Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Режим рабочего времени педагогических работников

  • 30 июня 2018
  • 126085

Скачать книгу «Управление образовательной организацией»
Скачать бесплатно в .pdf

Реформирование системы образования непосредственно касается педагогических работников — лиц, состоящих в трудовых, служебных отношениях с организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, выполняя обязанности по обучению и воспитанию детей. Особенности регулирования труда педработников регламентированы Конституцией РФ, Законом об образовании и ст. 52 ТК РФ. Помимо этих документов, правовое регулирование вопроса рабочего времени педагогических работников осуществляют и другие нормативные акты, если они не противоречат нормам ТК РФ. 

Регулирование рабочего времени педагогов

Продолжительность рабочего времени педагогических работников, согласно ТК РФ, — время, отведенное на исполнение трудовых обязанностей в соответствии с условиями трудового договора и внутреннего распорядка ОУ. На работодателе лежит обязанность ведения учета рабочего времени сотрудников с занесением данных в соответствующий табель. Помимо рабочего времени, у работников сферы образования, согласно ст. 106 ТК РФ, есть время отдыха, в которое они освобождены от трудовых обязанностей, чтобы использовать его по своему выбору. Аналогичные нормы времени педагогических работников действуют и при замещении должностей. 

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

На законодательном уровне нормы рабочего времени для учителей определяют исключительно функции, связанные с учебной деятельностью — преподаванием, выраженном в объеме учебной нагрузки (ставки). На практике рабочее время для педагога зависит от занимаемой должности и неизменно включает:
  • воспитательную и преподавательскую деятельность;
  • индивидуальную работу с учащимися, практическую их подготовку;
  • исследовательскую, творческую и научную деятельность;
  • прочую профессиональную деятельность, которая регламентирована индивидуальным планом или должностной инструкцией. 
Рабочее время учителя состоит из двух частей:
  1. Нормируемая. Представляет собой учебную нагрузку, по письменному согласию учителя превышающую или являющуюся ниже нормы часов (18 часов в неделю или 720 часов в год для специальных учреждений). Под учебной нагрузкой принято понимать объем преподавательской работы, контроль успеваемости или аттестации учащихся, который определяется в астрономических часах и регулируется штатным расписанием. 
  2. Ненормируемая. Рабочее время, которое невозможно определить точным числом астрономических часов и местом проведения, поскольку может выполняться несистемно (не ежедневно и даже не еженедельно). Ненормируемая нагрузка учителя определяется уставом ОУ, правилами внутреннего распорядка, должностными обязанностями специалиста, планами и графиками работы. 
Ненормируемая или другая часть педагогической работы не регламентирована по количеству часов, не входит в норму рабочего времени педагогического работника и включает:
  • участие в подготовке и проведении заседаний методических и педагогических советов, консультирование родителей, индивидуальная работа с детьми, разработка воспитательных или оздоровительных мероприятий согласно программе — все это регулируется локальными актами учреждения;
  • подготовка к преподавательской деятельности, изучение интересов и способностей детей, уточнение их жилищно-бытовых условий путем посещения семей учеников на дому;
  • кратковременные дежурства по школе — регулируются правилами внутреннего распорядка школы;
  • по письменному согласию выполнение дополнительных обязательств, которые не связаны с непосредственной образовательной деятельностью, например, заведование кабинетом или классное руководство, ведение дневников и классного журнала, что определяется трудовым договором, за что предусмотрена дополнительная плата. 
Таким образом, рабочее время педагогического работника складывается из трех составляющих:
  1. педагогическая деятельность согласно нормируемой части;
  2. должностные обязанности, определяемые квалификационными характеристиками;
  3. дополнительные задания, осуществляемые по письменному согласию. 
Расписание занятий в школе должно формироваться таким образом, чтобы максимально рационально использовать время учителей, поскольку для педагогических работников предусмотрена сокращенная рабочая неделя. Таким образом, заместителям директора при формировании расписания важно соблюдать непрерывную последовательность работы педагогов и следить за отсутствием так называемых «окон». 

Методический день: сложности правового регулирования

Понятие «методический день» не предусмотрено российским законодательством, а потому оно отсутствует в нормах рабочего времени педагогического работника. Однако время, которое педработник тратит на методическую работу должно включаться в общее рабочее, согласно Письму Федеральной службы по труду и занятости «Об учете “методического дня” в табеле рабочего времени» от 2008 г. При этом методическая работа совершенствует методики преподавания, повышает качество и эффективность проведения учебных занятий, способствует росту профессионального мастерства педагогов и руководителей. Потому количество и частота методических дней регулируется внутренними нормативными актами образовательного учреждения. 

Методический день некоторые педагоги ошибочно считают дополнительным выходным, однако в это время учителю следует находиться за пределами школы, работая над совершенствованием педагогического мастерства, самообразования, написания планов-конспектов, подготовки к урокам. Если работодатель в этот день вызовет учителя в школу, его работа не подлежит двойной оплате. Если методдень не регламентирован локальными актами как рабочий день учителя, но согласно расписанию у него нет уроков, он может быть привлечен к организационной, методической или учебно-воспитательной деятельности. 
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Формирование и развитие структуры, управленческой команды" За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Норма часов и продолжительность рабочего времени: права на труд и отдых

Приказ № 1601 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педработников» от 25 февраля 2015 г. признает неправомерным применение к учителям и некоторым другим педработникам 36-часовой рабочей недели. Однако приложение к приказу фиксирует возможность определения продолжительности рабочего времени (36 или 30 часов в неделю) для одних педработников и норма часов рабочего времени других педагогических работников за ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 36 и 30 часов). Норма часов для учителей, работающих в 1-4 классах, составляет 20 часов, а для педагогов 5-11 классов — 18 часов в неделю.

Те педагоги, для которых установлена продолжительность рабочего времени, получают заработную плату, исходя из должностных окладов, а те, которые работают по норме часов за ставку — исходя из ставки заработной платы. Важно подчеркнуть, что учебное время в школах исчисляется в академических часах (45-50 минут), однако норма часов учительской работы — в астрономических (60 минут). 

Учебную нагрузку или ставку учителя в школе — сколько часов он будет работать в неделю — устанавливают перед началом учебного года на основании школьных локальных актов и трудового договора, заключенного с педагогом. По соглашению сторону нагрузку можно увеличить или уменьшить, но о подобном предложении работодатель должен письменно уведомить сотрудника минимум за два месяца. 
Длительность рабочей недели педработников
Продолжительность Категории педработников Особенности
36 часов
  • педагоги из числа профессорско-педагогического состава;
  • старшие воспитатели, работающие по программам дошкольного и дополнительного общего образования, домов ребенка;
  • социальные педагоги и педагоги-психологи;
  • педагоги-организаторы и старшие вожатые;
  • инструкторы по труду и мастера производственного обучения;
  • библиотекари;
  • старшие, инструкторы-методисты и методисты;
  • тьюторы;
  • преподаватели ОБЖ. 
Эти педагогические работники получают должностной оклад и могут работать как на полную ставку (36 часов), так и на ее половину (18 часов). Если они работают по совместительству, дополнительно они получают нормированную учебную нагрузку. 
30 часов
Старшие воспитатели общеобразовательных организаций, школ-интернатов и детских домов. 
Для педагогов, которые работают в учреждениях круглосуточного пребывания детей, могут устанавливаться различные нормы рабочего времени: гибкий или сменный график, пятидневка. 
рабочее время педагога зависит от фактического объема работы
  • музыкальные руководители;
  • инструкторы физвоспитания;
  • учителя-дефектологи и логопеды;
  • концертмейстеры;
  • воспитатели. 
Если число учащихся или количество занятий в неделю увеличивается согласно учебной программе или плану, соответственно, увеличивается нагрузка специалистов. 
Нормальная рабочая неделя представителей большинства профессий не должна превышать  40 часов, однако законодательство устанавливает для педагогических работников рабочую неделю длительностью не более 36 часов — то есть сокращенную в сравнении с другими сферами деятельности. 
Если учителя не могут получить полную учебную нагрузку в качестве гарантии выплаты полной заработной платы, согласно правительственному приказу №191 от 3.04.2003 года, может быть уточнен перечень обязанностей или работ, которые они должны выполнять. Администрация школы должна уведомить об этом педагогов минимум за два месяца. 
Важно подчеркнуть, что учитель не обязан находиться в школе 36 часов в неделю, и директор не вправе требовать этого от сотрудника. Напротив, достаточно присутствовать в образовательном учреждении для выполнения нормируемой части учебной нагрузки, а после педагог волен заниматься своими делами или уделять время самообразованию. 36 часов — максимально возможная норма часов в неделю учителя, при этом случаи конфликтов между учителями и администрацией по этому поводу систематически случаются в разных регионах страны. 
Ненормируемая часть рабочего времени должна регулироваться локальными актами по усмотрению администрации, исходя из специфики кадрового состава, контингента учеников, материально-технического оснащения учреждения. На законодательном уровне сегодня регламентированы только случаи недоработки или переработки нормируемой части. Сколько часов в неделю учитель работал вне ставки в форме ненормируемой деятельности, для расчета заработной платы не имеет значения. 

Режим рабочего времени в каникулярный период и в период отмены занятий

Специального регулирования требует режим работы педагогического работника в каникулярное время и в периоды приостановки или отмены учебных занятий в связи с климатическими или санитарно-эпидемиологическими причинами. Чтобы не квалифицировать карантин как простой в работе, педработники за этот период получают часть заработной платы, выполняя возложенные на них обязанности, например, составления рабочей программы, подготовки к урокам, заполнения журналов. 

Каникулярный период, согласно приказу Минобрнауки «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69, определяется как рабочее время, необходимое для оформления методической документации, подготовки к заседаниям педсовета или методобъединения, проведения экскурсий или внеклассных мероприятий с детьми. 
В Приказе указано, как характеризуется рабочее время педагогического работника в период каникул: учителя должны осуществлять организационную, методическую и педагогическую деятельность в рамках объема учебной нагрузки, установленной до начала каникул. Аналогичные нормы действуют и для педагогов, которые работают с учениками, обучающимися на дому. 
Важно уточнить, что учителя не могут привлечь к педагогической деятельности во время каникул в другом образовательном или оздоровительном учреждении, но в той же местности. Следовательно, педагог не может работать в оздоровительном лагере или вести кружковую работу во время весенних, зимних, осенних или летних каникул. При желании, заключив трудовой договор педагоги могут в период своего отпуска работать в оздоровительных учреждениях, которые находятся в другой местности. 
Режим работы в это время определяется локальными актами и графиками, потому время работы учителя во время каникул должно соответствовать учебной нагрузке в неканикулярный период (если учитель работал 18 часов в неделю, на каникулах он должен работать не более 18 часов):
  • Если администрация школы при составлении графика работы на каникулы учитывает ненормированную часть работы педагога (работу с журналом, проверку ученических работ), подобных действия выходят за рамки правового поля и считаются незаконными. 
  • Если в плане работы учреждения на этот период заявлены различные мероприятия, участие в которых увеличит режим работы учителя в школе, он может быть привлечен к ним соответствующим приказом. Если же мероприятия не были обозначены в школьном плане, учитель может присутствовать в школе лишь время, ограниченное его учебной нагрузкой. 
  • Если педагогический работник работает в школе по норме часов (36-часовая недельная ставка), в целях отработки нормы, на одно и то же задание могут привлекаться несколько специалистов (например, воспитателей, методистов, учителей-дефектологов).  
  • Если в графике работы учреждения директор не указал противное, каникулярное время считается рабочим временем.
Представители обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала в каникулярное время и на период остановки занятий могут быть вызваны на работу только по соответствующему приказу администрации, в котором будут указаны обязанности работников и график их работы. Допускается привлечение специалистов к хозяйственным работам, которые не требуют специализированных знаний. 

Рабочее время учителя при работе по совместительству

Новая редакция ст. 333 ТК РФ фактически лишила педагогов возможности работать по совместительству, однако при этом подобная практика остается и регулируется уже ст. 282 ТК РФ и Постановлением Правительства «Об особенностях работы по совместительству» от 2003 года. Согласно этим документам, педработники могут совмещать должности — то есть в соответствии с трудовым договором выполнять регулярную оплачиваемую работу во время, свободное от основной деятельности. Совмещать можно аналогичные профессии и специальности за исключением тех, где это запрещено требованиями СанПина. 

Рабочая неделя педагогических работников по совместительству определяется во время подписания трудового договора, но не может быть больше 18 часов в неделю. Работники сферы культуры, например, художественных руководителей, концертмейстеров и балетмейстеров, рабочая неделя при совместительстве не должна быть дольше продолжительности рабочей недели на основном месте. 
Важно подчеркнуть, что работой по совместительству не считаются:
  • редактирование, рецензирование, переводы отдельных работ и произведений без зачисления в штат;
  • выполнение экспертных оценок, бухгалтерских или технических экспертиз с разовой оплатой;
  • почасовая педагогическая работа или консультативная деятельность длительностью не более 300 часов в год;
  • без занятия должности в штате работа по заведованию лабораториями и кабинетами, по проведению экскурсий, организации мероприятий;
  • работа в том же образовательном учреждении, но сверх установленной нормы режима работы учителей.
Учителя не ограничивают в числе трудовых договоров, которые он может заключить, но сумма рабочего времени по ним не должна превышать допустимые законом нормы. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.