Сценарий праздника, посвященного Дню победы: конкурсная программа "Я горжусь своей Родиной!"

2379

 Человек начинает ценить и уважать свою Родину, когда знает ее язык, культуру, людей, когда понимает ее место и значимость в мире. Отношение к своей стране начинается с отношения к родине малой, следовательно, необходимо выявить уровень знаний подростков о своем регионе и предоставить им возможность получить информацию о других регионах Российской Федерации. Для более полного осознания России как Родины необходимо обобщение всех знаний о ней.

Важнейшим условием проведения программы является предоставление каждому подростку возможностей:

  • познакомиться с особенностями различных регионов РФ;
  • рассказать о своей малой родине;
  • сопоставить уровень своих знаний о России с уровнем знаний сверстников;
  • получить признание значимости своих знаний и активной позиции на уровне региона, России.

В жюри приглашаются представители администрации школы, учителей-предметников, СМИ и т. п.

В роли ведущего выступают старшеклассники, педагоги-организаторы.

Необходимое техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

На первом этапе игры все ученики заполняют анкеты. Из числа учащихся, заполнивших анкету наиболее полно, выбираются участники команд, прошедших во второй этап программы. Количество участников в командах – 5–6 чел., количество команд – от 3 до 5.

Анкета участника программы "Я горжусь своей Родиной"

Фамилия _____________________________________________________

Имя _________________________________________________________

Возраст ______________________________________________________

Класс ________________________________________________________

Ф.И.О. классного руководителя __________________________________

Уважаемый участник игры! Отвечая на вопросы, пожалуйста, отметь номер правильного ответа.

1. В состав Российской Федерации входят 7 федеральных округов, которые включают в себя 88 субъектов РФ: 21 республику, 47 областей, 13 автономных округов, 6 краев, 1 автономную область. Какой из перечисленных ниже городов является столицей республики?

  • Чита;
  • Уфа;
  • Пермь;
  • Биробиджан.

2. По описанию герба города и дополнительной информации, приведенной ниже, определите, о каком городе идет речь: "В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке. Высочайше утвержден 31 августа 1778 г.". Этот город является одним из древнейших городов России. Основан около 1010 г. как крепость на месте древнего поселения Медвежий угол, при слиянии р. Которосль с Волгой. Является городом старейших театральных традиций. Созданная здесь в 1750 г. труппа Ф.Г. Волкова положила начало русскому театру. С этим городом связана жизнь и творчество поэта Н.А. Некрасова, педагога К.Д. Ушинского, композитора С.М. Ляпунова, известного оперного певца Л.В. Собинова. В настоящее время символ этого города изображен на банкноте достоинством 1000 рублей.

  • Владимир;
  • Ярославль;
  • Кострома;
  • Новосибирск.

3. Этот регион издревле славился великолепнейшим пчелиным медом, и даже само его название переводится как "голова пчелы". На гербе столицы региона изображена "бегущая куница в серебряном поле в знак таковых зверей изобилия". В этом регионе родились писатель С.Т. Аксаков, художник М.В. Нестеров, национальный герой Салават Юлаев. Известная певица Земфира тоже уроженка этого региона. О каком регионе идет речь?

  • Республика Татарстан;
  • Чувашская Республика;
  • Республика Башкортостан;
  • Республика Мордовия.

4. Жителей города Пенза называют пензенцами, Курска – курянами, Архангельска – архангелогородцами. А как называют жителей города Смоленск?

  • смоленцы;
  • смоляне;
  • смоленогородцы;
  • смольчане.

5. На месте столицы этого региона (на языке местного народа – Дзауджикау) первоначально располагалась казачья столица. Сейчас этот регион славится своими горнолыжными курортами: Цейское ущелье, Дзинага, Кармадон. Самыми распространенными видами спорта, в которых представители региона добились больших успехов, являются вольная и греко-римская борьба, футбол. На XXVIII Олимпийских играх в Афинах чемпионами стали спортсмены из этого региона: Хаджимурад Гацалов (вольная борьба) и Хасан Бароев (греко-римская борьба). О каком регионе идет речь?

  • Республика Северная Осетия – Алания;
  • Республика Дагестан;
  • Чеченская Республика;
  • Республика Ингушетия.

6. В России много удивительных памятников архитектуры и истории, о которых знает и которыми гордится каждый житель нашей страны, например Эрмитаж в Санкт-Петербурге, храм Христа Спасителя в Москве, Мамаев курган в Волгограде, заповедник деревянного зодчества Кижи в Карелии. А где находится музей-усадьба "Ясная Поляна" Л.Н. Толстого?

  • Тульская область;
  • Алтайский край;
  • Ивановская область;
  • Орловская область.

7. Этот город расположен на берегу бухты Нагаева (Охотское море), в 1810 км от железнодорожной станции Хабаровск. Это самый крупный порт на северо-востоке России. Строительство города началось в 1930 г. в связи с освоением природных ресурсов северо-востока СССР (добыча золота в бассейне р. Колыма). Город построен на многолетней мерзлоте в зоне повышенной сейсмичности, поэтому застроен 5–7-этажными зданиями с противосейсмическими поясами. Название города происходит от эвенкского слова, означающего "морские наносы". О каком городе идет речь?

  • Когалым;
  • Малгобек;
  • Норильск;
  • Магадан.

8. Геродот принимал эту великую реку за Аракс; Птолемей полагал, что она впадает сразу и в Азовское, и в Каспийское море. У нее было много названий: Етимия, Ердиль, Ра, Иуль, Рау, Итиль... А мы называем ее Волга. Волга – это не просто река, это "голубая улица" России, самая живая история нашей многонациональной Родины. Из списка, приведенного ниже, отметь те регионы, по которым не протекает р. Волга.

  • Республика Татарстан;
  • Ульяновская область;
  • Волгоградская область;
  • Астраханская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Ростовская область.

9. Названия городов Лангепас, Урай и Когалым составляют название известной нефтеперерабатывающей компании "Лукойл". К какому региону относятся эти города?

  • Ханты-Мансийский автономный округ;
  • Иркутская область;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Республика Саха (Якутия).

10. Что ты можешь рассказать о своем регионе?

  • С какими регионами/городами находится по соседству?
    _________________________________________________________________
  • Как выглядят символы твоего региона (герб, флаг)?
    _________________________________________________________________
  • Чем знаменит твой регион в Российской Федерации и за ее пределами?
    _________________________________________________________________
  • Назови имена и профессии людей, которые прославили твой регион:
    _________________________________________________________________

Второй этап проводится в актовом зале, где вместе с членами команд в качестве зрителей присутствуют их одноклассники.

Задания № 2 и 6 второго этапа сообщаются командам за 2–3 дня до его проведения, чтобы они смогли подготовиться. Также можно сообщить ребятам примерные темы остальных заданий.

На экран проецируется информация о России, демонстрируются виды городов, пейзажи. Ведущие декламируют стихи о России и сообщают о начале программы.

1. Разминка

На экране поочередно для команд высвечиваются изречения о России, принадлежащие известным людям. Команды должны вспомнить, кому они принадлежат.

"Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва".

(Политрук Клочков)

О, Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску!

(С. Есенин)

Россия-мать, как птица, тужит
О детях; но – ее судьба,
Чтоб их терзали ястреба.

(А. Блок)

"В историческом развитии России ... есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий".

(Г.В. Плеханов)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.

(Ф.И. Тютчев)

...Я божиею милостью
Российский дворянин!
Россия – не неметчина,
Нам чувства деликатные,
Нам гордость внушена!

(А. Некрасов)

"Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения, но все это пройдет, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой".

(Теодор Рузвельт)

"Россия не в Москве, она в сердцах ее сынов!"

(Л. Толстой)

2. "Послание внеземным цивилизациям"

Ведущий: Первое сообщение для братьев по разуму о нашей планете, записанное на позолоченной пластинке, было отправлено в космос в 1972 г. на американской автоматической межпланетной станции (далее – АМС) "Пионер-10", которая направлялась в сторону планеты Плутон. Если эта АМС когда-нибудь окажется у инопланетян, то они обнаружат на ней позолоченную пластину (23 × 15 см) с рисунком, на котором изображены мужчина и женщина. Также на ней отмечено положение Земли в солнечной системе. А сейчас вам поручено составить новый текст послания для инопланетян, только на этот раз оно должно содержать информацию о нашей Родине – России.

Задача каждой команды – рассказать о нашей стране как можно интереснее, продемонстрировать своеобразность России и ее граждан, а также любовь и гордость за свою страну. Послание может быть представлено в любой форме: песенной, танцевальной, стихотворной и т. д. Время, отводимое для выступления, 5–7 мин.

3. "Лучшие люди России"

Командам предлагается предложить кандидатуру одного из наших современников для помещения информации о нем в энциклопедию "Лучшие люди России", обосновав свой выбор.

4. "За свободу и независимость!"

Ведущий: В истории становления каждого государства были свои трудности. Россиян отличает умение, позабыв внутренние распри, сплачиваться, чтобы отстоять свою страну, ее независимость и свободу. Так было во времена монголо-татарского нашествия, шведской и немецкой агрессии в XIII в. Всему миру известны битвы, принесшие славу Российской армии и флоту.

На экране высвечиваются схемы самых известных битв (Куликовская битва, Ледовое побоище, Бородинская битва и др.). Команды должны отгадать, что это за битвы и максимально подробно рассказать известные им данные об участниках сражения.

5. "Моя малая родина"

Вариантов этого задания может быть несколько. Вот примеры:

  • Вывешивается карта региона с заклеенными названиями населенных пунктов. Командам предлагаются карточки с этими названиями, которые участники должны правильно разместить на карте.
  • На экране демонстрируются предметы национальной одежды, которые команды должны правильно назвать.
  • Перечисляются ингредиенты национальных блюд данного региона, а команды должны назвать блюдо.
  • Называются фамилии и имена известных в регионе людей. Необходимо рассказать о том, в какой области науки, культуры, техники они известны и благодаря чему.

6. "Я – депутат"

Ведущий рассказывает, что для принятия необходимых законов в каждом регионе и в целом по стране функционируют органы законодательной власти, в которые входят избранные всеобщим голосованием депутаты.

Командам предлагается выступить в роли депутатов и принять важное для региона решение по поступившим предложениям, например:

  • устроить на территории региона ядерный "могильник", что позволит создать новые рабочие места;
  • проложить по берегу реки нефтепровод, что существенно пополнит бюджет;
  • построить в регионе космодром и т. п.

Ведущие обосновывают предложения, сообщают обо всех положительных сторонах проектов. Команды получают предложения для обсуждения заранее, чтобы успеть подготовиться к выступлению с обоснованием своей точки зрения по этой проблеме.

7. "Знатоки Родины"

Команды отвечают на вопросы. Для обсуждения ответа им выделяется не более 30 с. Можно провести данную игру в форме брейн-ринга – кто быстрее.

Примерные вопросы:

1. Россия – самая большая страна мира по площади территории, которая составляет 17 075 400 квадратных километров. Расстояние от крайней северной до крайней южной точки – 4400 км, а от крайней западной до крайней восточной точки – 9000 км. Назовите крайние материковые точки нашей страны. (На севере – м. Челюскин; на западе – Калининград (Балтийская коса); на юге – г. Базардюзю; на востоке – м. Дежнева.)

2. Не глядя на карту, скажите, какой из городов расположен севернее – Санкт-Петербург или Магадан? (Санкт-Петербург.)

3. В какой точке Россия граничит сразу с четырьмя государствами? (На Северном полюсе.)

4. В каком городе жители ежедневно совершают путешествие из Европы в Азию и обратно? (В Екатеринбурге.)

5. Какая железнодорожная станция названа "уважительно" – по имени и отчеству? (Ерофей Павлович – в честь Хабарова.)

6. Какие города носят названия полезных ископаемых, которые там добываются? (Апатиты, Никель, Медногорск, Магнитогорск.)

7. Он первым из землепроходцев плавал по этому проливу. Но назвали этот пролив в честь другого не менее известного исследователя. О каком исследователе и проливе идет речь? (О Берингове проливе. До Беринга там был Хабаров.)

8. Где в России самое жаркое лето и самая холодная зима? (г. Астрахань и п. Оймякон.)

9. В годы Великой Отечественной войны было создано много пословиц и поговорок. Многие из них стали крылатыми, перекочевали на плакаты и открытки. Вставьте вместо пропуска соответствующие географические названия:

  • Защитники …не сойдут с места. (Москвы.)
  • Если фашист не утонул в Десне, утонет как француз в … (Березине.)
  • Лишились фашисты козыря – города… (Мозыря.)

10. После распада СССР ядерное оружие оказалось на территории:

  • России, Белоруссии, Казахстана, Украины;
  • России, Казахстана, Киргизии, Молдавии;
  • России, Казахстана, Республики Алтай.

11. Когда в Архангельске полдень, время в Магадане ближе к:

  • полуночи;
  • семи часам утра;
  • семи часам вечера;
  • десяти часам вечера.

12. В середине XVI в. в состав России вошли:

  • Рязань, Владимир;
  • Тобольск, Тверь;
  • Самара, Саратов;
  • Вологда, Анадырь.

13. Районы наибольшего промышленного загрязнения атмосферы:

  • Поволжье, Урал, Центральная Россия;
  • Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток.

14. Для какой из названных рек характерно летнее половодье?

  • Терек;
  • Амур;
  • Печора;
  • Волга.

15. Главным источником загрязнения внутренних вод является:

  • рыбный промысел;
  • промышленные, сельскохозяйственные и бытовые отходы;
  • судоходство;
  • захоронение высокотоксичных и радиоактивных веществ на дне океана.

16. Сероводородное заражение Черного моря связано с:

  • водообменом между Черным и Мраморным морями;
  • застаиванием глубинных вод в условиях слабой вертикальной циркуляции и низким содержанием в них кислорода;
  • выносом крупными реками большого количества органических веществ;
  • сильным загрязнением акватории моря бытовыми и промышленными отходами.

17. В России считаются селеопасными районы:

  • Кавказа;
  • Урала;
  • Алтая;
  • Камчатки.

18. "Горячими точками" России 90-х годов были:

  • Приднестровье, Таджикистан, Чечня;
  • государства Балтии;
  • Центральная Россия;
  • Урал.

19. Россия занимает ведущее место в мире по запасам:

  • калийной соли, алмазов, угля;
  • медных руд, угля, золота;
  • золота, алмазов, угля.

20. Какие изменения в природе Каспия связаны со строительством плотин и водохранилищ на берегах Волги?

  • увеличение солености воды;
  • увеличение амплитуды колебаний уровня моря в течение года;
  • сокращение рыбного промысла;
  • все перечисленные изменения.

21. Крупные месторождения полиметаллических руд разрабатываются:

  • на Русской равнине;
  • на Кавказе;
  • в Западной Сибири;
  • в дельте Волги.

22. Важнейший рекреационный район России:

  • Дальний Восток;
  • Кавказ;
  • Краснодарский край;
  • Алтай.

23. Природные богатства Восточной Сибири освоены человеком:

  • незначительно;
  • в полной мере;
  • полностью, еще в начале XIX в.;
  • не освоены совсем.

Можно предусматривать меньшее количество заданий для программы, чтобы не затягивать мероприятие. Жюри оценивает полноту ответов, их содержательность, знание материала, ораторское мастерство, умение убеждать.

О.Н. Камакин,
зам. директора по воспитательной работе, учитель истории МОУ ДОД "Центр детского творчества", г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль