Профессиональные функции учителя начальных классов в рамках ФГОС

2778
Профессиональные функции учителя начальных классов в рамках ФГОС

Основные профессиональные функции учителя начальных классов

Российская система образования вот уже более 20 лет находится на стадии реформирования, и новый этап связан с введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС).

Начальная школа раньше других приступила к реализации требований ФГОС в школе. В Российской Федерации уже на протяжении трех и более лет воплощается в жизнь ФГОС начального общего образования. Но так как успех любых нововведений в системе образования зависит, прежде всего, от педагога, то чаще всего обсуждаются профессиональные функции учителя. 

Особенностью ФГОС начального общего образования является то, что на первый план выдвигаются результаты личностные, а не предметные. В связи с этим меняется существенно и значимость различных профессиональных функций учителя начальных классов. Педагогу необходимо создать особую среду для того, чтобы школьники могли овладеть универсальными учебными действиями (далее – УУД) в процессе освоения предметного содержания. Это означает, что приоритет в педагогической деятельности принадлежит управленческой функции.

Управление - профессиональная функция учителя, представляющая собой реализацию нескольких связанных между собой опций: планирования, стимулирования, организации, контроля, оценивания, рефлексии и анализа. С помощью функции планирования проставляются цели деятельности, средства и наиболее эффективные способы достижения планируемых результатов. Важным элементом управления является прогнозирование вероятных направлений развития личности ребенка, а результатом должны стать планы педагогической деятельности.

Стимулирование – это процесс побуждения обучающихся к достижению обозначенных целей. Выполняя эту профессиональную функцию, учитель создает наиболее благоприятные условия для проявления способностей учеников и их личностного роста.

Организация - профессиональная функция учителя, помогающая создать условия для достижения образовательных целей. Грамотная организация деятельности учеников позволяет добиться более высоких результатов. Функция контроля и оценивания предполагает диагностику эффективности деятельности и анализ ее результатов для дальнейшей корректировки намеченных шагов. Выделение во ФГОС начального общего образования новых групп результатов приводит к изменению подходов к их оценке, а это значит, что педагогу необходимо владеть новыми видами оценивания.

Учитель также выполняет аналитическую и рефлексирующую функции, главным содержанием которых является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли проблемы, как избежать этого в дальнейшем.

Управление процессом обучения основывается на информированности преподавателя об уровне подготовленности учеников, особенностях адаптации, учебной мотивации, способностях, характеристиках, воспитанности. В область профессиональных функций учителя входят знания гендерных, возрастных, индивидуальных особенностей, умения организовывать наблюдение и проводить анализ педагогических, социально-психологических, психологических, профессиологических явлений.

Это означает, что педагогу в своей деятельности не обойтись без диагностической функции. Необходимо иметь четкое представление об особенностях физического и психического развития младших школьников, условиях их социализации, зонах ближайшего развития.  

С введением ФГОС особую значимость приобретает коррекционная профессиональная функция учителя, которая теперь предполагает не только внесение изменений в свои действия и действия учеников, но и занятия с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Одной из важных функций педагогической деятельности является коммуникативная, овладение которой позволит учителю наиболее эффективно управлять образовательным процессом, формировать коммуникативные УУД у младших школьников; создавать в классе коммуникативную среду. Без осуществления этой функции невозможна успешная реализация программ духовно-нравственного воспитания и развития, формирования культуры безопасного и здорового образа жизни.

С введением ФГОС начального общего образования основной и неизменной остается воспитательная профессиональная функция учителя начальных классов. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности, достигаются личностные результаты обучения.

Обучение – важнейшая профессиональная функция учителя начальных классов, деятельность которого полипредметна. Обучением детей может заниматься только специально подготовленный педагог. Обучая, учитель развивает познавательные, интеллектуальные способности ребенка, формирует его УУД, организует его творческую и исследовательскую деятельность. Следовательно, образовательная деятельность учителя обогащается исследовательской функцией.

Требования к уровню итоговой подготовки будущего учителя начальных классов

Для успешного осуществления преподавательской деятельности в начальной школе и реализации рассмотренных выше профессиональных функций учитель должен пройти курсы повышения квалификации (переподготовки). 

В настоящее время подготовка будущего учителя начальных классов осуществляется в соответствии с программой ФГОС высшего профессионального образования, направление «Педагогическое образование». 

Все компетенции сформулированы с использованием таких терминов как «способен», «готов», «умеет». 

Выпускник бакалавриата должен:

1. Знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенцию о правах ребенка;
  • требования Санэпиднадзора к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189);
  • основы педагогики и технологии обучения и воспитания школьников младших классов;
  • требования к планированию и разработке учебно-методической и нормативной документации в соответствии с ФГОС начального общего образования и особенностями реализации основной образовательной программы (далее – ООП) в образовательной организации;
  • правовые аспекты реализации педагогической деятельности в образовательной сфере;
  • возрастные, индивидуальные и гендерные особенности обучающихся и способы учета этих особенностей при выборе методов обучения и воспитания;
  • в рамках подготовки будущих учителей знать требования к применению в образовательном процессе ИКТ, цифровых образовательных ресурсов, средств обучения и их дидактические возможности;
  • научные основы учебных предметов  (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология).

2. Уметь:

  • анализировать нормативные документы; 
  • работать с литературой: психологической, педагогической, методической и справочной; находить и анализировать материал из поисковых систем;
  • реализовывать календарно-тематическое планирование, работать над созданием учебно-методической документации;
  • планировать, осуществлять как урочную, так и внеурочную деятельность, анализировать ее продуктивность в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
  • в рамках подготовки будущих учителей организовывать обучение школьников на основе системно-деятельностного подхода;
  • развивать УУД у младших школьников, образцы и ценности социального поведения;
  • применять теоретические знания;
  • обнаруживать связь теоретических знаний в области преподаваемых предметов с практическими умениями;
  • выявлять и анализировать особенности профессиональной речевой деятельности; осуществлять текстовую деятельность в целях решения коммуникативных профессиональных задач;
  • реализовывать собственную исследовательскую деятельность и брать на себя организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности учеников;
  • формировать основы научного мировоззрения и экологической культуры младших школьников;
  • составлять совместно с другими экспертами программу индивидуального развития ребенка, отслеживать динамику его развития;
  • в рамках подготовки будущих учителей проводить общепсихологический анализ педагогической, жизненной и профессиональной ситуации, анализировать социально-психологические явления;
  • определять свой личный стиль и самоореализовываться. 

3. Владеть:

  • методами организации внеурочной и урочной деятельности младших школьников;
  • коммуникативными навыками; 
  • психолого-педагогическими  методиками, для работы с различными детьми; 
  • ИКТ-компетенциями;
  • методами исследовательского обучения младших школьников;
  • знаниями психического развития детей и навыками наблюдения и анализа; 
  • в рамках подготовки будущих учителей основами саморегуляции. Они помогут в дальнейшем принять правильное решение и избежать профессонального выгорания. 

Требования к курсам повышения квалификации педагогов ФГОС 

Требований к подготовке педагогов всегда много, они быстро меняются и не всегда удается им соответствовать. Поэтому особая роль отводится повышению квалификации педагогов ФГОС. Одно из главных требований - профессиональное развитие учителей должно быть непрерывным.

Программ повышения квалификации педагогов ФГОС начальных классов разработано и реализуется достаточно много. В связи с этим возникают вопросы: какая программа более всего соотвествует требованиям ФГОС, какая программа позволяет развить профессиональные функции учителя, какую программу обучения выбрать, например, учителю-предметнику? 

Учитель-предметник, работающий на уровне начального общего образования, должен:

1. Знать:

  • основные направления модернизации образования в РФ;
  • содержание и требования программы ФГОС начального общего образования;
  • технологические подходы к реализации ФГОС;
  • структуру рабочей программы по предмету;
  • в рамках повышения квалификации педагогов ФГОС структуру программы развития универсальных учебных действий;
  • типологию учебных занятий, построенных  на основе деятельностного подхода;
  • специфику   взаимодействия   участников  отношений  в сфере образования с учетом их возраста. 

2. Проявлять готовность:

  • к определению компонентов рабочей программы по конкретному предмету;
  • определению специфики класса, условий обучения школьников, собственных профессиональных и личностных особенностей, обусловливающих содержание рабочей программы;
  • формированию универсальных учебных действий на предметном содержании;
  • формированию предметных результатов начальной школы.

3. Иметь первичный опыт:

  • проектирования рабочей программы;
  • конструирования  предметного урока; 
  • диагностики и оценки результатов формирования УУД.

Перечисленные знания и умения учитель-предметник может приобрести на курсах повышения квалификации педагогов ФГОС. 

В программу курса в обязательном порядке должны входить: знакомство слушателей со структурой и содержанием ФГОС начального общего образования;  знакомство с требованиями к планируемым результатам освоения образовательной программы начального общего образования, разработкой и реализацией программы формирования УУД в начальной школе. 

Одной из главных составляющих курсов повышения квалификации педагогов ФГОС должно стать знакомство со спецификой задач и целей конкретного учебного предмета;  управлением деятельностью школьников на различных занятиях (урочных и внеурочных); особенностями разработки рабочей программы по конкретному предмету, учебно-методическим обеспечением, учебными изданиями, методическими и контрольно-измерительными материалами, цифровыми образовательными ресурсами и др.

Программа повышения квалификации учителей-предметников, работающих с младшими школьниками, должна быть рассчитана на определенное количество времени, а именно не менее чем на 72 ч. Но можно ли утверждать, что педагог, успешно освоивший подобную программу повышения квалификации педагогов ФГОС, полностью готов приступить к работе по новым стандартам? 

Понятие «готовность» включает в себя наличие соответствующих умений, знаний, навыков, решимости, настроенности на определенные действия. Предпосылками готовности являются понимание поставленной задачи, наличие готового плана действий и желание придти к максимальному результату. Такое качество личности само по себе возникнуть не может, оно требует от человека внутренней трудоемкой работы.

Только после принятия идей нового образовательного стандарта, понимания необходимости перемен, можно говорить о готовности учителя начальных классов к реализации требований ФГОС.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль