Организация групп кратковременного пребывания "Учусь плавать" для детей, не посещающих ДОУ

5730

М.М. Борисова,
канд. пед. наук, доц. кафедры дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО МГПУ Института педагогики и психологии образования, преподаватель методики физического воспитания и развития ребенка ГОУ СПО "Педагогический колледж № 8" г. Москвы

Т.А. Зорина,
руководитель структурного подразделения дошкольного отдела ГОУ «Детский оздоровительно-образовательный центр "Южный"» г. Москвы

Т.И. Бобкова,
старший воспитатель ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2342" г. Москвы

Одна из задач дошкольного образования – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка.

В связи с этим актуальным сегодня является поиск и введение вариативных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм – группы кратковременного пребывания "Учусь плавать" для детей от 2 до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее – группы "Учусь плавать").

Задачи группы "Учусь плавать"

  • всестороннее полноценное развитие детей (физиче­ское, социальное, познавательное, эстетическое, речевое);
  • охрана жизни и здоровья детей, обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка;
  • создание развивающей предметно­пространственной среды и условий для обогащения разнообразной деятельности детей;
  • приобщение родителей (законных представителей) к воспитанию и развитию детей, выработке у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Цель этих групп – обучение детей различным способам плавания и их всестороннее развитие.

Плавание, на наш взгляд, – наиболее гармоничная и "экологичная" физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка. Не перегружая детский организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем.

Сегодня занятия плаванием в группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, очень популярны. Задачи этих занятий – закаливание орга­низма детей, предоставление им возможно­сти научиться плавать, преодолеть чувство страха и боязнь воды. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности организма.

Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищения потовых желез, способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

В группы "Учусь плавать" дети принимаются на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (медицинская карта, форма № 086У).

Функционируют группы по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 ч в день в зависимости от запросов родителей (законных представителей) без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе до 3, 5 ч.

Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования. Их наполняемость зависит от возраста воспитанников:

  • группа детей одного возраста– 20 чел.;
  • группа детей двух возрастов – 20 чел.;
  • группа детей трех возрастов – 10 чел.

Дошкольные образовательные учреждения, имеющие группы "Учусь плавать", руководствуются индивидуальным штатным расписанием: 0,25 ставки из расчета на две группы. В состав специалистов, обеспечивающих работу группы, входят: воспитатель, инструктор по физкультуре и/или воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель, педагог­психолог.

Для обеспечения охраны жизни и здоровья детей в детском саду все педагоги, задействованные в работе группы кратковременного пребывания, должны иметь инструкции по технике безопасности, должностные инструкции и инструкции по охране жизни и здоровья детей по время проведения занятий, в частности в бассейне (приложение 1).

Содержание образовательного процесса в группах "Учусь плавать" определяется образовательной программой дошкольного учреждения, на базе которого они открыты.

Обучение плаванию школьников в группах осуществляется в комплексе с многообразными физкультурно-оздоровительными (физкультурные занятия, динамические паузы, подвижные игры, занятия ЛФК, занятия ритмопластикой и др.) и воспитательно­образовательными (музыкальные занятия, изобразительная деятельность, познавательные занятия и др.) формами. Именно сочетание обучающих мероприятий с занятиями в бассейне и рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

С учетом этого составляется сетка занятий в группе "Учусь плавать". В приложении 2 представлена примерная сетка занятий для детей 3–4 и 5–6 лет. По основным линиям развития (физическая культура, плавательная подготовленность, музыкальное воспитание, изобразительная деятельность) также разрабатываются учебные планы. В качестве примера в приложении 3 представлено планирование плавательной подготовленности воспитанников.

В группах "Учусь плавать" организация обучения зависит от возраста детей и конкретных условий (число детей в группе, размеры бассейна, опыт инструктора по физической культуре). Длительность занятий также определяется возрастом детей, посещающих группу кратковременного пребывания, с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249­03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003.

При организации работы группы "Учусь плавать" большое значение имеет медико-педагогический контроль физического развития воспитанников (наличие листков здоровья, контроль проведения физкультурных занятий и занятий в бассейне). В приложении 4 представлена карта контроля занятий в бассейне группы "Учусь плавать".

Тестирование навыков плавания, уровня физической и двигательной подготовленности, интеллектуального и познавательного развития, проводится, ориентируясь на данные комплексной программы, по которой работает дошкольное учреждение, и возраст детей. В качестве примера в приложении 5 представлена карта оценки плавательной подготовленности детей группы "Учусь плавать" на начало учебного года.

Важно также грамотное взаимодействие с родителями детей, посещающих группу кратковременного пребывания. Для этого используются такие формы работы с родителями, как:

  • родительские собрания для вновь поступающих детей в августе (экскурсия – знакомство с учреждением, общие рекомендации руководителя учреждения, старшего воспитателя, специалистов: педагогов, педагога-психолога, врача, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре) и последующие родительские собрания (1 раз в квартал);
  • индивидуальная беседа с педагогом­психологом: прогноз адаптации в группе, рекомендации, педагогическая коррекция;
  • индивидуальная беседа с медицинской сестрой, врачом (при необходимости);
  • анкетирование родителей;
  • открытый просмотр занятий;
  • социально­психологический тренинг;
  • консультации для родителей;
  • семинары-практикумы, дискуссии, споры;
  • круглый стол (родительский всеобуч);
  • Школа молодой семьи;
  • совместные праздники и развлечения;
  • наглядные методы работы: информационные стенды, ширмы, выставки детских работ, памятки­инструкции, буклеты, радиоэфир, открытые занятия и т. д.

Таким образом, адаптация детей, посещающих группы "Учусь плавать", к новым условиям, успешность их обучения плаванию зависят от того, насколько четко соблюдаются все основные требования к ее организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно­гигиенические правила и эффективно строится взаимодействие с родителями дошкольников.

Приложение 1

Примерная инструкция
по организации охраны жизни и здоровья детей
в детском саду на занятиях в бассейне

Воспитатель ставит в известность медицинскую сестру и инструктора по физкультуре о количестве детей в группе. Медицинская сестра проводит в группе осмотр детей (кожа, волосы).

В бассейн детей приводит медицинская сестра и помощник воспитателя.

Дети раздеваются в раздевалке и вешают вещи на крючок, надевают резиновую шапочку, берут купальные принадлежности и вместе с помощником воспитателя идут в душевую.

Под душем дети проводят гигиенические процедуры, надевают купальники, плавки, им помогает медицинская сестра и помощник воспитателя, входят по дорожке в помещение бассейна.

Обязательно наличие обходной дорожки по периметру ванны от 60 до 80 см и дорожки в душевой комнате – 1,5 м.

Инструктор проводит с детьми упражнения на суше, медицинская сестра помогает ему.

После упражнений дети по очереди подходят к лестнице и спиной спускаются в воду, держась двумя руками за поручень. Медицинская сестра и помощник воспитателя страхуют детей, инструктор находится в воде.

В воде инструктор проводит занятие. Медицинская сестра находится у края бассейна для подстраховки детей.

После занятия медицинская сестра и инструктор страхуют выход детей из воды. Дети выходят из воды лицом к лестнице, держась за поручень двумя руками, входят в душевую.

В душевой дети снимают купальные принадлежности и кладут в свой мешочек, принимают гигиенический душ. Помощник воспитателя находится рядом, помогает при необходимости.

Инструктор, медицинская сестра и помощник воспитателя помогают детям вытереться полотенцем, надеть халат, высушить волосы под сушуаром.

Помощник воспитателя помогает собрать вещи в личный мешок и сопровождает детей в группу.

Приложение 2

Примерная сетка занятий группы кратковременного пребывания
"Учусь плавать"

Группа для детей от 3 до 4 лет

Группа для детей от 5 до 6 лет

Время

Занятия

Время

Занятия

Понедельник

10.10–10.35

Настольные игры, интеллектуальные игры

10.10–10.35

Занятие по ИЗО

10.35–10.45

Подвижные игры

10.35–10.45

Подготовка к занятию по физкультуре

10.45–11.00

Занятие по ИЗО

10.45–11.10

Физкультурное занятие

11.00–11.20

Подготовка к физкультурному занятию

11.10–11.35

Чтение книг, игры и др. – освоение ребенком социального опыта. Общение со сверстниками и взрослыми

11.20–11.35

Физкультурное занятие

11.35–11.50

Медицинский осмотр детей, подготовка к занятию по плаванию

11.35–11.45

Переодевание после физкультурного занятия

11.50–11.55

Разминка на суше. Упражнения: общеразвивающие, дыхательные, на укрепление осанки и подготовительные плавательные

11.45–12.10

Игры, чтение книги и др. – освоение ребенком социального опыта. Общение со сверстниками и взрослыми

11.55–12.00

Водные гигиенические процедуры

12.10–12.20

Медицинский осмотр детей, подготовка к занятию по плаванию

11.55–12.20

Занятия в воде. Разминка в воде. Упражнения для обучения плаванию. Игры в воде. Восстанавливающие упражнения

12.20–12.25

Разминка на суше. Упражнения: общеразвивающие, дыхательные, на укрепление осанки и подготовительные плавательные

12.20–12.25

Выход из воды, водные гигиенические процедуры

12.25–12.30

Водные гигиенические процедуры

12.25–12.35

Отдых после занятий. Сушка волос

12.30–12.45

Занятия в воде. Разминка в воде. Упражнения для обучения плаванию. Игры в воде

12.35–13.00

Свободное общение

12.45–13.00

Выход из воды, водные гигиенические процедуры

Среда

10.10–10.30

Настольные игры, рисование и др.

10.10–10.35

Физкультурное занятие

10.30–10.40

Подготовка к физкультурному занятию

10.35–10.45

Подготовка к музыкальному занятию

10.40–10.55

Физкультурное занятие

10.45–11.10

Музыкальное занятие

10.55–11.15

Переодевание после физкультурного занятия, подготовка к музыкальному занятию

11.10–11.35

Занятие по ИЗО

11.15–11.30

Музыкальное занятие

11.35–11.50

Медицинский осмотр детей, подготовка к занятию по плаванию

11.30–12.10

Игры, чтение книги и др. – освоение ребенком социального опыта. Общение со сверстниками и взрослыми

11.50–11.55

Разминка на суше. Упражнения: общеразвивающие, дыхательные, на укрепление осанки и подготовительные плавательные

12.10–12.20

Медицинский осмотр детей, подготовка к занятию по плаванию

11.55–12.00

Водные гигиенические процедуры

12.20–12.25

Разминка на суше. Упражнения: общеразвивающие, дыхательные, на укрепление осанки и подготовительные плавательные

12.00–12.25

Занятия в воде. Разминка в воде. Упражнения для обучения плаванию. Игры в воде. Восстанавливающие упражнения

12.25–12.30

Водные гигиенические процедуры

12.25–12.30

Выход из воды, водные гигиениче­ские процедуры

12.30–12.45

Занятия в воде. Разминка в воде. Упражнения для обучения плаванию. Игры в воде

12.30–12.40

Отдых после занятий. Сушка волос

12.45–13.00

Выход из воды, водные гигиенические процедуры

12.40–13.00

Свободное общение

Пятница

10.10–10.35

Занятия с педагогом­психологом

10.10–10.35

Музыкальное занятие

10.35–10.40

Подвижные игры

10.35–11.10

Свободное общение, игры

10.40–10.55

Музыкальное занятие

11.10–11.35

Занятия с педагогом­психологом

10.55–11.10

Подвижные игры

11.35–11.45

Подвижная игра

11.10–11.30

Занятие по ИЗО

11.45–12.10

Занятие по ИЗО

11.30–12.00

Игры, чтение книги и др. – освоение ребенком социального опыта. Общение со сверстниками и взрослыми

12.10–13.00

Игры, чтение книг, свободное общение

12.00 – 13.00

Свободное общение

Примечание. Приход детей в детский сад в 10.00.

Приложение 3

Планирование плавательной подготовленности детей, посещающих группу
"Учусь плавать"

Наименование упражнений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Упражнения на суше

Упражнения для освоения с водой

+

+

+

+

+

Упражнения в воде:дыхательные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

спады в воду из различных положений

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ныряние в длину

+

+

+

+

плавание в одежде

+

+

+

+

Контрольные занятия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Игры и эстафеты на воде

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Праздник на воде, соревнования

+

+

Приложение 4

Карта контроля занятий в бассейне группы "Учусь плавать"

Дата

Группа

Фамилия, имя, отчество инструктора по плаванию

Гигиенические условия помещения бассейна

Соблюдение требований инструкций по охране жизни

Температура воды

Температура воздуха в бассейне

Система проветривания

Документация медицинской сестры бассейна

Знакомство детей с правилами поведения в душе, бассейне

Подготовка детей к занятию

Наличие купальных принадлежностей

Выполнение гигиенических правил

Разминка перед занятием

Осмотр медицинской сестрой

Организация занятий в бассейне

Взаимодействие сотрудников

Длительность занятия

Форма организации занятий

Приложение 5

Карта оценки плавательной подготовленности детей группы
"Учусь плавать" на начало учебного года

Фамилия, имя
ребенка

Упражнения

Вдох – выдох
в воду
(10 раз)

Поплавок

Звездочка

Погружение в воду
с открытыми
глазами

Скольжение

Плавание
с доской в руках

Плавание

на спине

на груди

на груди
с работой ног

на спине с работой ног

на груди

на спине

на груди (любым способом)

на спине

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" >>

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль