Трудовой договор и эффективный контракт в школе

11516

Определение эффективного контракта содержится в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа совершенствования системы оплаты труда), – это трудовой договор с работником, регламентирующий его должностные обязанности, условия оплаты труда, параметры и критерии оценки результативности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры соцподдержки.

Эффективный контракт в школе: цели введения

Определение соглашения между работником и работодателем дает возможность проанализировать необходимость перехода на эффективный контракт с педагогическими работниками в школе, главная задача которого - конкретизация:

  • должностных обязанностей;
  • условий оплаты труда;
  • параметров и критериев оценки эффективности деятельности;
  • мер соцподдержки.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295, упорядочивает определение эффективного контракта в школе, понимая под этим понятием механизм «подвязывания» уровня зарплаты и качества эффективности педагогической деятельности.

В процессе перехода на эффективный контракт в школе, Программа совершенствования системы оплаты труда для каждого работника требует упорядоченных и конкретизированных должностных обязанностей и функций, параметров и принципов оценивания эффективности трудовой деятельности, определен объемов вознаграждения и поощрения за достижение коллективных результатов преподавательской деятельности. Важно избежать двойного толкования сводов, чтобы и работодатель, и работник четко понимали условия получения премии.

Важным направлением государственной соцполитики становится рост зарплаты педработников с учетом эффективности и качества их услуг.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы

Общеизвестно, что эффективный контракт вводится для совершенствования системы оплаты труда в госучреждениях (муниципальных) посредством дифференциации анализа деятельности педагогов.

Переход на эффективный контракт в школе: изменения в трудовом договоре

Трудовой договор* систематизирует эффективный контракт. Он попадает под все нормы действующего законодательства, которые регламентированы для данного договора. Это важно относительно норм ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ). Согласно статье условия оплаты труда (включая уровень тарифного оклада и ставки) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) считаются обязательным пунктом соглашения между работодателем и работником, соответственно, они должны присутствовать во всех заверенных договорах.

Поскольку эффективный контракт в школе вводится для усовершенствования оплаты педагогической деятельности, заключенные между работниками и работодателем соглашения следует пересмотреть и изменить. Тем, кто работает в госучреждениях следует изменить условия текущего соглашения, а не заключать новый договор.

Важно понимать, что следует изменить пункты действующего соглашения, а не расторгать и заново заключать трудовой договор педагогическому работнику и работодателем. Договор расторгается только в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ, если необходима конкретизация пунктов документа, расторжение не проводится. Таким образом, процесс введения эффективного контракта в школе или другом госучреждении предусматривает заключение дополнительных соглашений с каждым работником. Программа совершенствования системы оплаты труда подтверждает это: в IV разделе указывается, что изменения принципов оплаты труда является изменением условий соглашения и должно выполняться в соответствии с законодательством РФ.

Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора с учителем заключается в письменной форме.

Ст. 72 ТК РФ фиксирует все редакции условий соглашения, включая перевод трудящегося на другую работу, которые разрешаются только по согласию сторон, исключая случаи, которые предусмотрены в ТК РФ. Специалист имеет право отказаться от изменений условий соглашения, а работодателю нужно будет выполнять процедуру в одностороннем порядке.

Ст. 74 ТК РФ содержит ситуации, в которых возможны изменения условий соглашения в одностороннем порядке. Ч.1 статьи регламентирует причины, по которым не могут сохраняться условия соглашения, а работодатель может инициировать их изменение, исключение составляет трудовая функция сотрудника: ее нельзя менять. К таким причинам относят технологические или организационные изменения условий труда, спровоцированные, например, реорганизацией учреждений, изменением в технологии и технике производства.

Работодатель должен руководствоваться правилами, прописанными в ст. 74 ТК РФ, при одностороннем изменении условий соглашения с работником. Ему следует известить сотрудника в письменной форме о грядущем изменении пунктов соглашения, причинах, которые их спровоцировали не позже, чем за 2 месяца (если это не противоречит ТК РФ).

Если трудящийся отказывается от новых условий труда, работодатель в письменной форме должен предложить ему аналогичную из имеющихся вакансий (как должность, которая соответствует квалификации работника, так и должность, которая оплачивается ниже или является нижестоящей), не противоречащую состоянию здоровья работника.

Работодателю следует предлагать работнику все вакансии в данной местности, которые отвечают заданным требования. Если колдоговор и соглашения предусматривают, работодатель может предложить вакансию в другой местности. В случае отсутствия вакансии или при отказе работника от должности, соглашение прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ сотрудника от продолжения сотрудничества в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Изменение систем оплаты труда при переходе на эффективный контракт в школе

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в т. ч. тарифные системы) сотрудников муниципальных и госучреждений регламентируются: 

  • в федеральных госучреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые соответствуют законам и нормативным актам РФ;
  • в госучреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые соответствуют законам и нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, нормативными актами локального значения, которые соответствуют законам Федерации, нормативным правовым актам РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Следовательно, системы оплаты труда, установленные в государственных (муниципальных) учреждениях, должны учитывать действующее законодательство соответствующего уровня. Принципы внедрения эффективного контракта в школе регламентируют видоизменение документации, которая регулирует систему оплаты труда на региональном, федеральном и муниципальном уровнях, что, соответственно, требует внесения правок в систему оплаты труда, которая действует в организациях. В силу норм ст. 144 ТК РФ внесение изменений в систему оплаты труда, установленную в конкретном учреждении, является обязанностью работодателя.

Методическая поддержка введения эффективного контракта в школе

Минтруд России весной 2013 г. подготовил Рекомендации по оформлению трудовых отношений с сотрудником госучждения при введении эффективного контракта (далее – Рекомендации Минтруда России)** в качестве методической помощи для введения эффективного контракта в школах. Ст.1 данного документа позволяет применять Рекомендации при оформлении соглашения со всеми сотрудниками учреждений. Следовательно, введение механизма эффективного контракта касается не только педагогического, но и другого персонала образовательных организаций: административно-управленческого, учебно-вспомогательного, медицинского и др.

Согласно п. 5 Рекомендаций Минтруда России, допсоглашение к трудовому договору может заключаться в ходе составления параметров оценки результативности деятельности трудящихся для выделения условий и уровня стимулирующих выплат. Работодатель обязан в ходе внедрения эффективного контракта вносит изменения в соглашения с сотрудниками и установленную в учреждении систему оплаты труда.

Методические рекомендация Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников, направленных письмом Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» (таблица) содержат принципы определения параметров результативности труда педработников. 

Трудовой договор и эффективный контракт в школе

П. 5 Рекомендаций Минтруда России обязывает при переходе на эффективный контракт составлять допсоглашение к трудовому договору в двух экземплярах, один из которых получает сотрудник, а второй – работодатель получает на хранение. Трудящему рекомендовано заверять подписью полученную копию документа, в том числе и ту, что хранится у работодателя.

Согласно п.7 Рекомендаций Минтруда России, в допсоглашении могут быть внесены ранее отсутствующие данные о сотруднике и работодателе, согласно примерной форме трудового договора при переходе на эффективный контракт в школе.

Кроме того, согласно п. 8 Рекомендаций Минтруда России, в допсоглашение следует включить условия, которые предусмотрены ст. 57 ТК РФ, если они ранее отсутствовали в соглашении. Так, в соглашении между сотрудником и работодателем указывают:

  • Ф. И. О. работника и наименование работодателя (Ф. И. О. Работодателя – физического лица), которые заключили соглашение;
  • данные документов, которые удостоверяют личности сторон;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями);
  • данные о представителе работодателя, который заверяет соглашение подписью, и основание, на котором он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения соглашения сторон.

Важно, чтобы название специальностей и должностей, а также квалификационные требования к ним соответствовали заявленным в квалификационных справочниках параметрам, в том случае, если по законодательству с выполнением профессиональной деятельности связано предоставления льгот или компенсаций.

Ст. 57 ТК РФ в трудовое соглашение в обязательно порядке должны вноситься следующие пункты:

  • место работы, если специалист будет выполнять должностные обязанности в филиале, представительстве или структурном подразделении учреждения, который находится в другой местности, указывается его фактическое местонахождения;
  • должностные обязанности (функции, которые соответствуют штатному расписанию, а также квалификационным требованиям, вид деятельности, порученной специалисту); 
  • дата начала трудовой деятельности, если заключается срочное соглашение, тогда указывается срок действия и причины заключения договора такого типа согласно ТК РФ;
  • условия оплаты (тарифная ставка или должностной оклад специалиста, поощрительные выплаты, премии, надбавки);
  • режим отдыха и рабочего времени, если они отличаются от общепринятых у работодателя;
  • порядок компенсации за взаимодействия с опасными и вредными условиями труда, в том случае, когда специалист берется за выполнение обязанностей, указывая параметры условий труда; 
  • условия, которые определяют характер профессиональной деятельности (подвижной, разъездной, в пути и прочий характер работы);
  • условия труда на рабочем месте;
  • порядок обязательного соцстрахования сотрудников, согласно ТК РФ и прочими нормативными документами;
  • прочие пункты, которые предусмотрены законодательными и нормативными актами, регулирующими трудовое право.
  • в документе могут учитываться другие аспекты, которые не делают положение специалиста хуже, чем прописаны в правовых актах и законодательстве. Так, могут быть прописаны условия об: 
  • уточнении местоположения структурного подразделения или филиала;
  • испытательном сроке;
  • неразглашении тайны, которая охраняется законом (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • обязанности специалиста после обучения проработать установленный законом срок, если работодатель оплачивал обучения трудящегося;
  • принцип и порядок допстрахования специалиста;
  • улучшении социально-бытовых условий для сотрудника и членов его семьи;
  • уточнении согласно применению к условиям работы специалиста обязанностей и прав работодателя и сотрудника, установленных на законодательном уровне;
  • о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении специалиста.

Документ соглашения сторон может включать обязанности и права сотрудника и работодателя, которые установлены согласно трудовому законодательству, а также обязанности и меры ответственности, которые прописаны в колдоговоре.

Ст. 57 ТК РФ Помимо условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, при переходе на эффективный контракт в школе в допсоглашение к трудовому договору также можно добавить ряд пунктов:

  • длительность основного ежегодного (удлиненного) оплачиваемого отпуска специалиста;
  • меры соцподдержки и прочие пункты, которые предусмотрены ТК РФ и прочими нормативными актами, содержащими статьи трудового права.

В соответствии с п. 9 Рекомендаций Минтруда России желательно прописать должностные обязанности специалиста в тексте соглашения между ним и работодателем. Если же трудящийся получит дополнительные задачи, которые предусматривает расширение профессиональных функций и совмещение должностей (профессий), увеличением объемов работы, это тоже следует зафиксировать в допсоглашении к трудовому договору.

Работникам следует принять во внимание ряд выплат коменсационного и стимулирующего типа, которые предусмотрены в нормативных актах:

1) компенсации за высокие показатели эффективности труда и его интенсивность: надбавка за интенсивность труда; премия за высокие результаты работы; премия за выполнение ответственных и важных обязанностей;

2) компенсация за стабильно высокий уровень выполнения профессиональных обязанностей: надбавка за наличие квалификационной категории; премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;

3) выплата за непрерывный стаж работы, лет: надбавка за выслугу лет; надбавка за стаж непрерывной работы;

4) премия по итогам работы за определенный период: премия по итогам работы за месяц; премия по итогам работы за квартал; премия по итогам работы за год;

5) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

6) выплаты за выполнение профессиональных обязанностей в местности, где климатические условия отличаются от нормы: при этом учитывается районный коэффициент; принимается во внимание работа в безводной или пустынной местности, высокогорных районах; предусмотрена надбавка за длительную работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

7) выплаты за работу в условиях, которые далеки от нормальных (если предусмотрены работы разной квалификации, расширение или совмещение обязанностей, увеличение объема задач, сверхурочная или ночная работа, выполнение иных видов деятельности в других условиях, отклоняющихся от нормальных):

  • доплата за совмещение профессий (должностей);
  • доплата за расширение зон обслуживания;
  • доплата за увеличение объема работы; доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • доплата за выполнение работ различной квалификации;
  • доплата за работу в ночное время;

8) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. В случае если какие-либо выплаты устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору при переходе на эффективный контракт в школе. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендуется указывать в этих единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

П. 13 Рекомендаций Минтруда России Данные виды выплат, доплат и надбавок указаны в п. 11 Рекомендаций Минтруда России. В этом же пункте говорится о том, что в системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами в школе. Особая ситуация назначения доплат установлена п. 15 Рекомендаций Минтруда России: «В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору могут предусматриваться также случаи, связанные с возложением на работников учреждения с их согласия дополнительных обязанностей с указанием размеров доплат (например, за выполнение функций классного руководителя)».

Нормативные документы

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы»

Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»

Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

Письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»

* Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения содержится в приложении 3 к Программе совершенствования системы оплаты труда.

**Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль