Рейтинговая система оценки знаний учащихся

12748
  • Виды оценочных шкал
  • Построение рейтинговой системы оценки
  • Значение рейтинговой системы для учащихся, учителей 

На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выходит проблема выбора ОУ эффективной оценочной системы.

Организовать учебно-познавательную деятельность без оценки невозможно: она является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.

Традиционная система оценивания в школе при помощи четырех-пяти показателей мало способствует эффективному обучению. Ее существенные недостатки: неполнота, ограниченность, а также несориентированность на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.

Проблема оценочной функции школы упирается в решение трех основных вопросов:

  • с какой целью необходимо оценивать учебные успехи детей;
  • что в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников;
  • как обеспечить объективность оценок.

Виды оценочных шкал

Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна:

  • осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей;
  • стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания;
  • отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;
  • ориентировать ученика на успех;
  • содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Необходимым условием учебного процесса является оценочная шкала. Различают несколько их видов:

  • количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;
  • абсолютная шкала – оценка знаний школьника выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.;
  • относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния обученности школьника с его же состоянием обученности некоторое время назад;
  • порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития.

Вариант порядковой шкалы, при котором каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов, называется ранговым. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является.

наверх

Построение рейтинговой системы оценки

Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.

Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний ученика, а именно:

  • узкий диапазон школьных оценок;
  • большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки;
  • негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;
  • незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;
  • отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);
  • недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);
  • недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.

Рейтинговая система оценки знаний учащихся, разработанная автором, внедрена в ГОУ СОШ № 661 г. Москвы. По этой системе определяются:

  • общий и предметный рейтинг учеников в классе;
  • рейтинг классов в школе;
  • динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года;
  • рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам.

Анализ рейтинга учеников и классов ОУ позволяет:

  • индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;
  • стимулировать познавательную работу учеников и классов;
  • конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями;
  • более объективно проанализировать работу классов и школы в целом.

Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.

Система определения рейтинга ученика (по успеваемости):

  • оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01);
  • количество оценок в четверти должно быть не менее трех;
  • ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти (или темы);
  • рейтинг определяется:
    – по итоговой оценке за четверть (год);
    – по предметам в классе;
    – по каждому предмету в школе.

Шкала перевода среднего балла в 4­балльную систему:

средний балл 2,49 и менее – отметка "2";

  • 2,50–3,49 балла – "3";
  • 3,50–4,49 балла – "4";
  • 4,50 и более – "5".

Рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся (по усмотрению педагогического коллектива).

Подсчет среднего балла, рейтинга и оформления наглядности выполняет учебная комиссия под контролем завуча (по школе), классного руководителя (в классе), учителя-предметника (по предмету). В таблице приведены условия для начисления дополнительных баллов при определении рейтинга учащегося.

Содержание деятельности ученика для начисления дополнительных баллов

Количество дополнительных баллов

1. Участие в городских предметных олимпиадах:

1 место

1

2 место

0,8

3 место

0,6

участие

0,2

2. Участие в школьных предметных олимпиадах:

1 место

0,3

2 место

0,2

3 место

0,1

3. Наличие рефератов, докладов, научных исследований по учебным предметам

до 0,3

4. Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов; оборудование учебных кабинетов, лабораторий

до 0,3

5. Разработка учебных игр, тестов, блок-схем, опорных сигналов и других дидактических материалов

до 0,5

6. Активное участие во внеурочной работе по предмету

до 0,5

7. Участие в городских и областных спортивных соревнованиях:

1 место

1

2 место

0,8

3 место

0,6

участие

0,2

8. Участие в школьных спортивных соревнованиях:

1 место

0,3

2 место

0,2

3 место

0,1

Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от:

  • участия самих школьников в подсчетах среднего балла;
  • регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга;
  • от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов, умения педагогов радоваться даже наименьшим ус­пехам учеников, поддерживать их;
  • совершенствования форм и методов ее ведения;
  • гласности и наглядности.

Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности. Так, в классном уголке оформляется раздел "Лучшие в классе": определяется 5 учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Классный руководитель ведет ведомость, в которой учитывается средний балл и рейтинг учащегося в классе.

В школе определяются 10–12 лучших учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Анализируются динамика рейтинга учащегося в течение учебного года (строится график рейтинговой системы оценки знаний каждого учащегося) и динамика рейтинга класса (график рейтинга класса).

В дневниках каждого ученика под руководством учебной комиссии ученического комитета школы оформляются графики рейтинговой системы оценки знаний. Учащиеся, проанализировав результаты предыдущего учебного года, заносят в график итоги четверти, года, а также желаемый результат.

наверх

Значение рейтинговой системы для учащихся, учителей

Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:

  • повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;
  • воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;
  • помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;
  • стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.

Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают абсолютную заинтересованность и ее поддержку.

Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:

  • повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;
  • улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;
  • стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;
  • облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики);
  • улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;
  • активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Данная оценочная деятельность учителя, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение в ряде образовательных учреждений Центрального округа г. Москвы успешно дополняет традиционную систему оценивания. Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни.

наверх

С.В. Полякова,
руководитель структурного подразделения окружного методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль