Диагностика адаптации к школе: истинные причины трудностей первоклассника

2915
Диагностика адаптации к школе: истинные причины трудностей первоклассника

Диагностика адаптации к школе: специфические и не специфические трудности

Перед тем, как выявить проблемы, с которыми сталкивается школьники помочь ему справиться с ними, необходимо разобраться в том, что из себя представляют школьные трудности.

Не специфические - когда педагог наблюдает у ребёнка высокую утомляемость, невозможность выполнить минимум учебной программы. К этой группе относятся дети с рассеянным вниманием, не развитой речью, моторикой и низким восприятием информации. С подобными данными, очевидно что в некоторых случаях адаптация первоклассников к школе - чрезвычайно трудный процесс.

Специфические - основаны на развитии школьника в области познания. Они также корректируются, но связаны с особенностями развития в конкретных областях, например: ребёнок плохо читает, но зато отлично решает математические задачи.

Главным различием специфических и не специфических трудностей при подготовке будущего первоклассника к школе, является разница в сроках проявления. Если оба типа сочетаются у одного школьника, это существенно осложняет ситуацию. Преимущество диагностики специфических трудностей в том, что их зачатки можно обнаружить на начальном этапе обучения, например: ребёнку тяжело даётся письмо и чтение а считает он хорошо. Если во время не провести диагностику адаптации к школе и не принять меры, к имеющимся трудностям добавятся стрессы, проблемы с учёбой, психологический дискомфорт и ребёнок будет уверен, что он не способен нормально учиться.

Не специфические проблемы в процессе психологической адаптации первоклассников к школе, также возможно спрогнозировать, например, при большой учебной нагрузке, когда ясно что далеко не все из детей справятся. Но, всё же первые результаты можно будет узнать только в конце полугодия, а далее при повторном увеличении требований очевидными будут нарушения психологического и физического здоровья у детей. При подготовке первоклассников к школе оказывается что трудности чаще возникают у мальчиков. По статистике на 1 девочку с проблемами, приходится 3 мальчика. Специалисты полагают что разница связана с тем, что женская психика более устойчива к планомерному не сильному воздействию, тогда как мужской организм способен лишь на кратковременные большие нагрузки.

При проведении диагностики адаптации к школе, об этом следует помнить не только учителям, но и родителям. Случается что последние усугубляют проблемы предъявляя детям повышенные требования, ведут себя жёстко, требуют от мальчика стать мужчиной. Чтобы лучше понять как проявляются различия между специфическими и не специфическими трудностями, рассмотрим реальные примеры.

Адаптация первоклассника к школе при явно выраженных не специфических трудностях

Максим П. 7 лет 9 месяцев, первоклассник. Дата диагностики - 15 марта. Родители пришли к педагогу-психологу с просьбой проконсультировать в вопросе перевода ребёнка в коррекционный класс. Следующие трудности выявлены на основе жалоб родителей и характеристики педагога. При подготовке первоклассника к школе в первом полугодии начального класса замечено:

  • пропускает буквы при письме, почерк неразборчивый, наблюдается тремор руки;
  • читает с запинками, торопится, придумывает по ходу чтения, пропускает буквы;
  • математические задачи выполняет с трудом, не помнит условий и числовой ряд.

В общем проявляет леность, отсутствие старания, на уроках отвлекается, внимание рассеянное. При профессиональной диагностике адаптации к школе: тестировании отклонений моторных функций, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия, результаты нормальные. Речевое развитие соответствует возрасту школьника. Успешно прошёл тест на интеллектуальное развитие, но с трудом выполнил задание на время. Нуждался в поощрении, подбадривании, мотивации.

Очевидно - для того чтобы адаптировать первоклассника к школе требуется более внимательное отношение со стороны учителя, разделения учебного задания на этапы и постоянное сопровождение при выполнении. Такой подход может существенно изменить картину мира ребёнка и привести его к мысли, что он способен нормально учиться.

Явно выраженные специфические трудности при подготовке первоклассника к школе

Тимур Д., 7 лет 10 месяцев, учиться в первом классе. Дата диагностики - 8 февраля. Трудности определены на основе жалоб преподавателя, который ссылается на собственный анализ работ мальчика, по математике и письму, а также навыкам чтения.

  • Письмо удаётся парню с трудом, не помнит как пишутся некоторые буквы, пишет медленно, почерк ужасный, путает буквы и вместо одних пишет другие.
  • Читает медленно не связно по слогам, переставляет местами буквы.
  • Математические задачи решает на отлично, но как только дело касается записи, то может переставить местами цифры.

Результаты диагностики адаптации к школе характеризуют парня как старательного и особенно хорошо развивающегося в области математики. При адаптации первоклассника к школе учителю необходимо понять, что Тимур не скоро начнёт хорошо читать и писать. Однако, следует осознать что его математические таланты нужно поддерживать и поощрять. При подготовке первоклассника к школе, лучше всего чтобы преподаватель успокоил ребёнка и объяснил, со временем навыки чтения и письма встанут на должный уровень, а на данный момент он должен развивать свою математическую склонность.

В этом случае для адаптации первоклассника к школе потребуется терпение и лояльность. Ведь скорее всего причиной специфических трудностей Тимура является зачаточное состояние областей головного мозга отвечающих за чтение и письмо. Они в порядке, но смогут активизировать свою работу не раньше чем по прошествии нескольких лет.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль