Технология сопровождения проблемного ребенка

12857

Проблемный ребенок – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Это проблемы:

  • в обучении;
  • во взаимоотношении со сверстниками;
  • во взаимоотношении с родителями;
  • рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
  • комплексные проблемы.

Их проявлением может быть:

  • нарушение поведения (от замкнутости до агрессии);
  • эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
  • пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины;
  • нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

наверх

Социально-эмоциональные проблемы ребенка

Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, не только высокая или низкая оценка вероятности достижения, не только имеющееся поле выбора, но и наличие у человека устойчивых вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Очевидно, что результат выбора способа разрешения проблемной ситуации (успех или неуспех в конкретной ситуации социального взаимодействия) находит свое отражение в эмоциональной сфере человека.

Соединение "социального" и "эмоционального" в одном понятии подразумевает, что противоречия проявляются как на социальном, так и на эмоциональном уровнях, что субъекту важно их разрешение, но оно не доступно на данном уровне возможностей, что ситуация требует выхода за рамки собственного социального опыта.

Можно говорить о наличии у ребенка социально-эмоциональной проблемы, когда:

  • очевидна проблемная социальная ситуация;
  • носитель проблемы нуждается в помощи;
  • отсутствуют устойчивые варианты поведения в данной ситуации, эффективные способы ее разрешения;
  • проблема порождает негативные эмоциональные переживания.

Результатом решения социально-эмоциональной проблемы будут: оптимизация эмоционального уровня, улучшение социальных отношений и появление нового опыта в преодолении проблем.

наверх

Профилактика возникновения социально-эмоциональных проблем

Очень важна ранняя диагностика и профилактика проблем, которые должны решаться на фоне успешности ребенка в какой-либо сфере деятельности ("педагогика успеха").

Очевидно, что профилактика проблем включает в себя не только задачи предупреждения их возникновения, но также задачи усиления факторов, стимулирующих благоприятное развитие, и нейтрализации воздействия негативных факторов, препятствующих развитию (факторов благополучия и неблагополучия). Среди различного рода проблем особого внимания заслуживают социально-эмоциональные.

Классный руководитель взаимодействует с родителями, учителями-предметниками, сотрудниками ППМС-центра и зам. директора по ОПР (рисунок). Это обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся с социально-эмоциональными проблемами.

Для того чтобы получить более полную информацию по каждому из выявленных учащихся, анализируются анкеты по изучению развития ребенка (заполняют родители при поступлении ребенка в первый класс) (приложение 1) и анкета "Особенности семейного воспитания" (приложение 2). Используя полученные данные, классный руководитель, психолог и социальный педагог разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка. При необходимости привлекаются специалисты внешних организаций.

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:

  • посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами);
  • внеклассную деятельность в школе;
  • экскурсии;
  • посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
  • туристические походы;
  • участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.

Классный руководитель в сотрудничестве с психологом и центром дополнительного образования гимназии оказывает помощь учащимся своего воспитательного класса в досуговом самоопределении.

Другое важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – постоянный контакт со специалистами службы сопровождения и свое­временное обращение в ППМС-центр в случаях:

  • появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правил, агрессия и др.);
  • наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, "уход в себя", эмоциональные "всплески" и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ;
  • кризисных ситуаций в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться в ППМС-центр.

Раз в четверть классный руководитель заполняет диагностическую карту класса (приложение 3), по которой проводится собеседование с сотрудниками ППМС-центра (психологом и социальным педагогом) и разрабатываются программы индивидуального сопровождения по отдельным учащимся.

наверх

Индивидуальное сопровождение проблемного ребенка

Для предупреждения возникновения у учащихся различного рода проблем необходимо тесное сотрудничество школы и семьи. Взаимодействие с родителями ориентировано на оказание помощи их ребенку в решении различного рода проблем (взаимоотношения в семье, учебные затруднения, общение, выбор профильного образования и т. д.).

Основные формы взаимодействия педагога с родителями: участие в проведении совместно со специалистами службы сопровождения консилиумов, круглых столов, дней открытых дверей и т. д.

Технология индивидуального сопровождения проблемного ребенка "7 шагов"

Шаг 1. В чем проблема? (описание проблемной ситуации).

Шаг 2. Проявление и локализация проблемы.

Шаг 3. Сбор и анализ информации.

Шаг 4. Изучение ситуации в семье.

Шаг 5. Разработка плана действий.

Шаг 6. Реализация плана и мониторинг его эффективности.

Шаг 7. Общая оценка эффективности плана сопровождения.

Помощь ребенку в кризисной ситуации необходимо оказать немедленно. При этом очень важно мобилизовать внутренние силы родителей и ребенка, подсказать, в какие районные и городские организации можно обратиться за помощью.

наверх

Алгоритм помощи ученику в кризисной ситуации

1. Всесторонний анализ ситуации.

2. Сбор дополнительной информации (если есть время).

3. Подключение сотрудников ППМС-центра для оказания помощи.

4. Поиск ресурсов для оказания помощи (кто может помочь, какие виды помощи?):

  • внутри семьи;
  • внутри школы;
  • в районе и городе.

5. Оказание помощи с использованием найденных ресурсов.

6. Оценка результативности оказания помощи.

наверх

Программа индивидуального сопровождения ученика 9-го класса 

Программа индивидуального сопровождения ученика 9-го класса Саши

В начале года в класс пришли учащиеся из других школ города. Среди них – круглый отличник Саша.

Мальчик легко влился в коллектив. Он участвует во всех классных мероприятиях, с удовольствием объясняет трудный материал товарищам.

Шаги помощи

Результат работы

1. В чем проблема?

Обозначена проблема: в конце третьей четверти Саша стал пропускать занятия в школе без уважительной причины, хотя первую и вторую четверть окончил на пятерки

2. Проявление и локализация проблемы

Определены проявления проблемы: снижение успеваемости, невыполнение домашнего задания, опоздания

3. Сбор и анализ информации

Из беседы с мальчиком я узнала:

1. До поступления в гимназию № 56 мальчик учился в нескольких школах, т. к. папа выбирал для него достойное образовательное учреждение.

2. Кроме учебы в общеобразовательной школе Саша серьезно занимается музыкой. Он учится в музыкальной школе и играет в оркестре. Это отнимает много времени.

3. В школу Сашу привозит на машине папа, т. к. они далеко живут.

4. Если выполнять качественно все домашние задания, то для общения с приятелями совсем не остается времени, поэтому друзей у него нет.

5. Саша не определился с будущей профессией, поэтому испытывает затруднение с выбором профиля десятого класса.

Из беседы с папой выяснилось, что раньше с Сашей никаких проблем не было. Сын никогда не пропускал школьных занятий без уважительной причины, выполнял требования отца. На первом месте у Саши всегда была учеба, а затем все остальное: общение с друзьями и одноклассниками и т. д. По мнению папы, во всех проблемах сына виноват компьютер (а именно Интернет), за которым Саша проводит слишком много времени, поэтому он запретил ему включать компьютер.

Учителя, с которыми я беседовала, охарактеризовали Сашу как усидчивого, всегда работающего на уроке ученика. Было отмечено, что Саша хорошо владеет пройденным материалом, ему одинаково легко даются предметы технического и гуманитарного курса, но в последнее время были случаи невыполнения домашнего задания по информатике, литературе и английскому языку.

Наблюдения на уроках показали, что Саша умеет рассуждать, уважительно относится к учителям и одноклассникам

4. Изучение ситуации в семье

Семья Саши многодетная. Отец мальчика – военнослужащий, кандидат медицинских наук, мама – домохозяйка, воспитывает четверых детей. Саша старший. Он заботливо относится к младшим, помогает родителям в домашних делах.

Сашин папа окончил школу с золотой медалью, музыкальную школу с отличием, Военно-медицинскую академию с красным дипломом. Он считает, что Саша "должен пойти по его стопам".

Сбор информации (беседа с папой, учителями-предметниками, одноклассниками; наблюдения) и анализ проблемы позволили сделать вывод, что мальчику необходима помощь психолога-профконсультанта для определения дальнейшего жизненного пути. И не менее важной является беседа с папой с целью изменения его отношения к сыну

5. Разработка плана действий

В процессе анализа проблемы на основе полученной информации были сформулированы следующие гипотезы, ориентированные на поиск способов решения проблемы:

1. Анализ проблемы совместно с Сашей; использование алгоритма принятия решения позволит мальчику правильно спланировать время и расставить акценты.

2. Беседа с папой поможет изменить его отношение к сыну.

3. Прохождение тестов по профориентации и беседа с психологом помогут Саше определиться с выбором профильного класса.

4. Организация внеурочного времени, например занятия в театральной студии, помогут Саше найти друзей.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами был разработан следующий план действий:

1. Индивидуальная работа психолога с Сашей, направленная на выявление жизненных целей и ценностей.

2. Ежедневное отслеживание классным руководителем посещаемости Сашей гимназии.

3. Беседа классного руководителя с папой о планировании внеурочного времени ребенка.

4. Беседа психолога с папой об особенностях подросткового возраста.

5. Оказание помощи Саше в выборе занятия в соответствии с его интересами и склонностями

6. Реализация плана и мониторинг его эффективности

Зная, что его посещаемость контролируется, Саша перестал прогуливать занятия, улучшилась его успеваемость. Он определился с выбором профиля десятого класса.

Саша стал посещать театральную студию. Он меньше сидит за компьютером. Круг его общения расширился. У него появились новые друзья.

В процессе взаимодействия с родителями был составлен план действий, нацеленный на создание условий для организации времени после окончания занятий в школе. Родителям было предложено принять участие в тренинге эффективного взаимодействия родителей и детей "Мы и наши дети"

7. Общая оценка эффективности сопровождения

Эффективность программы сопровождения подтверждается беседой с Сашей. Взаимоотношения Саши и папы стали более теплыми и доверительными. Мальчик успешно заканчивает девятый класс гимназии, сдал на отлично экзамены в музыкальной школе. Саша меньше времени проводит за компьютером, занимается в театральной студии, круг его общения расширился

Программа индивидуального сопровождения ученицы 9-го класса Кати

Катя учится в гимназии с 8-го класса. Девочка быстро адаптировалась в новом коллективе. Но с первых же дней пребывания в гимназии у нее возникли проблемы с учебой.

Шаги помощи

Результат работы

1. В чем проблема?

Обозначена проблема: неуспеваемость (первую четверть Катя окончила с двойкой по алгебре)

2. Проявление и локализация проблемы

Определены проявления проблемы: систематические опоздания на уроки, пропуски учебных дней без уважительной причины, грубость в ответ на замечания учителей, неприятие гимназических норм и правил

3. Сбор и анализ информации

Из беседы с Катей я узнала:

1. До нашей гимназии она училась в нескольких школах района (первую половину восьмого класса – в Финляндии).

2. В школу Катю возит на машине мама, хотя живут они недалеко.

3. Никакие кружки и секции девочка не посещает, поэтому после школы проводит много времени с друзьями и за компьютером.

5. Катя считает себя достаточно взрослой (в ноябре 2010 г. ей исполнится 17 лет). Она давно определилась с выбором будущей профессии и хочет стать врачом, как ее дядя – очень известный гинеколог.

6. Она одинаково хорошо относится к обоим родителям и очень переживает из-за их развода.

7. Папа ее ругает за неуспеваемость и пропуски школьных занятий, а мама говорит, что она сама должна думать о своем будущем.

8. Катя понимает, что нельзя пропускать занятия и опаздывать в школу, но по утрам ей очень трудно вставать, т. к. она поздно ложится спать.

9. Домашнее задание, в силу различных причин, выполняет не всегда.

Из беседы с папой выяснилось следующее:

В семье двое детей (брат учится в первом классе гимназии). Начальную школу девочка закончила без троек. Начиная с пятого класса количество троек у Кати с каждым годом увеличивалось. В седьмом классе среди текущих отметок появились двойки по русскому языку, физике и математике. Родители Кати решили перевести ее в другую школу, думая, что там она будет учиться лучше. В плохой успеваемости и вызывающем поведении девочки папа винил маму Кати

4. Изучение ситуации в семье

В октябре родители Кати развелись, но проживали в одной квартире в разных комнатах. При этом Катя жила в одной комнате с мамой, а ее брат – с папой. Сейчас, из-за частых скандалов в семье, папа забрал сына и переехал на съемную квартиру. Катя осталась с мамой.

Мама поздно приходит домой или совсем отсутствует, и девочка предоставлена сама себе. Иногда она ночует у подруг (мама ей разрешает).

Я неоднократно пыталась встретиться с Катиной мамой, но каждый раз она отменяла назначенную встречу, ссылаясь на занятость. На родительские собрания в школу приходил папа.

Из беседы с учителями выяснилось, что предметы гуманитарного цикла Кате даются легко. Если она готова к уроку (а такое бывает очень редко), то отвечает уверенно. Проблемными для девочки являются алгебра, геометрия и физика, т. к. часть материала не усвоена ею из-за пропусков и невыполнения домашнего задания.

Наблюдения на уроках показали, что Катя отвлекается, на математике и физике часто не понимает материал. Нередко опаздывает к началу урока. С учителями, делающими ей замечания, пререкается и ведет себе вызывающе.

Сбор информации (беседа с Катей и ее папой, учителями-предметниками, одноклассниками; наблюдения) и анализ проблемы позволили сделать вывод о том, что девочке необходима помощь кризисной службы и инспектора по опеке и попечительству

5. Разработка плана действий

В процессе анализа проблемы на основе полученной информации были сформулированы следующие гипотезы, ориентированные на поиск способов решения проблемы:

1. Встреча с Катиной мамой и совместный анализ проблемы позволит оказать Кате помощь и поддержку в сложившейся ситуации.

2. Анализ проблемы совместно с Катей позволит ей правильно оценить свои силы и спланировать время.

3. Одноклассники, оказывая помощь Кате по различным предметам, помогут ей справиться с отставанием в учебной программе.

4. Посещение факультативных занятий по алгебре и русскому языку помогут подготовиться к итоговой аттестации в 9-м классе.

5. Папа, осуществляя поддержку во внеурочное время, будет способствовать тому, чтобы девочка поверила в свои силы и предприняла необходимые шаги для изменения положения в школе.

6. Информирование кризисной службы и муниципального образования о ситуации в семье Кати поможет решению проблемы.

7. Приглашение матери Кати на комиссию по делам несовершеннолетних напомнит ей об ответственности за воспитание ребенка.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами был разработан следующий план действий:

1. Индивидуальная работа с Катей. Помощь в планировании.

2. Ежедневное отслеживание классным руководителем посещаемости уроков Катей, ее опозданий. Немедленное сообщение родителям о пропуске занятий.

3. Еженедельный контроль успеваемости классным руководителем, беседа с учителями-предметниками, заполнение Карты наблюдения на уроке (приложение 4).

5. Сообщение информации о Кате и ее семье социальным педагогом в районную кризисную службу, инспектору по опеке и попечительству в муниципальное образование, в комиссию по делам несовершеннолетних.

6. Проведение психолого-педагогического консилиума при участии классного руководителя, сотрудников ППМС-центра гимназии, родителей Кати, представителей кризисной службы и муниципального образования и составление Соглашения о создании и реализации программы индивидуального сопровождения Кати (приложение 5)

6. Реализация плана и мониторинг его эффективности

С целью эффективной помощи Кате в гимназии был проведен психолого-педагогиче­ский консилиум, в котором участвовали классный руководитель, специалисты ППМС-центра гимназии, заместитель директора по ОПР, мама Кати, представитель районной кризисной службы и инспектор по опеке и попечительству муниципального образования.

В результате обсуждения проблемной ситуации в школе было составлено Соглашение о создании и реализации программы индивидуального сопровождения Кати.

В соглашении были прописаны действия каждой из сторон (мамы, гимназии № 56, внешних организаций). Программа сопровождения включала листы учета успеваемости, посещаемости, выполнения домашнего задания.

Буклет "Права и обязанности родителей" напомнил Катиной маме о ее родительских обязанностях.

Приглашение Катиной мамы на комиссию по делам несовершеннолетних напомнило ей об обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей.

Зная, что ее успеваемость и посещаемость отслеживается, Катя перестала пропускать уроки. После бесед с психологом она стала более спокойной, улучшились ее отношения с одноклассниками и учителями

7. Общая оценка эффективности сопровождения

Эффективность программы сопровождения подтверждается беседой с Катей. Девочка общается с папой и братом, часто ходит к ним в гости. Катина мама уделяет дочке больше внимания: проверяет выполнение домашнего задания и посещение дополнительных занятий, отвозит ее в школу на машине, интересуется успеваемостью у учителей. Папа организовал для нее дополнительные занятия по физике и математике.

Катя готовится к сдаче экзаменов в 9 классе и планирует поступать в медицинское училище

наверх

Анкета для родителей

Приложение 1

Уважаемые родители!

Прошу вас рассказать немного о вашем ребенке, чтобы мы смогли вместе обеспечить для него комфортные условия в школе.

Представьтесь, пожалуйста: ___________________________________

___________________________________________________________

Фамилия, имя вашего ребенка: _________________________________

Чем ребенок любит заниматься в свободное время? _______________

___________________________________________________________

В чем его (ее) сильные стороны? _______________________________

___________________________________________________________

Что еще вы хотели бы рассказать о своем ребенке: ________________

___________________________________________________________

Ваши пожелания и предложения классному руководителю: _________

____________________________________________________________

Выскажите, пожалуйста, ваши предложения и пожелания по организации интересной жизни классного коллектива: ______________________________________________________

Спасибо!

наверх

Анкета для изучения особенностей семейного воспитания

Приложение 2

Дата заполнения

Ф.И.О. родителя

Количество детей в семье

Количество членов семьи

Установлен ли для ребенка дома режим дня?

Состояние здоровья ребенка (наличие хронических заболеваний и др.)

Вредные привычки ребенка (если есть)

С кем ребенок проводит большую часть времени дома? Чем чаще всего занимается дома?

Как дома ласково называют ребенка?

Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?

Гуляет ли ребенок после школы?

Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т. д.?

Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка?

Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?

Сколько времени ребенок обычно затрачивает на выполнение домашнего задания?

Оказывают ли ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?

Приложение 3

наверх

Диагностическая карта класса

Ф.И. ребенка

Проблемы поведения

Проблемы в учебе

Социально-эмоциональные проблемы

Проб-
лемы со здоро-
вьем

пропуски
по неува-
жительной причине

опозда-
ния

внешний вид

вызы-
вающее поведение

много "2"
(указать предмет)

снижение успевае-
мости (указать предмет)

не готов к уроку

гипер-
активность

агрессивное поведение

замкнутость, отсутствие контакта с одноклас-
сниками

проблемы в семье

наверх

Карта наблюдения на уроке

Приложение 4

Класс _______ Классный руководитель __________________________

Предмет _____________________________________________________

Учитель _____________________________________________________

Ф.И. ученика(цы)

Внешний вид

Не готов(а) к уроку

Опоздание на урок

Поведение на уроке

Примечания

наверх

Соглашение о создании и реализации программы индивидуального сопровождения ученика(цы)

Приложение 5

Соглашение

о создании и реализации программы индивидуального сопровождения ученика(цы) класса ________________

(Ф.И.)

Данное соглашение составлено с целью эффективной помощи обучающемуся в обеспечении школьной успеваемости.

Участники соглашения:

1. Мама ученика ___________________________________________________

2. Гимназия № 56 (ППМС-центр, классный руководитель, администрация старшей школы)

3. Представитель районной кризисной службы и инспектор по опеке и попечительству муниципального образования.

наверх

Программа помощи ученику

Со стороны гимназии № 56:

организовать дополнительные занятия по профилирующим предметам;

своевременно информировать ребенка и родителей о состоянии успеваемости, пропусках занятий;

обеспечить возможность посещения факультативных занятий.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Подпись _____________________

Со стороны родителей:

обеспечить ребенка необходимыми учебными принадлежностями;

контролировать готовность ребенка к каждому учебному дню;

ежедневно проверять посещаемость уроков в школе и просматривать дневник, ставить свою подпись в конце учебной недели;

контролировать выполнение ребенком домашних заданий в соответствии с записями в дневнике.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Подпись __________________

Со стороны кризисной службы и муниципального образования:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Подпись __________________

Приложения

наверх

Листы учета и контроля

Лист учета и контроля результатов

Мероприятия

Сроки

Участники

Результат

Лист контроля посещения дополнительных консультаций

Предмет

Даты

Что сделано

Лист контроля выполнения домашних заданий

Дата

Предмет

Домашнее задание, его выполнение

Лист контроля пропусков уроков

День недели

Расписание уроков

Пропуск

Опоздание

Причина

 Снегирева Н.В.социальный педагог, классный руководитель гимназии № 56, г. Санкт-Петербург

наверх



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль