Рейтинговая система мотивации учащихся

2263

Очень часто девятиклассники вспоминают о том, что их успеваемость влияет на возможность выбора дальнейшей формы обучения в последний момент, когда исправить оценки уже очень сложно или невозможно. Предлагаемая рейтинговая система наглядно в течение всего года отражает состояние успеваемости в классе и своевременно стимулирует учащихся к повышению качества обучения.

Основной задачей в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее.

Девятый год обучения – важнейшая ступень в развитии ученика. Психологический аспект готовности к дальнейшему обучению подразумевает определенный уровень сформированности новых компетентностей, прежде всего – умение ответственно планировать свое будущее.

В 9-м классе учащимся необходимо переходить от базовой грамотности к функциональной, к предпрофильной подготовке, построению собственных образовательных траекторий. У них появляется возможность выбора предметов, спецкурсов, мастер-классов, студий, факультативов, определения индивидуальных учебных планов. Впереди – либо профилизация в 10-м классе
в стенах родной школы, либо обучение в средних специальных заведениях,
а значит много вариантов и возможностей для самореализации. П
ознавательная мотивация школьников на данном этапе очень важна.

Одна из наиболее распространенных и самых обидных ошибок учеников в выпускном классе – "позднее зажигание", когда упущены возможности и приходит глубокое разочарование. Обычно ученик восклицает: "Я начал лучше заниматься в последней четверти! Дайте мне шанс!". То, что шанс предоставлялся в начале года для всех без исключения, ему уже все равно, слишком поздно для понимания и осмысления!

Рейтинговая система мотивации позволяет отслеживать результаты обучения девятиклассника в течение всего года. Что же предполагает рейтинговая система мотивации в нашем конкретном случае одного года учебы в 9-м классе?

1. Ранжирование по двум показателям во всех четвертях:

  • средний балл по четвертным оценкам (суммируются все оценки по предметам и делятся на количество предметов);
  • показатель "общественно значимая и личная активность", характеризующий степень участия ученика в различных конкурсах, мероприятиях, соревнованиях.

Активность ученика может выражаться в его помощи классному руководителю, классу, одноклассникам в организации встреч гостей школы, в командных соревнованиях за честь класса и школы и т. д. Для ранжирования по данному показателю в первую очередь необходимо согласовать с классом и его активом, что считать "общественно значимой и личной активностью". Как вариант, можно предложить заполнение простой таблицы с двумя колонками: в одной указывать Ф.И.О. ученика, а в другой, с названием "Активность", – за каждое проявление его инициативы, помощи или участия заносить "+", а при подведении итогов подсчитать количество "+" и провести ранжир. Главное, согласовать с учениками, что будет относиться к "общественно значимой и личной активности", а что нет, и честно соблюдать установленные правила.

2. Ранжирование по одному переменному показателю в каждой четверти:

  • в I четверти – "Вес личного электронного портфолио";
  • во II – результаты зимней сессии;
  • в III – результаты предметных олимпиад и научно-практических конференций ;
  • в IV – результаты пробных экзаменов в форме ГИА по двум предметам.

"Вес личного электронного портфолио" – специальный показатель, раскрывающий степень заинтересованности девятиклассника в своем продвижении вперед. Известно, что портфолио в бумажном варианте есть практически у всех, но в 9-м классе хорошо было бы иметь электронное портфолио, размещенное в сети, в единой информационной среде школы. Как его оценить? Конечно же, договориться с учениками, что отсутствие электронного портфолио – это нулевой рейтинг, а содержательное и четко оформленное портфолио – высокий рейтинг. Средний рейтинг – это недоработанное портфолио. Важно привлечь родителей к разработке критериев его оценки и обеспечить ее объективность.

3. Формирование трех условных рабочих групп (с высоким, средним и низким рейтингами) с собственными целями и задачами в III и IV четвертях.

В конце каждой четверти наш девятиклассник должен четко представлять, какой он имеет рейтинг и что это означает? Если у него низкий итоговый рейтинг во всех четвертях, то, конечно же, ему необходимо настроиться на преодоление больших трудностей, препятствий, разочарований при собеседовании по итогам обучения. Если рейтинг низкий по среднему баллу, то нужно задуматься, за счет чего можно повысить итоговый рейтинг.

4. Наличие личной рейтинговой карты (приложение), позволяющей фиксировать и анализировать линию собственного развития в течение года.

Рейтинговая система мотивации действует на основе следующих трех принципов:

  • открытость или закрытость рейтинговых показателей в зависимости от результатов голосования на совместном собрании родителей и учеников (закрытость рейтинговой системы предполагает, что каждому ученику и его родителям будут предоставлены только их личные показатели, а не ранжированные показатели всего класса);
  • доступность информации для учеников и их родителей о рейтинговой системе в Net-школе (либо в другой сетевой системе, предназначенной для построения единой информационной среды образовательного учреждения), а также благодаря личному консультированию классного руководителя по всем вопросам;
  • привлечение учеников и их родителей для разработки критериев ранжирования, подсчета баллов и подведения итогов на круглых столах.

План реализации рейтинговой системы мотивации:

  1. Разработка личных рейтинговых карт (август).
  2. Круглый стол с инициативной группой по разработке справедливых и понятных для всех критериев ранжирования (сентябрь).
  3. Первое вводное совместное (с детьми) родительское собрание "Вектор развития в 9-м классе", три промежуточных родительских собрания, итоговое совместное собрание "На пути самоопределения".
  4. Мастер-класс по разработке личного электронного портфолио (сентябрь).
  5. Совместная разработка целей и задач рабочих групп (в конце III четверти).
  6. Рабочие заседания по подсчету рейтинговых показателей (в третий день каждых каникул).
  7. Классные часы по работе с портфолио и личными рейтинговыми картами (один раз в четверть).

"Конечный пункт" образовательного маршрута девятиклассника – это собеседование. Конечно, каждая школа по-своему организует порядок приема в 10-й класс (если он есть), или же девятиклассника ожидает собеседование в колледже, техникуме, другом общеобразовательном учреждении. Именно на собеседовании выясняется, насколько эффективным было взросление ученика.

Эффективное взросление – это понимание самого себя, адекватная оценка собственных способностей и возможностей, выстраивание собственного "вектора" развития, обеспечение согласованности желаний и действий. В личной рейтинговой карте ученика, предлагаемой нами, предоставляется возможность выбора желаемой ситуации – образа выпускника на собеседовании в конце года, а также предполагаемого разговора представителей трех сторон: ученика, родителей и учителей. Личная рейтинговая карта вручается девятикласснику в начале года, на первом собрании с родителями.

Все в руках самого ученика. Понимание этой простой истины – залог повышения учебной мотивации школьников.

Приложение

Личная рейтинговая карта ученика 9 "__" класса

_________________________________________________________________

(Ф.И.О. учащегося)

Полезная информация

При переходе на третью ступень обучения распределение учащихся по классам будет проводиться по результатам собеседования. Оно предусматривает:

  1. Конкурс аттестатов.
  2. Конкурс эссе "Мой вектор развития".
  3. Конкурс портфолио, а так же самопрезентацию, где выявляется умение обосновывать свою точку зрения и представлять свои интересы, способности, заслуги.

Основные ошибки девятиклассников на собеседовании:

  • неуверенность в себе и в своих силах, боязнь серьезного разговора;
  • неумение аргументировать и представлять свои сильные стороны;
  • попытка только в последней четверти "подтянуть" успеваемость
    и сдать все "хвосты";
  • "слабое" эссе;
  • несогласованность желаний и предпочтений с выбранными элективными курсами, экзаменами, данными профессионального тестирования;
  • рассогласованность выбранных приоритетов с приоритетами родителей.

Выпускник обязан проявить и доказать свою самостоятельность, ответственность и трудолюбие; а так же он должен:

  • быть реально подготовленным к самостоятельной жизни в условиях конкуренции и рынка;
  • показать свою интеллектуальную и моральную зрелость;
  • быть творчески активным;
  • уметь аргументировать и доказывать истинность суждений;
  • иметь научное мировоззрение;
  • быть убежденным в необходимости ведения здорового образа жизни;
  • иметь чувство собственного достоинства;
  • обладать достаточным уровнем общекультурного развития.

Мудрая мысль на все времена, которой я следую в своей жизни:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Вместе с родителями и учителями выбери, какой образ выпускника для тебя наиболее предпочтителен и пометь в таблице. В конце года сравни свой первоначальный выбор с итоговым, а затем и с результатами собеседования.

Образ выпускника

Мой выбор

первоначальный

конечный

по результатам собеседования

Выпускник, у которого аттестат с отличием или с одной – тремя "четверками", с богатым портфолио, которому учителя пожимают руку, рекомендуют обучение в 10-м классе и желают отличного отдыха, а его родителей благодарят за хорошее воспитание учащегося

Выпускник с аттестатом без "троек", которому дают несколько советов по улучшению результатов, рекомендуют обучение в 10-м классе, желают отличного отдыха и благодарят родителей

Выпускник с аттестатом, где есть одна-две "тройки", но который имеет богатое портфолио, хорошее эссе, четко доказывающий свои приоритеты. Ему рекомендуют обучение в 10-м классе и желают плодотворных каникул, а родителей благодарят за хорошее воспитание

Выпускник с аттестатом, где есть одна-две "тройки", не имеющий богатого портфолио и сильного эссе, неубедительно доказывающий свои приоритеты; аттестат оставляет при себе, имя заносится в резерв, рекомендуется обучение в колледже

Выпускник с аттестатом, в котором более двух "троек", с четкими представлениями о своем будущем, но с положительными результатами на различных конкурсах, имеющий рассогласованность в выборе экзаменов; аттестат оставляет при себе, имя заносится в резерв, рекомендуется обучение в колледже

Выпускник, имеющий более трех "троек" в аттестате, но в конце года улучшивший результаты, имеющий неплохие результаты ГИА; аттестат оставляет при себе, имя заносится в резерв, рекомендуется обучение в колледже

Выпускник с большим количеством "троек" в аттестате, неадекватно оценивающий результаты своей учебной деятельности; аттестат оставляет при себе, рекомендуется обучение в колледже, гарантируется поддержка администрации при поступлении

Выпускник с большим количеством "троек" в аттестате, недовольный учебно-воспитательной системой гимназии, имеющий выговоры за безнравственное поведение, с большими претензиями; получает рекомендацию продолжить обучение в другом учебном заведении

Выпускник с большим количеством "троек" в аттестате, почувствовавший ответственность за результаты своей деятельности, адекватно оценивший свой уровень знаний, свою траекторию развития, пожелавший продолжить обучение в колледже или техникуме, которому учителя пожимают руку, благодарят родителей за воспитание и гарантируют всяческую поддержку в будущем

Заполняйте таблицу "Личный рейтинг" в течение всего учебного года. В конце сравните результаты с помощью графика или диаграммы.

Личный рейтинг

№ четверти

Рейтинг среднего балла по четвертным оценкам

Рейтинг по показателю "общественно значимая и личная активность"

Рейтинг по переменному показателю*

Итоговый рейтинг

I

II

III

IV

* В I четверти – "Вес" личного электронного портфолио; 
во II четверти – результаты зимней сессии;
в III четверти – результаты предметных олимпиад и научно­практических конференций;
в IV четверти – результаты пробных экзаменов в форме ГИА по двум предметам

Н.В. Лихошерст,
учитель географии гимназии № 5, г. Чебоксары Чувашской Республики



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль