Что делать, если ребенок ворует

14218

Как правило, взрослые осуждают детское воровство, отчитывают и наказывают ребенка. А если наказания не помогают, нередко теряют над собой контроль и обрушивают на сына или дочь бурю негодования. Ни один из этих методов не дает положительного результата. Как же вести себя родителям в такой сложной ситуации?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что делать, если ребенок ворует

В первую очередь обдумайте свое отношение к воровству. Многое будет зависеть от ваших представлений о проблеме. И запомните самое важное правило, без соблюдения которого все остальные советы бесполезны: учите ребенка честности на собственном примере.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок что-то украл, постарайтесь не реагировать слишком бурно. Прежде чем думать о наказании, найдите причину поступка. Возможно, ребенок не так виноват, как вам кажется. Воровство нередко является реакцией на семейное неблагополучие, на ошибки в системе воспитания.

Худшее, что можно сделать, – наброситься на ребенка с обвинениями, накричать на него, обозвать "вором". Дети доверяют любому нашему мнению, в т. ч. о себе самих. Если мама с папой утверждают, что ребенок плохой, значит, так и есть. С этим убеждением ребенок будет жить дальше, что чревато развитием комплекса неудачника. Не меньше вреда наносят риторические вопросы: "Как ты мог?", "Как ты посмел?" Не исключено, что после такого взрыва ваших негативных эмоций ребенок постарается скрывать, держать в себе все, что сочтет плохим и постыдным.

Избегайте сравнивать ребенка с другими детьми: "Вот Маша хорошая, она никогда не берет вещи без спросу". Такие сопоставления заставят ребенка думать, что он плохой, он замкнется в себе и перестанет нас слышать.

Лучше всего, если вы четко, без эмоций, дадите отрицательную оценку совершенному поступку. Одновременно с этим не забудьте напомнить ребенку, какой он у вас хороший, как вы его любите. Постарайтесь, чтобы он почувствовал расстановку акцентов: ребенок – хороший, поступок – плохой.

Расскажите о последствиях поступка, о переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи.

Объясните, как правильно надо было поступить: не брать понравившийся предмет, а попросить у хозяина или хозяйки разрешения.

Не принимайте на веру слова о том, что ваш ребенок что-то украл, до тех пор, пока во всем не разберетесь. Равно не принимайте на веру все, что скажет ребенок в свое оправдание.

Не обсуждайте возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка.

Обсудив ситуацию и подробно разобрав ее, не возвращайтесь к ней больше, чтобы не закреплять плохой поступок в сознании сына или дочери.

Не надейтесь, что ребенок (особенно если он маленький) поймет все правильно с первого раза. Возможны рецидивы.

Запаситесь терпением и доброжелательностью, объясняйте еще и еще раз, почему нельзя брать чужое, не спросив разрешения. Если ребенок тем не менее продолжает воровать, этому возможны два объяснения: либо вы избаловали его до такой степени, что он ни в чем не может и не желает себе отказывать, либо ваше чадо не чувствует вашей любви, ощущает избыток давления и недостаток внимания. В первом случае придется менять стиль воспитания, а во втором – чаще хвалить ребенка, показывать, насколько он и его благополучие важны для вас, и давать ему возможность самому принимать решения.

Приучите себя выслушивать детей, не осуждая, не навязывая свое мнение (оно, кстати, не всегда лучшее и не единственно правильное).

Старайтесь вместе искать выход из проблемной и болезненной для ребенка ситуации. Не унижайте его достоинство. Признавайте его право на ошибку. Рас­сказывайте ему о своих просчетах. Никто не идеален. Важно вовремя понять, что проступок совершен, и по возможности исправить его. И, конечно, не повторять одну и ту же ошибку многократно.

Постарайтесь с самого раннего возраста воспитывать и развивать в ребенке сочувствие к другим детям и взрослым, животным и растениям, поощрять внимательное, бережное отношение к миру. Приучайте детей к ответственности: давайте им поручения, доверяйте различные дела. Если ребенок не справился с поставленной задачей или справился частично, постарайтесь указать на ошибки очень тактично, не ущемляя достоинства и не подрывая его веры в себя.

Ни в коем случае не критикуйте ребенка при посторонних! Вы можете нанести ребенку душевную рану, которая зарубцуется нескоро, если зарубцуется вообще.

Поощряйте и хвалите ребенка, помогайте ему расти уверенным в себе и своих силах.

Уделяйте ребенку так много времени, насколько это возможно. Если ребенок просит вас поговорить с ним – отложите все свои сверхважные дела.

Что бы ни случилось с ребенком, не отворачивайтесь от него. Ваша вера и доверие – спасательный круг. Дети нуждаются в нашей безусловной любви.

Дайте ребенку почувствовать, что он единственный и неповторимый, что второго такого нет на свете и быть не может. Ребенок, уверенный в безза­ветной любви и заботе, чувствует себя счастливым!

Как наказывать

Некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания – недопустимые методы воспитания. Такими методами в ребенке можно пробудить только гнев и агрессию. Неуважение к личности подростка, пренебрежение, тем более высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе.

Наказывать того, кто не чувствует за собой никакой вины, значит только усиливать его протест, негодование и агрессию.

Когда ребенок понимает, в чем он провинился и почему должен быть наказан, инцидент исчерпывается: наказание, как ластик, стирает его вину и восстанавливает нормальные отношения.

Наказание должно быть достаточно неприятным, чтобы ребенок не захотел снова его получить и вел себя правильно. В случаях детского воровства жгучий стыд, который испытывает ребенок, и отсутствие наказания – часто гораздо страшнее всякого кары. Главное – грамотно провести беседу с провинившимся, – так, чтобы ему стало стыдно.

Порой родители предпочитают игнорировать детское воровство – дескать, дитя еще маленькое, не понимает, что делает. Такое поведение опасно: игнорировать – значит сделать вид, что проблемы нет.

Также опасно оправдывать поступок ребенка: мол, это ему совершенно не свойственно, и вообще он сегодня нездоров, или же это соседский хулиган подговорил его украсть. Ребенку такая позиция родителей наносит только вред: он убеждается, что ни в чем не виноват. И продолжает поступать так, как поступал.

Трудно одновременно дарить ребенку уверенность в своей любви и не допускать безнаказанности его проступков, устанавливать рамки приемлемого и недопустимого поведения. Дети тех родителей, которым это удается, с наименьшими потерями преодолевают сложности проблемных подростковых лет и чаще добиваются успеха во взрослой жизни.

Если вы видите, что ребенок понимает свою вину и ждет наказания как естественного следствия своего проступка, прощение может оказаться действеннее кары. Оно означает, что ребенка любят, несмотря на то, что он не всегда поступает правильно, и доверяют, когда он говорит, что все понял и подобного не повторит. Прощение – хороший стимул для того, чтобы ребенок захотел исправиться. А еще прощение означает примирение, а мир и гармония с близкими важны для всех.

Однако во всем нужна мера. Родители, которые никогда не прощают ребенка – ведут себя слишком жестко и могут пробудить в нем враждебные чувства к себе. Но и родители, стоящие на позициях всепрощения, теряют авторитет в глазах ребенка и возможность влиять на его поведение в будущем. Слепая любовь так же вредна, как и сверхтребовательность. Необходимо приучать ребенка к ответственности за плохие поступки, в т. ч. и за воровство. Дети быстро улавливают, что с помощью волшебных слов "Извини" и "Я больше не буду" можно избежать наказания. Но если ребенок повторяет тот же самый проступок во второй раз, его следует наказать. Ребенок должен усвоить, что извиниться – недостаточно, нужно изменить свое поведение, исправиться.

Как предотвратить проблему воровства

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.

Отказываясь что-либо купить ребенку, не объясняйте это отсутствием денег, особенно если он видел в вашем кошельке крупные купюры. Скажите, что все покупки уже запланированы, и на желанную для него вещь денег не предусмотрено. Учите ребенка рассчитывать траты. Например, собираясь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат.

Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о чем-то и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.

Если вы предложили ребенку накопить денег, дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный.

Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить средства на что-то другое, не надо ему препятствовать. Но он должен понимать, что и вы не купите ему ту вещь, от которой он отказался.

С ребенком, взявшим деньги без спроса, следует серьезно поговорить. Скажите ему: "Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты без спроса взял деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?"

Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес в образовательных целях. Обратите внимание ребенка на различия валют разных стран, на символику, историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают.

Учеба – это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому никогда не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки.

Автор: В.В. Паскал, педагог-психолог МОУ "Усть-Нерская общеобразовательная школа с коррекционными классами", п. Усть-Нера, Республика Саха (Якутия)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль