Проектирование части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

7393

Понятие части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, ее связь с социальным заказом. Сущность социального заказа в системе образования. Подходы к выявлению социального заказа. Распределение социального заказа по содержанию ООП. Пример планирования части, формируемой участниками образовательных отношений.

(В названии статьи и далее по тексту применяется терминология Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Понятием "образовательные отношения» заменяется понятие "образовательный процесс", используемое ФГОС общего образования. – Примеч. ред).

Федеральный закон от от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) внес целый ряд изменений в образовательную деятельность современной школы. Одно из них связано с подходами к содержанию программы образования. Так, п. 6 и п. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ определяют, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ (далее – ООП). Качество подготовки обучающихся, а также применяемые в процессе реализации ООП формы и средства, методы обучения и воспитания должны соответствовать психофизическим особенностям обучающихся, учитывать их интересы и потребности.

Образовательная организация (далее – ОО) несет ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Ст. 34 и 44 Федерального закона № 273-ФЗ детализируют права и обязанности обучающихся и родителей. Следовательно, при реализации ООП необходимо учитывать интересы обучающихся и их родителей. Причем в рамках Федерального закона № 273-ФЗ именно этот аспект становится одним из наиболее принципиальных при возникновении образовательных отношений и закрепляется договором об образовании (ст. 54). Все это значительно повышает степень ответственности ОО за разработку образовательной программы с учетом потребностей и интересов участников образовательных отношений, а следовательно, увеличивает порог требований к части ООП, формируемой участниками образовательных отношений.

Педагоги со стажем могут, вероятно, возразить, что школа всегда изучала потребности родителей и нового здесь ничего нет. Но новизна как раз и заключается в том, что учет индивидуальных потребностей и интересов перестает быть "надстроечным" элементом образовательной деятельности школы и обретает статус элемента обязательного. Разработчики ООП обязаны не просто встроить социальный заказ в содержание ООП, но и сделать это с максимальным эффектом для достижения ее целей.

В полной версии статьи, опубликованной в №2, 2015 журнала "Управление начальной школой", читайте:

  • Потенциал содержательного раздела ООП начального общего образования в реализации социального заказа
  • Диагностика социального заказа для разработки части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
  • Последовательность действий по изучению социального заказа 
  • Пример распределения социального заказа по содержательному разделу ООП 
  • Примерное содержание анкеты для изучения потребностей родителей 
  • Пример распределения мнения родителей,участвующих в формировании социального заказа 

 Подпишитесь на журнал "Управление начальной школой" прямо сейчас!

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль