Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"

6737

Пояснительная записка: принципы, цели и практические задачи рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа-2100", а именно: примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной программы "Литературное чтение" Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой. Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, утвержденному приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", учебнику "Литературное чтение. Капельки солнца" в 1-м классе авторов Е.В. Бунеевой и Р.Н. Бунеева.

Систематический курс "Литературное чтение" по программе "Школа-2100" рассчитан на 448 ч, из них: в 1-м классе – 40 ч; со 2 го по 4 й класс – по 136 ч в год. В первом классе на изучение учебного курса "Литературное чтение" отводится 4 ч в неделю. Курс изучается в течение 10 учебных недель после завершения пропедевтического курса "Обучение грамоте" .

Материал курса "Литературное чтение" представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • виды речевой деятельности:
    – аудирование;
    – чтение;
    – работа с текстами художественных произведений;
    – культура речевого общения;
  • круг детского чтения;
  • литературоведческая пропедевтика;
  • творческая деятельность обучающихся.

В основе построения программы лежат следующие принципы: 

  • личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • культурно-ориентированные: целостного представления о мире, систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладения культурой;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к миру, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
  • структурообразующие: тематический; жанрового разнообразия; оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из взрослой литературы; актуализации тематики чтения; идейно-художественной значимости; целостного восприятия художественного произведения и др.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие:
    – речи, мышления, воображения школьников;
    – умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
    – патриотических чувств по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
    – умения составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;
  • освоение:
    – общекультурных навыков чтения и понимания текста;
    – умения осознанно и правильно читать;
  • воспитание:
    – интереса к чтению и книге;
    – эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
    – позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
    – потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою речь, делать ее правильной, точной, богатой;
  • овладение коммуникативной культурой;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника (понимание духовной сущности произведений).

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль – при введении нового материала;
  • взаимоконтроль – в процессе его отработки;
  • рубежный контроль – при проведении проверочных работ;
  • итоговый контроль, включающий проверку техники чтения.

Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

Виды занятий: проверочная работа, урок.

Виды уроков: работа с новым произведением, рефлексия, развитие речи, внеклассное чтение.

В основе уроков работы с новым произведением используется технология формирования типа правильной читательской деятельности, при которой работа с текстом состоит из трех этапов:

1) работа с текстом до чтения:
– чтение фамилии автора и названия произведения; рассматривание иллюстраций; чтение опорных слов; высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения;
– формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения;

2) работа с текстом во время чтения:
– первичное чтение;
– выявление первичного восприятия;
– перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углубить понимание прочитанного;
– обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построением произведения, размышления о герое и его характере);

3) работа с текстом после чтения:
– смысловые вопросы к тексту, в т. ч. проблемные;
– короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;
– работа с заглавием, его осмысление;
– работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);
– итоговое задание, в т. ч. творческое.

наверх

Требования к уровню подготовки обучающихся

К окончанию обучения по курсу "Литературное чтение" в 1-м классе обучающиеся должны знать понятия: "стихотворение", "рифма", "рассказ", "звукопись".

Обучающиеся должны уметь:

  • осознанно и правильно читать плавным слоговым чтением тексты вслух (не менее 30 слов в минуту);
  • разъяснять заглавие текста;
  • прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;
  • озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру (рассказ, сказка, стихотворение);
  • отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы, подбирать наиболее подходящие слова);
  • составлять устный рассказ по картинкам;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно читать их с соблюдением соответствующих интонации, громкости и темпа речи;
  • формулировать свое отношение к героям прочитанных произведений.

Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения:

  • личностные универсальные действия: использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;
  • регулятивные универсальные действия:
    – целеполагание – постановка учебной задачи;
    – планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
    – контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;
    – коррекция смысловых и речевых ошибок;
  • познавательные универсальные действия:
    – применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
    – классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
    – анализ предложенного текста;
    – синтез – составление целого текста из частей;
    – построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    – смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
    различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
    – установление причинно-следственных связей;
    – построение логической цепи рассуждений;
    – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
  • коммуникативные учебные действия:
    – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
    – постановка вопросов для поиска и сбора информации;
    – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

наверх

Тематический план

Содержание тематического блока

Умения, вырабатываемые
в результате деятельности обучающихся

Аудирование (5 ч)

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.

Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои.

Жанры художественных произведений

Воспринимать на слух поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, мастеров художественного слова);
отвечать на вопросы по содержанию текста.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр

Чтение (29 ч, в т. ч. 4 урока-обобщения)

Чтение вслух и про себя – слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.

Использование выразительных средств: интонации, паузы.

Чтение наизусть стихотворений

Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами.

Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями детей.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания

Культура речевого общения (6 ч)

Совершенствование навыков ведения диалога.Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость – первое правило общения.
Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.

Уроки вежливости: "Как надо здороваться", "Как надо дарить подарки", "Как нужно играть", "Правила гигиены", "Как вести себя в гостях у природы", "Как содержать домашних животных"

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения
с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации ("КАК?", "КОГДА?", "ПОЧЕМУ?", "ЗАЧЕМ?")

Работа с текстом художественного произведения (на протяжении всего курса)

Текст и набор предложений. Художественный текст. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Антиципация заголовка в тексте: предположение относительно того, о чем данный текст. Выбор заголовка из вариантов, предложенных учителем. Подбор заголовка текста обучающимися.

Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) с помощью и без помощи учителя.

Обсуждение главной мысли произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Семантизация слов (в т. ч. незнакомых) и словосочетаний.

Подробный пересказ текста.

Рассказ по иллюстрации к тексту.

Анализ иллюстрации (кто изображен, когда, где) с помощью учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации.

Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги из ряда предложенных с помощью учителя. Знакомство с библиотекой

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям, ключевым словам; определять тему.

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из вариантов, предложенных учителем, обучающимися.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно.

Озаглавливать небольшие части текста.

Составлять простой план

Литературоведческая пропедевтика (изучается на протяжении всего курса)

Жанры произведений: рассказ, стихотворение. Прозаическая
и стихотворная речь. Тема произведения. Герой произведения. Характер героя.

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.

Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.

Словесное рисование в рассказах и стихах

Сравнивать жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей
для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Инсценирование.

Иллюстрирование фрагментов прочитанного произведения.

Подбор рифмы

Инсценировать художественное произведение

 

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения в оформлении календарно-тематического планирования:

• ВЧ – урок внеклассного чтения, РНП – урок работы с новым произведением, РР – урок развития речи, РФ – урок-рефлексия;

• СЛ – слушание, Ч – чтение;

• В – взаимоконтроль, И – итоговый контроль, Р – рубежный контроль, С – самоконтроль.

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид деятельности

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

"Попрыгать, поиграть…" (12 ч)

 

Знакомство с новым учебником для литературного чтения

РР

Ч, СЛ

Обращение авторов учебника к первоклассникам.
Урок вежливости "Как надо здороваться"

С, В

Уметь ориентироваться
в новом учебнике

 

"Любимые игрушки"

РНП

Ч

Введение понятия "строфа". Стихотворения: А.Л. Барто "Я выросла", Я.Л. Аким "Мой конь", С. Черный "Про девочку, которая нашла своего мишку"

С, В

Уметь выразительно читать стихотворное произведение.

Знать наизусть стихотворение (по выбору)

 

"Настоящие друзья детства"

РНП

СЛ

Обучение чтению в режиме "диалог с автором".

В.Ю. Драгунский "Друг детства"

С, В

Уметь читать целыми словами с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного

 

"Игрушки
для девочек и мальчиков"

РНП

Ч, СЛ

Чтение по ролям стихотворения В.Д. Берестова
"Про машину".
Стихотворения: А.Л. Барто "Кукла", "С утра на лужайку";
С.Я. Маршак "Цирк Шапито"

С, В

Уметь выразительно читать в лицах, отвечать на вопросы

 

"Необычная Красная Шапочка"

РНП

СЛ

Э.Н. Успенский "Крокодил Гена и его друзья". Подготовка
и чтение фрагмента по ролям

С, В

Уметь выразительно читать в лицах, отвечать на вопросы

 

"Во что играют дети?"

РНП

Ч, СЛ

Г.Б. Остер "Вредные советы",
А.Л. Барто "Малыши среди двора", И.И. Демьянов "Скакалочка". Урок вежливости "Как выбрать подарок". Работа по серии сюжетных картинок

С, В

Уметь воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них
и передавать свое настроение в рисунках

 

"Играть – это увлекательно!"

РНП

Ч

Чтение и озаглавливание частей рассказа Е.И. Чарушина "Никита-охотник"

С, В

Уметь воспроизводить содержание рассказа
по опорным вопросам

 

"Игры в слова"

РНП

Ч, СЛ

Г.Б. Остер "Вредные советы"; Ю.П. Мориц "Попрыгать-поиг­рать"; А.Л. Барто "Игра в слова"; И.П. Токмакова "Плим", "Динь-дон…". Урок вежливости "Как нужно играть?" – работа
по серии сюжетных картинок

С, В

Уметь выразительно читать стихотворное произведение.

Знать наизусть стихотворение (по выбору)

 

"Почему Незнайка не стал поэтом?"

РНП

Ч, СЛ

Э.Н. Успенский "Удивительное дело", фрагмент из книги
Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Введение понятия "рифма"

С, В

Уметь читать целыми словами с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного

 

"Как найти настоящих друзей?"

РНП

Ч

Фрагмент из книги
Э.Н. Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Творческое задание (работа в группах) – раскрашивание "домика дружбы"

С, В

Уметь формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста

 

Проверочная работа
по разделу

"Попрыгать, поиграть…"

РФ

Обобщение

Выполнение проверочной работы № 1

Р

Уметь формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста

Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение "Книги об играх и игрушках"

РР, ВЧ

Ч, СЛ

Устные рассказы по плану о своих игрушках.
Стихи и рассказы А.Л. Барто,
С.Я. Маршака, И.П. Токмаковой, Ю.П. Мориц, Э.Н. Успенского, В.Ю. Драгунского, Н.Н. Носова об увлекательных занятиях,
об играх и игрушках, в которые играют дети

С, В

Уметь находить заглавие текста, автора произведения

"Наш дом" (8 ч)

 

"Что можно увидеть
в обычном дворе?"

РНП

Ч

Работа с серией картинок.
Г.М. Цыферов "А что у вас
во дворе?" Составление плана стихотворения из рисунков, коллективный пересказ

С, В

Уметь пересказывать текст своими словами с опорой
на картинный план

"О младших сестренках и братишках"

РНП

Ч, СЛ

В.Ю. Драгунский "Сестра моя Ксения". Составление характеристики главного героя

С, В

Уметь находить в тексте слова, характеризующие героев произведения

РНП

Ч

А.Л. Барто "Две сестры глядят
на братца", Я.Л. Аким "Мой брат Миша"

С, В

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях

"О детях и их родителях"

РНП

Ч, СЛ

А.Л. Барто "Разлука", "Одиночество"; Г.Р. Граубин "Окно". Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

С, В

Уметь выразительно читать стихотворное произведение.

Знать наизусть стихотворение (по выбору)

Конкурс на лучшее чтение стихотворений

РНП

Ч

Урок вежливости "Правила гигиены". Работа с серией рисунков. Г.Б. Остер "Вредные советы", стихи И.И. Демьянова.

С, В

Уметь различать жанры литературных произведений

"Чему учат глупые истории?"

РНП

Ч, СЛ

Б.В. Заходер "Два и три",
М.М. Зощенко "Глупая история". Восстановление последовательности событий рассказа

С, В

Уметь восстанавливать последовательность событий по опорным словам

Проверочная работа по разделу "Наш дом"

РФ

Обобщение

Детские стихи В. Бирюкова,
О.Е. Григорьева. Проверочная работа по разделу "Наш дом"

Р

Уметь формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста

Внеклассное чтение по теме "Я и моя семья"

РР, ВЧ

Ч

Подробный пересказ рассказа М.М. Зощенко "Глупая история"
с опорой на план и ключевые слова. Стихи А.Л. Барто,
Б.В. Заходера, рассказы
В.Ю. Драгунского, М.П. Коршунова
о детях и родителях, дружбе и взаимопонимании в семье,
о совместных делах, увлечениях, труде и отдыхе детей
и родителей

В

Уметь делить текст
на смысловые части, составлять план,
пересказывать

"Ребятам о зверятах" (10 ч)

 

"Очень разные животные"

РНП

Ч, СЛ

Работа с серией картинок.
Б.В. Заходер "Мохнатая азбука"

С, В

Уметь читать целыми словами с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного

РНП

Ч

Б.В. Заходер "Мохнатая азбука". Составление своей азбуки (птичья, цветочная и др.)

С, В

Веселые и грустные стихи
о животных

РНП

Ч, СЛ

Г.Р. Граубин "У ручья", "Беспокойные мыши",
С. Черный "Слоник, слоник". Урок вежливости "Как вести себя в гостях у природы". Работа с комиксами

С, В

Уметь выделять главное, соотносить его с интонацией, анализировать поступки героев

"Какие сны снятся щенкам?"

РНП

Ч

Обучение чтению в режиме "диалог с автором".
Е.И. Чарушин "Томкины сны". Составление характеристики главного героя

С, В

Уметь прогнозировать содержание произведения
по названию, иллюстрациям к тексту, ключевым словам

"Проделки любимого щенка"

РНП

Ч

С.В. Михалков "Щенок". Пересказ сюжета от имени щенка

С, В

Уметь воспроизводить содержание рассказа
со сменой лица
"Отношения человека
и собаки"

РНП

Ч

Обучение приемам выразительной речи и чтения
с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним:
Ю.И. Коваль "Дик и черника", А.А. Шибаев "Без ужина"

С, В

Уметь воспроизводить содержание рассказа
по опорным словам

"Любитель живой природы"

РНП

Ч

Обучение чтению в режиме "диалог с автором".
М.П. Коршунов "Рисунок
с натуры"

С, В

Уметь формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста

Стихи о кошках и котятах

РНП

Ч

Д.И. Хармс "Удивительная кошка", И.П. Токмакова "Котята". Творческое задание – рисование диафильма по сюжету стихотворения

С, В

Уметь выразительно читать стихотворное произведение. Знать наизусть стихотворение (по выбору)

Выдуманные и невыдуманные истории о живот­ных и людях

РНП

СЛ

Ю.П. Мориц "Ворона",
В.В. Вересаев "Братишка".
Урок вежливости "Как содержать домашних животных"

С, В

Уметь различать жанры литературных произведений

Проверочная работа
по разделу

"Ребятам
о зверятах"

РФ

Обобщение

Выразительное перечитывание любимых стихотворений, отрывков прозы. Проверочная работа по разделу "Ребятам о зверятах"

Р

Уметь формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста

"Маленькие открытия"(10 ч)

 

"Маленькие открытия поэтов в стихах об осени"

РНП

Ч

Обучение приемам выразительной речи и чтения.
Г.Р. Граубин "Сон", "Шишкопад",
В. Бирюков "Сентябрь",
Т. Золотухина "Лужи-зеваки"

С, В

Уметь выразительно читать стихотворное произведение. Знать наизусть стихотворение (по выбору)

"Волшебница осень"

РНП

Ч, СЛ

Выработка умений убыстрять и замедлять темп речи и чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
В.М. Песков "Листья падают с кленов", И.П. Токмакова "Осень", "Туман"

С, В

Уметь выразительно читать стихотворное произведение. Знать наизусть стихотворение (по выбору)

 

"Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков". Проверка техники чтения

РНП

Ч

Воспитание внимания
к авторскому слову
в художественном произведении. Н.И. Сладков "Почему ноябрь пегий?". Проверка техники чтения

И

Уметь высказывать свои впечатления о прочитанном

 

"Звуки и краски зимы"

РНП

Ч

Обучение приемам выразительной речи и чтения.
Е.А. Благинина "Улетают, улетели",
Т. Золотухина "Метель",
И.П. Токмакова "Медведь"

С, В

Уметь выразительно читать стихотворное произведение. Знать наизусть стихотворение (по выбору)

 

"Загадки зимы"

РНП

Ч, СЛ

Н.И. Сладков "Песенка
подо льдом"

С, В

Уметь работать с художественными текстами

 

"Как нарисовать словами весну"

РНП

Ч

Обогащение опыта детей непосредственным наблюдением за состоянием природы, развитие способностей радоваться и удивляться
в процессе общения
с природой. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Н.И. Сладков "Шапки долой!", И.П. Токмакова "Весна"

С, В

Уметь воспроизводить предложения с различной интонацией

 

"Удивительные цветы"

РНП

СЛ

К.Г. Паустовский "Приточная трава". Составление текста-
описания

С, В

Уметь воспроизводить содержание рассказа, подражая "языку писателя"

 

"Маленькие открытия писателя
М.М. Пришвина"

РНП

Ч

М.М. Пришвин "Берестяная трубочка". Самостоятельное проведение обучающимися "диалога с автором"

С, В

Уметь при самостоятельном чтении вести "диалог
с автором"

 

"Тайны леса"

РНП

СЛ

А. Александров "Лесные шорохи", Г.А. Скребицкий "Лесной голосок"

С, В

Уметь воспроизводить содержание рассказа
по опорным вопросам

 

Проверочная работа
по разделу

"Маленькие открытия". Прощание с учебником "Капельки солнца"

РФ

Обобщение, Ч

Ю.П. Мориц "Что над чем";
С. Козлов, Г.М. Цыферов
из книги "Где живет солнце". Письмо авторов к читателям

Р

Уметь формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста

 наверх



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль