Организация групп кратковременного пребывания "Учусь плавать" для детей, не посещающих ДОУ

5715

М.М. Борисова,
канд. пед. наук, доц. кафедры дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО МГПУ Института педагогики и психологии образования, преподаватель методики физического воспитания и развития ребенка ГОУ СПО "Педагогический колледж № 8" г. Москвы

Т.А. Зорина,
руководитель структурного подразделения дошкольного отдела ГОУ «Детский оздоровительно-образовательный центр "Южный"» г. Москвы

Т.И. Бобкова,
старший воспитатель ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2342" г. Москвы

Одна из задач дошкольного образования – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка.

В связи с этим актуальным сегодня является поиск и введение вариативных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм – группы кратковременного пребывания "Учусь плавать" для детей от 2 до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее – группы "Учусь плавать").

Задачи группы "Учусь плавать"

  • всестороннее полноценное развитие детей (физиче­ское, социальное, познавательное, эстетическое, речевое);
  • охрана жизни и здоровья детей, обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка;
  • создание развивающей предметно­пространственной среды и условий для обогащения разнообразной деятельности детей;
  • приобщение родителей (законных представителей) к воспитанию и развитию детей, выработке у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Цель этих групп – обучение детей различным способам плавания и их всестороннее развитие.

Плавание, на наш взгляд, – наиболее гармоничная и "экологичная" физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка. Не перегружая детский организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем.

Сегодня занятия плаванием в группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, очень популярны. Задачи этих занятий – закаливание орга­низма детей, предоставление им возможно­сти научиться плавать, преодолеть чувство страха и боязнь воды. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности организма.

Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищения потовых желез, способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

В группы "Учусь плавать" дети принимаются на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (медицинская карта, форма № 086У).

Функционируют группы по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 ч в день в зависимости от запросов родителей (законных представителей) без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе до 3, 5 ч.

Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования. Их наполняемость зависит от возраста воспитанников:

  • группа детей одного возраста– 20 чел.;
  • группа детей двух возрастов – 20 чел.;
  • группа детей трех возрастов – 10 чел.

Дошкольные образовательные учреждения, имеющие группы "Учусь плавать", руководствуются индивидуальным штатным расписанием: 0,25 ставки из расчета на две группы. В состав специалистов, обеспечивающих работу группы, входят: воспитатель, инструктор по физкультуре и/или воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель, педагог­психолог.

Для обеспечения охраны жизни и здоровья детей в детском саду все педагоги, задействованные в работе группы кратковременного пребывания, должны иметь инструкции по технике безопасности, должностные инструкции и инструкции по охране жизни и здоровья детей по время проведения занятий, в частности в бассейне (приложение 1).

Содержание образовательного процесса в группах "Учусь плавать" определяется образовательной программой дошкольного учреждения, на базе которого они открыты.

Обучение плаванию школьников в группах осуществляется в комплексе с многообразными физкультурно-оздоровительными (физкультурные занятия, динамические паузы, подвижные игры, занятия ЛФК, занятия ритмопластикой и др.) и воспитательно­образовательными (музыкальные занятия, изобразительная деятельность, познавательные занятия и др.) формами. Именно сочетание обучающих мероприятий с занятиями в бассейне и рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

С учетом этого составляется сетка занятий в группе "Учусь плавать". В приложении 2 представлена примерная сетка занятий для детей 3–4 и 5–6 лет. По основным линиям развития (физическая культура, плавательная подготовленность, музыкальное воспитание, изобразительная деятельность) также разрабатываются учебные планы. В качестве примера в приложении 3 представлено планирование плавательной подготовленности воспитанников.

В группах "Учусь плавать" организация обучения зависит от возраста детей и конкретных условий (число детей в группе, размеры бассейна, опыт инструктора по физической культуре). Длительность занятий также определяется возрастом детей, посещающих группу кратковременного пребывания, с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249­03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003.

При организации работы группы "Учусь плавать" большое значение имеет медико-педагогический контроль физического развития воспитанников (наличие листков здоровья, контроль проведения физкультурных занятий и занятий в бассейне). В приложении 4 представлена карта контроля занятий в бассейне группы "Учусь плавать".

Тестирование навыков плавания, уровня физической и двигательной подготовленности, интеллектуального и познавательного развития, проводится, ориентируясь на данные комплексной программы, по которой работает дошкольное учреждение, и возраст детей. В качестве примера в приложении 5 представлена карта оценки плавательной подготовленности детей группы "Учусь плавать" на начало учебного года.

Важно также грамотное взаимодействие с родителями детей, посещающих группу кратковременного пребывания. Для этого используются такие формы работы с родителями, как:

  • родительские собрания для вновь поступающих детей в августе (экскурсия – знакомство с учреждением, общие рекомендации руководителя учреждения, старшего воспитателя, специалистов: педагогов, педагога-психолога, врача, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре) и последующие родительские собрания (1 раз в квартал);
  • индивидуальная беседа с педагогом­психологом: прогноз адаптации в группе, рекомендации, педагогическая коррекция;
  • индивидуальная беседа с медицинской сестрой, врачом (при необходимости);
  • анкетирование родителей;
  • открытый просмотр занятий;
  • социально­психологический тренинг;
  • консультации для родителей;
  • семинары-практикумы, дискуссии, споры;
  • круглый стол (родительский всеобуч);
  • Школа молодой семьи;
  • совместные праздники и развлечения;
  • наглядные методы работы: информационные стенды, ширмы, выставки детских работ, памятки­инструкции, буклеты, радиоэфир, открытые занятия и т. д.

Таким образом, адаптация детей, посещающих группы "Учусь плавать", к новым условиям, успешность их обучения плаванию зависят от того, насколько четко соблюдаются все основные требования к ее организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно­гигиенические правила и эффективно строится взаимодействие с родителями дошкольников.

Приложение 1

Примерная инструкция
по организации охраны жизни и здоровья детей
в детском саду на занятиях в бассейне

Воспитатель ставит в известность медицинскую сестру и инструктора по физкультуре о количестве детей в группе. Медицинская сестра проводит в группе осмотр детей (кожа, волосы).

В бассейн детей приводит медицинская сестра и помощник воспитателя.

Дети раздеваются в раздевалке и вешают вещи на крючок, надевают резиновую шапочку, берут купальные принадлежности и вместе с помощником воспитателя идут в душевую.

Под душем дети проводят гигиенические процедуры, надевают купальники, плавки, им помогает медицинская сестра и помощник воспитателя, входят по дорожке в помещение бассейна.

Обязательно наличие обходной дорожки по периметру ванны от 60 до 80 см и дорожки в душевой комнате – 1,5 м.

Инструктор проводит с детьми упражнения на суше, медицинская сестра помогает ему.

После упражнений дети по очереди подходят к лестнице и спиной спускаются в воду, держась двумя руками за поручень. Медицинская сестра и помощник воспитателя страхуют детей, инструктор находится в воде.

В воде инструктор проводит занятие. Медицинская сестра находится у края бассейна для подстраховки детей.

После занятия медицинская сестра и инструктор страхуют выход детей из воды. Дети выходят из воды лицом к лестнице, держась за поручень двумя руками, входят в душевую.

В душевой дети снимают купальные принадлежности и кладут в свой мешочек, принимают гигиенический душ. Помощник воспитателя находится рядом, помогает при необходимости.

Инструктор, медицинская сестра и помощник воспитателя помогают детям вытереться полотенцем, надеть халат, высушить волосы под сушуаром.

Помощник воспитателя помогает собрать вещи в личный мешок и сопровождает детей в группу.

Приложение 2

Примерная сетка занятий группы кратковременного пребывания
"Учусь плавать"

Группа для детей от 3 до 4 лет

Группа для детей от 5 до 6 лет

Время

Занятия

Время

Занятия

Понедельник

10.10–10.35

Настольные игры, интеллектуальные игры

10.10–10.35

Занятие по ИЗО

10.35–10.45

Подвижные игры

10.35–10.45

Подготовка к занятию по физкультуре

10.45–11.00

Занятие по ИЗО

10.45–11.10

Физкультурное занятие

11.00–11.20

Подготовка к физкультурному занятию

11.10–11.35

Чтение книг, игры и др. – освоение ребенком социального опыта. Общение со сверстниками и взрослыми

11.20–11.35

Физкультурное занятие

11.35–11.50

Медицинский осмотр детей, подготовка к занятию по плаванию

11.35–11.45

Переодевание после физкультурного занятия

11.50–11.55

Разминка на суше. Упражнения: общеразвивающие, дыхательные, на укрепление осанки и подготовительные плавательные

11.45–12.10

Игры, чтение книги и др. – освоение ребенком социального опыта. Общение со сверстниками и взрослыми

11.55–12.00

Водные гигиенические процедуры

12.10–12.20

Медицинский осмотр детей, подготовка к занятию по плаванию

11.55–12.20

Занятия в воде. Разминка в воде. Упражнения для обучения плаванию. Игры в воде. Восстанавливающие упражнения

12.20–12.25

Разминка на суше. Упражнения: общеразвивающие, дыхательные, на укрепление осанки и подготовительные плавательные

12.20–12.25

Выход из воды, водные гигиенические процедуры

12.25–12.30

Водные гигиенические процедуры

12.25–12.35

Отдых после занятий. Сушка волос

12.30–12.45

Занятия в воде. Разминка в воде. Упражнения для обучения плаванию. Игры в воде

12.35–13.00

Свободное общение

12.45–13.00

Выход из воды, водные гигиенические процедуры

Среда

10.10–10.30

Настольные игры, рисование и др.

10.10–10.35

Физкультурное занятие

10.30–10.40

Подготовка к физкультурному занятию

10.35–10.45

Подготовка к музыкальному занятию

10.40–10.55

Физкультурное занятие

10.45–11.10

Музыкальное занятие

10.55–11.15

Переодевание после физкультурного занятия, подготовка к музыкальному занятию

11.10–11.35

Занятие по ИЗО

11.15–11.30

Музыкальное занятие

11.35–11.50

Медицинский осмотр детей, подготовка к занятию по плаванию

11.30–12.10

Игры, чтение книги и др. – освоение ребенком социального опыта. Общение со сверстниками и взрослыми

11.50–11.55

Разминка на суше. Упражнения: общеразвивающие, дыхательные, на укрепление осанки и подготовительные плавательные

12.10–12.20

Медицинский осмотр детей, подготовка к занятию по плаванию

11.55–12.00

Водные гигиенические процедуры

12.20–12.25

Разминка на суше. Упражнения: общеразвивающие, дыхательные, на укрепление осанки и подготовительные плавательные

12.00–12.25

Занятия в воде. Разминка в воде. Упражнения для обучения плаванию. Игры в воде. Восстанавливающие упражнения

12.25–12.30

Водные гигиенические процедуры

12.25–12.30

Выход из воды, водные гигиениче­ские процедуры

12.30–12.45

Занятия в воде. Разминка в воде. Упражнения для обучения плаванию. Игры в воде

12.30–12.40

Отдых после занятий. Сушка волос

12.45–13.00

Выход из воды, водные гигиенические процедуры

12.40–13.00

Свободное общение

Пятница

10.10–10.35

Занятия с педагогом­психологом

10.10–10.35

Музыкальное занятие

10.35–10.40

Подвижные игры

10.35–11.10

Свободное общение, игры

10.40–10.55

Музыкальное занятие

11.10–11.35

Занятия с педагогом­психологом

10.55–11.10

Подвижные игры

11.35–11.45

Подвижная игра

11.10–11.30

Занятие по ИЗО

11.45–12.10

Занятие по ИЗО

11.30–12.00

Игры, чтение книги и др. – освоение ребенком социального опыта. Общение со сверстниками и взрослыми

12.10–13.00

Игры, чтение книг, свободное общение

12.00 – 13.00

Свободное общение

Примечание. Приход детей в детский сад в 10.00.

Приложение 3

Планирование плавательной подготовленности детей, посещающих группу
"Учусь плавать"

Наименование упражнений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Упражнения на суше

Упражнения для освоения с водой

+

+

+

+

+

Упражнения в воде:дыхательные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

спады в воду из различных положений

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ныряние в длину

+

+

+

+

плавание в одежде

+

+

+

+

Контрольные занятия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Игры и эстафеты на воде

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Праздник на воде, соревнования

+

+

Приложение 4

Карта контроля занятий в бассейне группы "Учусь плавать"

Дата

Группа

Фамилия, имя, отчество инструктора по плаванию

Гигиенические условия помещения бассейна

Соблюдение требований инструкций по охране жизни

Температура воды

Температура воздуха в бассейне

Система проветривания

Документация медицинской сестры бассейна

Знакомство детей с правилами поведения в душе, бассейне

Подготовка детей к занятию

Наличие купальных принадлежностей

Выполнение гигиенических правил

Разминка перед занятием

Осмотр медицинской сестрой

Организация занятий в бассейне

Взаимодействие сотрудников

Длительность занятия

Форма организации занятий

Приложение 5

Карта оценки плавательной подготовленности детей группы
"Учусь плавать" на начало учебного года

Фамилия, имя
ребенка

Упражнения

Вдох – выдох
в воду
(10 раз)

Поплавок

Звездочка

Погружение в воду
с открытыми
глазами

Скольжение

Плавание
с доской в руках

Плавание

на спине

на груди

на груди
с работой ног

на спине с работой ног

на груди

на спине

на груди (любым способом)

на спине

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" >>

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль