтобы хорошо устроиться в жизни.

15. У меня достаточно умений, чтобы добиться того, чего я хочу.

16. Для достижения в жизни того, чего я хочу, мне надо научиться ______________________________

_______________________________________________________________________________________

17. Я знаю и умею достаточно, чтобы, оказавшись в другой школе или другом городе, чувствовать себя своим.

18. Со своими одноклассниками я общаюсь, или мы вместе занимаемся помимо уроков чем-то еще.

19. Вне школы есть еще многое, чем можно заняться. Например: _______________________________

______________________________________________________________________________________

20. Кроме уроков я в школе еще ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

21. Школьные праздники мне интересны.

22. У нас в школе часто происходит что-то интересное кроме уроков.

23. У меня, как у пяти-(шести-, семи-, восьми-, девяти-)классника, есть такие возможности:

24. Человек в моем возрасте может заняться________________________________________________

25. Если мы с друзьями захотим создать, к примеру, Партию по защите прав ребенка, то сможем это сделать. А именно, мы сделаем следующее: _________________________________________________

______________________________________________________________________________________

26. Я знаю, что нужно сделать, если меня обвинят в проступке, которого я не совершал. Я поступлю так: ___________________________________________________________________________________

27. Если у моего друга или подруги случится серьезная неприятность (например, серьезные проблемы в семье), я могу помочь им следующим: _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

28. Если мы с друзьями захотим организовать что-нибудь интересное, например, спортивный клуб (какого в городе еще нет) или музыкальную группу, то сможем это сделать. Мы сделаем следующее:

______________________________________________________________________________________ 29. Если мне придется перейти в другую школу, я буду вести себя следующим образом:

30. Если мне поручат в школе организовать какое-нибудь мероприятие, я сделаю следующее:

31. Если мне понадобятся деньги для личных нужд (очень чего-либо захочется), я

32. Моя жизнь больше зависит от моих родителей, чем от меня.

33. Моя жизнь больше зависит от того, как сложатся обстоятельства.

34. Мои успехи в школе зависят от меня.

35. Мои отношения с людьми больше зависят от меня, чем от тех, с кем я общаюсь.

36. Я несу ответственность за то, как я поступаю.

37. Для того чтобы понять другого человека, нужно иногда представлять себя на его месте и думать о том, что он чувствует.

38. Я могу поставить себя на место другого человека и понять, что он чувствует.

39. Я мог бы дружить (или дружу) с человеком с другим цветом кожи или другой национальности.

40. Среди моих друзей только русские, и я не хотел бы, чтобы в моей компании появился человек другой национальности.

41. В моем классе или компании есть люди другой национальности, и я с ними нахожусь в хороших отношениях.

42. Может быть, у меня есть недостатки, но я знаю, что человек я хороший.

43. Я считаю, что большинство моих сверстников, с кем мне приходится общаться, – хорошие люди. Я знаю о сильных и слабых сторонах своего характера.

Мои сильные стороны:___________________________________________________________

Мои слабые стороны:____________________________________________________________

44. В моем характере есть и хорошее, и плохое, но хорошего больше.

45. Как правило, я понимаю, почему себя ведут так, а не иначе мои друзья и одноклассники в разных ситуациях.

46. Я могу себя уважать.

47. Большинство моих одноклассников и знакомых достойны уважения.

48. Я знаю, чего я хочу от жизни сейчас. А именно:_____________________________________

_________________________________________________________________________________

49. Я знаю, чего хотят от жизни мои друзья и одноклассники. А именно:_____________________

_________________________________________________________________________________

50. У меня редко возникают конфликты с моими одноклассниками.

51. Я редко ругаюсь с моими родителями.

52. С людьми всегда можно договориться, даже если противоречия очень серьезные.

53. Я умею договариваться с людьми.

54. Если я с кем-то поругался, я довольно быстро умею помириться.

55. При общении с другими людьми мне легко найти предмет для разговора.

56. Я готов с каждым, кто думает иначе, чем я, спокойно побеседовать и выслушать его мнение.

57. Если я на кого-то разозлюсь, то стараюсь ему этого не показывать.

58. Мне трудно открыто выражать свое мнение.

59. При коллективном обсуждении я стараюсь держаться в тени.

60. Я умею сказать другим, что мне в них не нравится.

61. Люди бывают разные, и это хорошо.

62. Хорошо, что люди бывают разные, потому что _____________________________________

_________________________________________________________________________________

63. Люди бывают разные, значит себя с ними нужно вести по-разному.

64. Когда общаешься с людьми, надо учитывать то, что у них может быть другая точка зрения.

65. С разными людьми я веду себя по-разному.

66. Взрослые ценят во мне ________________________________________________________

67. Мои друзья ценят во мне ______________________________________________________

68. Я ценю в своих одноклассниках _________________________________________________

69. Я ценю в своих учителях ______________________________________________________

70. Когда мне бывает плохо, я знаю, как с этим справиться.

71. Когда мне плохо, я ___________________________________________________________

72. У меня получается контролировать себя, когда возникают конфликты с кем-либо.

Оценка ответов производится по семибалльной шкале. Затем подсчитывается сумма баллов по каждому виду компетентности и отдельно по каждому диагностируемому параметру. Для сопоставления полученных результатов рассчитывается относительный и средний бал.

Общее правило – 0 баллов начисляется, если ответа нет или он неадекватен.

Критерии оценок возможных продолжений высказываний учащихся приведены ниже.

Высказывание № 1. Я знаю правила, по которым живет моя школа. Эти правила такие…

1 балл – перечислены правила, реально несуществующие;

3 балла – перечислены правила, реально существующие, но относящиеся к общепринятым правилам хорошего поведения ("не драться", "не грубить учителям", "хорошо себя вести");

5 баллов – перечислены правила, реально существующие, в достаточном объеме;

7 баллов – перечислены в большом объеме реально существующие правила, касающиеся различных аспектов (о разговорной лексике, о поведении в пределах учебного учреждения, о внешнем виде, о необходимости ношения сменной обуви, о соблюдении делового стиля в одежде, о посещении занятий без опозданий, о соблюдении устава школы).

Высказывание № 6. Если мне не нравятся те правила, по которым живет мой класс, моя школа, их можно изменить, и я знаю, как это можно сделать. Изменить эти правила можно следующим образом…

2 балла – перечисленные действия плохо сформулированы;

4 балла – действия описаны коротко, но адекватно ("договорюсь с одноклассниками", "обращусь к классному руководителю, посоветуюсь с директором, администрацией", " соберу подписи и покажу директору");

7 баллов – адекватно описана последовательность действий, необходимых для достижения данной цели ("соберу группу людей, со мной согласных, и мы обсудим правила; поговорим с директором; организуем обсуждение в школе, классе; проведем голосование", "объединиться с единомышленниками и воздействовать на администрацию школы").

Высказывание № 12. Как у гражданина государства у меня есть права…

1 балл – перечисленные права плохо сформулированы ("жить", "дышать", "гулять");

4 балла – права либо перечислены, но в незначительном количестве, либо названы в общем виде, либо описаны адекватно, но касаются взрослого человека или даны в собственной формулировке ("права ребенка", "право на собственное мнение", "учиться, работать");

7 баллов – права описаны адекватно, последовательно и развернуто, в соответствии с возрастом ("учиться, получать образование", "свобода слова и мысли", "свобода самоопределения", "право на бесплатное лечение, образование", "право на защиту со стороны государства", "право на свободу слова, действия, мысли").

Высказывание № 13. Как у гражданина государства у меня есть обязанности…

1 балл – перечисленные обязанности плохо сформулированы ("ничего не ломать, слушать учителей, сидеть тихо на уроках") ;

4 балла – обязанности перечислены, но в незначительном количестве либо описаны в общем виде ("служить в армии", "жить по законам государства", "не нарушать Конституцию государства", "платить налоги");

7 баллов – обязанности описаны последовательно и развернуто ("обязанность соблюдать законы, обязанность получить паспорт в 14 лет, парням служить в армии после школы и др. ", "не нарушать Конституцию государства").

Высказывание № 16. Для достижения в жизни того, чего я хочу, мне надо научиться…

2 балла – ответ дан либо в общем виде, не конкретизирован ("всему", "выучиться, хорошо закончить школу", "многому"), либо свернут;

5 баллов – ответ достаточно конкретизирован ("всему, что касается моей будущей профессии железнодорожника");

7 баллов – ответ конкретизирован, имеет личностный смысл ("общаться с людьми, уметь говорить", "понимать законы", "ездить на машине", "жить в стиле "пэчворк"…).

Высказывание № 19. Вне школы есть многое, чем еще можно заняться. Например…

1 балл – ответ дан в общем виде ("всем, чем угодно");

4 балла – "общаться с друзьями", "ходить на различные мероприятия";

7 баллов – "заняться социально значимой деятельностью", "заниматься в секциях, ходить на элективы, разнообразные секции, кружки", "общаться с друзьями", "организовывать праздники, ходить на дискотеки, в лагерь".

Высказывание № 20. Кроме уроков я в школе еще…

2 балла – ответ свернут;

4 балла – "общаюсь", "хожу на дополнительные занятия, подготовку";

7 баллов – "хожу на секции, кружок, электив и т. д.".

Высказывание № 23. У меня, как у …классника есть такие возможности…

2 балла – "гулять, общаться", "у каждого свой интерес и соответственно ему…";

4 балла – приводится либо только основное занятие – "учиться", либо одно дополнительное занятие помимо основного: "рыбачить и учиться", "общаться и интересоваться всем, чем захочется" ;

7 баллов – описаны разнообразные и многочисленные занятия.

Высказывание № 24. Человек в моем возрасте может заняться…

2 балла – "всем, чем хочет";

4 балла – приводится либо основное занятие – "учиться", либо одно занятие помимо основного: "рыбачить и учиться", "общаться и интересоваться всем, чем захочет";

7 баллов – описаны разнообразные конкретные и достаточно многочисленные занятия.

Высказывание № 26. Я знаю, что нужно сделать, если меня обвинят в проступке, которого я не совершал. Я поступлю так…

1 балл – действия не соответствуют цели ("буду отрицать", "откажусь", "скажу, что это не я");

4 балла – действия описаны отрывочно, но социально оправданы и адекватны, либо представлены в общем виде ("докажу, что это не я");

7 баллов – поведение в кризисной ситуации обдумано, адекватно, конструктивно ("буду защищать себя, приведу доказательства, в крайнем случае обращусь в суд или к адвокату", "буду отстаивать свои права, найду свидетелей, обращусь в соответствующие органы").

Высказывание № 27. Если у моего друга или подруги случится серьезная неприятность (например, серьезные проблемы в семье), я могу помочь им следующим…

1 балл – действия не соответствуют цели ("не буду лезть");

4 баллов – описаны социально оправданные и адекватные действия, но либо отрывочно, либо в общем виде ("окажу моральную поддержку", "помогу всем, чем смогу", "предложу деньги или помощь");

7 баллов – поведение в кризисной ситуации обдумано, адекватно, конструктивно ("спрошу, чем смогу помочь, и помогу советом или деньгами", "смотря по обстоятельствам помогу, чем смогу", "если нужны деньги, постараемся собрать в школе, если понадобится, приглашу к себе пожить").

Высказывание № 28. Если мы с друзьями захотим организовать что-нибудь интересное, например спортивный клуб (какого в городе еще нет) или музыкальную группу, то сможем это сделать. Мы сделаем следующее…

1 балл – описанные действия не соответствуют цели либо даны в общем виде: "соглашусь", "буду делать";

4 балла – действия для достижения цели описаны отрывочно, но адекватно ("найдем деньги, купим гитары");

7 баллов – последовательно описаны адекватные действия для достижения цели ("соберем группу, будем искать помещение и деньги, договоримся с администрацией", "обратимся за помощью к директору, будем искать варианты и средства").

Высказывание № 29. Если мне придется перейти в другую школу, я буду вести себя следующим образом…

1 балл – действия описаны неконструктивно ("буду сидеть тихо", "не буду высовываться", "подружусь со всеми", "буду привыкать");

4 балла – приведены социально оправданные и адекватные действия, но кратко ("буду искать общий язык с одноклассниками и учителями");

7 баллов – описано обдуманное, адекватное и конструктивное поведение в кризисной ситуации ("найду себе друзей, буду соблюдать правила этой школы", "присмотрюсь к законам, по которым там живут, и буду вести себя соответственно").

Высказывание № 30. Если мне поручат в школе организовать какое-нибудь мероприятие, я сделаю следующее…

1 балл – действия не соответствуют цели;

4 балла – действия для достижения цели описаны отрывочно, но адекватно;

7 баллов – действия описаны многоступенчато и адекватно.

Высказывание № 31. Если мне понадобятся деньги для личных нужд (очень чего-либо захочется) я…

1 балл – описано неадекватное поведение в данной ситуации ("украду, напечатаю фальшивки");

4 балла – описаны адекватные возрасту действия ("попрошу у родителей");

7 баллов – действия социально оправданы, адекватны возрасту ("попрошу у родителей либо попробую заработать", "возьму из копилки, если летом подзаработал", "попрошу у родителей, а если сумма крупная, буду копить или перетерплю до тех пор, пока сам не буду зарабатывать").

Высказывание № 44. Я знаю о сильных и слабых сторонах своего характера. Мои сильные стороны… Мои слабые стороны…

2 балла – ответ дан в свернутой форме ("знаю, но не ваше дело");

7 баллов – ответ дан развернуто, осознанно, содержание имеет личностно значимый смысл ("сильные –умею договариваться с людьми, слабые – нерешительный").

Высказывание № 49. Я знаю, чего я хочу от жизни сейчас. А именно…

2 балла – ответ дан в свернутой форме ("хочу, но не ваше дело");

4 балла – ответ дан, желания направлены на конкретные жизненные, материальные блага;

5 баллов – ответ дан в общем виде ("окончить школу", "получить образование");

7 баллов – ответ дан развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл ("достойно закончить школу", "завести друзей", "научиться работать над собой").

Высказывание № 49. Я знаю, чего хотят от жизни мои друзья и одноклассники. А именно…

1 балл – ответы: "не знаю, надо их спросить", "наверное, того же, чего и все";

4 балла – за ответ "того же, чего и я – друзей, хорошей жизни";

5 баллов – ответ дан в общем виде ("окончить школу", "получить образование");

7 баллов – ответ дан развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл ("достойно закончить школу", "завести друзей", "научиться работать над собой").

Высказывание № 62. Хорошо, что люди бывают разные, потому что…

1 балл – односложное, отрывочное продолжение ("потому что это хорошо");

4 балла – с высказыванием согласны, но без аргументации и личностно значимого смысла ("иначе все были бы одинаковые, это неинтересно");

7 баллов – объяснение дано развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл, на достаточно высоком уровне осмысления действительности ("с разными людьми интересно общаться, узнавать их характеры", "общество тогда бы не развивалось").

Высказывание № 66. Взрослые ценят во мне…

1 балл – ответы неопределенные ("откуда я знаю", "не знаю");

2 балла – ответ дан односложно, не имеет личностно значимого смысла;

7 баллов – ответ развернутый, содержание имеет личностно значимый смысл, на достаточно высоком уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности поведения).

Высказывание № 67. Мои друзья ценят во мне…

1 балл – ответы неопределенные ("откуда я знаю", "не знаю");

2 балла – ответ дан односложно, не имеет личностно значимого смысла;

7 баллов – ответ дан развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл, на достаточно высоком уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности поведения).

Высказывание № 68. Я ценю в своих одноклассниках…

1 балл – ответы неопределенные ("откуда я знаю", "не знаю");

2 балла – ответ дан односложно, не имеет личностно значимого смысла;

7 баллов – ответ развернутый, содержание имеет личностно значимый смысл, на достаточно высоком уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности поведения).

Высказывание № 69. Я ценю в своих учителях…

1 балл – ответы неопределенные ("откуда я знаю", "не знаю");

2 балла – ответ дан односложно, не имеет личностно значимого смысла;

7 баллов – ответ дан развернуто, содержание имеет личностно значимый смысл, информационная компетентность школьников раскрыта на достаточно высоком уровне осмысления действительности (приведены черты характера, особенности поведения).

Высказывание № 71. Когда мне плохо, я…

1 балл – описано поведение в ситуации физического недомогания;

3 балла – приведены варианты неконструктивного или агрессивного поведения в данной ситуации ("поору", "с друзьями покурю", "не буду этого замечать");

5 баллов – поведение описано кратко, но адекватно ("поднимаю настроение");

7 баллов – приведено развернутое описание конструктивного осмысленного поведения или способа работы над собой ("подумаю, в чем дело", "ложусь спать", "иду к маме или звоню подруге", "слушаю музыку и думаю").

Г.М. Беспалова,
педагог-психолог гимназии № 4, г. Брянск
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль