Организация обучения на основе индивидуальных учебных планов

27281

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Уже на второй год проведения эксперимента мотивационный профиль старшеклассников изменился. Общие кризисные тенденции, присущие старшему подростковому возрасту, сохранились, но повысились индексы нравственной мотивации, самоактуализации, эгоизма и альтруизма.

Сравнительный анализ исследований психической работоспособности учащихся старших классов показал следующие результаты: в выборке первых двух лет экспериментальной работы версативный тип работоспособности (соответствует гуманитарным способностям) составил 38%, ингенитивный (соответствует техническим способностям) – 33%, уравновешенный – 29%.

В дальнейшем в результате эксперимента показатели по версативному типу увеличились на 16%. Это свидетельствует о возросшем интересе учащихся к гуманитарным проблемам при сохранении и повышении качества знаний по предметам естественно-математического цикла.

В настоящее время в гимназии осуществляется следующая экспериментальная деятельность:

  • разрабатывается и реализуется технология организации процесса обучения по индивидуальным образовательным программам и учебным планам (далее – ИУП) на основе повышения профессиональной компетенции педагогов и формирования ключевых компетенций учащихся в целях повышения качества образования;
  • согласовывается содержание востребованных курсов с имеющимися программами и учебниками;
  • совершенствуются рекомендации по повышению мотивации достижения успеха обучающимися, разработке индивидуального плана для каждого учащегося, технология составления индивидуального мультирасписания занятий;
  • совершенствуются принципы организации учащихся в группы, поскольку классно-урочная система не соответствует используемой технологии;
  • разрабатывается технология ведения школьной документации при обучении по индивидуальному учебному плану в школе;
  • апробируется новая форма внутришкольного контроля по ИУП с использованием информационных технологий.

Организация обучения по индивидуальным учебным планам в школе

Алгоритм действий по организации обучения по ИУП предусматривает три основных этапа.

1. Каждый предмет разделить на короткий (базовый) и длинный (профильный или углубленный) курс (программа двух лет обучения); ввести погружения в одночасовые предметы; организовать спецкурсы (элективные курсы) и дополнительные занятия (по интересам).

2. Составить условное расписание всех курсов с учетом их повторяемости (не менее двух раз).

3. При переходе в 10-й класс предложить учащемуся выбрать:

  • короткий или длинный курс по предмету;
  • время изучения предмета (в 10-м или 11-м классе);
  • из общего расписания свое собственное, уточнить его с завучем-диспетчером.

Если какой-то предмет полностью изучен в 10-м классе, ученик все равно имеет возможность сдать итоговый экзамен по этому предмету в 11-м классе. Возможно самостоятельное изучение предмета или изучение его в другом учебном заведении с последующей сдачей зачетов. Можно так спланировать обучение по индивидуальному плану в школе, чтобы освободить день от учебы в ОУ для подготовки в ВУЗ (день самоподготовки).

При такой системе обучения предметы изучаются в разных по составу группах. При ежедневных занятиях нет текущих оценок. Важно (по крайней мере в идеале) не то, что обучающийся сделал или не сделал сегодня, а как распределил свое время и усвоил тему. Ежедневных домашних заданий быть не должно.

К осознанному выбору индивидуального плана обучения необходимо подготовить учащихся средней ступени. Ученик должен уметь ставить перед собой цель, четко планировать путь к этой цели, обладать навыками самоконтроля и самооценки, иметь высокую мотивацию, быть ответственным и уметь рефлектировать результаты своего труда.

В процессе экспериментальной деятельности нами были разработаны следующие документы:

  • Пояснительная записка для учащихся, их родителей и учителей "Организация обучения в гимназии на основе учебных планов" (приложение 1);
  • Рекомендации обучающимся по составлению индивидуального маршрута обучения (приложение 2);
  • Установочные данные для составления и обучения школьников по индивидуальному учебному плану для 10-го класса (приложение 3);
  • Типовой план обучения;
  • Примеры планов обучения (приложение 4);
  • Пакет документов психолого-педагогического сопровождения и др.

Для переустройства образовательного процесса на основе полученных знаний были предложены следующие технологические решения:

  • создан банк локальных актов по проблеме эксперимента, способствующий созданию комфортной образовательной и психолого-педагогической среды для учащихся;
  • разработаны:
    – методические материалы и рекомендации для организации обучения по ИУП, обеспечивающие условия для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
    – программы элективных курсов по математике, русскому языку, литературе, химии, физики, биологии, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому и китайскому);
    – вариативная модель организации учебного процесса по ИУП (сущность, структура, содержание).

Приложение 1

Пояснительная записка «Организация обучения в гимназии на основе индивидуальных учебных планов»

1. Целью эксперимента является:

  • для гимназистов – личностное совершенствование процесса образования благодаря выбору предметов и видов деятельности;
  • для родителей – создание наиболее благоприятных условий для развития детей, максимальное использование потенциала образовательной программы гимназии;
  • для педагогического коллектива гимназии – создание наиболее благоприятных условий для развития гимназистов при помощи оптимизации учебной нагрузки;
  • для администрации гимназии – совершенствование системного подхода к организации образовательного процесса.

2. Работа экспериментальной площадки строится по следующим направлениям:

  • анализ учебно-методических, материально-технических и кадровых ресурсов;
  • перестройка организационных форм обучения в 9–10–11-х классах;
  • внедрение новых технологий индивидуально-группового обучения, в т. ч. информационно-коммуникативных;
  • поиски перспектив образования современной школьной молодежи.

3. Образовательная программа деятельности гимназиста, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, фиксирует образовательные цели и результаты. Она рассчитана на два года (10–11-е классы).

Организация образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной программы означает, что выбор образовательного пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, определяющая маршрут продвижения гимназиста в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению гимназистом образовательных результатов, разработку и реализацию необходимых видов педагогической помощи.

Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый гимназист вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (профильных, углуб­ленных, элективных) из числа предлагаемых гимназией в пределах допустимой нагрузки. Такой подход позволяет каждому гимназисту формировать обучение по индивидуальному учебному плану в школе, свою строго образовательную программу и индивидуальный маршрут учебы.

4. Индивидуальная образовательная программа может включать в себя все или почти все компоненты образовательной программы гимназии, а именно:

  • ценности образовательной программы (определяет обучающийся);
  • цель программы (определяет обучающийся);
  • план – количество часов изучаемых дисциплин (определяет обучающийся);
  • характеристику учебных программ (составляют учителя или обучающиеся совместно с учителями);
  • описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации программы (составляют педагоги);
  • описание системы изучения предметных и элективных дисциплин, систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося, т. е. индивидуальный образовательный маршрут(составляют педагоги и обучающийся);
  • процедуры выбора и изменения образовательного маршрута (составляют педагоги);
  • описание форм практик учебы, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);
  • описание ожидаемых образовательных результатов освоения обучающимися образовательной программы (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся).

Одной из целей учебного плана является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, запросов и познавательных возможностей, конкретных условий процесса образования в гимназии. Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и образовательной программы.

Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – "Я сам выбираю предметы для изучения"; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования – "Я сам составляю программу образовательной деятельности"; на основе индивидуального образовательного маршрута конструируется образовательная деятельность – "Я сам определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа".

5. Переход гимназии на работу по ИУП предполагает применение особых форм и методов взаимодействия обучающих и обучающихся.

Наиболее перспективными формами организации процесса обучения являются:

  • преподавание (классно-урочное, групповое, предметное);
  • консультирование (экспертное, процессное и проектное);
  • классно-групповое тьюторство;
  • системное модерирование.

6. В практике консультирования применяются несколько моделей деятельности. В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование. В роли эксперта учитель выступает при предъявлении гимназистами выполненных работ. Специфика проектного консультирования заключается в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ гимназистов. Процессное консультирование необходимо при обучении гимназистов по индивидуальным образовательным программам.

7. Под классно-групповым тьюторством в нашей гимназии понимается не только осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой гимназистов, но и форма воспитательной работы. В основу тьюторства положены особенный подход к обучающемуся и помощь в организации учебного процесса. Роль классного руководителя в данном эксперименте сводится к классно-групповому тьюторству.

Каждой группой обучающихся (их количество и состав определяются после выбора гимназистами своих образовательных маршрутов) руководит педагог-тьютор, назначенный приказом директора гимназии. Институт классного руководства при этом прекращает свое существование.

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся, анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он конструирует личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, разрабатывает направления проектной деятельности.

Задачи педагога-тьютора:

  • помощь обучающимся в получении максимальной отдачи от учебы;
  • отслеживание хода учебы гимназиста;
  • организация обратной связи по выполненным заданиям;
  • проведение групповых тьюториалов;
  • поддержание интереса к учебе на протяжении всего процесса изучения предмета;
  • предоставление возможности связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций.

Главная цель педагога-тьютора в рамках данной модели обучения – научить учиться.

8. Системное модерирование – это организация деятельности, направленной на раскрытие потенциальных возможностей и способностей гимназистов. Основу системного модерирования составляют специальные образовательные технологии, помогающие организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящие обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Системное модерирование нацелено на организацию раскрытия внутреннего потенциала гимназиста, при помощи системной организации удается выявить скрытые возможности и нереализованные умения как обучающегося, так и преподавателя гимназии.

Системный модератор,являясьзаместителем директора гимназии (по воспитательной работе), выстраивает систему учебной деятельности гимназистов и определяет методы работы педагогического коллектива, побуждающие обучающихся к деятельности и активизирующие их; организовывает работу педагогов-тьюторов по организации педагогического сопровождения, выявлению существующих у гимназистов проблем и ожиданий; контролирует процесс участия в дискуссии; устанавливает климат товарищеского сотрудничества. Системный модератор гимназии выступает посредником в отношениях между учащимися и педагогическим коллективом гимназии.

Таким образом возвращается истинный смысл и назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение учащегося. Помочь каждому гимназисту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога.

Приложение 2

Рекомендации обучающимся по составлению индивидуального маршрута обучения

Готовясь к занятиям в новом году, вы должны выбрать учебный профиль и составить индивидуальный учебный план на два года (девятиклассники) и один год (десятиклассники).

Для этого необходимо знать, что:

  • каждый учебный год – это 35 недель. Следовательно, 10–11-е классы (два года) – это 70 недель;
  • минимальная обязательная нагрузка каждого гимназиста – 30 ч в неделю, максимальная – 36 ч в неделю, т. е. в течение двух лет обучения вы можете выбирать 30 или 31, или 32, или 33, или 34, или 35, или 36 ч занятий в неделю.
  • за два года минимальная обязательная нагрузка составит 2100 ч, максимальная – 2520 ч.
  • во второй половине учебного дня вы должны посещать элективные курсы. Аудиторная нагрузка по элективным курсам должна составлять не менее 6 ч в неделю, т. е. не менее 420 ч за два года.

Рекомендуем вам выбрать:

  • один или несколько профильных учебных предметов, по которым вы должны будете пройти итоговую аттестацию на профильном уровне, либо выбрать один или несколько профильных учебных предметов и один-два углубленных предмета, по которым вы должны будете пройти итоговую аттестацию на профильном или на углуб­ленном уровнях;
  • несколько элективных курсов, по которым гимназист получает отметку "зачет".

Алгоритм действий по составлению индивидуального образовательного маршрута школьника

  • Ознакомиться со списком обязательных учебных предметов, предлагаемых профильных и углубленных курсов.
  • Ознакомиться со списком предлагаемых элективных курсов.
  • Изучить примерные учебные планы по предлагаемым профилям.
  • Выбрать профильный и, возможно, углубленный предмет или профиль в целом. Консультацию можно получить у тьютора класса, системного модератора или директора гимназии.
  • Составить предварительный ИУП по предлагаемому образцу (в двух экземплярах). Один экземпляр сдать тьютору. Второй экземпляр пос­ле обсуждения с родителями заверяется директором гимназии и остается у гимназиста.
  • Первый вариант плана должен быть составлен не позднее 1 апреля.
  • Изменения плана обучения допускаются по согласованию с тьютором, системным модератором и директором гимназии исключительно в следующие сроки:
    – перед сдачей первого вступительного профильного экзамена для учащегося 9-го класса;
    – после окончания 10-го класса.

Приложение 3

Таблица
Скачать в .docx

Установочные данные для составления индивидуального учебного плана обучающегося 10-го класса

Индивидуальный учебный план для 10–11-х классов

Учебный предмет

Вид учебного курса, число часов

Рекомендуемые элективные курсы

базовый

профильный

углубленный

название

количество часов

Русский язык

70

добавить 140

Курс практической грамотности

105

Подготовка к ЕГЭ

70

Литература

210

добавить 140

еще добавить 140

Москва в русской литературе

35

Жанры художественного текста

35

Художественное слово

140

Подготовка к ЕГЭ

105

Английский язык

210

добавить 210

Французский язык

140

Немецкий язык

140

2-й иностранный язык

140

Подготовка к ЕГЭ

105

Математика

280

добавить 140

еще добавить 140

Интегральное исчисление

35

Математическая статистика

35

Прикладное дифференцирование

35

Уравнения и неравенства

35

Подготовка к ЕГЭ

105

Биология

70

добавить 140

еще добавить 70

Подготовка к ЕГЭ (биология)

105

Или физика, астрономия

140

добавить 210

еще добавить 140

Подготовка к ЕГЭ (физика)

105

Или химия

70

добавить 140

еще добавить 140

Подготовка к ЕГЭ (химия)

105

Естествознание

210

 –

 –

Интересная астрономия

70

История

140

добавить 140

еще добавить 140

Основы социологии

140

Основы философии

140

Некоторые вопросы истории

140

Обществоведение

140

добавить 70

Основы психологии

140

Основы правоведения

70

Право

35

добавить 105

Подготовка к ЕГЭ (обществоведение)

105

География

70

добавить 140

Подготовка к ЕГЭ (история)

105

Экономика

35

добавить 105

Подготовка к ЕГЭ (география)

105

Информационные технологии

70

добавить 210

Компьютерный дизайн

140

Цифровая фотография

70

Подготовка к ЕГЭ

105

Технологии коммуникации

35

Технологии исследовательской деятельности

70

Мировая художественная культура

70

добавить 140

Цифровые технологии в искусстве

35

Живопись, рисунок, прикладное искусство

140

Web-дизайн

140

Сценическое искусство

140

Технология

70

добавить 210

Теория и практика проекта

70

ОБЖ

35

добавить 105

Теория и практика стрельбы

70

Поисково-спасательные работы

70

Физическая культура

140

добавить 140

Спортивно-оздоровительный туризм

70

Теория и практика спортивных игр

140

Лечебная и профилактическая физкультура

70

Необходимое количество часов:

1925

от 175 ч (min) до 595 ч (max)

420

Всего:

от 2100 ч / 30 ч в неделю/ (min) до 2520 ч / 36 ч в неделю/ (max)

Приложение 4

Таблица
Скачать в .docx

Пример  индивидуального учебного плана в школе обучающегося 10-го класса

Профиль: физико-математический, специализация – компьютерные технологии, программирование

Учебный предмет

Вид учебного курса, число часов

Элективные курсы

базовый

профильный

углубленный

название

количество часов

Русский язык

70

Подготовка к ЕГЭ

70

Литература

210

Английский язык

210

2-й иностранный язык

140

Математика

280

добавить 140

Уравнения и неравенства

35

Подготовка к ЕГЭ

105

Биология

70

Или физика, астрономия

140

добавить 210

Подготовка к ЕГЭ (физика)

105

Или химия

70

История

140

Обществоведение

140

Право

35

География

70

Экономика

интегрировано с обществоведением

Информационные технологии

70

добавить 210

Подготовка к ЕГЭ

105

Мировая художественная культура

70

Технология

70

ОБЖ

35

Физическая культура

140

Итого:

1960

560

0

420

Всего:

2520 ч (36 ч в неделю в 10-м классе, 36 ч в неделю в 11-м классе) + 6 ч в неделю элективных курсов

А.И. Грабовский,
канд. социол. наук, директор гимназии № 1565 "Свиблово", г. Москва

Читайте также по теме индивидуальных планов обучения:

Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ

Лариса Фальковская, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль