Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации

3146
Итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации

Итоговое сочинение станет допуском к ЕГЭ. Как оно будет проходить?

29 июля 2014 г. в Минобрнауки России состоялось второе заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах и обеспечения учета его результатов наряду с результатами ЕГЭ при приеме в вузы (в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013). К 1 сентября 2014 г. опубликованы основные направления, на основе которых будут формироваться списки тем сочинений для каждого субъекта РФ. О проведении экзамена в форме сочинения нам рассказала Людмила Васильевна Дудова, член Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах при Минобрнауки России, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации "Ассоциация учителей литературы и русского языка", канд. филолог. наук, доцент, зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы "Московский институт открытого образования".

Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, о цели введения экзамена в форме сочинения для выпускников общеобразовательных организаций в 2014/15 уч. г.?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что написание сочинения не является абсолютно новой и неожиданной формой проведения экзамена, т. к. оно было обязательной частью государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) учащихся в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ).

Сочинение включалось в контрольно-измерительные материалы как часть с развернутым ответом не только по русскому языку и литературе, но и по истории, обществознанию. В ЕГЭ по русскому языку присутствовало (и сохраняется в настоящее время) сочинение, которое выполняется по предложенному тексту, а на экзамене по литературе выпускники пишут сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос. При подготовке письменного текста по этим предметам сохраняются все требования, которые обязательно надо выполнять при создании развернутого высказывания в форме сочинения.

Учащимся необходимо сформулировать проблему, привести аргументацию, высказать свою точку зрения и обозначить позицию автора. Все это требуется при написании любого сочинения.

В некоторых регионах России сочинение использовалось как форма промежуточной аттестации [Письмо департамента образования г. Москвы от 15.01.2014 № 01-08-54/14 "О порядке организации и проведения промежуточной аттестации в 10-х классах в 2013/14 учебном году в форме сочинения"; распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 1002-р "Об утверждении Порядка проведения сочинений по литературе для обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2014 году"; приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 07.02.2012 № 120 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе обучающихся Удмуртской Республики, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования".]. Кафедрой филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы "Московский институт открытого образования" пять лет назад разрабатывались методические рекомендации и темы для учащихся 10-х классов общеобразовательных организаций (далее – ОО) г. Москвы с целью проведения промежуточной аттестации в форме сочинения. Уже не первый год сочинение пишут учащиеся 10-х классов в г. Санкт- Петербурге. Обозначены требования к развитию письменной речи в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта и в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, кото- рый в настоящий момент вводится в ОО.

Одним словом, для начала нашего разговора скажем, что сочинение является достаточно привычной формой работы на экзамене не только по русскому языку, но и по обществознанию, истории, поэтому речь идет о расширении жанрового репертуара сочинения как одной из форм письменной речи учащихся. Усиление внимания именно к развитию письменной речи выпускников является одной из причин введения дополнительного вида выпускного испытания.

Верно ли я понимаю, что это не единственная цель? Какие еще образовательные цели достигаются при введении сочинения как формы экзамена?

Формирование письменной речи – это очень сложная методическая задача, поскольку, когда мы говорим о речи, мы говорим об уровне и качестве мышления, формах его выражения. В нашем случае – это письменное связное высказывание большого объема. Но для того, чтобы грамотно высказать свои суждения на листе бумаги, необходимо знать, что сказать и как это аргументировать в рамках той или иной проблемы. У выпускника еще не очень богат жизненный опыт, часть которого формируется на основе просмотренного и увиденного. Поэтому именно поощрение, мотивация учащихся к чтению и рассуждению по поводу прочитанного, совсем не обязательно только в рамках учебного предмета "Литература", – вторая цель введения сочинения как формы ГИА. Замечу, что речь идет именно о рассуждении на определенную тему на основе прочитанного, но совсем не о литературоведческом анализе художественного произведения. Это задача для экзаменационного испытания по литературе.

Работая над проблемой выпускного сочинения, члены Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах (в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013) (далее – Совет) говорили о том, что необходимо стимулировать желание учащихся читать, посещать театры, выставки, развивать мировоззрение, жизненную позицию, определять свое отношение к морально-этическим проблемам, рефлексировать на основе прочитанного и увиденного.

Полагаю, что цель сформировать личность думающую, конечно, довольно амбициозная, но ведь выпускать из ОО человека, умеющего размышлять только в рамках предметных знаний, тоже нельзя. Мы вступили в информационную цивилизацию, поэтому такие умения, как работа с информацией, размышление над произведениями, созданными с помощью различных знаковых систем (словесных, визуальных, аудиальных, совмещающих в себе все эти качества), сегодня необходимы каждому выпускнику. Если же пользоваться нашей профессиональной терминологией, то сочинение как форма ГИА – это один из наиболее органичных и апробированных вариантов проверки метапредметной коммуникативной компетенции в образовательной практике.

Людмила Васильевна, расскажите, пожалуйста, о процедуре проведения экзамена в форме сочинения.

Выпускное сочинение является обязательной формой ГИА, т. е. его будут писать все выпускники 11-х классов. Поэтому на начальном этапе внедрения экзамена в форме сочинения Совет постарался создать максимально комфортные условия для одиннадцатиклассников, чтобы не усиливать волнение учащихся и их родителей (законных представителей). Сочинение будут писать ученики в тех ОО, где они обучаются, проверять их будут те учителя, которые преподают им предметы, поэтому никаких беспокойств быть не должно. Критерии оценки сочинения по русскому языку стандартны. 

Существуют ли требования ограничить присутствие учителей, преподающих гуманитарные предметы, в аудиториях во время написания сочинения?

Никаких ограничений, связанных с тем, какие педагоги работают организаторами в аудиториях во время написания сочинения, не существует. В качестве организаторов могут выступать любые учителя, в т. ч. преподающие русский язык и литературу. Достаточно интересно в связи с этим может быть построена работа комиссии по проверке сочинений.

ВАЖНО! О том, какие изменения вводятся в работу комиссии, проверяющей сочинения, каким образом будет осуществляться формирование тем сочинений, как будет оцениваться сочинение, каковы будут требования к пункту приема экзаменов при написании сочинения читайте в полной версии статьи, опубликованной в журнале Справочник заместителя директора школы. Подпишитесь на это издание!

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль