Нормативно-правовое обеспечение развития государственной системы дополнительного образования детей

5429

Настоящий 2008 г. – юбилейный для государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей. Приказом Мин­обрнауки России от 13.11.07 № 308 “О праздновании в 2008 году 90­летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей”* утвержден план подготовки и проведения мероприятий, посвященных этому событию. В соответствующих документах, принятых на уровне субъекта Российской Федерации, важно предусмотреть участие региона во Всероссийских массовых мероприятиях с обучающимися на 2008 год, посвященных юбилею, III Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей и VIII Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Обращаем ваше внимание на Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11.12.06 № 06­1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”), которые необходимо учитывать при разработке авторских образовательных программ дополнительного образования детей.

По участию регионов во Всероссийском конкурсе детского рисунка “Страна детства”, Всероссийском смотре достижений образовательных учреждений дополнительного образования детей (в рамках Российского образовательного форума – 2008), Всероссийском фестивале детского творчества “Дорогу осилит идущий”, Всероссийской научно­практической конференции “Роль и место учреждений дополнительного образования детей в социально­экономическом развитии регионов” и других мероприятиях в органы управления образованием будут дополнительно направлены соответствующие документы и информационные письма.

Государственная система дополнительного образования детей в новом качестве развивается на протяжении 15 лет. За последние годы законодательная база страны претерпела серьезные изменения, что не могло не отразиться на деятельности образовательных учреждений всех типов, в т. ч. и учреждений дополнительного образования детей.

Федеральным законом от 22.08.04 № 122­ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – Закон № 122­ФЗ) внесены в Закон РФ от 10.07.92 № 3266­1 “Об образовании” следующие поправки:

“…к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся: …организация предоставления дополнительного образования детям … на территории муниципального района” (п. 1.2 ст. 31), что является законодательной базой для развития системы дополнительного образования детей на муниципальном уровне, а это более 90% всех учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений, что немаловажно;

“…обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение… дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях….” (п. 6.1 ст. 29).

Не менее значимы Федеральные законы от 06.10.99 № 184­ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и от 06.10.03 № 131­ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Эти законы, как и Закон № 122­ФЗ, направлены на разграничение полномочий государственных органов исполнительной власти всех уровней и местного самоуправления. В целях сохранения структуры системы образования детей (муниципальный – региональный – федеральный уровни) Федеральным законом от 29.12.04 № 199­ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований” в Федеральный закон № 184­ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” внесены дополнения о предоставлении дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения, что позволяет на законодательной основе развивать государственные учреждения дополнительного образования детей на региональном уровне (республиканские, краевые, областные).

В связи с принятием постановления Правительства РФ от 07.12.06 № 752 в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 внесены изменения на основании действующего законодательства. В рабочем порядке необходимо привести уставы муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с п. 1 вышеуказанного постановления, прежде всего в части наименований их видов.

Важнейшим условием функционирования и развития системы дополнительного образования детей является обоснованное и стабильное финансирование реализации образовательных программ.

В целях обеспечения единой системы планирования финансовых средств при переходе на нормативный метод финансирования может использоваться модель расчета нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, адаптированная применительно к реализации конкретной образовательной программы дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 19.10.06 № 06­1616 “О методических рекомендациях”).

Соблюдение единства принципов и методов расчета потребности в финансовых средствах при реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей позволит обеспечить единый методологический подход к формированию потребности в финансовых средствах на реализацию программ и функционирование учреждений дополнительного образования детей.

Введение нормативов бюджетного финансирования в практику планирования и распределения финансовых средств на всех бюджетных уровнях направлено, прежде всего, на изменение сложившейся практики, когда от образовательных учреждений требуют реализации программ без соответствующего их финансирования.

Представленная в письме методика расчетов норматива бюджетного финансирования реализации программ может использоваться на региональном и местном уровнях, а также на уровне учреждения (в учреждении дополнительного образования детей и общеобразовательном учреждении).

Сегодня в Российской Федерации функционируют 18 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в т. ч. в системе образования – 8,9 тыс., системе культуры – 5,8 тыс., системе спорта – 1,1 тыс.; общественных организаций – более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7% от общего числа обучающихся).

В ведомственном подчинении системы образования находится 8,9 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей, в которых обучается более 8,5 млн детей. Количество обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей ежегодно возрастает на 50–70 тыс. детей. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях дополнительное образование получают более 3,5 млн детей, занятия проводят свыше 100 тыс. педагогов.

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно­урочной системы и обязательными стандартами, располагает большими возможностями в организации социально значимой деятельности и досуга детей. Оно во многом компенсирует образование основное, предоставляя школьнику не только возможность выбора занятий по интересам и делая его досуг содержательным, но и помогая ему в социальном и профессиональном самоопределении, готовя его к жизни в обществе. Помимо обучения, воспитания и творческого развития личности оно позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе системы дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально­экономические проблемы детей и семьи. Гибкость системы дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и является гарантом поддержки и развития одаренных детей.

Анализируя развитие системы дополнительного образования детей в новых социально­экономических условиях, важно учитывать тот факт, что сегодня многие общеобразовательные учреждения с учетом современного законодательства стали активно развивать дополнительное образование на базе школ. В соответствии с приоритетным направлением развития образования в России в школах принято решение сократить учебный базовый план на 25% с тем, чтобы высвободить ребенку время для занятий дополнительным образованием. С одной стороны, это очень хорошо, т. к. позволяет как можно большему количеству детей дать дополнительное образование. С другой стороны, появились серьезные проблемы. Для обеспечения качественного дополнительного образования в обязательном порядке необходимы: профессиональный педагог дополнительного образования, а также хорошие образовательная программа и материально­техническая база (оборудование) для реализации конкретной программы дополнительного образования. К сожалению, практика показывает, что эти требования соблюдаются не во всех школах. Выход из положения мы видим в том, чтобы учреждения дополнительного образования детей заключали договоры (соглашения) со школами и другими образовательными учреждениями о взаимодействии по развитию дополнительного образования детей на их базе, обеспечивали методическое сопровождение, повышение квалификации кадров и т. д.

Следует отметить еще одно очень важное направление развития дополнительного образования в связи с новыми социально­экономическими условиями. Сегодня и родители, и сами дети (старшего школьного возраста) хотели бы получать в этой системе качественное не только допрофессиональное, но и профессиональное образование (начальное, среднее) с выдачей соответствующего документа государственного образца. Такие возможности у системы есть, и необходимо постараться максимально реализовать их. Опыт подобной работы уже накоплен в ряде регионов России (Камчатская, Воронежская, Свердловская и другие области). Для решения данной задачи учреждению дополнительного образования детей (далее – УДОД) необходимо заключить соответствующий договор с учреждением профессионального образования.

Теоретические и практические занятия можно проводить как на базе УДОД, так и в учреждении профессионального образования. В результате продуманного взаимодействия образовательных учреждений двух типов выпускник наряду с аттестатом зрелости получит еще и документ о профессиональном образовании, что немаловажно как для молодежи, покидающей школу, так и для родителей.

Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в развитие российского общества и государства, в его кадровый потенциал, в предотвращение безнадзорности, профилактику правонарушений и других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

Повышению доступности и качества дополнительного образования детей, организации их содержательного досуга во многом способствует реализация Календаря Всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, утвержденного Минобрнауки России и Рособразованием (письмо Рособразования от 04.10.07 № 14/11­224/01). Положения о проведении указанных в Календаре мероприятий будут направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации дополнительно, а также размещены на сайтах Федерального агентства по образованию: www.ed.gov.ru и подпрограммы “Одаренные дети” федеральной целевой программы “Дети России” odardeti.ru. Результаты участия в этих мероприятиях взаимоувязаны с реализацией приоритетного национального проекта “Образование” в части поддержки талантливой молодежи, определением стипендиатов подпрограммы “Одаренные дети”, присвоением звания “Образцовый детский коллектив” (Положение о порядке присвоения звания “Образцовый детский коллектив” утверждено приказом Минобразования России от 12.05.97 № 884). Они учитываются при аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей, аттестации педагогических и руководящих кадров.

Кроме того, данные мероприятия позволяют оценивать уровень развития системы дополнительного образования детей в каждом регионе, а также определять результативность деятельности обучающихся и педагогов дополнительного образования и в целом образовательных учреждений, что является необходимой составляющей развития системы. В 2007 г. проведено около 150 мероприятий, среди которых: 20 всероссийских первенств и соревнований по техническому творчеству учащихся, 5 олимпиад и конференций по развитию учебно­исследовательской деятельности учащихся, 14 конкурсов и фестивалей художественной направленности, около 100 состязаний по различным видам спорта, 15 мероприятий туристско­краеведческой направленности. Ежегодно свыше 6 млн детей и подростков участвуют в реализации Календаря Всероссийских массовых мероприятий с обучающимися в рамках системы дополнительного образования детей.

Вместе с тем для развития системы дополнительного образования детей на современном этапе необходимо решить ряд проблем:

  • сохранить и обеспечить развитие потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно­кружковой, культурно­просветительной, досугово­игровой, творчески­познавательной, практико­ориентированной деятельности;
  • совершенствовать нормативное и правовое обеспечение развития системы дополнительного образования детей;
  • обновить содержание, программно­методическое и научное обеспечение образовательного процесса в системе дополнительного образования детей;
  • совершенствовать организационно­методическое обеспечение развития содержания внеучебной работы и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов и видов;
  • обеспечить развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей, оказать помощь руководящим и педагогическим работникам системы в их профессиональном, личностном и культурном развитии;
  • содействовать развитию сети образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В целях решения указанных проблем в 2007 году разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. Данная программа позволит различным ведомствам и организациям на федеральном, региональном и муниципальном уровнях обеспечить координацию деятельности в решении проблем воспитания, обучения и развития детей. Кроме того, приказом Минобрнауки России от 16.10.07 № 283 утверждена Аналитическая ведомственная целевая программа “Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально­адаптирующих функций” на 2008–2010 годы. Указанные документы, размещенные на сайте Минобрнауки России (www.gov.ru) являются основой для разработки и утверждения соответствующих програм­мных документов в субъектах Российской Федерации, включения основных мероприятий аналитической ведомственной целевой программы в план работы на 2008 г.

Начальник отдела воспитания, охраны здоровья, психолого­педагогической поддержки и дополнительного образования детей Минобрнауки РоссииВ.А. Березина

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль