Изменения в законодательстве об обеспечении прав работников на безопасные условия труда

12828

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90­ФЗ были внесены многочисленные изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ), в т. ч. по вопросам, регламентирующим защиту прав работников на обеспечение здоровых и безопасных условий труда.

Стоит отметить, что указанным законом были признаны утратившими силу следующие законодательные акты, посвященные защите прав и интересов работающих на охрану труда:

  • Федеральный закон от 17.07.1999 № 181­ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации”;
  • Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2490­1 “О коллективных договорах и соглашениях”;
  • Закон СССР от 10.12.1990 № 1818­1 “О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности”.

Теперь положения, касающиеся охраны труда, которые ранее содержались в этих законодательных актах, включены в ТК РФ, что позволило исключить их дублирование в различных нормативных документах трудового права.

Внесены и кардинальные изменения, определяющие новые приоритеты и подходы в системе мер по сохранению жизни и здоровья работающих. Можно выделить четыре кардинальные новации.

I. Аттестация рабочих мест по условиям труда отнесена к основным приоритетным направлениям государственной политики в области охраны труда, а ее проведение стало полной и исключительной прерогативой работодателя.

С этой злободневной проблемой напрямую связаны вопросы: лицензирования образовательных учреждений; предоставления льгот и компенсаций специалистам, работающим во вредных и опасных условиях труда; установления диагноза и профилактики профзаболеваний; проведения периодических медицинских осмотров; обеспечения режимов труда и отдыха и многие другие, затрагивающие права работников на охрану труда.

В действующем до 31 августа 2008 г. Положении о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Положение), утвержденном постановлением Минтруда России от 14.03.1997 № 12, в законодательном порядке были определены основные правовые нормы и обозначен механизм организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях и организациях независимо от их форм собственности.

Новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок аттестации), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 и вступающим в действие с 1 сентября 2008 г., с одной стороны, упрощается процедура аттестации рабочих мест, а с другой – устанавливается единый и четкий подход к ее организации и проведению.

Изменения связаны еще и с тем, что Концепция реформы системы охраны труда в РФ до 2025 года, разработанная Минздравсоцразвития России и отраженная в Программе “Безопасный труд”, предусматривает переход на новую систему управления охраной труда –систему управления профессиональными рисками. Ее необходимым условием является регулярная, осуществляемая на профессиональной основе, аттестация рабочих мест с целью оценки условий труда и профессиональных рисков.

Рассмотрим вопросы, волнующие не только работодателей и их представителей, но и работников профсоюзных организаций, осуществляющих защиту прав членов профсоюза на охрану труда: чем вводимый документ отличается от Положения, утвержденного более 10 лет назад, и какие проблемы могут возникнуть при введении нового Порядка аттестации?

1. В новом Порядке аттестации буквально в самом начале документа (п. 1) указывается его основная цель – регулирование вопросов деятельности работодателей по проведению, оформлению и использованию результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

При этом еще раз подчеркнута роль и ответственность работодателя (руководителя), что полностью соответствует ст. 212 ТК РФ, в которой указано, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Определение понятия “аттестация рабочих мест”, приведенное в п. 2 Порядка аттестации, полностью соответствует ст. 209 ТК РФ:

“Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда”.

Включение этих двух понятийных инструментов в редакцию текста Порядка аттестации в значительной мере делает документ более конкретным, в полной мере соответствующим требованиям трудового законодательства и законодательства по охране труда, в отличие от действующего до 31 августа 2008 г. Положения, где эти понятия не были определены.

2. В Порядке аттестации (п. 4) подробно указаны возможные цели использования результатов проведенной аттестации рабочих мест (добавлено к аналогичному перечню действующего Положения еще десять позиций).

Среди них необходимо выделить следующие:

  • оценка и управление профессиональным риском, обусловливающим вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреж­дения здоровья работников;
  • расчет скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • создание банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта РФ и на федеральном уровне;
  • контроль состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты.

3. При сохранении периодов между проведениями аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в 5 лет) и сроков хранения документов по аттестации рабочих мест (45 лет) серьезные изменения претерпели положения о создании и составе аттестационной комиссии.

Так, в соответствии с п. 10 Порядка аттестации Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и привлекаемой для аттестации рабочих мест организацией (далее – Аттестующая организация) из числа их сотрудников на паритетной основе.

В связи с этим в состав аттестационной комиссии рекомендуется включать не только руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, труду и заработной плате, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда от профкомов или трудового коллектива, но и представителей Аттестующей организации. Последних – для координации, методического руководства и конт­роля за проведением работы по аттестации, а также с целью более профессионального и компетентного проведения всего комплекса мероприятий, предусмотренных процедурой аттестации рабочих мест.

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяются ее состав и председатель, а также сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест.

4. В новом документе (п. 12) дана характеристика часто используемых при проведении аттестации рабочих мест в образовательных учреждениях понятий: “аналогичные рабочие места” и “нестационарные рабочие места”.

Так, в качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы;
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • одинаковое расположение производственных объектов на рабочем месте;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе.

К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места: помощников воспитателей, воспитателей в детских садах и других дошкольных учреждениях, в кабинетах русского языка и литературы, истории, географии и математики в школах, гимназиях и т. п.

5. В п. 14 Порядка аттестации объяснено, как проводить аттестацию нестационарных рабочих мест, т. е. таких, в которых один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу (слесари­сантехники, слесари­электрики, строительные рабочие и др.).

6. В отличие от действующего ныне Положения при оформлении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда новым Порядком не предусмотрена такая оценка результатов аттестации как “Рабочее место условно аттестовано”.

В Порядке аттестации по заключению аттестационной комиссии рабочее место аттестуется:

  • по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса (с указанием соответствующего класса);
  • по травмобезопасности (с указанием соответствующего уровня (класса));
  • по обеспеченности средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ): соответствует, не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ или СИЗ не предусмотрены.

7. В новом документе введено еще одно существенное дополнение, основная и конечная цель которого навести порядок в обширном реестре Аттестующих организаций, участвующих в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

С этой целью после проведения аттестации рабочих мест работодатель направляет пакет документов, состоящий из перечня рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации, сводной ведомости рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Кроме того, в этом пакете в соответствии с Приложением 10 Порядка аттестации в обязательном порядке должна быть представлена подробная информация об Аттестующей организации*: данные об организации, ее учредителях и кадровом составе; видах и средствах измерений, проведенных организацией и др.

Благодаря этому органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением трудового законодательства по охране труда, будут иметь реальные возможности для наведения строгого учета и контроля среди Аттестующих организаций.

II. Вдвое увеличится норматив обязательного финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда.

Теперь, согласно ст. 226 ТК РФ, минимальный размер финансирования на охрану труда увеличивается в два раза и составляет не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Несмотря на то, что норматив финансирования мероприятий по охране труда для бюджетных организаций, в т. ч. для государственных и муниципальных образовательных учреждений, не введен, территориальные организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее – Профсоюз), используя положения отдельных статей ТК РФ, находят рычаги воздействия на власть для увеличения бюджетных ассигнований, направленных на улучшение условий труда работников образования и принятие превентивных мер по снижению и предотвращению несчастных случаев на производстве.

Так, на основе имеющегося опыта в территориальных организациях Профсоюза Республики Башкортостан и Свердловской области успешно выстраивают систему работы с органом исполнительной власти по обеспечению финансирования мероприятий по охране труда в сфере образования.

В Башкортостане в соответствии со ст. 45 ТК РФ разработали механизм, позволяющий обоснованно добиваться выделения средств из бюджетов всех уровней, прежде всего через территориальные соглашения между администрацией района (города), районным (городским) органом управления образованием и территориальным комитетом Профсоюза. В Свердловской области, руководствуясь ст. 226 ТК РФ и учитывая, что система образования является де­факто сферой услуг, а следовательно, относится к производственной деятельности, в большинстве принятых территориальных соглашениях эта норма уже зафиксирована, вследствие чего 0,2% от всего бюджета образовательного учреждения направляется на решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности образовательного процесса, улучшением условий и охраны труда работников.

При этом в отдельных территориях по предложению профсоюзных организаций используют возможность возврата 20% средств, перечисляемых образовательными учреждениями в Фонд социального страхования, на предупредительные меры по снижению травматизма, проведение аттестации рабочих мест, приобретение средств индивидуальной защиты работников образования.

III. Прописана обязанность работодателя по созданию служб или введению должности специалиста по охране труда в образовательных учреждениях.

Теперь в соответствии с изменениями, внесенными в ТК РФ, многие образовательные учреждения, где численность работающих превышает 50 чел., должны вводить в штат или привлекать для работы по трудовому договору специалиста по охране труда, а в некоторых случаях – создавать службы охраны труда.

При отсутствии у работодателя такой службы или специалиста по охране труда введено право руководителя организации самостоятельно осуществлять эти функции либо возложить их приказом или распоряжением на другого работника организации, специально обученного и аттестованного по вопросам безопасности труда.

Структура и численность работников службы охраны труда в организации определяются работодателем.

Статьей 217 ТК РФ ужесточены требования к работодателям (руководителям учреждений, организаций, в т. ч. и бюджетной сферы) по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников. Четко определено, в каких организациях создаются службы охраны труда, что необходимо делать в случае их отсутствия и кто может быть официально привлечен для этой работы.

IV. Внесены изменения в порядок проведения мероприятий по расследованию и учету несчастных случаев на производстве.

В связи с этим ТК РФ дополнен несколькими статьями. К ним относятся:

  • статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях, в которой подробным образом излагается порядок извещения о несчастных случаях и приводится перечень организаций, которые должны быть проинформированы о произошедшем;
  • статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев, где указывается, что в зависимости от тяжести повреждения здоровья срок расследования несчастного случая составляет от 3 до 15 дней. Срок расследования может быть продлен не более чем на 15 дней. В особых случаях указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии по расследованию несчастного случая;
  • статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев, в которой указаны: порядок проведения расследования каждого несчастного случая; перечень документов, подлежащих включению в материалы расследования; обстоятельства, подлежащие установлению в ходе расследования несчастного случая; ситуации, когда несчастные случаи квалифицируются как не связанные с производством;
  • статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда, в которой установлены основания для проведения дополнительных расследований государственным инспектором труда. При этом дополнительное расследование проводится независимо от срока давности несчастного случая и, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда;
  • статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев, положения которой ранее были рассредоточены в различных статьях ТК РФ, что представляло неудобства на заключительном этапе расследования несчастного случая.

Вышеперечисленные изменения и дополнения, появившиеся в новых нормативных правовых актах в сфере охраны труда, не исчерпывают весь комплекс мер, принятых в последнее время по вопросам защиты прав работников образовательных учреждений на здоровые и безопасные условия труда. Однако обозначенные приоритеты и подходы в сохранении жизни и здоровья работников образования помогут сосредоточить усилия и найти пути решения этих насущных и жизненно важных проблем.

Главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФЮ.Г. Щемелев

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль