Создание семейного портфолио

7098

Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.

Общение с родителями и детьми, а также полученные результаты опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенных в школе совмест­но с психологом и социальным педагогом, выявили ряд проблем, которые указывали:

  • на недостаточное, а в некоторых случаях и полное отсутствие в семьях взаимодействия родителей и детей;
  • низкий уровень коммуникативных навыков у детей;
  • неразвитость социального интеллекта у детей ("социальный интеллект" мы понимаем как "способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в семье").

Исследование показало, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы семью и способствовало решению выше обозначенных проблем.

Первыми шагами в этом направлении было проведение двух важных событий – родительского собрания и классного часа.

В ходе проведения родительского собрания стало очевидным, что родителей интересует и волнует внутренний мир собственных детей, их ожидания, надежды и ценности.

А на классном часе дети горячо говорили об острой потребности в общении с родителями, о своих ожиданиях от такого общения, о неподдельном интересе к истории своей семьи, судьбам родителей и более дальних родственников.

Стало очевидным, что взаимные интересы детей и родителей являются ресурсом для решения поставленной задачи. Родилась идея создания семейного портфолио.

Следующим шагом стало проведение нового родительского собрания, имеющего мотивационно-обучающий характер. Именно об этом собрании мы и будем говорить более подробно.

Успех предлагаемого дела в немалой степени зависит от того, насколько участники процесса готовы работать вместе и понимают содержание предлагаемой работы.

Сверхзадача классного руководителя в данном случае состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с родителями учащихся и мотивировать их на реализацию проекта, то есть эмоционально зажечь всех участников проекта и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата.

Совместная работа над созданием семейного портфолио детей и их родителей с опорой на методическую поддержку и педагогическое сопровождение классных руководителей способствует:

  • проявлению своей индивидуальности и умению работать в команде;
  • раскрытию творческого потенциала детей;
  • формированию у них адекватной самооценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека;
  • созданию условий для взаимодействия родителей и детей;
  • укреплению семейных ценностей и традиций семьи, возвращению к ее историческим корням.

В помощь семьям при работе над проектом на родительском собрании было решено создать сайт класса с форумом, где будут размещены (по желанию семей) наиболее интересные материалы семейных портфолио, начиная с портретной галереи всего класса, фото с презентаций, семейных фото и т. д. Этот сайт согласились создать и пополнять предлагаемыми материалами родители-специалисты и два наиболее сведущих в этом деле ученика.

В процессе работы над проектом могут возникнуть некоторые трудности:

  1. Проблема неполных семей, тайны семьи, которые не хочется афишировать. Работа классного руководителя предполагает знание ситуации в семьях и умение переводить негатив в позитив. Если же ребенок и родители не хотят предавать огласке какую-либо тему (например, тему "Кто мой папа?"), то они могут спрятать информацию на страничке "Тайны нашей семьи", о которой посторонние люди никогда не узнают, или не затрагивать эту тему вообще.
  2. Интерес к проекту может затухать, и поэтому необходимо периодически стимулировать его. Например, проводить ежегодно (в конце учебного года) праздник "День семьи" с презентацией мини-проектов по отдельным разделам портфолио. 

Сценарий родительского собрания

Данное родительское собрание по своему содержанию является мотивационно-обучающим, настраивающим родителей на совместную работу с детьми.

Цель проведения собрания: мотивация родителей на создание семейного портфолио совместно с детьми.

Задачи:

  1. Создать атмосферу взаимного доверия и общности интересов взрослых и детей для развития у них навыков партнерских взаимоотношений.
  2. Ознакомить родителей с педагогическими задачами, решаемыми в ходе совместной детско-взрослой работы над портфолио семьи.
  3. Дать родителям представление о методике семейного портфолио, его роли и месте в формировании семейных ценностей и особенностях совместной работы родителей и детей.
  4. Способствовать созданию новой традиции в классе – ежегодного праздника "День семьи".

План проведения родительского собрания

  1. Знакомство родителей с результатами диагностики детско-родительских отношений и принятие совместного решения о создании семейного портфолио.
  2. Знакомство родителей с понятием "портфолио", его предполагаемой структурой и содержанием.
  3. Определение задач, решение которых необходимо при работе над проектом, и ожидаемого результата.
  4. Определение разделов портфолио и планирование работы по их наполнению на текущий год.
  5. Обсуждение идеи подготовки и проведения праздника "День семьи" как новой традиции в жизни семьи и школы.

Вступительное слово классного руководителя:

Дорогие родители!

Вас интересуют ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих детей, а вашим детям интересна история и вашей жизни, и ваших родителей, и даже семейного рода. Оказалось, что у каждого в семье есть свои личные хобби, привычки, дела, но часто именно это не дает нам возможности общаться друг с другом, слышать другого, понимать и принимать. Возможно, вам не хватает общего с детьми дела, работа над которым позволила бы гармонично соединить взрослых и не очень взрослых родственников.

Я хочу обсудить с вами очень интересную и современную, "не избитую" пока форму совместной работы родителей и детей: создание семейного портфолио.

Сегодня нам предстоит узнать, что такое портфолио и как оно составляется. Мы с вами разработаем рубрики, разделы портфолио и мини-проекты, по которым вы и ваши дети под патронатом педагогов и специалистов нашей школы будете работать в течение этого года.

Я надеюсь, что это собрание также положит начало созданию новой традиции в нашем классе.

А сейчас разрешите мне познакомить вас с результатами диагностики детско-родительских отношений.

Учитель приводит статистические данные по классу.

Следующая часть родительского собрания онлайн проводится с помощью компьютерной презентации по теме "Семейное портфолио".

В общем виде портфолио представляет собой коллекцию образцов и информационных материалов из разных источников (в т. ч. от одноклассников, учителей, родственников, из Интернета, писем, книг и др)., предназначенных для последующего их анализа, количественной и качественной оценки, для сбора и хранения семейной информации.

Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода.

С чем еще, на Ваш взгляд, можно сравнить портфолио?

На экране появляется схема, в центре которой написано "Портфолио", а в разные стороны расходятся лучи к определениям: Архив, Энциклопедия, Семейный альбом, Музей семейного рода и семейных традиций, Коллекция, Копилка, Досье достижений, Наследство и т. д. (Если нет возможности сделать компьютерную презентацию, схема рисуется на доске с помощью мела или вывешивается плакат.)

Рубрики и разделы семейного портфолио разрабатывают сами родители. Предлагаемые варианты пишутся на ватмане маркером и коллективно обсуждаются. Вот что предложили родители на нашем собрании:

  • фотогалерея;
  • автобиография;
  • характеристики;
  • рекомендации;
  • эссе, рассказы, воспоминания;
  • открытки;
  • планы на будущее, мечты;
  • награды, дипломы и т. д.;
  • видеозаписи, кино и аудиозаписи;
  • письма;
  • картины, рисунки, коллекции;
  • сочинения.

Присутствующим предлагается закончить фразу: "Семейное портфолио выглядит как…, потому что…" Задание выполняется 3–4 мин. По окончании выполнения задания слушаются варианты ответов с целью выяснения усвоения этого понятия и делается вывод о том, что форма семейного портфолио является свободной и каждый ребенок вместе с родителями определяет вид, тип, форму своей работы (Архив, Энциклопедия, Досье достижений, Коллекция, Музей и т. п.). Данные заносятся в таблицу 1.

Таблица 1

Раздел

Рубрики

Содержание

После презентации разделов, рубрик и их содержания определяются темы, с которыми придется работать в течение года (не более 5–6).

Приведем пример рубрик разработанного родителями и детьми раздела "Тайна моего имени":

  1. Мое имя.
  2. Как меня хотели назвать родители?
  3. Почему назвали именно так?
  4. Что означает мое имя?
  5. Как ласково меня называют в семье?
  6. Сколько фамилий в моей фамилии?

Получился своеобразный мини-проект. На данном родительском собрании были разработаны следующие разделы, с которыми мы будем работать в этом году в виде мини-проектов:

  • "Портретная галерея";
  • "Тайна моего имени";
  • " Вот мы какие!" (характеристика по темпераменту, по знаку Зодиака и т. п.);
  • "Моя малая Родина";
  • "Мои корни" (генеалогическое дерево);
  • "Герб, девиз, гимн или любимая семейная песня. Кодекс чести семьи".

В дальнейшем можно будет поработать над разделами:

  • "Музей семейных увлечений и хобби";
  • "Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?";
  • "Будущее моей семьи. Какое оно?";
  • "Любимые семейные словечки, выражения, поговорки, пословицы, шутки";
  • "Профессии, которые мы выбираем";
  • "Наши мечты";
  • "Мои друзья и друзья семьи";
  • "Праздники нашей семьи";
  • "Песни, которые пели и поют наши дети";
  • "Семейная память";
  • "Семейные легенды";
  • "Семейные заповеди";
  • "Тайны нашей семьи".

Далее определяются этапы работы над портфолио. На работу с каждым разделом отводится 1 месяц:

  • сбор материала – 1–2 недели;
  • выбор и анализ материала – 3-я неделя;
  • оформление, представление, презентация материала – 4-я неделя.

Желательно, чтобы все 5–6 разделов портфолио, выбранные для работы на год, заканчивались презентацией промежуточных результатов.

На следующем этапе собрания классный руководитель обращается к присутствующим:

Итак, дорогие родители! Мы определили с вами этапы работы над портфолио. Какие же задачи стоят перед вами и детьми, чтобы наполнить содержанием семейное портфолио? (На работу в группах отводится 5 мин.)

Ответы, которые дают родители, заносятся в таблицу 2. Если возникают затруднения с определением задач, то помогает классный руководитель.

Таблица 2

Задачи для детей

Задачи для родителей

Задачи совместной работы

Кульминацией работы по проекту в течение года должен стать праздник "День семьи", который проводится в конце учебного года. На нем будут представляться итоги работы в форме презентаций, шоу, видеоклипов, музейных выставок и т. п.

По результатам работы, проделанной родителями, дети на своем собрании обсуждают разработанные проекты и дополняют их.

С.М. Зеленкова,
соц. педагог, председатель профкома школы № 1122, г. Москва

Т.Г. Черняк,
зав. лабораторией учебно-методического центра Северо-Восточного управления образования г. Москвы

Н.А. Усачева,
психолог учебно-методического центра Северо-Восточного управления образования г. Москвы

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль