Профессиональные функции учителя начальных классов в рамках ФГОС

3006
Профессиональные функции учителя начальных классов в рамках ФГОС

Основные профессиональные функции учителя начальных классов

Российская система образования вот уже более 20 лет находится на стадии реформирования, и новый этап связан с введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС).

Начальная школа раньше других приступила к реализации требований ФГОС в школе. В Российской Федерации уже на протяжении трех и более лет воплощается в жизнь ФГОС начального общего образования. Но так как успех любых нововведений в системе образования зависит, прежде всего, от педагога, то чаще всего обсуждаются профессиональные функции учителя. 

Особенностью ФГОС начального общего образования является то, что на первый план выдвигаются результаты личностные, а не предметные. В связи с этим меняется существенно и значимость различных профессиональных функций учителя начальных классов. Педагогу необходимо создать особую среду для того, чтобы школьники могли овладеть универсальными учебными действиями (далее – УУД) в процессе освоения предметного содержания. Это означает, что приоритет в педагогической деятельности принадлежит управленческой функции.

Управление - профессиональная функция учителя, представляющая собой реализацию нескольких связанных между собой опций: планирования, стимулирования, организации, контроля, оценивания, рефлексии и анализа. С помощью функции планирования проставляются цели деятельности, средства и наиболее эффективные способы достижения планируемых результатов. Важным элементом управления является прогнозирование вероятных направлений развития личности ребенка, а результатом должны стать планы педагогической деятельности.

Стимулирование – это процесс побуждения обучающихся к достижению обозначенных целей. Выполняя эту профессиональную функцию, учитель создает наиболее благоприятные условия для проявления способностей учеников и их личностного роста.

Организация - профессиональная функция учителя, помогающая создать условия для достижения образовательных целей. Грамотная организация деятельности учеников позволяет добиться более высоких результатов. Функция контроля и оценивания предполагает диагностику эффективности деятельности и анализ ее результатов для дальнейшей корректировки намеченных шагов. Выделение во ФГОС начального общего образования новых групп результатов приводит к изменению подходов к их оценке, а это значит, что педагогу необходимо владеть новыми видами оценивания.

Учитель также выполняет аналитическую и рефлексирующую функции, главным содержанием которых является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли проблемы, как избежать этого в дальнейшем.

Управление процессом обучения основывается на информированности преподавателя об уровне подготовленности учеников, особенностях адаптации, учебной мотивации, способностях, характеристиках, воспитанности. В область профессиональных функций учителя входят знания гендерных, возрастных, индивидуальных особенностей, умения организовывать наблюдение и проводить анализ педагогических, социально-психологических, психологических, профессиологических явлений.

Это означает, что педагогу в своей деятельности не обойтись без диагностической функции. Необходимо иметь четкое представление об особенностях физического и психического развития младших школьников, условиях их социализации, зонах ближайшего развития.  

С введением ФГОС особую значимость приобретает коррекционная профессиональная функция учителя, которая теперь предполагает не только внесение изменений в свои действия и действия учеников, но и занятия с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Одной из важных функций педагогической деятельности является коммуникативная, овладение которой позволит учителю наиболее эффективно управлять образовательным процессом, формировать коммуникативные УУД у младших школьников; создавать в классе коммуникативную среду. Без осуществления этой функции невозможна успешная реализация программ духовно-нравственного воспитания и развития, формирования культуры безопасного и здорового образа жизни.

С введением ФГОС начального общего образования основной и неизменной остается воспитательная профессиональная функция учителя начальных классов. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности, достигаются личностные результаты обучения.

Обучение – важнейшая профессиональная функция учителя начальных классов, деятельность которого полипредметна. Обучением детей может заниматься только специально подготовленный педагог. Обучая, учитель развивает познавательные, интеллектуальные способности ребенка, формирует его УУД, организует его творческую и исследовательскую деятельность. Следовательно, образовательная деятельность учителя обогащается исследовательской функцией.

Требования к уровню итоговой подготовки будущего учителя начальных классов

Для успешного осуществления преподавательской деятельности в начальной школе и реализации рассмотренных выше профессиональных функций учитель должен пройти курсы повышения квалификации (переподготовки). 

В настоящее время подготовка будущего учителя начальных классов осуществляется в соответствии с программой ФГОС высшего профессионального образования, направление «Педагогическое образование». 

Все компетенции сформулированы с использованием таких терминов как «способен», «готов», «умеет». 

Выпускник бакалавриата должен:

1. Знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенцию о правах ребенка;
  • требования Санэпиднадзора к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189);
  • основы педагогики и технологии обучения и воспитания школьников младших классов;
  • требования к планированию и разработке учебно-методической и нормативной документации в соответствии с ФГОС начального общего образования и особенностями реализации основной образовательной программы (далее – ООП) в образовательной организации;
  • правовые аспекты реализации педагогической деятельности в образовательной сфере;
  • возрастные, индивидуальные и гендерные особенности обучающихся и способы учета этих особенностей при выборе методов обучения и воспитания;
  • в рамках подготовки будущих учителей знать требования к применению в образовательном процессе ИКТ, цифровых образовательных ресурсов, средств обучения и их дидактические возможности;
  • научные основы учебных предметов  (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология).

2. Уметь:

  • анализировать нормативные документы; 
  • работать с литературой: психологической, педагогической, методической и справочной; находить и анализировать материал из поисковых систем;
  • реализовывать календарно-тематическое планирование, работать над созданием учебно-методической документации;
  • планировать, осуществлять как урочную, так и внеурочную деятельность, анализировать ее продуктивность в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
  • в рамках подготовки будущих учителей организовывать обучение школьников на основе системно-деятельностного подхода;
  • развивать УУД у младших школьников, образцы и ценности социального поведения;
  • применять теоретические знания;
  • обнаруживать связь теоретических знаний в области преподаваемых предметов с практическими умениями;
  • выявлять и анализировать особенности профессиональной речевой деятельности; осуществлять текстовую деятельность в целях решения коммуникативных профессиональных задач;
  • реализовывать собственную исследовательскую деятельность и брать на себя организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности учеников;
  • формировать основы научного мировоззрения и экологической культуры младших школьников;
  • составлять совместно с другими экспертами программу индивидуального развития ребенка, отслеживать динамику его развития;
  • в рамках подготовки будущих учителей проводить общепсихологический анализ педагогической, жизненной и профессиональной ситуации, анализировать социально-психологические явления;
  • определять свой личный стиль и самоореализовываться. 

3. Владеть:

  • методами организации внеурочной и урочной деятельности младших школьников;
  • коммуникативными навыками; 
  • психолого-педагогическими  методиками, для работы с различными детьми; 
  • ИКТ-компетенциями;
  • методами исследовательского обучения младших школьников;
  • знаниями психического развития детей и навыками наблюдения и анализа; 
  • в рамках подготовки будущих учителей основами саморегуляции. Они помогут в дальнейшем принять правильное решение и избежать профессонального выгорания. 

Требования к курсам повышения квалификации педагогов ФГОС 

Требований к подготовке педагогов всегда много, они быстро меняются и не всегда удается им соответствовать. Поэтому особая роль отводится повышению квалификации педагогов ФГОС. Одно из главных требований - профессиональное развитие учителей должно быть непрерывным.

Программ повышения квалификации педагогов ФГОС начальных классов разработано и реализуется достаточно много. В связи с этим возникают вопросы: какая программа более всего соотвествует требованиям ФГОС, какая программа позволяет развить профессиональные функции учителя, какую программу обучения выбрать, например, учителю-предметнику? 

Учитель-предметник, работающий на уровне начального общего образования, должен:

1. Знать:

  • основные направления модернизации образования в РФ;
  • содержание и требования программы ФГОС начального общего образования;
  • технологические подходы к реализации ФГОС;
  • структуру рабочей программы по предмету;
  • в рамках повышения квалификации педагогов ФГОС структуру программы развития универсальных учебных действий;
  • типологию учебных занятий, построенных  на основе деятельностного подхода;
  • специфику   взаимодействия   участников  отношений  в сфере образования с учетом их возраста. 

2. Проявлять готовность:

  • к определению компонентов рабочей программы по конкретному предмету;
  • определению специфики класса, условий обучения школьников, собственных профессиональных и личностных особенностей, обусловливающих содержание рабочей программы;
  • формированию универсальных учебных действий на предметном содержании;
  • формированию предметных результатов начальной школы.

3. Иметь первичный опыт:

  • проектирования рабочей программы;
  • конструирования  предметного урока; 
  • диагностики и оценки результатов формирования УУД.

Перечисленные знания и умения учитель-предметник может приобрести на курсах повышения квалификации педагогов ФГОС. 

В программу курса в обязательном порядке должны входить: знакомство слушателей со структурой и содержанием ФГОС начального общего образования;  знакомство с требованиями к планируемым результатам освоения образовательной программы начального общего образования, разработкой и реализацией программы формирования УУД в начальной школе. 

Одной из главных составляющих курсов повышения квалификации педагогов ФГОС должно стать знакомство со спецификой задач и целей конкретного учебного предмета;  управлением деятельностью школьников на различных занятиях (урочных и внеурочных); особенностями разработки рабочей программы по конкретному предмету, учебно-методическим обеспечением, учебными изданиями, методическими и контрольно-измерительными материалами, цифровыми образовательными ресурсами и др.

Программа повышения квалификации учителей-предметников, работающих с младшими школьниками, должна быть рассчитана на определенное количество времени, а именно не менее чем на 72 ч. Но можно ли утверждать, что педагог, успешно освоивший подобную программу повышения квалификации педагогов ФГОС, полностью готов приступить к работе по новым стандартам? 

Понятие «готовность» включает в себя наличие соответствующих умений, знаний, навыков, решимости, настроенности на определенные действия. Предпосылками готовности являются понимание поставленной задачи, наличие готового плана действий и желание придти к максимальному результату. Такое качество личности само по себе возникнуть не может, оно требует от человека внутренней трудоемкой работы.

Только после принятия идей нового образовательного стандарта, понимания необходимости перемен, можно говорить о готовности учителя начальных классов к реализации требований ФГОС.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль