Профессиональный кодекс учителя

13145

Символично, что Год учителя начался с широкого обсуждения Профессионального кодекса учителя. "В школе закладываются главные жизненные цели и приоритеты детей. Поэтому так важно, каким будет нравственный облик педработников. Убеждена, что педагогам необходим свой профессиональный кодекс", – заявила участница I Педагогической ассамблеи, которая прошла в Санкт-Петербурге, преподаватель лицея № 64 г. Омска Татьяна Углирж. Она призвала всех российских педагогов включиться в обсуждение проекта Профессионального кодекса учителя (далее – Кодекс).

Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности педагога, в третьем – к его взаимоотношениям с учениками, педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством.

Весьма интересное суждение по поводу Профессионального кодекса учителя высказал президент РАО Николай Никандров. Он отметил, что Россия – многонациональная страна. Это тоже должно быть отражено в Кодексе, ведь там есть положение, касающееся русского языка. А вот в отношении других языков ничего не сказано.

О необходимости Профессионального кодекса учителя заявил также директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игорь Реморенко.

"Педагоги должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования", – убежден И. Реморенко.

Проект
Профессиональный кодекс учителя

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все педработники, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях педагога с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

1. Общие положения

1.1. Источники этики учителя

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании" и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя

При осуществлении своей деятельности педагог руководствуется следующими принципами:

  • гуманность;
  • законность;
  • демократичность;
  • справедливость;
  • профессионализм;
  • взаимное уважение.

2. Личность учителя

2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.

2.2. Педагог не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Он дорожит своей репутацией.

2.3. Он должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Он не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Он соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Он должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

3. Взаимоотношения учителя с учениками

3.1. Он выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Он в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в т. ч. по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Он беспристрастен, одинаково доброжелателен и благосклонен ко всем своим ученикам.

3.4. Требовательность по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5. Педагог выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, ему следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Он справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

3.9. Он обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.10. Педагог не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

3.11. Он не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

4. Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом

4.1. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).

4.2. Их объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

4.3. Он имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.

4.4. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

4.5. Имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги не должны оставаться в стороне.

4.6. Педагог имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на его работу и качество труда.

4.7. Инициатива приветствуется.

4.8. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

4.9. Он в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

5. Взаимоотношения учителя с родителями учеников

5.1. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.

5.2. Педагог консультирует родителей по вопросам образования учеников.

5.3. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.

5.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5.5. На отношения педрабников с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

6. Взаимоотношения учителя с обществом и государством

6.1. Он не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.

6.2. Он старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

6.3. Педагог понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

7. Заключительные положения

7.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что педработник должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе Кодекса учителя и ознакомить педагога с содержанием указанного Кодекса.

7.2. Нарушение положений Кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – профессиональной организацией более высокого уровня.

По материалам пресс-центра Года учителя



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль