Воспитательная программа "Шаги к успеху"

4332

Цели и задачи программы "Шаги к успеху"

Программа "Шаги к успеху" является логическим продолжением программы "Секреты успешной учебы" и предполагает активизацию внутренних ресурсов подростка с целью формирования у него мировоззрения успешного человека.

Программа "Шаги к успеху" базируется на основных принципах педагогики успеха (концепция д-ра пед. наук Е.И. Казаковой) и гуманистической психологии.

Программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения, работе центра ППМС в школе и предполагает взаимодействие:

  • учеников 9–11-х классов;
  • педагогов-предметников и классного руководителя;
  • родителей;
  • специалиста ППМС-центра (психолога).

Цель программы: формирование успешной личности.

Образовательные задачи:

Воспитательные и развивающие задачи:

  • формирование и развитие у учащихся умений и навыков планирования и организации учебной и учебно-исследовательской деятельности;
  • развитие рефлексии;
  • формирование позитивной самооценки;
  • формирование навыков оценивания результатов собственного труда;
  • повышение внутренней мотивации.

Программа может быть использована педагогами-психологами, учителями, классными руководителями для индивидуальной или групповой работы с учениками 9–11-х классов. Занятия по программе могут быть включены в курс "Основы учебно-исследовательской деятельности", в курс основных учебных предметов, а также могут проводиться в рамках элективного курса или на классных часах во внеурочное время.

Основным инструментом данной программы является портфолио старшеклассника, в котором не только фиксируются его достижения, но и отражается весь его путь к успеху в учебе, общении, личностном развитии.

наверх

Структура и содержание программы

Программа ориентирована на учащихся основной массовой школы, гимназии или лицея. Для применения ее в образовательных учреждений других видов требуется серьезная переработка и адаптация к возможностям и потребностям учащихся.

Программа "Шаги к успеху" предполагает проведение 14 занятий в течение учебного года и реализуется по нескольким направлениям.

1. "Формула успеха, постановка целей и планирование" (3 ч):

  • Введение: цели и задачи занятий по программе, структура занятий.
  • Что такое успех? Отличие успеха от достижения. В чем человек может почувствовать себя успешным?
  • Постановка цели. Планирование. Приоритеты. План действий.
  • Баланс личных успехов и неудач.

2. "Успех в учебе" (4 ч):

  • Дифференцированный подход к обучению. Ранжирование учебных предметов. Учебные результаты. Разработка стратегии успешной учебы.
  • Самоконтроль. Эффективная организация учебного труда. Алгоритмы выполнения разных видов работ (работа с книгой, как заучивать текст и др.). Предметное портфолио. Подготовка доклада, реферата. Возможности библиотеки и медиатеки.

3. "Я и другие, или Как добиться успеха в общении" (4 ч):

  • Мой психологический портрет. Что я знаю о себе: мои личностные и возрастные особенности. Тест "Способности к общению и саморегуляции".
  • Процесс социального взаимодействия. Предупреждение и преодоление проблем. Разработка алгоритмов поведения в разных ситуациях социального взаимодействия. Самопрезентация. Предупреждение проблем: умение разрешать конфликты, управление эмоциями, умение говорить "нет".

4. "Успех на экзамене" (3 ч):

  • Устный экзамен. ЕГЭ. Тренинг уверенности в себе. Подведение итогов.
  • Данные модули могут быть реализованы как самостоятельные программы, их можно переставлять местами в зависимости от запроса учеников, классных руководителей, учителей и родителей.
  • На каждом занятии ученику предлагается соответствующая страничка портфолио, работая с которой он осознает свои цели, учится планировать деятельность, успешно усваивать знания и общаться, а также имеет возможность посмотреть на себя как бы со стороны, осознать и принять личностные особенности, увидеть свои преимущества.

Деятельность учащегося в рамках каждого модуля включает в себя:

  • ознакомление с теоретическим материалом;
  • работу с портфолио;
  • рефлексию, самооценивание и самоконтроль.

наверх

Этапы реализации программы

1. Подготовительный. На этом этапе проводятся встречи психолога с классным руководителем с целью определения места и времени работы по программе. Психолог вместе с классным руководителем готовит раздаточный и диагностический материал, обеспечивает наличие технических средств, составляет план, расписание занятий с учащимися.

2. Информационно-диагностический. Информационный этап (ознакомительный) включает в себя серию занятий, в ходе которых представляются цели программы, ее структура. Ученики знакомятся с инструментами программы (портфолио, буклеты).

3. Практический этап предполагает работу с портфолио.

4. Обобщающий. На данном этапе подводятся итоги работы по программе, включающие рефлексию, итоговое самооценивание и взаимную презентацию портфолио.

Соблюдение этических норм обеспечивается выполнением положений Кодекса профессиональной этики психолога и Устава образовательного учреждения, в котором закреплены основные права и обязанности всех субъектов образовательного процесса (табл. 1), в рамках которого реализуется данная программа.

Необходимые ресурсы для реализации программы в школе:

  • наличие в образовательном учреждении психолога или педагога (например, классного руководителя), владеющего методиками и технологиями работы по данной программе;
  • учебные и методические материалы: портфолио "Шаги к успеху", методические рекомендации для педагога;
  • канцелярские товары: папки для ведения портфолио, ручки, фломастеры и др.;
  • технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, аудиозаписи с различными звуками природы (для проведения релаксационных пауз во время занятий), телевизор, видеомагнитофон.

наверх

Права и обязанности участников образовательного процесса

Таблица 1

Участники образовательного процесса

Сфера ответственности. Права и обязанности

Ученики

Выполнение заданий на занятиях в рамках программы.

Применение полученных знаний и навыков на уроках и при выполнении домашней работы.

Ведение портфолио.

Уважительное отношение к одноклассникам и педагогу. Уважение к себе

Родители

Обеспечение применения ребенком полученных знаний и навыков.

Эмоциональный комфорт и психологическая безопасность

Классный руководитель

Организация пространства и времени для проведения занятий.

Организация и координация взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в ходе реализации программы.

Право на участие в занятиях по программе

Психолог

Реализация программы, ее результативность.

Обеспечение эмоционального комфорта и психологической безопасности

Ниже в качестве примера представлены алгоритмы и памятки, используемые на занятиях в рамках модуля "Успех в учебе".

Дополнительные материалы:

Памятка учащемуся для подготовки опорного конспекта

Памятка учащемуся для подготовки доклада или реферата

Правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ

Памятка учащемуся "Как лучше усвоить изучаемый материал" и  "Как лучше запомнить изучаемый материал"

Предметное портфолио учащегося

Памятка учащемуся "Приемы самоконтроля"

План рецензии на устный ответ

Е.В. Меттус, канд. пед. наук, рук. психолого-педагогического медико-социального центра гимназии № 56, г. Санкт-Петербург;
О.С. Турта, педагог-психолог психолого-педагогического медико-социального центра гимназии № 56, г. Санкт-Петербург 

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль