Программа методической работы ОУ

12179

Общеобразовательный лицей "Перспектива" – инновационное ОУ, в котором образование ориентировано на прогноз будущего (на перспективу). Педагоги и учащиеся лицея – активные участники и победители конкурсов в рамках Форума Гражданских инициатив, Красноярского Социального форума, Красноярского молодежного форума. С 2006 г. общая сумма грантов на реализацию проектов составила более 10 млн рублей. Предлагаем ознакомиться с локальными актами по организации методической работы в лицее.

наверх

Принципы методической работы

Методическая работа лицея строится на принципах открытости, партнерства, продуктивности.

Принцип открытости заключается:

  • в сетевом взаимодействии по вертикали с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – ИПК и ППРО), Красноярским информационно-методическим центром (далее – КИМЦ), Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева (далее – КГПУ им. В.П. Астафьева) и Сибирским Федеральным университетом;
  • сетевом взаимодействии по горизонтали с ОУ г. Красноярска и Красноярского края;
  • свободном доступе к разноуровневым образовательным ресурсам Интернета.

Принцип партнерства означает взаимодействие с местным общественным фондом развития лицея, советом лицея, советом старшеклассников, ИПК и ППРО, КИМЦ и др. общественными организациями и учреждениями для организации внешней независимой экспертизы результатов работы педагогов ОУ.

Принцип продуктивности предполагает:

  • единое образовательное пространство, которое мотивирует педагога повышать профессиональный уровень;
  • востребованный образовательный результат;
  • высокое качество обученности учащихся.

наверх

Тема, цели и задачи методической работы

Тема методической работы лицея на 2010–2011 уч. г. – "Компетентностное обучение как ресурс качественного образования".

Цели методической работы:

  • обновление педагогической системы учителя на основе выделения сущности его опыта в области компетентностного обучения;
  • повышение качества образования и успешности учащихся через активное использование ресурса компетентностного обучения.

Задачи методической работы:

  • создать единое образовательное пространство для профессионального развития педагогов;
  • внедрить модуль компетентностного обучения в начальной школе;
  • создать систему модулей компетентностного обучения в средней и старшей школе;
  • разработать программно-методическое обеспечение компетентностного обучения.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса должно быть представлено рабочими программами, направленными не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие компетенций. Рабочие программы по учебным предметам рассматриваются на заседаниях кафедр (положение о кафедрах приведено в приложении 1) с учетом современных требований и утверждаются директором лицея.

наверх

Направления методической работы

Методическая работа в лицее проводится по следующим направлениям:

  • создание экспериментальной группы педагогов, внедряющих компетентностное обучение, и контрольной группы классов (параллели);
  • определение четких критериев качества образования;
  • изучение основ компетентностного подхода в обучении путем проведения педсоветов, теоретических семинаров и практикумов в экспериментальных группах педагогов и на кафедрах;
  • разработка критериев урока (занятия) компетентностного обучения и системы мониторинга;
  • внедрение единой шкалы оценки урока с позиций компетентностного обучения, обучение управленцев заполнению "формы анализа урока" (приложение 2);
  • сопоставительный анализ уроков (занятий), результатов независимого (внешнего) тестирования учащихся, выполняющих компетентностно-ориентированные задания в экспериментальных группах и учащихся, не участвующих в эксперименте с целью определения эффективности компетентностного обучения и проблем продвижения проекта (в соответствии с программой внутришкольного контроля);
  • проведение на заседаниях кафедр мини-семинаров по проблемам внедрения компетентностного обучения;
  • подведение промежуточных итогов работы экспериментальных групп (педсовет, круглый стол, педагогическая мастерская кафедры, творческий отчет, презентация опыта в рамках мастер-классов и др.);
  • включение программы мониторинга и экспертизы компетентностного обучения в программу инспектирования и экспертизы образовательного процесса в лицее.

наверх

Диагностика профессионального уровня педагогов

Введение компетентностного обучения в образовательный процесс предполагает диагностику профессионального уровня педагогов, задачи которой состоят в следующем:

  • понять особенности содержания деятельности каждого педагога в рамках программы методической работы;
  • определить цель деятельности кафедр.

Основные параметры диагностики:

  • система работы по повышению качества образования учащихся (ЗУНы, компетентности, надпредметные понятия, социальный опыт);
  • эффективность внедрения современных технологий, в т. ч. технологий компетентностного обучения;
  • инновационная деятельность;
  • исследовательские умения;
  • теоретико-методологическая подготовка.

Итоги диагностики обсуждаются на научно-методическом совете (далее – НМС), с педагогами проводится собеседование.

наверх

Индивидуальная работа учителя по теме исследования

Индивидуальные темы педагогического исследования определяются на заседаниях предметных кафедр. Работа учителя по теме исследования (эксперимента) предполагает выполнение следующих этапов:

  • разработка примерной тематики исследования;
  • выбор темы и комплекса промежуточных заданий;
  • формулирование итогового задания с последующим уточнением;
  • определение тематики открытых и экспериментальных уроков.

Заведующий предметной кафедрой встраивает индивидуальную работу (экспериментальную, исследовательскую) педагога в методическую тему кафедры, оказывает поддержку по внедрению достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в процесс обучения учащихся. Программа работы предметной кафедры составляется на основе комплексной программы методической работы лицея. Примеры программ работы кафедр филологии, математики и физики приведены в приложениях 3, 4.

наверх

Методические мероприятия для профессионального развития педагогов

В рамках создания единого образовательного пространства для профессионального развития педагогов проводятся следующие мероприятия:

  • научно-методическая конференция (педагоги высшей квалификационной категории представляют свой опыт) – с целью преобразования отдельных экспериментов в совокупный инновационный опыт;
  • научно-практическая конференция, участники которой (педагоги второй квалификационной категории и педагоги, не имеющие квалификационной категории) представляют проекты работы по методической теме;
  • научно-методический семинар с приглашением специалистов КИМЦ, ИПК и ППРО, в рамках которого определяется проблематика работы кафедр по единой методической теме, предлагаются пути решения проблем;
  • творческие отчеты педагогов на заседаниях кафедр по темам экспериментальной (исследовательской) работы;
  • педсовет по теме "Анализ внедрения результатов экспериментальной работы в образовательный процесс";
  • итоговая методическая конференция, на которой выделяется новая проблема, планируется методическая работа на следующий учебный год.

Материалы конференции публикуются. Педагогический опыт оформляется в систему и внедряется в образовательный процесс.

наверх

Наставничество

Наставничество призвано обеспечивать методическую поддержку молодых специалистов, вовлекать их в работу предметной кафедры, поощрять участие в профессиональных конкурсах и др. Работа с молодыми специалистами на кафедрах проводится по образцу плана, представленного в таблице.

Мероприятия

Сроки

Определение наставников

Сентябрь

Посещение уроков молодого специалиста наставником, заведующим кафедрой и методистом с целью анализа и выдачи рекомендаций

Два раза в месяц в течение первого полугодия

Оформление методических рекомендаций для молодого специалиста (по итогам посещения занятий)

В течение года

Вовлечение молодого специалиста в методические мероприятия кафедры

В течение года

Проведение консультаций для молодого специалиста по темам:

  • основные методы построения урока;
  • отбор содержания урока;
  • определение структуры урока

В течение года по мере необходимости

Помощь молодому специалисту в работе с нормативными документами:

  • оформление тематического планирования по учебному предмету;
  • ведение классного журнала;
  • проверка тетрадей обучающихся

В течение года по мере необходимости

Анализ и оформление результатов работы с молодым специалистом

До 19 мая

наверх

Образовательный результат

Планируемые результаты работы (образовательный продукт) по данной методической теме:

  • коллективный педагогический опыт, преобразованный в инновационную систему;
  • положительная динамика качества обученности учащихся;
  • востребованность знаний и компетенций учащихся на практике и в качестве базы для продолжения образования.

Образовательные результаты деятельности кафедр для учащихся:

  • сформированные компетенции:
    – коммуникативная – умение общаться (договариваться) с разными людьми, работать с устными и письменными текстами и др.;
    – знаниевая – умение самостоятельно добывать информацию (знаю – умею – делаю);
    – проектировочная – проектирование, моделирование, конструирование, эксперимент и т. д.;
    – исследовательская – владение основными мыслительными операциями (анализ, синтез), умение вычленить проблему, обосновать ее, убедительно аргументировать, найти пути решения и др.;
  • способность выпускников к самоопределению, выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

Образовательные результаты деятельности кафедр для педагогов:

  • достаточный уровень обученности учащихся для освоения знаний в высшей школе – положительная динамика сдачи ЕГЭ, поступление на бюджетные места в вузы, успешное участие в интеллектуальных конкурсах;
  • овладение терминологией компетентностного подхода, реализация индивидуальной программы развития в рамках лицейской образовательной программы;
  • повышение профессионального уровня, мотивация к эффективной профессиональной деятельности.

наверх

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о кафедрах МОУ «Общеобразовательный лицей № 6
"Перспектива"»

1. Общие положения

1.1. Кафедра – подразделение лицея, объединяющее педагогов одного предмета или одной образовательной области, ведущих учебно-воспитательную, научно-методическую, проектно-исследовательскую и экспериментальную деятельность под руководством научных консультантов (научных работников вузов).

1.2. Кафедра организуется при наличии не менее пяти учителей по одной образовательной области (или по одному предмету).

1.3. В своей деятельности кафедра руководствуется Законом РФ "Об образовании", уставом, локальными правовыми актами лицея и положением о кафедрах МОУ «Общеобразовательный лицей № 6 "Перспектива"» (далее – Положение).

1.4. Цели работы кафедры:

  • программно-методическое обеспечение образовательного процесса по одному предмету или одной образовательной области для получения высоких образовательных результатов, соответствующих потребностям и интересам учащихся лицея;
  • повышение профессионального уровня педагогов, мотивация педагогов к эффективной профессиональной деятельности.

1.5. Заведующий кафедрой назначается на три года с правом переизбрания, его кандидатура рекомендуется директором лицея из состава членов кафедры и обсуждается на заседании НМС.

2. Организация и содержание работы кафедры

2.1. Заведующий кафедры, при поддержке заместителя директора по методической работе и научного руководителя (консультанта) кафедры организует учебно-воспитательную, методическую, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую и инновационную работу.

2.2. Члены кафедры определяют и утверждают научно-методическую тему, над реализацией которой они будут работать в течение трех лет, согласовывают ее с куратором (преподавателем вуза).

2.3.Члены кафедры определяют содержание и формы занятий кафедры, которые проводятся 5–6 раз в течение учебного года.

2.4. Работа кафедры ведется в соответствии с планом работы ОУ на текущий учебный год.

2.6. План работы составляется заведующим кафедрой, рассматривается на заседании кафедры, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается директором лицея.

2.7. В план работы кафедры в течение учебного года могут быть внесены коррективы.

2.8. На заседаниях кафедры:

2.8.1. Систематически заслушиваются и обсуждаются всеми членами кафедры вопросы повышения уровня обученности учащихся лицея и выполнения стандарта образования, рабочие программы, учебно-тематические планы, а также программы повышения квалификации педагогов;

2.8.2. Рассматриваются итоги использования новых педагогических технологий, экспериментов, инноваций в образовательном процессе лицея;

2.8.3. Обсуждаются современные формы, методы, приемы педагогической деятельности, обеспечивающие эффективность обучения основам наук и становления ключевых компетенций, способствующих успешной социализации, росту творческой активности и развитию личности учащихся;

2.9. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации.

3. Компетенция и ответственность

3.1. Заведующие кафедрами совместно с членами администрации (кураторами параллелей) проводят административные, промежуточные и итоговые аттестации учащихся, тестирование учащихся, контрольные срезы знаний и передают эти материалы для дальнейшего изучения и обсуждения на педагогическом совете и НМС лицея.

3.2. Заведующие кафедрами сотрудничают с членами администрации (кураторами параллелей) по вопросам успеваемости и качества обученности учащихся.

3.3. Члены кафедры:

3.3.1. Взаимодействуют друг с другом, сдают в методическую "копилку" отзывы о посещенных уроках и иных мероприятиях. Особое внимание обращают на результативность исследовательской, проектной деятельности, использование эффективных методов и форм обучения, новых технологий;

3.3.2. Рассматривают и обсуждают проекты, модели и модельные образцы, методические разработки, статьи для публикации в профессиональных изданиях, в периодической печати, на сайте лицея в Интернете;

3.3.3. Изучают и обобщают передовой педагогический опыт и представляют его на рассмотрение кафедры и НМС;

3.3.4. Рассматривают кандидатуры на присвоение квалификационных категорий, присуждение премий, наград района, города, края, РФ и представляют их на обсуждение НМС и педагогического совета лицея.

3.4. Кафедра несет ответственность за качественную и своевременную реализацию принятых ею решений, обеспечивает качество образования, соответствующее статусу лицея.

4. Права кафедры

Кафедра имеет право:

4.1. Вносить предложения о включении в учебный план новых учебных курсов.

4.2. Выдвигать предложения об изменении подходов к преподаванию учебных дисциплин, их структуры и объема преподавания.

4.3. Вносить предложения по содержанию и организации научно-методической и научно-исследовательской работы в лицее, научному обеспечению инновационных процессов.

4.4. Рекомендовать к публикации материалы, разработанные преподавателями и накопленные в рамках работы кафедры.

4.5. Готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда.

4.6. Вносить предложения по организации и содержанию аттестации педагогов*, ставить вопрос о поощрении сотрудников кафедры за активное участие в инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

5. Документация и отчетность

5.1. Заседания кафедр протоколируются. Доклады и разработки сдаются в методический кабинет лицея.

5.2. Итоги работы кафедры подводятся на последнем заседании кафедры, отчет о работе представляется на итоговой методической конференции лицея и публикуется в ее материалах.

5.3. На кафедре должны иметься:

5.3.1. Нормативно-правовые документы:

  • Положение о кафедре;
  • приказы и распоряжения;
  • анализ работы кафедры за предыдущий учебный год;
  • план работы кафедры на текущий учебный год;
  • банк данных о сотрудниках кафедры (возраст, образование, название вуза и дата его окончания, специальность, награды, ученые степени, звания, учебная нагрузка, тематика исследований, сведения о курсовой подготовке);
  • адреса педагогического опыта;
  • протоколы заседаний кафедры;
  • функциональные обязанности сотрудников кафедры.

5.3.2. Документы перспективного планирования:

  • перспективный план развития кафедры (на 3–5 лет);
  • план выпуска печатных работ (на 3–5 лет);
  • план опытно-поисковой, экспериментальной, научно-методической деятельности (на 3–5 лет);
  • план совершенствования учебно-материальной базы кафедры (на 3–5 лет);
  • перспективный план повышения квалификации преподавателей кафедры.

5.3.2. Документы текущего планирования:

  • план работы основных мероприятий кафедры на учебный год;
  • рабочие программы и их учебно-методическое обеспечение по предметам кафедры, календарно-тематические планы (по предмету, индивидуальным занятиям);
  • расписания учебных занятий и экзаменов;
  • графики и планы проведения предметных и методических недель;
  • график повышения квалификации сотрудников;
  • график прохождения аттестации сотрудниками кафедры;
  • график проведения на кафедре совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т. д.;
  • график проведения преподавателями кафедры открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету;
  • график проведения текущих контрольных работ;
  • план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами.

5.3.3. Информационно-аналитические и отчетные документы:

  • журналы всех видов занятий;
  • информационно-аналитические справки;
  • диагностические графики, таблицы;
  • отчеты о работе за четверть, год и т. п.

6. Контроль деятельности кафедры

6.1. Контроль деятельности кафедры осуществляется заместителем директора по методической работе.

6.2. Кафедра согласовывает свою деятельность с заместителем директора по методической работе, отчитывается перед педагогическим советом лицея.

наверх

Приложение 2

ФОРМА
анализа урока с позиций компетентностного обучения

Параметр

1 уровень (1балл)

2 уровень (2 балла)

3 уровень – компетентностное обучение

(3 балла)

Дата, Ф. И. О.учителя, предмет, тема урока

...

Оценочный балл

Целеполагание

Цель урока определяется учителем

Цель урока согласуется в обсуждении с учениками

Оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя)

 

 

Мотивация

Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)

Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.)

Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознает, насколько важен для него данный учебный материал)

 

 

Характер учебных заданий

Репродуктивный (выполнение по образцу)

Репродуктивный с включением самостоятельной работы

Поисковый, творческий

 

 

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Ученик:

  • принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;
  • принимает цели и задачи, поставленные учителем;
  • использует предложенный алгоритм действий;
  • использует предложенные ре­сурсы

Ученик:

  • анализирует проблемную ситуацию, заданную учителем;
  • ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;
  • выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов;
  • выбирает необходимые ресурсы;
  • самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий

Ученик:

  • самостоятельно выявляет и формулирует проблему;
  • ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполага­емые результаты;
  • создает алгоритм действий;
  • находит ресурс для выполнения действий;
  • соотносит запланированный и полученный результат;
  • планирует свою дальнейшую деятельность

 

 

Коммуникация учащихся

Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в группе

Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе

Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией

 

 

Сравнение времени "говорения" учащихся со временем "говорения" учителя

Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем

Активное объяснение материала учителем
с включением проблемных вопросов, эвристической беседы

Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер

 

 

Организация обратной связи на уроке

Обратная связь на уровне контроля: учитель спрашивает – ученик отвечает. Отношения на уровне "субъект – объект" (учитель учит ученика)

Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т. п.), но ученики уже могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне "субъект – объект/субъект". При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися (аудиал, визуал, кинестетик)

Постоянное "субъект/субъектное" взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности

 

 

Оценка знаний учащихся

Оценка по стандарту

Включение учащихся в обсуждение ответа

Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку

 

 

Рефлексия

Ученики высказываются по поводу результата урока

Ученики оценивают результат и процесс деятельности

Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности

 

 

Результативность урока

Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем

Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной сов­местно с учениками

Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза

 

 

Домашнее задание

Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам). Объем не более 75% от классной работы

Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам)

Контекстные задания, для решения которых необходима информация, источник которой не указан

 

 

Итого (средний балл)

 

 

наверх

Приложение 3

ПРОГРАММА
работы кафедры филологии

Методическая тема: внедрение приемов и методов компетентностного подхода в процесс обучения гуманитарным наукам.

Цель работы: системное использование педагогами компетентностного подхода к обучению, создание совокупного инновационного опыта путем преобразования отдельных экспериментов.

Задачи работы:

  • внедрить инновационные образовательные модули (социально-профессиональная практика по журналистике, научно-исследовательские лаборатории по общественным наукам, современному русскому языку и постмодернистской литературе) в процесс обучения гуманитарным наукам;
  • обеспечить прецедент заказа на образовательные модули от учащихся и их родителей;
  • обучить 80% педагогов методам и приемам компетентностного обучения;
  • повысить качество обученности учащихся до 52% при общей успеваемости 100%;
  • предъявить результаты деятельности кафедры педагогическому сообществу на разных уровнях.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя:

  • анализ и формирование учебно-методических комплексов (УМК) по предметам (русскому языку, литературе, истории, обществознанию) и элективным курсам, социально-профессиональным практикам, исследовательским лабораториям;
  • создание рабочих программ по учебным предметам, тематического и поурочного планирования, анализ итогов проверки рабочих и контрольных тетрадей учащихся;
  • открытые уроки, мастер-классы, педагогические мастерские, творческие отчеты
    и др. по индивидуальным методическим темам, их анализ и самоанализ;
  • изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы. Публикация методических материалов;
  • организацию и методическое сопровождение профильного обучения с ориентацией школьников на будущие специальности гуманитарной направленности (на кафедре разработаны программы элективных курсов по организации проектной деятельности, например проект "Азбука журналистики");
  • разработку дидактических материалов, в т. ч. тестов и тестовых заданий;
  • использование цифровых образовательных ресурсов на уроках гуманитарного цикла;
  • индивидуальное сопровождение учащихся (тьюторство) в исследовательской и проектной деятельности;
  • участие педагогов в районных, городских, краевых, всероссийских профессиональных конкурсах и фестивалях;
  • экспертную деятельность педагогов (участие в экспертизе заданий "С" ЕГЭ, анализ работ учащихся, представленных на районной научно-практической конференции).

Исследовательская работа учителей кафедры

Исследовательская работа педагогов кафедры филологии предполагает:

  • участие в лицейских методических конференциях, методических семинарах разного уровня;
  • работу над темой исследования.

В рамках решения проблемы "Внедрение методик компетентностного подхода в процесс обучения гуманитарным наукам"* учителями изучается научно-педагогическая литература, проводятся не только контрольные срезы, выявляющие уровень сформированности знаний и умений лицеистов, но и уроки по развитию у учащихся приемов мышления.

Темы, исследуемые учителями кафедры:

  • применение индивидуальных форм работы на уроках истории для развития коммуникативной компетентности обучающихся;
  • создание дидактических материалов разного уровня для индивидуальной работы учащихся на уроках;
  • развитие коммуникативной компетентности учащихся при структуральном анализе текста на уроках литературы;
  • развитие ключевых компетентностей учащихся в рамках социально-профессиональной практики;
  • индивидуально-дифференцированная работа с учащимися при устранении пробелов в знаниях по русскому языку;
  • повышение мотивации учащихся к изучению истории путем использования архивных материалов;
  • использование форм свободной работы на уроках русского языка;
  • развитие ключевых компетентностей учащихся на уроках истории в старших классах.

Компетенции учащихся, формируемые на уроках гуманитарного цикла

Педагоги кафедры работают над формированием коммуникативной, информационной, проектировочной компетенций обучающихся. Составляющие (компоненты) компетенций и их характеристики приведены в таблице.

Составляющие компетенций

Характеристика

Коммуникативная компетенция

Письменная коммуникация

Умения:

оформить свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

изложить тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовать вспомогательные средства

Выступление перед аудиторией сверстников

Умения:

определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;

использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; невербальные средства или наглядные материалы

Диалог

Умение высказать свое мнение и узнать мнение партнера в рамках диалога

Групповая коммуникация

Умения:

самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи

Информационная компетенция

Планирование информационного поиска

Умения указать:

какая информация требуется для решения поставленной задачи;

в источниках какого типа следует искать заданную информацию

Извлечение информации

Умение извлечь информацию по заданному вопросу из статистического, исторического источников, художественной литературы

Обработка информации

Умение систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной структуры

Проектировочная компетенция

Целеполагание и планирование деятельности

Умения:

ставить задачи, адекватные заданной цели;

самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

Рефлексивные умения

Умения:

указать причины успехов и неудач в своей деятельности;

назвать трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предложить пути их преодоления в дальнейшей деятельности

Планирование ресурсов

Умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

Оценочные навыки

Умения:

самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;

оценить продукт своей деятельности по критериям, самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности

Основные образовательные модули

Основные образовательные модули средней ступени обучения:

  • "интернет-карусель" по русскому языку (октябрь);
  • интеллектуальная игра по русскому языку в 5–6-х классах (январь);
  • лингвистическая игра по русскому языку (январь);
  • предметные погружения (русский язык) в 8–9-х и 11-х классах (ноябрь, январь, март);
  • районная научно-практическая конференция учащихся 5–7-х классов по национально-региональному компоненту (февраль);
  • конкурс чтецов "Дорогами русской словесности" (февраль);
  • декадник кафедры филологии "Мы любим язык, литературу, историю родной страны" (март);
  • образовательная программа по заказу учащихся и родителей (март);
  • районные Астафьевские чтения для обучающихся 7–8-х классов (апрель).

Основные образовательные модули средней ступени обучения:

  • курсы "Азбука журналистики", "Веб-дизайн", на теоретических занятиях которых изучаются основы журналистики и дизайна. Конечные продукты данных курсов – еженедельная лицейская газета, публикации в городских газетах, выступления с научным сообщением по проблематике СМИ на конференциях НОУ;
  • курс "Культура устной и письменной речи" способствует формированию информа­ционно-коммуникативной компетенции обучающихся. При изучении данного курса старшеклассники получают опыт общения с взрослыми людьми, работающими на предприятиях города, и выполняют их заказ по выпуску журнала о предприятии либо рекламного видеоролика;
  • исследовательские лаборатории по современному русскому языку, постмодернистской литературе и общественным наукам направлены на овладение учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез), формирование умений вычленить проблему, обосновать ее, убедительно аргументировать, найти пути решения и др.;
  • программа предметной деятельности в школе, предметные погружения (русский язык) в 11-х классах (январь);
  • районные Астафьевские чтения для учащихся 10–11-х классов (апрель).

Внеклассная предметная деятельность

Внеклассная предметная деятельность способствует повышению уровня знаний учащихся, мотивации к изучению гуманитарных наук и проводится по следующим направлениям:

  • научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся;
  • олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы разного уровня (от лицейского до всероссийского), например конкурс "Русский медвежонок".
  • Внутрилицейское взаимодействие и внешние связи кафедры

Кафедра филологии взаимодействует:

  • с кафедрами лицея;
  • кафедрой современного русского языка и современной литературы КГПУ им. В.П. Ас­тафьева.

наверх

Приложение 4

ПРОГРАММА
работы кафедры математики и физики

Методическая тема: контекстные задания в обучении математике как средство формирования математической компетенции учащихся.

Цель работы: системное овладение педагогов кафедры навыками разработки КОЗ
и их внедрение в процесс обучения для формирования математической компетенции учащихся.

Задачи работы:

  • повысить качество обученности учащихся до 52% при общей успеваемости 100%;
  • овладеть разработкой и применением контекстных задач для формирования и оценки математической компетенции учащихся;
  • обеспечить заказ на образовательные модули от учащихся и их родителей;
  • обобщить и оформить накопленный инновационный опыт;
  • предъявить результаты деятельности кафедры педагогическому сообществу на разных уровнях.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает:

  • анализ и формирование учебно-методических комплексов (УМК) по предмету, включающих рабочие программы, учебники, рабочие тетради для учителя и учащихся, тематическое и поурочное планирование;
  • открытые уроки, их анализ. Целью такой работы является демонстрация опыта, накопленного преподавателями кафедры, их педагогического мастерства, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы;
  • организацию:
    – профильного и углубленного обучения с ориентацией учащихся на будущие специальности (модульная организация учебного процесса);
    – тематических погружений в 9–11-х классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
  • экспертную деятельность педагогов кафедры (ЕГЭ, анализ работ учащихся, представленных на районную научно-практическую конференцию);
  • разработку и внедрение сквозных тематических погружений по заказу родителей в 6–8-х классах;
  • организацию внешней экспертизы в 7–10-х классах в форме общественных смотров знаний;
  • программу отбора учащихся в классы с углубленным изучением математики;
  • организацию занятий двух уровней в математической школе для учащихся 8–
    11-х классов.
  • оформление математического пространства на информационном стенде.

Исследовательская работа учителей кафедры

Исследовательская работа педагогов кафедры филологии предполагает:

  • участие в конференциях, семинарах и других научно-методических мероприятиях различного уровня;
  • работу над методической темой.

Методические темы учителей кафедры:

  • использование на уроках физики информационно-компьютерных технологий;
  • внедрение современных образовательных технологий в практику преподавания физики в школе. Метод проектов;
  • контекстные задачи в обучении математике учащихся 5–11-х классов.

Особое внимание учителя кафедры уделяют практической составляющей математического образования и накоплению соответствующего банка контекстных задач для формирования математической компетенции учащихся и разработки инструментария для ее измерения.

Применение контекстных задач в обучении способствует:

  • изменению организационных форм учебного процесса, структуры образовательного процесса в целом;
  • формированию навыков продуктивной деятельности: добыванию знаний непосредственно из реальной действительности;
  • овладению приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  • адекватному применению математических знаний для решения возникающих проблем в повседневной жизни;
  • изменению форм и методов оценивания (введению новых критериев оценки, расширению того, что оценивается, и т. д.);
  • формированию способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений планировать деятельность по достижению результата, выполнить программу и представить результаты своей деятельности.

Компетенции учащихся, формируемые на уроках физики и математики

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также главных видов деятельности ученика, позволяющих овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Характеристики учебно-познавательной и предметной (математической) компетенций приведены в таблице.

Компетенция

Характеристика компетенции

Учебно-познавательная

Знания и умения: целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Овладение навыками продуктивной деятельности по отношению к изучаемым объектам.

Обучающийся должен уметь:

  • ставить задачи, адекватные заданной цели;
  • самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки;
  • указать причины успехов и неудач в своей деятельности;
  • назвать трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предложить пути их преодоления в дальнейшей деятельности;
  • планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи;
  • самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;
  • оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

Предметная (математическая)

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся должен уметь:

  • проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий, использовать для подсчетов известные формулы;
  • извлекать и интерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках, схемах и др.);
  • применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
  • вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач

В настоящее время в рамках международных исследований общепринятыми считаются три уровня математической компетенции:

  • первый уровень (уровень воспроизведения) – прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов; распознавание математических объектов и свойств; выполнение стандартных процедур; применение известных алгоритмов и технических навыков; работа со стандартами, знакомыми выражениями и формулами; непосредственное выполнение вычислений;
  • второй уровень (уровень установления связей) – строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые хотя и не являются типичными, но все
    же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой сте-
    пени;
  • третий уровень (уровень рассуждений) – строится как развитие предыдущего уровня – требует определенной интуиции, размышления и творчества при выборе математического инструментария, интегрирования знаний из разных разделов курса математики, самостоятельной разработки алгоритма действий. Учащийся должен уметь найти закономерность, обобщить и объяснить или обосновать полученные результаты.

Основные образовательные модули

Основные образовательные модули средней ступени обучения:

  • "математическая регата" в 5–6-х классах (I полугодие);
  • образовательная программа по заказу учащихся и родителей (ноябрь);
  • смотры знаний по геометрии в 7-х классах (апрель);
  • интеллектуальный марафон по физике (апрель);
  • математический кружок (в течение учебного года).

Основные образовательные модули старшей ступени обучения:

  • предметные погружения (математика) в 11-х классах (ноябрь, январь);
  • смотр знаний по алгебре в 10-х классах (март);
  • математическая школа (в течение учебного года).

Внеклассная предметная деятельность

Внеклассная предметная деятельность помогает реализовывать рабочие образовательные программы по предметам, способствует повышению уровня знаний учащихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и проводится по следующим направлениям:

  • научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, например проект "Задача дня", занятия по физике с электронным конструктором и т. д.;
  • олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы разного уровня (от лицейского до международного), например международная математическая игра "Кенгуру".

Наставничество

Работа с молодыми специалистами на кафедре проводится в соответствии с планом методической программы лицея и заключается в следующем:

  • проведение еженедельных тематических консультаций "Конструирование современного урока";
  • посещение уроков молодых специалистов методистом кафедры и совместный анализ посещенных уроков;
  • присутствие молодых специалистов на уроках учителей кафедры;
  • разработка аналитиком кафедры рекомендаций для молодых специалистов;
  • вовлечение молодых специалистов в деятельность кафедры.

наверх

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль