• Главная страница
  • » Статьи
  • » Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков и мероприятий в образовательных учреждениях г. Саратова и Саратовской области на тему "Жизнь и деятельность П.А.Столыпина"

Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков и мероприятий в образовательных учреждениях г. Саратова и Саратовской области на тему "Жизнь и деятельность П.А.Столыпина"

3179

2011- 2012 годы будут отмечены важными историческими событиями. 2012 год – 150 лет со дня его рождения 2 (14) апреля 1862 г., Дрезден (Саксония) 2011г. – 100 лет со дня смерти выдающегося российского реформатора П.А. Столыпина 5 (18) сентября 1911г.
Деятельность П.А. Столыпина была отмечена важнейшими событиями в жизни России: проведением аграрной реформы, строительством парламентаризма, а также развитием образования, культуры.

Жизнь и деятельность Петра Аркадиевича Столыпина непосредственно связана с Саратовским краем. С 15 февраля 1903 года по 26 апреля 1906 года он был саратовским губернатором.

В связи с празднованием 150-летия со дня рождения П.А.Столыпина предлагается провести следующие мероприятия:

наверх

I. Проведение открытых уроков

Проведение открытых уроков в общеобразовательных учреждениях на тему "П.А.Столыпин. История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы".

Главная задача педагога – помочь учащимся разобраться в этих сложных проблемах. На это направлена система уроков по теме "П. А. Столыпин. История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы" (предмет "История": 9 класс – тема "Реформы П.А. Столыпина", 11 класс – тема "Реформы").

Целью данных уроков является:

  • обращение к историческому опыту эволюции политической системы России;
  • обобщение опыта функционирования Государственной Думы в самодержавной России;
  • анализ сущности "периода конституционализма" (1906-1917 гг.);
  • деятельность П.А. Столыпина в Государственной Думе.

В ходе урока необходимо решить следующие задачи: углубить знания учащихся об уровне и характере политического развития российского общества периода социальной революции начало 20 века, через изучение и осмысление механизмов формирования народного представительства, а также о функционировании системы выборов в Государственную Думу, о деятельности русского парламента, его характере и особенностях, о месте Государственной Думы в системе высших органов власти России, проследить историческую перспективу развития российского парламентаризма до его реставрации в конце 20 века в форме современной Государственной Думы, показать ее особенности и проблемы развития. Особое внимание необходимо уделить деятельности Петра Аркадиевича Столыпина в Государственной Думе.

Форма проведения занятий может быть разнообразна: экскурсии, дискуссии (дебаты, диспут), круглый стол, пресс-конференция и т.п.

Обсуждение различных аспектов темы должно носить проблемный, дискуссионный, диалоговый характер. На обсуждение можно вынести следующие проблемные вопросы:

  • П.А.Столыпин, его вклад в развитие российской экономики, и, в частности, в развитие аграрного сектора экономики.
  • П. А.Столыпин и его вклад в развитие аграрного сектора экономики.
  • П. А.Столыпин и С.Ю.Витте – великие реформаторы России.
  • Национальный и конфессиональный вопросы в Государственной Думе: противостояние власти и общества.
  • Природа российского парламентаризма (1906-1917гг.) в свете исторического опыта государственного строительства в России в начале ХХ века.
  • Этапы возникновения и развития законодательной власти в новейшей России.
  • Парламентаризм в современной России: уроки прошлого.

Учитель вправе предложить обучающимся подготовить проекты на следующие темы:

  • Семья П.А. Столыпина.
  • Жизнь и деятельность П. А. Столыпина в саратовский период.
  • Реформы П.А. Столыпина.
  • Политическая деятельность П.А. Столыпина.
  • П.А. Столыпин – великий реформатор.
  • Аграрный вопрос в России в период 1905-1912 гг.

наверх

II. Проведение классных часов

На классных часах необходимо познакомить обучающихся с периодом жизни и деятельности П.А. Столыпина в городе Саратове.

Краеведческий материал по теме
"Жизнь и деятельность П.А. Столыпина в Саратове"

Деятельность П.А. Столыпина непосредственно связана с Саратовским краем. С 15 февраля 1903 года по 26 апреля 1906 года он был саратовским губернатором, внес немалый вклад в экономику, образование, культуру губернии, здесь закладывались основы аграрной реформы в России.

Саратовцы чтят память о П.А. Столыпине и бережно хранят места, связанные с его пребыванием на Саратовской земле.

По прибытии в Саратов Петр Аркадьевич первоначально жил и работал в губернаторском доме на ул. Московской, 31. Затем переехал в специально приобретенный и отстроенный Министерством внутренних дел красивый дом на углу улиц Вольской и Малой Сергиевской (ныне ул. Мичурина). На этом доме 25 декабря 1993 года была установлена мемориальная доска. Ее авторы скульпторы Александр и Владимир Пальмины.

Рядом с домом губернатора была отстроена губернаторская канцелярия (ул. Вольская).

П.А. Столыпин активно занимался благоустройством города и укреплением его социальной сферы. При нем началось асфальтирование улиц Никольской (ул. Радищева) и Александровской (ул. Горького). На улице Б. Кострижной (ул. Сакко и Ванцетти) состоялись пробные пуски газового освещения. В городе была начата модернизация телефонной сети. П.А. Столыпин добился выделения из казны значительных средств на устройство водопровода и мостовых.

Особое внимание Петр Аркадьевич уделял строительству городских больниц, учебных заведений и ночлежных домов. На Плац-параде на углу улиц Вольской и Бахметьевской открывается глазная лечебница. 15 июня 1903 года на углу улиц Константиновской (ныне ул. Советская) и Александровской (ул. Горького) состоялась торжественная закладка здания Мариинской женской гимназии. В этом доме красного кирпича с теремным фасадом размещался Саратовский авиационный колледж. Первых учащихся принимает второе реальное училище – ныне Русская классическая гимназия – на Музейной площади.

В 1903 г. на пересечении улиц Казарменной (ныне ул. Университетская) и Нижней (ул. Зарубина) был открыт ночлежный дом на 85 человек. Престарелые и одинокие женщины получили возможность найти приют в так называемом Серафимовском вдовьем доме, открывшемся на углу ул. М. Сергиевской (ул. Мичурина) и ул. Провиантской.

Неоценимую помощь городу оказал премьер-министр П.А. Столыпин, когда из десяти городов, претендующих на открытие в них университета, он отстоял Саратов. Саратовский Императорский университет в составе одного медицинского факультета был открыт 23 сентября 1909 года в здании Женских фельдшерских курсов на Б. Сергиевской (ул. Чернышевского).

Торжественная закладка здания университета состоялась 6 декабря 1909 г. В этом же году Саратовская городская дума единогласно постановила: "…Выразить чувства живейшей признательности и глубокой благодарности статс-секретарю Петру Аркадьевичу Столыпину за его постоянную и неизменную поддержку в вопросе об учреждении университета в Саратове. Избрать его почётным гражданином г. Саратова и поместить его портрет в зале городской Думы".

В годы Первой русской революции Саратовскую губернию называли "неспокойной". В 1905 году она занимала одно из первых мест в России по числу крестьянских восстаний. Столыпин в годы революции ездил по губернии, появлялся неожиданно в тех местах, где были особенно сильны волнения. Вступая в переговоры с крестьянами, он пытался убедить их прекратить беспорядки. И это ему часто удавалось. Но там, где погромщики не унимались, он применял силу и вызывал войска.

Благодаря Столыпину в конце 1905 г. в губернии был наведен порядок и за это император Николай II объявил благодарность Петру Аркадьевичу.

С целью увековечения памяти П.А. Столыпина в Саратове в 1913 году при Ученой архивной комиссии на Большой Кострижной улице (ныне ул. Сакко и Ванцетти) в доме под номером 40 был открыт музей его имени, просуществовавший до 1917 года.

Немногие дошедшие до нас вещи из этого музея в настоящее время хранятся в Саратовском краеведческом музее. Это мундир Петра Аркадьевича; военная шинель, под покровом которой его, раненого, перевозили из Киевского театра в частную лечебницу Маковского; кресло №5, на которое упал смертельно раненный премьер; альбом фотопортретов П.А. Столыпина с детских лет до последних дней и наиболее значительных событий его жизни, собранных его современницей Е.В. Варпаховской.

В 1912 г. в нашем городе была открыта третья в России консерватория, что так же является заслугой Петра Аркадьевича.

В 1997 году в Саратове открылся "Культурный центр им. П.А. Столыпина". Он организован по соглашению бывшего губернатора Саратовской области Д.Ф. Аяцкова с живущим в Париже внуком П.А. Столыпина – Дмитрием Аркадьевичем Столыпиным. Главная цель деятельности Центра – "…увековечение памяти великого русского реформатора и популяризация его творческого наследия".

В 2002 году имя выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина присвоено одному из ведущих вузов города Саратова Поволжской академии государственной службы.

17 апреля 2002 года в центре Саратова был открыт памятник П.А. Столыпину (автор – скульптор В.М. Клыков).

С высоты пьедестала предстаёт величественная фигура державника в полном облачении, в парадной губернаторской форме при всех орденах. Его осанка, поза, взгляд демонстрируют благородство, мужество, твёрдость, уверенность в правоте своего дела. В правой руке он держит губернаторскую фуражку, которую почтительно снял перед саратовцами.

Бронзового премьера окружают четыре фигуры: крестьянин с плугом, кузнец с молотом, священник, держащий в левой руке Евангелие, в правой крест, воин в доспехах, в кольчуге, со щитом и мечом.
На пьедестале выбито изречение П.А. Столыпина: "Нам нужна великая Россия". Здесь так же высечено "Петру Аркадьевичу Столыпину благодарные потомки".

наверх

Ш. Проведение экскурсий в музеи и библиотеки города и области

С целью формирования у учащихся гражданственности и патриотизма необходимо провести курс экскурсий в музеи и библиотеки города и области для более подробного ознакомления обучающихся с жизнью и деятельностью П.А. Столыпина.
Саратовский областной музей краеведения предлагает цикл лекций, посвященных жизни и деятельности Петра Аркадьевича Столыпина:

  • П.А. Столыпин – саратовский губернатор.
  • Саратовские губернаторы.

Культурный центр им. П.А. Столыпина предлагает план мероприятий, посвященных 150-летию П.А. Столыпина:

1. История и историки: историография о жизни и деятельности П.А. Столыпина.
2. "Убийца и жертва" – посвященная убийству П.А. Столыпина и обстоятельствах, связанных с ним.
3. Власть и реформатор – отношения между царем и П.А. Столыпиным.
4. П.А. Столыпин и его роль в становлении российской бюрократии и государственной службы.
5. Семья П.А. Столыпина и его дети.
6. Социальные, экономические и политические воззрения П.А. Столыпина, его проекты в этих областях.
7. "Столыпин как просветитель" – благотворительная и просветительская деятельность Петра Аркадьевича, его роль в открытии в Саратове учреждений культуры.

Сотрудниками центра ведутся работы по сбору библиографии книг, посвященных П.А. Столыпину в библиотеках Саратова.

Популяризируя наследие П.А. Столыпина, планируется подготовить ряд мероприятий о неизвестных и мало изученных страницах его жизни.

Предполагается в 2011-2012 годах:

  • включиться в федеральные программы патриотического воспитания молодежи с материалами, посвященными самоотверженному труду П.А. Столыпина на благо России, созданием положительного образа государственного служащего.
  • провести цикл лекций общеобразовательных и научно-популярных лекций для сотрудников аппарата правительства, государственных органов и членов Думы.
  • подготовить цикл лекций, посвященных различным аспектам жизни и деятельности П.А. Столыпина, проводимых с участием преподавателей саратовских вузов для учителей-предметников и всех интересующихся данной темой.
  • подготовить к изданию аннотированный каталог центров, занимающихся исследованием наследия П.А. Столыпина, а так же интернет-ресурсов к ним.
  • подготовить к изданию календарь памятных дат и знаковых событий в истории России, связанных с П.А. Столыпиным, календарь значимых событий его личной и государственной жизни.

Центр планирует наладить тесные контакты с другими аналогичными центрами – в России, Белоруссии и Украине.

наверх

Список рекомендуемой дополнительной литературы

1. Источники:

  • Конституция РФ. - М., 1993.

2. Литература:

  • Аврех А.Я. Распад третьеиюньской системы.- М., 1985.
  • Аманжолова Д.А. Дума и этнические конфликты (1906-1917) // Из истории России. XX век. М., 1997.
  • Аманжолова Д.А. К вопросу о формах разрешения межнациональных отношений в Российской империи (1906-1916). // Армагеддон Кн.1. М., 1999.
  • Аманжолова Д.А. Зорин В.Ю., Кулешов С.В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества.- М., 1999.
  • Голубева Е. И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ) - М. Изд-во РАГС,1995.
  • Горылев А.И. Становление парламентаризма в России.-Н. Новгород, 2000.
  • Гранкин И.В. Парламентаризм России – М.,2001.
  • Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917). Механизм функционирования. М.: РОСПЭН, 1996.
  • Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского вече до Федерального Собрания - М., 1995.
  • Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. - М., 1998.
  • Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет.- М., 1992.
  • Каппелер А. Россия – многонациональная империя.-М., 1996.
  • Кирьянов И. К., Лукьянов М.П. Парламент самодержавной России. Государственная Дума и ее депутаты. 1906-1917 гг. Пермь, 1995.
  • Козбаненко В.А. Государственная дума как опыт представительной демократии в России: краткий очерк истории. Ред. Беляев А.С. Ростов-на-Дону, 1994.
  • Кошкидько В.Г. Представительская власть в России: формирование и функционирование (1905-1917). МГУ, 2000.
  • Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.
  • Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. Российский конституционализм в сравнительной перспективе.- М. 1997.
  • Рыбкин И.П. Государственная дума: пятая попытка. - М., 1994.
  • Селунская Н.Б., Бородкин Л.О., Григорьева Ю.Г., Петров А.Н. Становление российского парламентаризма начала XX века.- М., 1996.
  • Сидельников С.М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М., 1980.
  • Слонимский А.Г. Катастрофа русского либерализма. Прогрессивный блок накануне и во время Февральской революции 1917 г. Душанбе, 1975.
  • Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия: Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911.- М., 1991.
  • Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России.- М., 1976.

3. Справочные издания:

  • Государственная Дума 1906-1917 гг. т.1. - М., 1995.
  • Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании гос. порядка". История России с древнейших времен до наших дней. Хрестоматия. - М., 2000.
  • Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 48. Ст. 5969
  • Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. Ст. 3178

4. Периодические издания:

  • Камышев Д. Паркетное соглашение. Коммерсанть-Власть. - 2000. - № 3.
  • Новикова Л. Истоки Русского парламентаризма. Власть. - 2004. - № 3.
  • Смирнов А. С новой Думой! Итоги. - 2003. - №49.
  • Холодковский К.Г. Бюрократическая Дума // Полис. - 2004. - № 1.
  • Павельева Т.Ю. Польская фракция в Гос. Думе России 1906-1914 гг. Вопросы истории 2000. - № 3.
  • Братолюбова М. "Чисто кадеты ..." // "Родина", 2004 №5.

5. Список рекомендуемой методической литературы:

  • История и обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов. – Н.Новгород, НГЦ, 2003.
  • Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века. Пособие для учителей. - М.: ЦГО, 1999.
  • Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие.-Н.Новгород, НГЦ, 2000.- С. 140-155.
  • Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. Материалы областного научно-методического семинара. Н.Новгород, НГЦ, 2001.

Методисты кафедры ФиМН Аристархова Е.В. и Бычкунова Е.Б

наверх



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль